Циклы Авторы Сортировка

Аят 2

2 960
25 декабря, 15

2. يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ لِبَعْضٍ أَنْ تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنْتُمْ لَا تَشْعُرُونَ

 
«Уверовавшие! Не поднимайте ваши голоса над голосом пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши поступки окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого».

В тафсирах находят применение два термина. Один из них – «ша-нун-нузуль». Если во времена пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) происходило то или иное событие, и в связи с данным случаем ниспосылалось откровение, то событие, повлекшее данное откровение, называют ша-нун-нузуль (شَأنالنزول). Если же в связи со случаем, произошедшим во времена пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), следовал определенный хадис пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), то событие, вызвавшее хадис, носит название ша-нуль-вуруд (شَأنالورود).
 
Ша-нун-нузуль (предпосылкой ниспослания) первых трех аятов суры «Худжурат» являлось прибытие делегации рода Тамим к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В присутствии пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Абу Бакра и Умара (радиаЛлаху ‘анхума) проходило обсуждение вопроса о том, кого назначить лидером данного рода. Абу Бакр (радиаЛлаху ‘анх) предложил кандидатуру Кагкага ибн Магбада (радиаЛлаху ‘анх). Умар (радиаЛлаху ‘анх) предлагал назначить Акру бин Хабиса (радиаЛлаху ‘анх). Так, в присутствии пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) произошла дискуссия между Умаром и Абу Бакром (радиаЛлаху ‘анхума), в результате которого они повысили свой голос. Абу Бакр (радиаЛлаху ‘анх) отстаивал предложенного им человека, а Умар (радиаЛлаху ‘анх) отстаивал указанную им кандидатуру.
 
Поэтому Аллах осудил такое поведение Абу Бакра и Умара (радиаЛлаху ‘анхума), повысивших голос в присутствии пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), поскольку такое поведение являлось неуважением к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Им следовало хранить молчание. А если б пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) попросил их высказаться, то тогда бы и следовало говорить. Только если б он спросил их мнение, им следовало его высказывать. Говорить же в присутствии пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в то время, как он об этом не просил, и, более того, делать это на повышенных тонах – это проявление неуважения к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
 
Центральным пунктом исламской религии является проявление адаба и уважения к Аллаху и Его пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). И не только к ним, но и ко всем отличительным признакам ислама: будь то к Благородной Каабе, кибле, мечети или алимам. Проявление уважения ко всем характерным признакам ислама – это ядро веры, без которого человек не будет ценить религию ислам.
 
Соответственно, Аллах говорит на эту тему, о том, как проявлять адаб и уважение по отношению к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
 
В другом аяте Аллах указывает на это иным образом:
 
وَمَنيُعَظِّمْشَعَائِرَاللَّهِفَإِنَّهَامِنتَقْوَىالْقُلُوبِ

То есть проявление адаба к Аллаху и Его пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – это выражение набожности, праведности человека. Важно также проявление адаба и уважения к любой характерной особенности ислама – всему тому, что специфично именно для исламской религии и чего нигде больше нет: например, Благородная Кааба уникальна именно для ислама, кибла тоже характерна именно для ислама, и мечети имеют прямое отношение именно к исламу, то же самое можно сказать и о Коране. Поэтому проявление уважения ко всему, что характерно именно для исламской религии, является основополагающим в исламе.
 
В одном хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит, что, если человек плюнет в сторону киблы, он тем самым проявит к ней неуважение, и этот плевок припомнится ему в Судный День. Если сидеть, вытянув ноги в сторону киблы, это тоже будет неуважением к ней. Держа Коран, нужно делать это с чрезвычайным адабом и уважением. Принимайте его близко к сердцу, а когда читаете его, целуйте Благородный Коран. А откладывать его в сторону, ставя на пол, – это неуважение к Корану.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрагим Десаи: Толкование суры
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков