Циклы Авторы Сортировка

Урок 10. Гнев, часть 1

7 792
2
4 апреля, 16

ИншаАллах, по воле Аллаха (Субханаху уа Таъала), продолжаем наши уроки по воспитанию нафса. На прошлых уроках мы говорили о таком пороке как любовь к положению в обществе, и что этот порок является причиной возникновения такой духовной болезни, как рия (совершение деяний напоказ).

 

Существует ещё одна духовная болезнь, из-за которой человек может совершить необдуманные действия и после сожалеть, также эта болезнь является причиной возникновения зависти и ненависти – это «аль-гадаб», то есть, гнев человека. Если гнев беспричинный, то он также является духовной болезнью человека. Поэтому необходимо знать, когда можно, а когда нельзя гневаться. В нескольких хадисах передается, что, когда люди просили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) дать им наставление, он говорил им: «Не гневайся». Почему? Потому что гнев может послужить возникновению ненависти и зависти. Когда человеком овладевает гнев, он может совершить необдуманные поступки и потом сожалеть о них, поэтому нам необходимо изучить такой порок как беспричинный гнев.
 
В целом, гнев – это горящий уголёк в сердце человека. И когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, то этот уголёк становится огнем и охватывает все тело человека. Когда огонь усиливается, то у человека вскипает кровь, что проявляется на его лице. Его лицо краснеет, у него поднимается кровяное давление. Мы ведь часто говорим: «Не будоражь мою кровь!»[1] Все это из-за огня в наших сердцах. Известно, что человек создан из земли, а земля – это такое вещество, которое находится в спокойном состоянии. Аллах (Субханаху уа Таъаля) создал человека из земли, а шайтана из огня. Шайтан сказал: «Ты создал меня из огня, а Адама из глины». Глина всегда находится в состоянии спокойствия, а если посмотреть на огонь, то он постоянно в движении. Он постоянно пылает. Поэтому Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) так сказал в хадисе о гневе: «Гнев – это горящий уголёк, который шайтан вкладывает в сердце человека». И когда этот горящий уголёк разгорается и становится огнем, человек становится беспокойным, подобно пылающему огню. И, в конечном итоге, этот огонь приводит человека к плачевным последствиям. В хадисе, который передал Абу Хурайра (радыАллаху анху) описано, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один человек и сказал: «О, РасулюЛлах, научи меня такой вещи, которая будет для меня не тяжела», и Пророк (салаЛлаху алейхи уа саллям) ответил: «Не гневайся». Когда человек снова попросил наставления, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) снова сказал то же самое. Ибн Умар (радыаЛлаху анху) сказал, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл один человек и сказал: «Скажи мне такое слово, которое будет для меня понятным и не сложным», тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Не гневайся», и когда человек снова спросил, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал тот же ответ.
 
Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) задал вопрос своим сахабам: «Какой человек, по-вашему, самый сильный?», и они ответили: «Тот, которого никто не сможет побороть». И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Это не так. По-настоящему сильный человек – это не тот, который может победить многих людей своей силой. Поистине, сильным является тот человек, который может контролировать себя во время гнева». (Этот хадис привели имам Бухари и имам Муслим.) Также есть множество назиданий от сахабов, табиинов, и учёных о вреде гнева.
 
Икрима (рахимахуЛлах) сказал по поводу аята: «وَسَيِّدًا وَحَصُورًا» (сура Али Имран 3:39): «Это качество пророка Яхъи (алейхи салям), которое приведено в Коране». Он пояснил, что слово «сейида» означает человека, которым не может овладеть гнев.
 
Имам Хасан (рахимахуЛлах) говорил: «О человек, ты вскакиваешь при каждом случае, когда тобой овладевает гнев. Когда-нибудь, вскакивая, попадёшь в Ад».
 
Имам Джафар ибн Мухаммад (рахимахуЛлах) как-то сказал: «Гнев – ключ от всех бед».
 
И ещё одно назидание от учёных: «Главой невежества является грубость, возле которой ходит гнев».
 
Имам Муджахид (рахимахуЛлах) сказал: «Иблис говорит: «Человек оказывается в моей власти в трех случаях: первое – когда человек в пьяном состоянии, мы хватаем его за шиворот и ведём туда, куда пожелаем, и он делает для нас все, что мы повелим; второе – в гневе человек говорит необдуманные слова и делает необдуманные поступки, о которых потом сожалеет; и третье – когда человек впадает в скупость, у него усиливается надежда, и он делает непосильные ему вещи»».
 
Также некоторые учёные сказали: «Будь осторожен в гневе, потому что, гнев ставит тебя в унизительное положение, когда тебе приходится просить прощения».
 
В риваяте, приведённом от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), говорится: «Остерегайся действий, после которых придётся просить прощения».
 
Абдулла ибн Мас’уд (радыАллаху анху) говорит: «Мягкость и терпение человека определяются в момент гнева. Его надёжность определяйте тогда, когда даёте ему что-то на хранение. Ведь как узнаешь его сабр, если он не будет гневаться? И как узнаешь его надёжность, если не дашь ему что-то на хранение?» Умар ибн Абдуль-Азиз (рахимахуЛлах), когда писал письмо своим поданным, то написал: «Никого не наказывай во время гнева. Если гневаешься, то лучше запри его. Когда успокоишься, то освободи его и наказывай по справедливости».
 
Вот слова имама Аль-Хасана (рахимахуЛлах): «Одно из качеств мусульманина – сила в области религии. Он всегда поступает, как велит ему религия, и принимает решение с мягкостью. То есть, его вера основана на якыне[2] Мусульманин даёт из своего имущества, где это необходимо. Не зазнается, если разбогател. И проявляет терпение в бедности. В ответ на зло делает добро, даже если есть возможность сделать зло. А также проявляет сабр в гневе». Также он приводит ещё несколько качеств: «Помогает тому, кто пережил коварство. Оказывает милость беспомощному и слабому. Не является скупым. Не тратит из имущества без причины. Прощает того, кто притеснил его. А также смотрит с пониманием на невежд. И его нафс испытывает трудности от него самого, а люди видят от него лишь хорошее».
 
 Если человек хочет создать для себя затруднение, то, несомненно, в первую очередь этого заслуживает его собственный нафс. У нас с вами, к сожалению, все иначе: наш собственный нафс получает от нас удовольствие, а люди видят от нас плохое. Как-то один человек спросил у Абдуллы ибн Мубарака (радыАллаху анху): «Можешь ли ты собрать в одно слово понятие «благой нрав»?», и он ответил: «Перестань гневаться».
 
Гнев, как мы сказали выше - это горящий уголёк, который вкладывает шайтан в сердце человека. И как сказали наши учёные: «Если у разгневанного человека есть возможность отомстить своему обидчику, то в это время у него краснеет лицо. Если его обидчик по статусу выше, и в сердце он понимает, что не сможет отомстить, тогда его лицо желтеет и переходит в скорбь». То есть, если у вас есть возможность отомстить тому, кто вас разгневал – например, вы можете побить его. В этот момент ваш гнев усиливается, вы краснеете, начинаете заикаться, бить кого-то и т.п. Ну, а если, ваш обидчик является вашим начальником, у вас нет возможности ему ответить, то ваш внутренний гнев переходит в скорбь. Вы желтеете, и по этой причине в вашем сердце возникает ненависть. А когда человек кого-то ненавидит и не желает ему блага, в последующим это переходит в зависть. Место гнева – в сердце, он проявляется через покраснение и заикание.
 
Теперь, в отношении гнева люди делятся на три уровня: первый уровень – это человек, совсем утративший такое качество как гнев. В нашей религии это не приветствуется. Поэтому имам Шафии (рахимахуЛлах) сказал: «Если кого-то разгневали по определённой причине, но этот человек не гневается, то он подобен ослу». Таким образом, есть моменты, когда человек должен гневаться. Например, Али (радыАллаху анху) передал: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не гневался из-за себя. Если он гневался, то только ради религии Аллаха и за права обиженных людей. И когда он гневался из-за религии Аллаха, то не успокаивался, пока не решал эту проблему». То есть, человек не должен гневаться из-за своего нафса, а гневаться ему следует из-за религии Аллаха, за свою честь и достоинство. И тот человек, который вообще утратил гнев, утратил и своё достоинство. К примеру, какой-то человек совершает неправильные действия в отношении вашей жены, сестры или других близких родственников, то, если у вас есть чувство собственного достоинства, вы будете гневаться.
 
В Коране Аллах (Субханаху уа Таъала), описывая сахабов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Они жестоки к врагам Аллаха» (сура Аль Фатх 48:29). Несомненно, жестокость исходит от гнева. То есть, потерять такое качество, как гнев, не приветствуется в нашей религии. Когда люди утрачивают способность гневаться, религия Аллаха для них опускается на самый низкий уровень.

И как говорили наши учёные: «Если в какой-то местности мужчины утратят честь и чувство собственного достоинства, то и женщины утратят стыд и честь». Ну, а если у мужчин какого-то народа будет честь и чувство собственного достоинства, то и у женщин будет стыдливость. Это сказано о полном отсутствии гнева.
 
А теперь, о беспричинном и неуместном гневе: беспричинный гнев тоже не приветствуется в нашей религии. Когда человек беспричинно гневается, он теряет рассудок и выходит за рамки дозволенного религией. Такой человек не может себя контролировать. Учёные говорят, что причина этого в том, с кем человек общается, какое он получил воспитание и каков у него характер.

Некоторые люди по характеру спокойные, а некоторые таковы, как говорит имам Абу Хамид аль-Газали: «Если посмотреть на этого человека, то даже если он спокоен, то все равно кажется, что он гневается». То есть, человек по природе раздражительный. Это первая причина. Вторая причина – это воспитание. Некоторые люди растут среди плохого общества: им кажется, что ответить злом на зло, подраться с кем-то - это хороший поступок. То есть, у такого человека «уличные» понятия: если кто-нибудь оскорбит его, он выходит из себя и может избить своего обидчика. После он будет рассказывать друзьям: «Мне такой-то сказал так-то, а я его поставил на место, набил ему морду и т.п.», и они похвалят его «О, молодец, с такими так и надо…». То есть, окружение его поддерживает, он вырос среди подобных людей, поэтому начинать по любому поводу «войну» ему кажется правильным делом.
 
Иногда, причиной такого поведения является высокомерие: человек смотрит на всех людей свысока, если кто-нибудь заденет его делом или словом, он вступает в конфликт. Как-то мне один знакомый парень рассказал о девушке, которая выросла в обеспеченной семье, у таких детей зачастую бывает высокомерие в сердцах. Однажды, кто-то прижал её машину, которую купил ей отец. И она, разозлившись, въехала в задний бампер этой машины, то есть, отомстила. Конечно, в этой ситуации ей придётся заплатить и т.д. Но почему она так поступила? Потому что у неё такое воспитание, она думает: «Как кто-то смеет так поступать со мной?!» Также человек, который гневается беспричинно, может употреблять нецензурные слова. Еще минуту назад этот человек вроде бы был спокоен, но в порыве гнева вы можете его не узнать. И такой человек совершает необдуманные поступки, за которые потом стыдится: бьёт кулаками по столу, пинает предметы, рвёт на себе одежду, если не может отомстить своему обидчику.
 
Имам Абу Хамид аль-Газали говорит: «Если человек неуместно гневается, то он может ударить животное, если оно его нечаянно заденет». То есть, он захочет отомстить животному. Потому что это животное, и извиняться перед ним не нужно. Или же, бывает, что человек в порыве гнева начинает пинать машину. Хотя это всего лишь кусок железа. Это и есть неуместный гнев. Такой человек ведет себя неадекватно. Самое правильное, как сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): «Хайр (благо) в любом деле – это золотая середина». Неправильно будет как вообще не гневаться, так и гневаться беспричинно. И самое правильное, если в человеке присутствует такое качество как гнев, но он всегда следует религиозным предписаниям. Гнев такого человека не выходит за рамки рассудка и религии. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал о гневе Са’ада (радыАллаху анху), то сказал: «Разве вы удивлены ревностью Са’ада? Клянусь Аллахом, я ревнивее его, а Аллах ревнивее меня». То есть, человеку не следует совсем отказываться от такого качества как гнев, но он не должен гневаться неуместно, и самое правильное - гнев человека не должен выходить за рамки здравого рассудка и религии. Человеку следует стараться и предпринимать действия в этом направлении.
 
Как сказал имам Абу Хамид аль-Газали: «Человек должен делать (для достижения этого) все, что в его силах. Даже если он никогда не достигнет в этом совершенства, то все же необходимо прилагать усилия. И если человек думает, что не сможет никогда избавиться от некоего дурного (качества), ему непозволительно полностью отдаваться этому плохому качеству». Также он сказал: «Одно плохое деяние может быть легче по степени другого плохого деяния, а одно хорошее деяние может быть выше другого хорошего деяния».
 
Возможно ли вообще утратить гнев или нет? Наши учёные говорят: «Гнев связан с теми вещами, к которым человек испытывает любовь. Человек что-то (или кого-то) любит, и, если кто-то будет претендовать на объект его любви, он гневается». Вещи, которые человек любит, делятся на два вида: первое – все, что связано с жизнедеятельностью человека: еда, вода, жилище. Это все относится к основным потребностям. Человек нуждается в этих вещах, поэтому он гневается, если лишается их. Например, у вас есть еда, и, если кто-то захочет отобрать у вас её, вы будете гневаться.
 
Второе – все вещи, которые относятся к излишествам: второй дом, третья машина, накопленные деньги. В отношении них у человека есть возможность не проявлять гнев. Для этого ему необходимо очистить сердце от любви к излишеству. В этих вопросах человеку следует воспитывать себя. У человека, который привязан к мирским благам, допустим, есть двадцать миллионов долларов, и, если кто-то украдёт у него один миллион, то он будет очень сильно гневаться. Почему? Потому что у него есть любовь к мирским благам. Если бы у него не было любви к мирскому, то он не гневался бы. Для удовлетворения своих необходимых потребностей ему достаточно гораздо меньшей суммы. Когда же человек имеет любовь к мирскому, то он гневается за каждую копейку.
 
 В первом случае, как говорят учёные: «Человек не может вообще утратить гнев в отношении основных жизненных потребностей, но он может держать их под контролем. И, если у человека усилится таухид в сердце, такой человек достигает спокойствия не гневом, а огорчением». К примеру, у вас есть один единственный баран, которого вы бережёте на зиму для своей семьи. Дома нет мяса, но в вашем сарае есть этот единственный барашек. Пришла какая-то болезнь, и баран умер, или его съел волк. И если баран умрёт от болезни, будете ли вы гневаться? Не будете. Почему? Потому что в этой ситуации вам некого винить. На кого вы будете гневаться? В этом случае человек будет печалиться. Таким же образом, когда человек знает, что все хорошее и плохое от Аллаха, то он печалится, но не гневается. Для этого у человека должен быть сильный таухид: понимание того, что, даже, если кто-то украдёт вашего барана, то это произошло по воле Аллаха. И ваша судьба была предписана ещё за пятьдесят тысяч лет до создания земли и небес. Изменить ход событий не в ваших силах. Когда у вас будет сильная вера в предопределение и таухид, то вы сможете контролировать себя. Безусловно, вы будете мучиться из-за того, что умер ваш единственный барашек. Но вам следует перевоспитывать себя.
 
Также человек может не гневаться по другим причинам. Обо всем этом мы с вами поговорим на следующем уроке, по воле Аллаха. Пусть Аллах (Субханаху уа Таъала) дарует нам полезные знания и силы следовать этим знаниям! И пусть Аллах примет наши благие деяния.
 

 

[1] Перевод фразы часто употребляемой в казахском языке.

 

[2] Якин – ясное знание, получаемое из увиденного воочию, а не посредством свойств и умозаключений; истинное (достоверное) знание, приобретаемое посредством ясного внутреннего видения, то есть видения сердца. Способность такого видения появляется вследствие очень сильной веры и соответствующего духовного очищения человека.

АВТОР ЦИКЛА
Уроки по книге
Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
Автор:
ИМАМ АБУ ХАМИД МУХАММАД ГАЗАЛИ
Шейх, имам
Ерсин Амире Абу Юсуф
Автор:
ЕРСИН АМИРЕ АБУ ЮСУФ
Устаз
Урок вышел:пятница
Новый урок:пятница

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Люблю Знание Ислама
0
<p>продолжение бар ма ози?????????</p>
17 августа, 17
Avatar
Еркин Рузметов
0
بسم لله الرحمن الرحيم
.السلام عليكم ورحمة لله وبركاته
Просмотрите перевод лекций устоза Ерсена Амире.
Может, проявите интерес к моим переводам.

بسم الله الرحمن الرحيم.


ГОРДОСТЬ

(из книги Ихья улюмиддин, имама Газали, шарх устоза Ерсена Амире. 1лекция )

Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров. О, наш Господь, расширь нашу грудь, облегчи нашу задачу, сделай нашу речь понятной, чтобы они могли понять, что мы хотим до них донести. О Аллах научи нас тому, что принесет нам благо, чтобы мы могли делать деяния, которые принесут нам пользу в ахирате, увеличь наши знания и праведные деяния, чтобы мы стали твоими искренними рабами, прости же нас и направь к Истине.
Мы продолжаем занятия по воспитанию своего нафса (эго), одно из болезней, бедствий сердца, в которое может впасть любое сердце – это кибр (гордость). Гордость разрушает сердце, уничтожает его хорошие качества, препятствует вхождению человека в джаннат (рай), эта болезнь и бедствие станет причиной попадания человека в джаханнам (ад). Мухаммад соллолоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах Субхана ва Таала сказал: «Гордость – это мое одеяние, величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца вселенной, того Аллах Роббиль иззат накажет огнем джаханнама.» (такие сравнения приводятся для скудного нашего разума, потому что наше восприятие информации очень ограниченно). Пророк Мухаммад соллоху аляйхи ва салям говорил: «Три вещи погубят человека - это проявление скупости (такая скупость лишит человека многого хорошего), следование своим страстям (человек становится рабом своих желаний и нафса), восхищение самим собой (человек да такой степени превозносит себя, ставит себя выше других, в итоге самовлюбленность приводит его к гордости), хадис приведен от имамов Баззара, Байхаки, Табарони». Отсюда вывод, что гордость является таким грехом перед Аллахом азза ва Джаля, что приведет к губительному концу. В каком человеке, общине будут эти три отрицательных качества, то это общество не будет процветать, а придет к упадку нравственности. Если люди станут рабами скупости, то никто не будет друг другу оказывать помощь, перестанут делать добро, хороших дел в обществе не станет. Следуя скупости и своим страстям, люди перестанут прислушиваться к мудростям и законам религии Ислям (Шариату), к разумным людям, а будут следовать свои глупым умозаключениям. Любование самим собой приводит к гордости, человек поступает по своим ошибочным выводам, делает все по своему желанию, даже не пытается прислушиваться к правильному чужому мнению, мудрым советам окружающих, основанных на религиозных знаниях и жизненном опыте других. Поступки людей, вытекающие из желаний нафса, своего умозаключения и мнения, без опоры на аяты Корана, сунну Мухаммада соллолоху аляйхи ва салям, и советы мудрых, практичных людей, то они однозначно придут к гибели.
В Коране Аллах Табарока ва Тааля во многих аятах говорит об огромном вреде гордости. В суре Аъроф в 146 аяте говорится: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле без всякого права на то». В такие сердца не войдут великие смыслы послания Аллаха Роббиль иззат, из - за болезни гордости, это сердце отдаляется от понимания аятов Корана. Никто не имеет никакого права возвышаться перед величием Творца. В суре Аль муъмин в 117 аяте Аллах Субхана ва Тааля говорит: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода». Поклонятся кому нибудь, кроме Аллаха Роббиль иззат, это огромное нечестие, зло, неблагодарность за все блага дарованные Господом миров. Также Аллах Субхана ва Тааля говорит о народе Израилеве: «Они убивали пророков без всякого права». Ни в какие времена и никогда нельзя причинять вред посланникам Аллаха, эти избранные Господом миров люди, приходили с определенной миссией, донести до невежественных людей Величие и Единственность Создателя всех миров. Также Аллах азза ва Джаля подчеркивает огромный вред гордости, возгордившись люди не веруют в Могущество своего Творца, поклонятся и просить у тех, кто ни на что не способен, ведь вся сила и мощь принадлежит только Аллаху Табарока ва Тааля. В других аятах Аллах Субхана ва Тааля говорит: «Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана». «Воистину, Он не любит высокомерных». «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в огонь ада униженными».
Мухаммад соллолоху аляйхи ва салям во многих хадисах говорит, о вреде гордости, что это великий грех перед Аллахом Роббиль иззат. «У кого в сердце будет гордость с размером в зернышко, тот даже не почувствует благоухания запаха джанната рая (который распространяется на пятьсот лет пути)». «У кого в сердце будет вера (иман) тоже на зернышко, тот спасется от огня ада (джаханнама)». Спасется от огня ада, это значит навечно там не останется, потому что все люди совершают грехи, в том числе даже мусульмане, поэтому кто - то все равно сначала пройдет наказание в аду, после будет освобожден и войдет в рай. Пусть Аллах азза ва Джаля простит нас и не даст даже такое наказание, хотя бы даже на маленькое время (можете представить наказание огнем, пусть даже на несколько минут). Передается от Абу Хурейры радзи Аллаху анху, что Мухаммад соллолоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах Субхана ва Таала сказал: «Гордость – это мое одеяние, величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца вселенной, того Аллах Роббиль иззат накажет огнем джаханнама». (имамы Муслим, Абу Дауд, ибн Моджа приводят в своих сборниках хадисов). Абу Саляма бин Абдурохман бин Ауф (рохматуллохи аляйхи) рассказывает, что на Марва (название горы в Мекке, там проходят обряды хаджа) встретились Абдуллах бин Умар и Абдуллах бин Аль Ас (радзи Аллаху анхум). Некоторое время они разговаривали между собой, а потом, Абдуллах бин Амр ушел, а Абдуллах бин Умар остался там и плакал. Кто - то спросил его: «О, Абу Абдурохман, из - за чего ты плачешь? Ибн Умар (радзи Аллаху анхума) сказал: «Этот человек, Абдуллах бин Амр (радзи Аллаху анхума), только что сказал, что он слышал, как Росуллилох (соллолоху аляйхи ва салям) говорил, что того человека, в сердце которого будет высокомерие даже на вес горчичного зерна, Аллах Табарока ва Тааля бросит в огонь лицом вниз». (Муснад Ахмад, Табарони, Маджма уз заваид). Также Мухаммад (соллолоху аляйхи ва салям) говорил, что если в человеке приживется гордость, его высокомерие будет только увеличиваться, перед Аллах Роббиль иззат, этот человек войдет в число гордецов и хвастунов, и этот человек будет доволен собой, что начнет хвалиться своей гордостью.
Также из высказываний Мухаммада (соллолоху аляйхи ва салям), что в аду вылезет огромное чудовище с длинной шеей, с двумя ушами, чтобы слышать, с глазами, чтобы видеть, и языком, чтобы говорить, и скажет, что три типа людей мне отданы для наказания: 1) высокомерные гордецы; 2) кто поклонялся и придавал сотоварищей Аллаху Субхана ва Тааля; 3) тех, кто делал изображения, скульптуры одушевленных творений, (передано имамом Тирмизи рохматуллохи аляйхи, от Абу Хурейро радзи Аллаху анху). Также Мухаммад соллолоху аляйхи ва салям) говорил: « Мне дано было услышать высказывания Ада (джаханнама) и Рая (джанната), Ад сказал, что в него войдут всякие самодовольные гордецы, и те, кто преступал запретное Аллаха азза ва Джаля, именно для этого Господь миров меня сотворил, и Рай сказал, что в него войдут, все слабые, бедные, которые были довольны своим положением в этой жизни». Аллах Табарока ва Тааля сказал Раю: «Ты Моя милость, милосердие, в тебя войдут мои рабы, одаренные Моей милостью». Аллах Роббиль иззат сказал Аду: «Ты Мое наказание, Мой гнев, в тебе будем наказывать грешников». «И Рай и Ад будет заполнен людьми и джиннами» (этот хадис приводится в двух сборниках имамов Бухари и Муслима, от Абу Хурейро радзи Аллаху анху). «Каждый, кто проявлял гордость, завтра в Судный день будет воскрешен в состоянии униженных, Аллах Субхана ва Тааля будет недоволен ими, они окажутся под ногами других людей, которые будут их топтать». Абу Бакр сиддик (радзи Аллаху анху) говорил: «Каждый мусульманин, не должен считать своих братьев, ниже себя по достоинствам, пусть не смотрит на них с высокомерием, если вы считаете кого то ниже себя по достоинствам, те эти люди в большом почете перед Аллахом азза ва Джаля». Имам Вахид ибн Мунаббих (рахматуллохи аляйхи) говорил: «Когда Аллах Табарока ва Тааля сотворил джаннат Адн, Он объявил, что для каждого гордеца этот Рай будет запретен». Имам Хасан Басри (рахматуллохи аляйхи) говорил: «Как удивительны деяния людей, в день по несколько раз испражняются, омываются от нечистот своими руками, но не проявляют благодарность Создателю небес и земли». Аллах Роббиль иззат создал человека слабым, вменил ему очищаться от своих же нечистот, а человек проявляет гордость, не поклоняется Господу миров, и нарушает Его запреты. Также один из ученых говорил: Удивляюсь людям, как они могут проявлять гордость, когда в их судьбе прописано что они дважды прошли через половые органы отца и матери». Даже в этом, как предопределил нам Творец всего сущего, что мы проходим по несколько раз через мочеспускательные каналы родителей, мы должны чувствовать и не забывать свое ничтожное рождение, не далеко ушедшее даже от животных, чтобы не уходить в самообольщение, самодовольство, и тем более гордиться своим происхождением.
Также Мухаммад (соллолоху аляйхи ва салям) говорил: «Если, кто - то в своей душе, возвеличивал себя, своей походкой, в других делах проявлял гордость, в Судный день встретит Аллаха Субхана ва Тааля, который будет на него в гневе». ( В арабском языке два слова мухталь (гордость при хождении), фахур (гордость в речи, в словах, в возвеличивание себя), в Коране присутствуют аяты, где Аллах азза ва Джаля проявляет недовольство, и Свою нелюбовь к такому типу людей). Есть люди, которые с высокомерием относятся к другим людям, которые в общественном статусе или в материальном положении стоят ниже них, могут даже унижать последних, а к себе равным у них другое отношение, а перед выше себя по богатству или положению в обществе, могут проявлять раболепие. Из предыдущих имамов Мухаммад ибн Вассия (рахматуллохи аляйхи), в один день увидел своего сына, который в своей походке, действиях проявлял высокомерие, подозвав его, сказал ему: «Ты знаешь кто ты, твою мать я купил за двести дирхамов, ты сын рабыни, а твой отец тоже низкого происхождения». (Так отец помог сыну, оставить гордость). Мутториф ибн Абдуллах ибн Шихир один из предыдущих имамов, повстречался с одним высокопоставленных военноначальников Мухаляфом, который со своей выправкой, военной формой, положением источал самодовольство и гордость. Имам объявил этому офицеру, что Аллах Табарока ва Таала такое поведение не приемлет и относится с презрением, военный пригрозил ему говоря, ты что меня не знаешь, праведник на что ответил, что да я знаю кто вы, вы изначально были каплей презренной жидкости, в конце вы станете трупом, источающим зловоние, а в данный момент и в течение всей вашей жизни вы носите в своем желудке немало нечистот. Тогда военноначальник услышав убедительные доводы, поник, и осознал свою неправоту, и в последствии оставил такие деяния. Аллах Роббиль иззат в Коране в суре «Сажда» 7-8 аятах говорит: «В начале создал человека из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости». Любой человек брезгливо относится к жидкости мужского семени, а когда человек покидает этот мир, его труп зловонней трупов животных, даже труп собаки так не источает смрад. Даже самые любимые люди, к которым мы при жизни души не чаяли, после их смерти возле них невозможно долго находится, от них исходит очень неприятный запах.
Аллах Субхана ва Тааля пояснил об огромном грехе гордости, предупредил, оставить этот грех, и порекомендовал о большой пользе смиренности и скромности: «А рабами Милостивого, являются те, которые ступают по земле смиренно». В суре Аль Фуркан Создатель превозносит качество своих рабов, которые постоянно будут под Милостью и Милосердием Господа миров, они смиренные, скромные, не превозносятся, и далеки от гордости. У Аллаха азза ва Джаля много имен, означающие прекрасные качества нашего Создателя, но когда называют рабами (Рохмана) Милостивого, это означает, что эти люди будут всегда под милостью, милосердием Господа миров - это люди с мягкими характерами, смиренные перед Творцом, скромные в обществе, не гордые и не превозносятся перед другими, и далекие от высокомерия. Также Мухаммад (соллолоху аляйхи ва салям) в одном из хадисов говорит: «Если человек будет с мягким нравом, хорошим характером, прощающим других, того Аллах Табарока ва Тааля сделает уважаемым человеком, а кто проявляет великодушный нрав, принижающий себя перед другими, того Аллах Роббиль иззат возвысит». Для чего человек проявляет высокомерие и гордость, для того чтобы показать себя перед людьми, и возвыситься перед ними, но если человек хочет быть в авторитете в обществе, то он должен смягчить свой нрав, в его характере должно быть одно добродушие. Посланник Аллаха (соллолоху аляйхи ва салям), в одном из хадисов сообщает, что Аллах Субхана ва Тааля если кого то невзлюбит, то Он призывает к Себе Джибрииля (аляйхи ва салям), и скажет ему, что Ему ненавистен этот человек, тогда этот человек станет презренным перед Джибриилем, перед всеми ангелами, также ненависть к этому человеку, распространится на земле среди людей. А если Аллах азза ва Джаля полюбит кого - то из людей, Он скажет Джибриилю (аляйхи ва салям), чтобы он тоже проявлял симпатию к тому рабу, приближенный ангел донесет эту благую весть до других ангелов, они полюбят этого человека, и в сердцах людей будет любовь к этому любимцу Творца вселенной. Но у кого есть в сердце гордость и высокомерие, тот ненавистен перед Господом миров, хотите иметь уважение среди людей, улучшайте свои характеры. Передается от Посланника (соллолоху аляйхи ва салям), пишет имам Аби Дунья в своей книге «Якин», что щедрость – это из богобоязненности, великодушный нрав - это огромное счастье для человека, а твердое вероубеждение – это есть истинное богатство. Иса (аляйхи ва салям) говорил: «Обрадуйте людей с мягким нравом, их одарят деревом Туба в Раю». (Его тень занимает площадь в пятьсот лет пути, если скакать верхом на лошади). «Люди с прекрасными характерами, будут восседать на почетных местах (мимбарах), кто примирял людей, они станут обитателями джанната Фирдаус, люди с очищенными сердцами, получат возможность, воочию лицезреть Аллаха Табарока ва Тааля».
Передается от Айши (радзи Аллаху анха): «Сообщить вам о самом лучшем поклонении перед Аллахом Роббиль иззат, о котором вы забыли и пренебрегли, и перестали обращать внимание – это стать верующим с благим нравом и великодушным характером, благодаря этим качествам, человек достигнет степени того, кто часто поститься и выстаивает много ночей в поклонении». Спросили у имама Фудейля (рахматуллохи аляйхи), что такое благой нрав, на что он ответил, что благой нрав – это признавать и подчиняться истине, правильно воспринимать эту истину, даже если передаст ее нечестивец, и не проявлять гордость, что истину донес ненавистный для вас человек. Это высказывание взято из хадиса Мухаммада (соллолоху аляйхи ва салям) : «Кто - то спросил у него входит ли в гордость, что если человек любит красивую одежду, качественную обувь, чтобы приятно выглядеть перед людьми», Посланник Аллаха (соллолоху аляйхи ва салям) ответил: «Нет, гордость это превозносит себя перед людьми и не признавать истину». В великодушный нрав входит, правильное восприятие истины. Один, из предыдущих ученых, отвечая на вопрос, выдал фатву (шариатское решение), один из его учеников (совсем юный) возразил ему, и предоставил другой ответ, задумавшись на немного ученый муж признал свою неправоту, и принял точку зрения молодого человека, и перед большой аудиторией людей, сказав, что как он может не признать истину, ему не следует быть врагом правды, и чем быть радоначальником лжи, лучше быть последователем истины, даже если быть в последних рядах. Аналогичный случай произошел с имамом Аддахили, он преподавал уроки по хадисам, одинадцатилетний парень, позднее известный ученый хадисовед имам Бухари, нашел изьян в иснаде (цепочке передатчиков), учитель, обратившись к оригиналу записи данного хадиса, увидел правоту своего ученика, и признался перед большим количеством своих учеников, что был не прав.
Передается от Абдуллох ибн Мубарока (рохматуллохи аляйхи) из признаков благого нрава является, это когда верующий принижает свое достоинство перед людьми, у которых материальное состояние намного меньше, чем у него; а с людьми богаче его, общается на равных, держится с достоинством, не дает им ощущать их превосходство. При общение с беднее вас человеком, если вы будете показывать свое отличие в благосостоянии, то у вас имеется высокомерие, а с людьми богаче будете раболепствовать, то это есть из признаков слабого имана (веры). Имам Катада говорил: «Кому были даны такие блага, как материальный достаток, здоровье, красота, здравый ум, знание религии, и если он не будет иметь великодушный нрав, прекрасный характер, то в Судный день получит наказание, за неправильное использование данных ему благ». Имам Мугиро (рохматуллохи аляйхи) говорил, что Иброхим ан Нахаи (великий ученый ахли сунна ва джамаат, один из учителей Абу Ханифы рохматуллохи аляйхи), когда то был при правителе Куфы, и выдавал фатвы (религиозные решения), он вспоминал с сожалением об этом времени, потому что люди, окружающие его, относились к нему с излишним почтением, что оказывало влияние на увеличения его самолюбия. Что такое гордость, истинное его сущность, оно делится на внешнюю и внутреннюю стороны, внутренняя гордость – это состояние сердца, а внешняя – это следствие вытекающее из этого состояния, плоды этой болезни. Если кто то покажет внутреннюю болезнь своего сердца, своими деяниями (действием, речами) - это называется (такаббар), а если в сердце присутствует гордость, не выходящее наружу, называют (фий хи кибр), например у человека есть высокомерие, гордость, он в душе себя считает выше других, но перед людьми проявляет лицемерие, когда встречается с проявлениями гордости другими людьми, или его хвалят за какие то качества, материальный достаток, то произносит дуо о прощении перед Аллахом Субхана ва Тааля (истигфар), скрывая свою надменность, показывая себя приниженным, с благим нравом, это явное лицемерие, двуличие, показуха (рия). Даже если человек, не проявляет внешне свою гордость, и у него есть это бедствие, то он ставит себя выше каких - то окружающих себя людей. А если он считает других лучше себя, значит его сердце не поражено болезнью гордости. Даже если человек в своих действиях не проявляет высокомерия, гордости, ведет себя скромно, приниженно, но если он себя считает выше других, то он заражен бедствием гордости. У людей есть гордость (такаббур), и есть самолюбие (вуджуб), самолюбование, балование себя какими то явствами, излишним сном, другими наслаждениями.
В любви к себе, не нужно присутствии других людей, человек любуется своей внешностью, своими деяниями, доволен своим умом, а в гордости нужно обязательное наличие общества других, которых человек ставит ниже своих достоинств. Гордый человек, превознося свои качества, стремится к тому, чтобы окружающие люди служили ему, исполняли его поручения, и доходит до того, что ему должны вытирать его обувь, может унижать своих подручных, изощряясь до таких рамок, сколько позволяет его больное сердце, и низость умственных фантазий. Гордость большое бедствие, и оно может привести любого человека к очень тяжким последствиям. Опять повторяемся, что Мухаммад (соллолоху аляйхи ва салям) говорил: «У кого в сердце будет гордость на мельчайшую пылинку, тот не будет из обитателей Рая». Почему, потому что гордость, отстраняет людей от адекватного восприятии истины, пример кто - то ему доносит истину, а он себя считает выше, этого человека, как он может принять реальность. Гордый человек, не сможет быть человеком с великодушным нравом, такое качество Аллах Табарока ва Тааля дарует только своим любимым рабам.
У высокомерного человека развивается, и постоянно увеличивается еще одна из болезней зависть (хасад). Когда человек себя считает лучше других, а кто - то в материальном достатке, в знаниях, или в других благах опередит его, то он не воспринимает предопределение (кудрот) Аллаха азза ва Джаля, и считает, что они должны быть ниже него. Когда в его сердце утвердится зависть, гордый человек, никогда не будет справедлив к верующим братьям и ко всем людям. «Ва дийну насиха», обязанность любого мусульманина, доносить истину, призывать к добру, отстранять от зла, у любого мусульманина должно быть намерение и желать добра всем мусульманам и всем людям, помогать людям отстранится от всего негативного, и что желаешь себе, должен желать для других. А гордый человек, не желает видеть других в благе, он никому не делает насихат (проповедовать добро), и других наставление не слушает, его высокомерие не желает слушать.
Из - за гордости человек лишается всех хороших качеств. В Коране Аллах Роббиль иззат, говорит, что по причине высокомерия и гордости, многие люди в конце своей жизни лишились самого дорогого, что может иметь человек, это веры в Аллаха Субхана ва Тааля. В суре Аль Аънам в 93 аяте говорится: «Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над его знамениями» В суре Ан Нахль в 22 аяте говорится: «Но сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь, отвергают истину, а сами они – высокомерные гордецы». В суре Гофур 60 аят говорится: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в огонь геены униженными». Вот такие плохие качества, и тяжкие последствия вытекают по причине гордости человека. Какие виды гордости существуют, на что подразделяются, как бороться и избавится от этого бедствия, будем рассматривать на следующих занятиях. Пусть Аллах азза ва Джаля даст нам полезные знания, очистит наши сердца от высокомерия и гордости, даст возможность следовать в жизни этим знаниям, пусть примет наши деяния. Вся слава и величие принадлежит Аллаху Господу миров, мы свидетельствуем, что нет достойного для поклонения, кроме Него, да простит Он нам наши прегрешения и отклонения.
2 декабря, 18
Список уроков