Циклы Авторы Сортировка
Урок 3. Рия и любовь к положению в обществе, часть 2
Урок 3. Рия и любовь к положению в обществе, часть 2
Продолжаем уроки по изучению болезней сердца, приводящих к рия (показуха). Сегодня остановимся на бо...
5 874
16 ноября, 15

Урок 3. Рия и любовь к положению в обществе, часть 2

5 874
16 ноября, 15
Ин шаа Аллах, по воле Аллаха (Свят Он и Велик), продолжаем уроки по изучению болезней сердца, приводящих к рия (показуха).
 
Сегодня остановимся на болезни «любви к положению в обществе». На прошлом уроке мы рассматривали тему, почему люди любят высокое положение в обществе и сказали, что «статус», «положение в обществе» нужны человеку в той мере, чтобы жить полноценно. Человеку, для полноценной жизни, нужен определённый авторитет перед своим ребёнком, устазом, женой, начальником, и все это не является запретным в нашей религии. Мы должны желать только то «положение в обществе», которое необходимо для поддержания нами полноценной жизни. Когда человек полюбит «положение в обществе» для себя, чтобы удовлетворить свой нафс, его духовное сердце начнёт чернеть.
 
К примеру, человек хочет, чтобы у него дома был туалет, удобный и хороший. Для чего?! Потому, что туалет необходим для естественных потребностей, и человеку это нравится, то есть, очевидно, что он не любит туалет (унитаз) как предмет. Никто не любит туалет (унитаз) как предмет, таким же образом надо относиться к «положение в обществе», только как необходимость. И так, мы  узнали, что человеку необходим «статус», «положение в обществе». Каким способом мы можем достигнуть этого? Есть три способа: один является запретным, и два — дозволены.

Первое — притворяться, что определённые качества присутствует в тебе, которых на самом деле нет, и это является обманом. Такой способ в нашей религии запретен (харам). Например, у кого-то нет богобоязненности (такуа), но он хочет показать себя богобоязненным.
 
Или другой пример, когда кому-то из мусульман безразлично то, что происходит вокруг него, также его не волнует религиозность и благополучие общества. Когда он идёт по улице и видит, что другие грешат, он не переживает по этому поводу, его сердце не болит из-за этого. А когда он не один, рядом с ним есть люди, он начинает говорить: «СубханАллах, что происходит с людьми, что за безобразие, мы же будем спрошены за них перед Аллахом!? Аллах спросит с нас, что мы сделали для религии, почему не предупредили их?» Таким образом, он старается показать, что переживает за религию, и он хочет, чтобы люди встали на правильный путь. Окружающие начинают считать его набожным, искренним человеком, беспокоящимся об обществе. Но на самом деле у него нет этих качеств. То есть, обманывать людей таким образом запрещено (харам).
 
Почему?! Потому что, как мы рассказывали на прошлом уроке, иметь «статус», «авторитет» — это иметь влияние на сердце другого человека, расположить его к себе. К примеру, кто-то вас любит и уважает. Почему? Потому что он думает, что у вас есть, например, определённое качество. Вы хотите купить что-то, и вместо настоящих денег даёте поддельные банкноты, а это запретно (харам). Точно также, если вы расположили к себе человека, показывая те качества, которых на самом деле нет, обманывая его — это тоже запретно (харам). Все это является обманом и показухой (рия) перед Аллахом.

Мы раскрыли запретный способ, теперь поговорим о дозволенных способах. Будем рассматривать те качества, которые присущи вам, и не относящиеся к поклонению. Если вы решите достичь «статуса», «положения в обществе», показывая, что вы совершаете намаз, встаёте ночью на ночную молитву (тахаджуд), соблюдаете дополнительные посты — все это, безусловно, запретно (харам). Почему?! Потому, что вы используете поклонения для достижения «статуса» среди людей, но их используют только для приобретения довольства Всевышнего. Поклонения нельзя совершать ради таких низменных целей. Показывать же качества, присущие вам, и приобрести «статус» среди людей является дозволенным. Когда Юсуф (мир ему) вышел из тюрьмы, правитель сказал ему: «Выбери дело, которым хочешь заняться».
 

«Юсуф ответил: «Сделай меня управляющим всеми богатствами (твоих земель). Воистину, я имею соответствующие навыки (знания) для их сбережения (для верного распоряжения ими)» (Сура Юсуф, 12:55)

 
Предстояли семь лет голода, необходимо было отнестись ответственно к сборке и хранению большого урожая, и справедливой раздаче людям. Юсуф (алейхи салям) сказал, что он в силах все это сделать и попросил поставить его начальником. В нашей религии разрешено показывать хорошие качества, присущие нам и не относящиеся к поклонению. Например, когда вы заполняете резюме, в пункте «качества», вы пишите «пунктуальность», «коммуникабельность», «умение работать в коллективе» и т.д. Если эти качества и вправду присущи вам, то это похвально. Но если, к примеру, вы отметили качество «пунктуальность», но всегда опаздываете, то это является ложью, вы обманываете людей.
 
Второй способ тоже дозволенный: допустим, вы, скрывая свои недостатки, получаете расположение и уважение со стороны кого-либо. Например, человек курит или употребляет насвай, да убережёт Аллах нас от этого, и избавит мусульман от этих плохих привычек. Скрывать такие недостатки от людей, не является показухой (рия), и не запрещено в нашей религии. Окружающие, узнав о том, что вы курите или употребляете насвай, могут перестать вас уважать. По этой причине, вы не говорите о своих недостатках, и это не запретно. Наоборот, необходимо скрывать свои грехи. И то, что вы скрываете свои грехи и недостатки, не говорит о том, что вы являетесь набожным. Напротив, если вы, не раскрываете свои минусы, и при этом стремитесь показать, что у вас нет недостатков, для того, чтобы у людей сложилось хорошее мнение о вас, то это запретно (харам).
 
Например, один мусульманин курит, и когда он в окружении своих друзей или устаза, увидев курящих, говорит: «СубханАллах, что они делают, своими же руками причиняют вред своему здоровью?!» Окружающие подумают: «О, ма шаа Аллах, он, оказывается, сам не курит, ведёт здоровый образ жизни». То есть у них сложилось мнение о нем противоположное тому, кем он на самом деле является — это обман. Но если вы скрываете свои грехи, то это уже не обман. Поэтому скрывать свои грехи, чтобы не потерять «статус», «положение в обществе» не является запретным.
 
Нельзя использовать дела, касающиеся религии, чтобы достичь авторитета среди окружающих. Например, видя, как вы смиренно совершаете намаз, у людей складывается о вас впечатление, как о набожном человеке. Как вы будете искренним, если совершаете намаз ради людей? Если вы хотите посредством намаза, чтобы окружающие подумали о вас, как о набожном мусульманине, следовательно, у вас нет искренности. Значит, ваш намаз не был совершён со смирением (хушу'). Потому что, первый признак хушу' — это искренность. То есть вы хотите, чтобы окружающие думали, что вы искренни. Но вы не искренни. Это в нашей религии считается запретным (харам).
 
Как было сказано ранее, овладеть сердцем человека, показывая ему те качества, которые в вас нет, это подобно покупке на поддельные деньги. Нафсу нравятся почёт, высокое положение в обществе. Вам нравится, когда вас уважают, относятся с почётом. Похвала в ваш адрес, является проявлением уважения. Также похвала в ваш адрес приводит к тому, что и другие начинают вас уважать и симпатизировать вам. Почему? Потому что они слышат хорошие слова в ваш адрес и тоже начинают уважать вас. И по этой причине человеку, любящему «положение в обществе», нравится слышать похвалу в свой адрес.
 
Почему человек любит, когда его хвалят и ненавидит, когда его порицают? Во-первых, когда вас хвалят, вас переполняет чувство удовлетворённости. Если вы знаете, что эти качества присуще вам, то наслаждение от похвалы не будет сильным. Например, кого-то Аллах (Свят Он и Велик) наделил особой красотой, ростом, внешностью, и этот человек уверен в своей красоте. Похвала о том, что он красив, приносит наслаждение, но это наслаждение не будет таким сильным, как у человека сомневающимся в своей красоте. Когда в человеке есть сомнение по поводу своих качеств, он ищет подтверждение определённым качествам от людей.
 
К примеру, девушка, не уверенная в своей красоте, думает: «Красива ли я или нет? Как воспринимают меня окружающие?». И когда похвалят её, особенно юноши, то у неё появится чувство удовлетворённости собой, и то, что она на самом деле прекрасна. Почему? Потому что она не уверена в своей внешности. Данное чувство усилится ещё больше, если эту похвалу скажет профессионал, например стилист, специалист в сфере моды. Чувство удовлетворённости от этого увеличится многократно.
 
Другой пример, вы купили автомобиль, и вы особо не разбираетесь в машинах, как работает его двигатель, мотор и т.д. Если кто-то, увидев вашу машину, скажет: «О, хорошая машина! Люди хорошо отзываются об этой машине». Вас это обрадует, и вы ещё больше начнёте думать, что и в действительности ваша машина очень хорошая. А если вашу машину похвалит специалист СТО, моторист, то вас переполнит ещё больше чувство радости. То есть, когда профессионал своего дела хвалит вас или ваше имущество, то чувство удовольствия от этого усиливается. Первое то, что даёт похвала — это чувство удовлетворённости и самодостаточности. Таким же образом люди не любят, когда их критикуют, потому что критика указывает на их недостатки, вызывает чувство неудовлетворённости. Нам, людям, по природе ненавистно иметь недостатки, также мы не любим, когда нам указывают на них.
 
И так, продолжаем: когда вас хвалят, уважают — это указывает на то, что вы имеете определённое место в сердце какого-либо человека. Чувство, что вы владеете чем-то, также любимо вами. Вы можете использовать этого человека для удовлетворения своих нужд. И это также приносит наслаждение нафсу. Особенно, когда вас хвалит человек, у которого есть власть, деньги, высокое положение в обществе, то ваш нафс от этого будет парить на седьмом небе от счастья. Почему? Потому что в будущем, вы сможете попросить у него что-то, помочь устроиться на определённую работу, и он вам поможет, если вам будут нужны деньги, он вам даст их и т.д. Похвала начальника несравнима с похвалой обычного человека. Потому что у первого есть большие возможности, а у второго нет. 
 
Следующая причина: почему человек любит похвалу. Услышав похвалу в ваш адрес, другие люди тоже начнут вас уважать и ценить. Особенно, если человек, имеющий авторитет, например, какой-то правитель или начальник приятно отзывается о вас, то и другие начнут соответственно относиться к вам. Например, если человек, которого похвалил правитель, пойдёт к акиму с просьбой, то аким не откажет ему, так  как этот человек имеет авторитет перед правителем.

Хочу привести один случай из жизни, который рассказал один знакомый, чтец Корана (қари). Когда он проводил хатм в мечети, два сотрудника не проявили к нему уважение. Ясное дело, что у каждого есть свой нафс. Они повели себя неподобающе по отношению к нему. Однажды в намазе участвовал один знаменитый человек, которого мы все знаем. После намаза, всеми нами известный человек подошёл к тому қари, и сказал: «Пусть Аллах будет доволен вами! Я испытал такое прекрасное ощущение от вашего чтения, у вас хороший голос. Сейчас я немного тороплюсь, ин шаа Аллах, давайте как-нибудь посидим за чаем, познакомимся поближе» — и ушёл. И тот қари продолжил: «На следующее утро, во время сухура, те два сотрудника уже поменяли своё отношение ко мне на сто восемьдесят градусов. Начали по-другому разговаривать со мной. Спрашивали: «Кареке, просыпайтесь, что желаете покушать, попить?» Почему? Потому что вчера его похвалил известный авторитетный человек, который захотел в последующем сотрудничать с ним. То есть, наслаждение от похвалы в ваш адрес будет настолько большим, насколько тот, кто вас хвалит, имеет вес (авторитет) в обществе. По мере того, сколько людейуслышат эту похвалу, чувство удовольствия от этого будет усиливаться.
 
Чем меньше возможностей и авторитета у человека, который хвалит вас, тем слабее будет эффект от похвалы. Например, слова человека о вашей красоте, не будут восприняты вами серьёзно, если этот человек плохо видит. Нафс не получит удовольствие от похвалы безработного, не имеющего статус среди людей,человека. И так, мы выяснили, почему человеку нравится, когда его хвалят: во-первых, это даёт ему чувство удовлетворённости собой; во-вторых, он располагает к себе определённого человека, овладевает его сердцем; в-третьих, это говорит о том, что его просьба не будет отвергнута, и он сможет решить свои мирские дела посредством определённого человека.

Когда у человека будет духовная болезнь «любовь к положению в обществе», то все его деяния будут совершаться ради довольства людей, чтобы понравиться, угодить им. Человек будет готов посвятить этому как мирские дела, так и поклонения. В хадисах Пророка ﷺ и в высказываниях сахабов говорится, что любовь к славе, авторитету является причиной появления в сердце лицемерия (нифака). Почему? Потому что человек любит почёт, славу, авторитет, и будет везде искать и стремиться к этому. С помощью чегоон будет добиваться  статуса? Посредством своих мирских дел и поклонений. Когда он всей своей сутью погружен в эту страсть, он забывает о довольстве Аллаха. И это вводит его в число лицемеров (мунафиков).
 
Учёные говорят, что духовную болезнь «любовь к положению в обществе» нужно лечить двумя методами:
 
  1. знанием,
  2. деяниями (амалом).

 

Знание о том, что эта болезнь разрушительна, что человек из-за этой болезни может потерпеть урон в ахирате, что и слава, почёт, авторитет, и те, от кого он их ждёт — все временно, не вечно (всем нам предписан определённый срок пребывания в этой жизни), а ахират вечен, что религия является спасением в ахирате, и жертвовать вечностью ради временной услады — глупость.
 

В Коране Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Но вы предпочитаете лишь мирское. А ведь вечность — лучше и не имеет конца» (Сура «аль-А’ля», 87:16-17)

Все в этой жизни временно: почёт, слава и люди. Поэтому стараться обрести временное в ущерб вечному не что иное, как глупость, невежество.

В другом аяте, Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Вы любите то, что преходяще (эту мирскую жизнь) и из-за этого оставляете вечность». (Сура «аль-Кыяма», 75:20-21)
 
Человек не должен оказаться среди таких людей. 

Также чтобы излечиться от такой болезни, как «любовь к положению в обществе», человек должен довольствоваться тем, чем его наделил Аллах и осознавать, что удел (ризк) лишь от Аллаха. Когда человек перестанет надеяться на помощь людей, и на то, что он сможет решить свои мирские нужды посредством их авторитета и имущества, тогда он полностью излечиться от духовной болезни. Одной из причин, почему человек старается иметь почёт, уважение, положение в обществе является то, что он хочет получить удел, имущество, которое есть у людей. Когда человек понимает, что удел (ризк) лишь от Аллаха, тогда он и избавится от этой болезни. 
 
Второе, человек должен лечиться посредством деяний (амалов). Как только, он заметит симптомы своей духовной болезни, человеку следуетсовершить поступки, приводящие к потере уважения людей. И эти поступки не должны быть из числа запретных (харам). Наши учёные даже говорят, что так и следует сделать. Почему? Потому, что жертвовать своим положением ради вечной жизни (ахирата) будет «хорошей торговлей» для человека. Мы находимся здесь, чтобы заработать вечную жизнь (ахират). То есть, мы отдаём что-то одно, а взамен получаем другое. В Коране Аллах (Свят Он и Велик) говорит, что дела в этой жизни являются «тиджарой», то есть торговлей ради вечной жизни.
 
Также Он сказал: «Верующие, указать ли вам на торговлю, которая спасёт вас от мучительных страданий (в Аду)?!» (Сура «ас-Софф»,61:10)

То есть, это торговля. Приведу пример из жизни учёных.
 
Жил один учёный, его очень уважали и ценили люди. Однажды весть об его знаниях дошла до правителя той местности, где он проживал. Правитель решил посетить учёного, познакомиться поближе, послушать его, и оправился со своими визирями к нему. Учёный узнал об этом. Когда правитель подошёл к его дому, и начал заходить, учёный достал еду и начал ненасытно кушать, специально проявляя падкость к еде. Увидев это, правитель, разочаровавшись, сказал: «И это тот самый учёный, которого вы так хвалили, рассказывали о его набожности?!» — и ушёл, взмахнув рукой. Тогда учёный вслед произнёс: «Хвала Аллаху, который удалил тебя от меня!».
 
Поступать таким образом в религии не запретно. Наши учёные ради вечной жизни остерегались находиться во дворце правителей, рядом с халифом. Потому что это большое искушение (фитна). Например, если правитель поступает неправильно, то учёный должен предупредить его, дать наставление, но сможет ли он так сделать? Сможет ли он сказать: «О правитель, вы поступаете неправильно. Побойтесь Аллаха!»? Или же ему придётся на все закрыть глаза? Поэтому учёные избегали быть рядом с правителем. Они боялись, что не смогут спастись от этой фитны, что не смогут следовать хадису «ад-диину насыха» («религия – это доброе наставление») (Муслим). Наоборот они говорили: «Как же плохи те учёные, которые находятся постоянно у дверей правителей». Потому что, к сожалению, такие учёные издавали фетвы в угоду правителям, тем самым продавая свою религию.
 
Тот учёный, о котором говорилось до этого, тоже боялся такой фитны. Но также наши учёные говорят, что если человек является представителем религии, если его уважают, тогда ему не следует делать такие вещи часто. Почему? Потому что он тем самым может принизить значимость религии в глазах людей. Например, представьте, что муфтий какой-то страны, которого все знают, будет идти по улице в майке и шлепках, в очках, надев шорты — это не является по шариату запретным (харам). Главное, чтобы аурат был прикрыт, но его внешний вид может принизить статус религиозного деятеля в глазах людей. Это также может привести к тому, что люди перестанут уважать не только религиозных деятелей, но и саму религию. Поэтому он не должен одеваться как остальные люди, а должен вести себя подобающим образом. Потому, что он — представитель религии. Но сколько не говори, к сожалению, большинство людей оценивают религию, смотря на её представителей. Следовательно, религиозным деятелям не следует совершать поступки, которые могут принизить значимость религии, и их собственный статус. Они должны искать другие пути.
 
Затем, как мы рассказывали ранее, что человек любит похвалу и это духовная болезнь. И чтобы излечиться от этой духовной болезни, человеку необходимо, когда его хвалят, посмотреть на себя со стороны и задать вопросы: «Есть ли во мне это качество на самом деле или нет? Если да, то достойно ли оно похвалы?». В действительности, достойными качествами являются знания, набожность. А такие качества, как богатство, красота, не достойны похвалы. Почему? Потому что человек не может на них повлиять. Похвала не является причиной для богатства. И хвалить человека за его богатство, по сути, не является похвалой. То есть, у тебя есть машина, или красивый дом, и поэтому ты являешься хорошим. Здесь объектами похвалы являются машина и дом. Если их нет, то человек ничего не представляет собой. Здесь вы не хвалите самого человека, а его машину и дом. Если вас хвалят за ваше богатство, нужно знать две вещи:
 
  1. Богатство не достойно похвалы;
  2. Не стоит радоваться похвале, так как онане стала причиной появления богатства.

 

Когда похвала появилась? После богатства. Говорят же: «Лучше иметь сто друзей, чем иметь сто рублей». Сейчас, в наше время, люди говорят по-другому: «Пусть у тебя будет сто рублей, и сто друзей сами найдутся». Почему? Потому что у состоятельного человека появляется много друзей. Человеку вместо того, чтобы радоваться от похвалы, стоит задуматься, каким путём он приобрёл богатство, дозволенным ли путём, и как правильно потратить из своего богатства на дозволенное.
 

А теперь, что же касается достойных похвалы качеств, такие как знания, набожность. Эти качества даёт человеку Аллах. Когда хвалят за эти качества, нужно задуматься о следующем: «АльхамдулиЛлях, Аллах дал мне знания, и будут ли эти знания в Судный День доводом против меня или за меня? Аллах даровал мне набожность, но каким будет итог моей жизни?» Никто не знает, в каком состоянии он умрёт. Человек должен бояться плохого исхода. Не радоваться похвале, а думать, каков будет отчёт (в день Суда). Не является ли похвала людей скорым воздаянием от Аллаха в этой жизни (ничего не оставив для вечной жизни). Человек должен задаваться вопросом: «Умру ли я в таком положении (набожным) или нет?». Ему следует всегда помнить, что знания и набожность даровал Аллах. Он не должен радоваться похвале людей, а быть ещё в большей степени благодарным Аллаху (Свят Он и Велик). При таком подходе человек не будет обращать внимания на похвалу.
 
Если посмотреть на жизнь сахабов, они боялись за свой исход, и не обманывались чужой похвале. Передаётся такое высказывание от сахабов: «Если тебе приятнее слышать слова «какой ты хороший человек», чем слова «какой ты плохой», тогда ты, в действительности, являешься низким человеком». Пусть вас будут хвалить все люди на свете, но если вы при этом не имеете никакого положения пред Всевышним, и записаны как обитатель Ада, то ничто не принесёт вам пользу. Если вас будут порицать все люди на свете, но если вы записаны пред Аллахом, как обитатель Рая, то никто и ничто вам не навредит (кроме как с дозволения Аллаха).
 
Однажды один из четырёх праведных халифов обратился к человеку за советом по какому-то делу. На что тот ответил: «Ты правитель правоверных, у тебя больше знаний, ты лучше меня». Эти слова разозлили халифа: «СубханаЛлах, я же тебя не спрашивал какой я! Я задал тебе вопрос, и жду ответа. Я не просил же тебя хвалить меня, я обратился к тебе за советом». Чтобы уберечь себя от духовной болезни «любовь к положению в обществе», человек должен использовать методы, сказанные ранее.
 

 

АВТОР ЦИКЛА
Уроки по книге «Ихъя улюм ад-дин» имама Аль-Газали, рахимахуллах
Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
Автор:
ИМАМ АБУ ХАМИД МУХАММАД ГАЗАЛИ
Шейх, имам
Ерсин Амире Абу Юсуф
Автор:
ЕРСИН АМИРЕ АБУ ЮСУФ
Устаз
Урок вышел:пятница
Новый урок:пятница
Список уроков