Циклы Авторы Сортировка

Аяты 3-5

3 594
8 января, 16

Аят 3

 
Аллах говорит об адабе и уважению по отношению к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
 
3. إِنَّ الَّذِينَ يَغُضُّونَ أَصْوَاتَهُمْ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ امْتَحَنَ اللَّهُ قُلُوبَهُمْ لِلتَّقْوَىٰ ۚ لَهُمْ مَغْفِرَةٌ وَأَجْرٌ عَظِيمٌ

«Воистину, сердца тех, что при посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах испытал для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда»
 
После того случая Абу Бакр (радиаЛлаху ‘анх) при разговоре с посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) понижал свой голос. Временами пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) даже переспрашивал его о том, что он сказал: настолько тихо он стал обращаться к посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Умар (радиаЛлаху ‘анх) обладал громким голосом, но после этого случая он тоже стал говорить тихо с пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), выражая тем самым чрезвычайный адаб и уважение по отношению к нему.
 
Аяты 4-5
 
4. إِنَّ الَّذِينَ يُنَادُونَكَ مِنْ وَرَاءِ الْحُجُرَاتِ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ

«Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя (Мухаммад) из-за пределов комнат, не разумеют».
 
5. وَلَوْ أَنَّهُمْ صَبَرُوا حَتَّىٰ تَخْرُجَ إِلَيْهِمْ لَكَانَ خَيْرًا لَهُمْ ۚ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Если бы они потерпели, пока ты выйдешь к ним, это было бы лучше для них. Аллах – Прощающий, Милосердный».
 
В следующих двух аятах (четвертом и пятом) тоже имеется ша-нун-нузуль. Делегация племени Тамим прибыла к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) после дневного намаза. На момент их прибытия в Лучезарную Медину они были некультурными людьми, пришедшими из сел и племен. Они не были обучены адабу и уважению. Поэтому, прибыв в Лучезарную Медину, некоторые из них направились прямиком к дому посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и позвали его снаружи:
 
– Мухаммад, выходи! Выходи!

Обычно, когда вы идете к кому-нибудь домой, вы учитываете то, что человек может отдыхать и т. д., и постучите в дверь. Но те люди пришли к дому пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и прокричали, чтобы тот выходил. Нрав посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был очень возвышенным, и он вышел к ним и уделил им время и внимание. Аллах говорит, что поведение, подобное тому, что продемонстрировали эти люди, также неуважительно к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Им следовало подождать, проявить выдержку и терпение и дождаться, пока посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вышел бы сам. А приходить к его дому и с улицы звать его, чтобы тот вышел из дома, это неуважение к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Отсюда можно понять, что существует определенный адаб, который нам нужно соблюдать, если мы хотим посетить того или иного человека. В 27 и 28 аятах суры «Нур» Аллах говорит об адабе посещения дома другого человека. Аллах говорит:
 
 يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتًا غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّىٰ تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَىٰ أَهْلِهَا ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ.27

 

«Уверовавшие! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете салямом их обитателей».
 
А в следующем аяте Аллах говорит:
 
28. فَإِنْ لَمْ تَجِدُوا فِيهَا أَحَدًا فَلَا تَدْخُلُوهَا حَتَّىٰ يُؤْذَنَ لَكُمْ ۖ وَإِنْ قِيلَ لَكُمُ ارْجِعُوا فَارْجِعُوا ۖ هُوَ أَزْكَىٰ لَكُمْ ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ

 
«Если же никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» – то уходите».

Однажды Умар (радиаЛлаху ‘анх) позвал за Абу Мусой Ашари (радиаЛлаху ‘анх). Тот подошел к дому Умара (радиаЛлаху ‘анх), трижды дал салям или постучал в дверь. Вероятно, Умар (радиаЛлаху ‘анх) не услышал. И Абу Муса Ашари (радиаЛлаху ‘анх) пошел обратно. Затем Умар (радиаЛлаху ‘анх) понял, что не услышал голоса Абу Мусы Ашари (радиаЛлаху ‘анх), позвал за ним и спросил, почему он, придя к двери его дома, ушел. Тогда Абу Муса (радиаЛлаху ‘анх) ответил, что он трижды стучал и взывал голосом, а потом ушел. Он сказал, что слышал, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что при входе в чужой дом нужно трижды постучаться, и если никто не ответит, следует уйти. Умар (радиаЛлаху ‘анх) ответил, что об этом ранее не слышал и хочет, чтобы тот привел доказательство этому. Тогда Абу Муса Ашари (радиаЛлаху ‘анх) направился к группе сахабов и спросил их, слышал ли кто-нибудь из них об этом от пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Самый молодой из них слышал, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил об этом. Это был Сагид ибн Худри (радиаЛлаху ‘анх). Он пришел и засвидетельствовал перед Умаром (радиаЛлаху ‘анх) об этом.
 
В одном хадисе приводятся слова посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) об адабе при посещении чужого дома. В те времена дома были такими, что их дверные проемы были открыты, и на них не было ни занавесок, ни дверей. Поэтому по адабу, если дверь чужого дома была открыта, нужно было встать справа или слева от двери, чтобы не заглядывать вовнутрь.
 
Таковы некоторые адабы посещения других людей. И Аллах говорит:
 
إِنَّ الَّذِينَ يُنَادُونَكَ مِنْ وَرَاءِ الْحُجُرَاتِ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ
 
Воистину, большинство из тех, что зовут тебя из-за пределов комнат, не понимают (адаба)»
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Худжурат»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков