Циклы Авторы Сортировка

Аяты 14-18 (окончание)

2 857
12 февраля, 16

14. قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا ۖ قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَٰكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ ۖ وَإِنْ تُطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ لَا يَلِتْكُمْ مِنْ أَعْمَالِكُمْ شَيْئًا ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

 

Бедуины сказали: «Мы уверовали (принесли иман)». Скажи: «Вы еще не уверовали. Поэтому говорите: “Мы покорились (принесли ислам)”. Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его посланнику, Он нисколько не умалит ваших поступков. Аллах – Прощающий, Милосердный».

 

15. إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا وَجَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ

«Верующие – только те, что уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние».

 

16. قُلْ أَتُعَلِّمُونَ اللَّهَ بِدِينِكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۚ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
 

Скажи: «Неужели вы собираетесь докладывать Аллаху о вашей вере? Ведь Аллах знает то, что на небесах и на земле. Аллах знает все сущее».

 

17. يَمُنُّونَ عَلَيْكَ أَنْ أَسْلَمُوا ۖ قُلْ لَا تَمُنُّوا عَلَيَّ إِسْلَامَكُمْ ۖ بَلِ اللَّهُ يَمُنُّ عَلَيْكُمْ أَنْ هَدَاكُمْ لِلْإِيمَانِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ


Они полагают, что оказали тебе милость, приняв ислам. Скажи: «Не думайте, что вы оказали мне милость, обратившись в ислам. Напротив, это Аллах облагодетельствовал вас тем, что наставил на путь веры, если вы искренни».

 

18. إِنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ


«Воистину, Аллах ведает сокровенное на небесах и на земле, и Аллах видит, что вы вершите».
 
Это последние пять аятов суры «Худжурат». Среди арабов было племя Асад. Они не были мусульманами. В то время в Аравии была засуха, и из-за нее люди страдали от чрезвычайной бедности и сильных невзгод. Некоторые члены племени Асад услышали, что в Лучезарной Медине мусульманам помогают посредством закята. И они отправились в Лучезарную Медину, притворившись мусульманами, чтобы получить закят. Они сказали посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что уверовали (принесли иман) в Аллаха. Они также сказали пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что на его счастье они прибыли в Лучезарную Медину и помогли делу ислама не так, как те, кто пришел к исламу вследствие войны. И Аллах указывает на некоторые проступки племени Асад в указанных аятах:
 
1. Не говорите, что уверовали (принесли иман).
 
2. Не говорите, что оказали честь Мухаммаду своим принятием ислама.
 
3. Поскольку племя это было весьма бес культурным, они разбрасывали грязь и нечистоты вокруг Лучезарной Медины. У них также был свой бизнес, и они продавали свои продукты по очень завышенной цене, тем самым портя рынки.
 
И Аллах сказал, чтобы они не говорили, что принесли иман. Они не принесли иман, а принесли ислам. Есть разница между иманом и исламом. Согласно терминологии, иман – это тасдик-биль-кольб (свидетельствование веры своим сердцем, не только языком). Устное подтверждение тоже является условием того, что человек является верующим. Но базовое требование заключается в том, чтобы человек засвидетельствовал своим сердцем единственность Аллаха и качества Аллаха, он должен верить в рай и ад, а также в божественные писания. Все это он должен засвидетельствовать своим сердцем. Ислам – это лишь внешнее выражение того, что содержится в сердце. Поэтому если человек в устном виде говорит, что он – мусульманин, а сердце его лишено исламских вероубеждений и ценностей, то такой человек верующим не является. И Аллах говорит о племени Асад, что их заявление о принесении имана (веры) не соответствует истине. Они заявили, что принесли иман, а это был лишь ислам. В принципе, если человек придет и скажет нам, что он – мусульманин, то, поскольку наша эпоха – это не времена божественного откровения, мы примем его за мусульманина и будем обращаться с ним как с мусульманином. Иными словами, если он беден и нуждается, и заявляет, что является получателем закята, то в этом случае мы дадим ему закят, и наш закят будет уплачен. Если он заявляет, что является мусульманином, и кто-то из мусульманок хочет выйти за него замуж, то их никах будет действителен. Если он отправляется в хадж, то он тоже будет принят. И если он умирает, его хоронят как мусульманина и на мусульманском кладбище. Мы должны вести себя с ним в соответствии с тем, что он говорит, заявляя, что является мусульманином.
 
Искренен он или нет, это внутреннее дело между ним и Аллахом. Наш же принцип заключается в том, что судим мы о человеке по его внешней ситуации. А то, что скрыто в сердце, – это между ним и Аллахом.
 
И Аллах обращает на это внимание племени Асад. Человек заявляет, что является мусульманином, но имеются практические противоречия его заявлению. Например, если человек утверждает, что он мусульманин, но при этом носит крест, или он заявляет, что мусульманин, но ходит в церковь, и имеются иные очень явные признаки неверия в его жизни. Заявление такого человека о том, что он мусульманин, не будет приниматься, и мы не будем считать его мусульманином. Но если человек заявляет, что мусульманин, и говорит нечто совершенно противоречащее религии ислам, но есть вероятность, что вы сможете определенным образом интерпретировать его слова, пытаясь найти им оправдание, если его словам можно дать 100 интерпретаций, и 99 из них – неверие, а одна соответствует религии и иману, то мы истолковываем все в выгодном для него свете и будем считать его мусульманином.
 
Во-вторых, Аллах говорит о тех, кто принял религию ислам, хотя и сделали поначалу ошибку, заявляя о себе как о верующих. Но затем они осознали свои проступки и вошли в лоно ислама. И теперь Аллах простит все их прошлые грехи.
 
В хадисе рассказывается, как господин Амр ибн Ас (радиаЛлаху ‘анху) пришел к посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и попросил его протянуть руки, чтобы тот мог дать присягу и принять ислам. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) протянул руки, а Амр ибн Ас (радиаЛлаху ‘анху) убрал свою руку. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил его, в чем дело, ведь тот попросил протянуть руки, чтобы дать присягу и принять ислам, а сам убрал свою руку. В ответ Амр (радиаЛлаху ‘анху) сказал посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что хочет выставить определенные условия. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил о том, что это за условия. Тот сказал, что хочет гарантии того, что все проступки, совершенные им до принятия ислама, все его грехи будут прощены. И тогда посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обрадовал его, сказав, что разве тот не знает, что как только он примет ислам, все, что он сделал до этого – будь то блуд, увлечение азартными играми, воровство, потребление харама и т. д., – все это, все его грехи прощаются в момент принятия ислама и подчинения единственности Аллаха; и он становится словно новорожденный, безгрешный младенец. И тогда Амр ибн Ас (радиаЛлаху ‘анху) принял ислам из рук пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
 
В-третьих, в этих последних аятах суры «Худжурат» Аллах говорит о том, чтобы, как только мы принесли иман (уверовали), мы не сомневались. Имейте твердый якын (убеждение) в своем имане и продолжайте укреплять и защищать свой иман.
 
Шейх Сагади (рахимахуЛлах) рассказывал об одном случае из его детства как иллюстрацию того, как шайтан может вывести человека из имана. Однажды его мать купил ему золотое колечко. Когда он вышел из дома, случилось так, что вор увидел красивое кольцо у мальчика. Вор подошел к нему и сказал, чтобы мальчик попробовал его на вкус. Понятно, что будучи ребенком, он взял и попробовал. Вор спросил, хорошо ли кольцо на вкус. Мальчик сказал, что нет. Тогда вор вынул какую-то сладость и предложил мальчику попробовать. Шейх Сагади сказал, что это на вкус намного лучше. «Хорошо», – сказал вор.
 
– «Сладость можешь оставить себе, а мне дай кольцо».
 
Из этого случая шейх понял, как вор обвел его вокруг пальца, дав ему попробовать что-то более сладкое, но при этом более дешевое, а в обмен заполучил дорогое кольцо. Абсолютно таким же образом шайтан ворует у нас нашу религию и иман, представляя нам весь этот мир со всеми богатствами и удобствами привлекательнее, чем наша религия и иман. И в итоге выкрадывает наш иман.
У имама Рази (рахимахуЛлах) произошел однажды разговор с шайтаном. Шайтан заявлял, что Аллаха нет. Имам Рази (рахимахуЛлах) был великим философом и представил шайтану доказательства существования Аллаха. Тогда шайтан сказал имаму Рази:
 
– Ты заявляешь, что у тебя сильный иман, в то время как иман простолюдина, работающего в поле, лучше.
 
Имам Рази (рахимахуЛлах) подумал, что он, ученый и философ, может обосновать существование Аллаха, так что же такое ему говорит шайтан? Он отправился в поле, а там был человек исламской религии, который взрыхлял свое поле. Шайтан подошел к нему и начал с ним разговор, сказав, верит ли тот в Аллаха. В ответ человек не стал углубляться в споры, а просто взял свою мотыгу и замахнулся ею на шайтана. Тот тут же развернулся и убежал. После этого шайтан подошел к имаму Рази (рахимахуЛлах) и сказал:
 
– Видишь, в чем разница между твоим и его иманом. Как минимум, ты принял этот спор и вступил в спор о том, что Аллаха нет, а тот человек в такой спор даже вступать не захотел. Поэтому его иман сильнее твоего.
 
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) произносил такую мольбу:
 
– Аллах! Прошу твоей защиты от многобожия, злосчастий и сомнений в имане!
 
И, наконец, Аллах говорит о великом даре – религии и имане – которым Он наделил нас, и для сохранения которого мы должны сделать все возможное. Так, Аллах говорит:
 
قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّا ۖ قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَٰكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ ۖ وَإِنْ تُطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ لَا يَلِتْكُمْ مِنْ أَعْمَالِكُمْ شَيْئًا ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
 
Бедуины сказали: «Мы уверовали (принесли иман)». Скажи: «Вы еще не уверовали. Поэтому говорите: “Мы покорились (принесли ислам)”. Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его посланнику, Он нисколько не умалит ваших поступков. Аллах – Прощающий, Милосердный».
 
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا وَجَاهَدُوا بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنْفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ

«Верующие – только те, что уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние.
 

قُلْ أَتُعَلِّمُونَ اللَّهَ بِدِينِكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ ۚ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

 
Скажи: «Неужели вы собираетесь докладывать Аллаху о вашей вере? Ведь Аллах знает то, что на небесах и на земле. Аллах знает все сущее».
 

يَمُنُّونَ عَلَيْكَ أَنْ أَسْلَمُوا ۖ قُلْ لَا تَمُنُّوا عَلَيَّ إِسْلَامَكُمْ ۖ بَلِ اللَّهُ يَمُنُّ عَلَيْكُمْ أَنْ هَدَاكُمْ لِلْإِيمَانِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ

 
Они полагают, что оказали тебе милость, приняв ислам. Скажи: «Не думайте, что вы оказали мне милость, обратившись в ислам. Напротив, это Аллах облагодетельствовал вас тем, что наставил на путь веры, если вы искренни».
 

إِنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ


«Аллах ведает сокровенное на небесах и на земле, и Аллах видит, что вы вершите.
 
Верующие после принесения ими имана не  сомневаются в исламе. Они стараются своим имуществом и самими собой на пути Аллаха. Такие люди – из правдивых.
 
Племя Асад заявляло, что принесло иман. И Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал им, не учат ли они Аллаха своей религии. Аллах говорит в Коране:
 
«Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно узнает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь».
 
Племя Асад сказало пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что, к счастью, они приняли ислам, и это не было последствием войны, что они пришли сюда принять ислам и помогают делу ислама. И они подразумевали, что делают большое одолжение пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). И Аллах говорит:
 
Они полагают, что оказали тебе милость, приняв исламСкажи: «Не думайте, что вы оказали мне милость, обратившись в ислам. Напротив, это Аллах облагодетельствовал вас тем, что наставил на путь веры, если вы искренни»Аллах ведает сокровенное на небесах и на земле, и Аллах видит, что вы вершите.
 
Из последних аятов суры «Худжурат» мы узнаем о величии исламской религии, и насколько нам нужно стараться уберечь нашу религию и иман.
 
В качестве примера можно привести короля, обладающего крепостью. Он не оставляет крепость без присмотра, а делает все возможное для ее защиты. У него есть армия, стражники.

Предпринимаются все возможные меры для защиты крепости, чтобы у врага не было ни единого шанса вторгнуться в нее. Аналогичным образом Аллах дал нам иман, а это очень великая крепость, посредством которой мы сможем попасть в рай. Учитывая это, нам нужно следить и защищать и свой иман так же, как король оберегает свою крепость.
 
Для сохранения нашей религии и имана имеются определенные рекомендации:
 
1) В хадисе приводится высказывание Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, что иман у человека несовершенен до тех пор, пока он не покорится тому, что принес ему пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Нам нужно полностью покориться религии и исламу. То есть не просто выбирать то, что нам нравится, и отказываться от того, что нам кажется трудным. Для полного сохранения имана нам нужно полностью, безоговорочно подчиниться религии, исламу и велениям Аллаха. Нам нужно воплотить в своей жизни каждую черточку исламской религии.
 
2) В хадисе посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит, что иман у человека не будет полным, пока пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не станет ему более любим, чем собственный отец, дети и все человечество. Когда человек привьет в своем сердце любовь к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), тогда это поможет ему сохранить свою религию и иман. Нам нужно изучить жизнь пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), постараться раздобыть достоверную исламскую литературу о его жизни и его суннах, ознакомиться с историей пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Чем больше мы узнаем о его жизни и жизни сахабов, тем большую любовь к ним мы прививаем своему сердце. А это послужит средством сохранения нашей религии и имана.
 
3) Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что у имана есть семьдесят ответвлений. Самое значимое из них – это «Ля иляха илляллах, Мухаммадур-расулюллах». А самое меньшее – убрать мешающий предмет с дороги. И очень важным аспектом религии и имана является обладание стыдливостью, скромностью. Мы знаем, насколько опасны прелести внешнего мира. Как только мы покидаем стены мечети, спереди, слева, справа, повсюду вокруг – бесстыдство. Женщины одеваются самым нескромным образом. И это вредит нашей религии и иману в наших сердцах. Насколько это возможно, нам нужно стараться опускать глаза и прививать себе стыдливость и скромность.
 
4) Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил о человеке, который любит своих братьев по вере ради Аллаха, а не для выгоды и материальных благ, и не любит определенных людей ради Аллаха. Если вы дарите кому-то подарок, делайте это только ради Аллаха и из любви, а не из-за выгоды и материальных благ. А если отказываетесь от чего-то, то только лишь ради довольства Аллаха. Если все ваши действия мотивированы религией и вашей любовью к Аллаху, то вы укомплектовали свой иман.
 
5) Держитесь мечети. И не просто приходите в мечеть и сидите, а помогайте ее работе. Аллах говорит в Коране, что те в ком есть иман в Аллаха и Последний день, – это, кто населяет мечети. Как сообщается в хадисе, посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что если вы узнаете или увидите человека, заботящегося о мечети, служащего ее нуждам, то вы должны засвидетельствовать, что иман такого человека силен.
 
Во времена пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) была одна негритянка, которая приходила в мечеть пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и чистила ее, заботилась о ней. Спустя некоторое время пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не увидел ее и спросил, где она. Сахабы сказали, что она умерла. Поскольку умерла она ночью, а пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в это время отдыхал, они не стали его тревожить. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) настолько ценил эту женщину, что он пошел на ее могилу и вознес за нее дуа. Так он ценил ту работу, которую она делала для мечети. И мы тоже должны молить Аллаха, чтобы Он даровал всем нам способность защищать нашу религию и иман, насколько мы можем, и прикрепил наши сердца к мечети. И нам нужно стараться помогать мечети в максимально возможной степени.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрагим Десаи: Толкование суры
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков