ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Урок 5. Рия, часть 1
На прошлых уроках мы говорили о такой духовной болезни в Исламе, как «любовь к положению в обществе»...
Урок 5. Рия, часть 1
Ин шаа Аллах, по воле Аллаха (Свят Он и Велик), продолжаем уроки по «тазкиятун-нуфус», очищению нафса.
На прошлых уроках мы говорили о такой болезни, как «любовь к положению в обществе». И сказали, что эта духовная болезнь ведёт к ещё более опасной болезни – «рия» (показуха). И привели аяты Корана, и хадисы Пророка ﷺ о пагубности, вреде рия. Сегодня мы приведём высказывания благочестивых сахабов и табиинов о рия.
Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) увидел человека, который совершал намаз, опустив голову и сутулясь. И он сказал: «Эй, обладатель шеи! Подними свою шею. Трепет перед Аллахом не в шее, а в сердце».
Однажды Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) увидев в мечети человека, плачущего в земном поклоне, сказал: «Каким прекрасным ты был бы, если бы совершал это дома. Если бы ты падал ниц в ночном намазе, и плакал бы у себя дома, когда никто тебя не видит, каким же прекрасным человеком ты был бы».
Передаётся от Али (да будет доволен им Аллах): «Есть три признака совершающего рия: когда один он ленится, а когда среди людей, то ведёт себя энергично; когда люди его хвалят, он приумножает благие поступки, а когда критикуют, уменьшает».
Однажды к Убайде ибн Самиту (да будет доволен им Аллах) подошёл один человек и сказал: «Я сражаюсь на пути Аллаха и хочу при этом получить савабы (награду), и чтобы люди меня хвалили». На что, Убайда ибн Самит (да будет доволен им Аллах) ответил: «Для тебя нет никаких савабов!» Когда человек повторно спросил у него, ответ был тот же. И третий раз ответ был таким же. Дальше Убайда ибн Самит (да будет доволен им Аллах) добавил: «Аллах (Свят Он и Велик) сказал, что Он не нуждается в придающих Ему сотоварищей!».
Однажды к Саиду ибн Мусаийбу (да смилуется над ним Аллах), одному из табиинов, обратился человек: «Один из нас совершает благие поступки, и при этом желает похвалы и савабы одновременно». Он ответил: «Хочешь, чтобы Аллах разгневался на тебя? Если совершаешь что-то ради Аллаха, совершай это с чистым намерением, только ради Его довольства».
Фудайль ибн Ияд (да смилуется над ним Аллах), описывая своих современников, говорил: «Предыдущее поколение совершало рия, показывая то, что в них есть, а нынешнее поколение совершает рия, показывая то, что в них нет». То есть, предыдущие поколение, совершающие рия, были куда лучше тех, кто совершал рия в его время.
Икрима (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Аллах (Свят Он и Велик) за намерение человека даёт савабы, которые не даёт за деяния (амалы), так как в намерении нет рия». То есть, когда вы делаете намерение сердцем, никто не видит его. Намерение — это деяние сердца.
Хасан (да будет доволен им Аллах) говорил: «Совершающий рия хочет изменить предопределение Аллаха. Он хочет, чтобы люди думали о нем хорошо, но на самом деле он плохой человек. Как же он будет для людей хорошим, когда сам Аллах (Свят Он и Велик) ненавидит его?! И сердца верующих чувствуют это».
Имам Катада (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если человек совершает рия, Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Посмотрите на этого моего раба, он «издевается» надо Мной». То есть, когда человек посредством поклонений пытается достичь каких-то иных целей, он как будто «издевается» над Аллахом.
Малик ибн Динар (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Хафизы, чтецы Корана, бывают трёх категорий:
-
Кари Ар-Рахмана — то есть читающие, заучивающие Коран и обучающие чтению других ради Аллаха;
-
Кари мирской жизни (дуньи) — то есть читающие, заучивающие Коран, стремясь к мирской жизни;
-
Кари правителей — то есть читающие Коран для правителей, чтобы они были довольны ими».
Мухаммад ибн аль-Мубарак ас-Суури (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Ты проявляй свою набожность ночью, это лучше набожности, которую ты проявляешь днём. Потому что ночью набожность ради Аллаха, а набожность днём — ради людей».
Передают от Ибрахима ибн Адхама (да смилуется над ним Аллах): «Тот, кто желает быть известным среди людей, не искренен перед Аллахом».
Высказывания сахабов и табиинов, приведённые выше, а также аяты и хадисы показывают нам, насколько губительна болезнь рия. Теперь давайте дадим определение слову «рия». Что такое «рия»? Слово «рия» получено из слова «ру’я», что означает «видеть». Арабы говорят «аррия уас-сумъа». У нас принято использовать слово «рия». «Рия» – видеть, «сумъа» – слышать. Это когда человек совершает тот или иной поступок не ради Аллаха, а для того, чтобы окружающие увидели, и кто не видел — услышали. Это называют «аррия уас-сумъа».
В языковом значении, «рия» означает — совершение какого-нибудь дела, для того, чтобы люди увидели, похвалили и уважали (как в мирском, так и в поклонении).
В шариатском же определении, слово «рия» означает совершение поклонения Аллаху для того, чтобы получить статус среди людей. Здесь имеется в виду именно дела не в мирском. В языковом значении, любое деяние является «рия» (как в мирском, так и в поклонении). Но мы рассматриваем значение в Шариате. То есть совершать поклонение, чтобы приобрести статус среди людей. Это и есть рия в Шариате.
Есть несколько рукнов рия: первое – это человек, совершающий рия; второе – человек, видящий деяние; третье – совершаемое деяние; четвёртое – намерение в поступке. Главное здесь – деяние, совершаемое с намерением рия. В целом, люди совершают рия в пяти вещах. Это касается и религии, и мирского.
Первое – рия, совершаемое телом.
Как совершает рия религиозный человек? Он показывает себя как набожного человека, усердствующего в поклонениях. Например, он может зевать на людях, чтобы подумали, что он всю ночь молился, или сделать вид уставшего человека, особенно в летнее время, чтобы люди заметили, что он постящийся в такой жаркий день. Это рия совершенное телом. Такое рия может совершаться и религиозным человеком, и не религиозным. Например, кто-то делает земной поклон специально на твёрдой земле, чтобы остался след на лбу и люди думали, что он много молится, долго находится в земном поклоне.
В Коране Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах» (Сура «аль-Фатх», 29). Некоторые понимают это буквально, то есть, признак земного поклона — это след на лбу. На самом деле, учёные говорят, что признак земного поклона — это свет (нур) на лице, который даёт Аллах. А что касается следов на лбу, это зависит от мягкости или твёрдости кожи на лбу. Например, у кого-то кожа на лбу твёрдая, и сколько бы он не молился, этого не будет заметно на лбу. А у кого-то кожа нежная, и стоит ему немного побыть в сажда, лоб сразу же краснеет. То есть, в аяте говорится не буквально о следе в результате саджда, а о нуре на лице. Это пояснение дал шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин. Специально называю авторов вышесказанных слов, чтобы не складывалось впечатление, что я говорю от себя.
Мы рассказали, как совершается рия телом. Люди, стремящиеся к мирскому, точно также совершают рия телом. Но они не стараются показать себя набожными, чтобы на лбу появился след от земного поклона, а проявляют это в других вещах. Например, молодой человек, занимается в тренажёрном зале, накачав мышцы, надевает обтягивающую футболку, для того, чтобы девушки обратили на него внимание. Или наоборот, девушки посещают фитнес клубы, аэробику, чтобы иметь красивое телосложение. Зачем все это? Для того, чтобы люди увидели его или её и думали, какой он накаченный, красивый, и т.д. Таким образом, религиозные и нерелигиозные люди совершают рия телом.
Второе, чем люди совершают рия, это – одежда.
Религиозные люди тоже совершают рия посредством одежды. Например, человек надевает на себя шапан, чтобы другие думали, что он имам, религиозный деятель и уважали его за это. С таким намерением он надевает религиозную одежду.
Однажды Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сидел на собрании (маджлис), вытянув ноги вперёд и оперевшись на стену. В этот момент вошёл один человек. Вид у него был серьёзный: он был одет в шапан, на голове было сальде, с одной стороны был виден мисвак. Увидев это, Абу Ханифа подумал, что это большой учёный и собрав ноги, привёл себя в порядок. Ведь неэтично было бы сидеть, вытянув ноги вперёд, когда перед тобой учёный. Этот человек подошёл к Абу Ханифе, присел, и обратился к нему: «Шейх, у меня к вам есть вопрос». Абу Ханифа подумал: «Наверное, он хочет меня проверить?!», и сказал: «Задавайте вопрос, я вас слушаю». Тогда человек сказал: «Как быть, если месяц Рамадан совпадёт со временем Хаджа?» Естественно, это невозможно, потому что Хадж идёт за Рамаданом, через 2 месяца. Если двигается время Рамадана, то и время Хаджа тоже двигается. Сообщается, что услышав такой глупый вопрос, Абу Ханифа рассмеялся и сказал: «Оказывается, можно вытянуть ноги вперёд» — и принял своё изначальное положение. Получается, что по внешнему виду можно подумать, что какой-то человек учёный, шейх.
Или другой пример. Кто-то может укоротить брюки, чтобы в глазах других не делать «харам», потому что для некоторых наших братьев это является запретным (харамом). Здесь я никого не осуждаю. Таким же образом, люди, стремящиеся к мирскому, совершают рия одеждой. Они одевают дорогую одежду, чтобы произвести какое-то впечатление, что он богатый, состоятельный. Такой человек старается одеваться в дорогих бутиках. Особенно дети из богатых семей любят рассказывать о своих покупках: «Когда я был в Милане, делал шоппинг, эту одежду я купил там. А это купил в Тайланде». Или девочка из богатой семьи спрашивает у подруги: «Ты где купила эту одежду?», а она отвечает: «На барахолке» (рынок в г. Алмате). — «Фу, как ты ходишь на барахолку, терпеть не могу?!» Она рассказывает, что она покупала одежду в дорогих бутиках «Мега-Центра», одевая эту одежду, она хочется иметь статус среди людей, быть уважаемой. И так, мы поняли, что и религиозные, и нерелигиозные люди совершают рия одеждой.
Третье, чем люди совершают рия, это — словами.
Приведём примеры, как религиозный человек, используя слова, совершает рия. Некто может выучить хадисы Пророка ﷺ с цепочками передач (иснад), чтобы потом цитировать их среди людей, и чтобы о нем думали: «Ох, какой он знающий. Не только знает хадисы, но и даже иснады». Или прочитав какую-ту сложную тему по фикху, которую многие не знают, рассказывает её среди людей, чтобы в очередной раз блеснуть знаниями. А когда кто-то будет говорить, на какую-ту тему по религии, он исправит и скажет: «Здесь по-идее по-другому, хукм другой» и т.д. Таким образом, он совершает рия словами, чтобы люди думали, что он знающий.
Точно также люди, стремящиеся к мирскому, совершают рия словом. Но они не заучивают аяты, хадисы, иснады. Они учат слова какого-то философа, мыслителя. «Гёте сказал так-то, Аристотель сказал так-то». Или приводят отрывок из произведений Пушкина. Это все они делают, чтобы другие подумали, что они, оказывается, увлекаются литературой, философией, что они интеллектуальные личности. Используя такие слова, он хочет возвыситься, иметь авторитет. Это – рия в словах.
Четвёртое рия — в делах.
Пример, религиозный человек будет совершать своё поклонение смирено среди людей, усердствовать в этом. Его состояние в дуа напоминает набожного человека. Когда он на улице с друзьями, он ходит, опустив голову, не смотря по сторонам. А когда рядом никого нет, то он внимательно рассматривает окружающих, сидя в автобусе, рассматривает девушек. В остальное время, он ходит, опустив глаза, чтобы друзья о нем думали: «Ма шаа Аллах, он не смотрит по сторонам, избегает прелюбодеяние глаз, какой он набожный». Или, чтобы они не подумали, что он смотрит на запретное, чтобы не сказали: «АстагфируЛлах, не смотри на харам». А когда друзей рядом нет, он разглядывает всех подряд, в общественном транспорте, провожает всех взглядом, в том числе и женщин. То есть такой человек не чувствует, что Аллах (Свят Он и Велик) наблюдает за ним, но переживает о том, как о нём подумают люди.
Рия в деле может проявиться и в походке человека. Когда он один, то ходит, как попало, а среди людей сдержанно, ровной походкой, чтобы казаться набожным, спокойным. Это рия в делах.
Точно также, люди, стремящиеся к мирскому, совершают рия делами. Например, при людях он ведёт себя аристократично, нож в правой руке, вилка в левой, тем самым следует определённой этике поведения. В понимании таких людей, есть руками является некультурным. Или он может ходить горделиво, кичливо. Аллах (Свят Он и Велик) в Коране говорит: «Не ходи по земле высокомерно (надменно). Ты, поистине, никогда не сделаешь сквозного отверстия в Земле и высоты гор тебе никогда не достичь» (Сура «аль-Исра’, 37). Он (Свят Он и Велик) также говорит: «Поистине, Господь не любит всякого надменного, самодовольного, хвастливого» (Сура «Лукман», 18). Здесь приведены два качества: первое, «мухталь» — это человек, который проявляет высокомерие в своих делах; второе, «фахуур» — это человек, который проявляет высокомерие в своих словах. Человек может использовать такие слова, как «АстагфируЛлах», «Ма шаа Аллах», «СубханаЛлах», чтобы показаться набожным, но своими делами может проявлять высокомерие. Другой же человек может проявлять высокомерие словами.
Пятое — человек, совершающий рия, посредством окружающих его людей.
Если это касается религиозного человека, то он, например, встречается с одним шейхом, с другим шейхом, путешествует по разным местам и фотографируется с ними, чтобы потом говорить, что сидел за одним столом с определённым шейхом, с намерением похвастаться. Или другой пример. Когда большой учёный читает проповедь, он подходит к нему и что-то шепчет в ухо. Остальные начинают думать: «Не каждый может шептать в ухо такого алима, значит он близкий ему, не из простых людей». Человек именно стремится к этому, он хочет, чтобы люди так и думали.
Таким же образом, люди, стремящиеся к мирскому, совершают рия посредством людей. К примеру, одна девушка пошла на праздник (той), а там выступала группа «МузАрт». Встав рядом с ними, она сфотографировалось. Потом она публикует это фото в социальных сетях, тем самым хвастаясь: «Смотрите, где я была!». Или слабый человек будет стараться находиться в кругу бандитов, чтобы другие думали, что он не простой, а имеет дело с «крутыми» парнями и у него «хорошая крыша». Таким образом, человек совершает рия посредством окружающих его людей.
Мы рассмотрели все пять путей совершения рия. Теперь, давайте выясним, какой хукм у рия? Харам это или нет?
Рия может быть в поклонениях, и в других делах. Если рия совершается вне поклонения, то хукм этого подобно зарабатыванию денег. Почему человек совершает рия? Чтобы люди уважали и почитали его. Если это не поклонение, то это разрешено, но при этом нельзя обманывать людей, показывая те качества, которых в вас нет. Рия же в поклонении является запретным (харам). Потому что поклонение должно совершаться только ради довольства Аллаха.
Аллах (Свят Он и Велик) в Коране говорит: «...Пусть не придаёт сотоварищей Господу в поклонении» (Сура «аль-Кахф» 18:110). Совершать рия в делах допустимо только в том случае, если это не относится к поклонению, и если это качество в действительности в вас есть.
Юсуф (алейхис салям) на вопрос: «Какую работу предпочитаешь?», ответил: «Сделай меня управляющим всеми богатствами (твоих земель). Воистину, я имею соответствующие навыки (знания) для их сбережения (для верного распоряжения ими)» (Сура Юсуф, 55). Он не сказал: «Дай мне эту работу, потому что я совершаю намаз, держу пост». Он говорит о тех качествах, которые в нем есть — это не является харамом. А если показывать свои поклонения, для того, чтобы получить статус — это однозначно запрещено.
То, что вы поправляете одежду перед выходом из дома, стараетесь красиво выглядеть перед людьми, в языковом определении называется «рия».Например, дома вы одеваетесь свободно, как хотите, но в обществе одеваетесь иначе — это не является харамом. Так как это не относится к поклонению.
Однажды Пророк ﷺ перед тем, как выйти из дома, посмотрел на отражение воды в ведре, и поправил свой головной убор (сальде). Увидев это, Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила: «Ты тоже так делаешь?» На что Пророк ﷺ ответил: «Поистине Аллах (Свят Он и Велик) любит, когда Его раб приукрашивает себя ради встречи со своими братьями». Эти слова привёл Имам ибн 'Ади (да смилуется над ним Аллах). В случае Пророка ﷺ, это является поклонением. Потому что на Пророка ﷺ была возложена миссия донесения религии. Люди же встречают человека по одёжке.
Вспомнил одну шутку про двух имамов, её мне рассказал знакомый имам. Один из них хорошо читает проповедь, мягко, доходчиво. А у второго нет таких качеств, но у него внушительный вид. И один имам говорит шутя, что если они пойдут вместе на какое-то собрание, люди с уважением встретят имама с хорошим внешним видом, а провожать с уважением будут уже имама, который хорошо ведёт проповеди.
Нашему Пророку ﷺ было велено распространять религию среди людей. Его красивый и опрятный вид нужен был для призыва в Ислам. Наши учёные говорят, что Пророки не болели болезнью, которая отталкивала бы людей, вызывала бы чувство отвращения. Почему? Потому что они распространяли религию Аллаха. Люди не слушали бы человека, если бы он болел заболеванием, которое вызывает чувство отвращения. Такие люди привели бы оправдания в Судный День, что Аллах отправил ему больного человека, а они не могли находиться рядом с ним, и прислушаться к чему он призывает.
Рия бывает как в поклонении, так и в мирских делах. Рия в мирских делах разрешена, а рия в поклонении запрещена. И это является тяжким грехом.
Деяния, совершенные с намерением рия, сгорают. Каким образом? Например, вы вышли на рынок. Вам дали деньги ради Аллаха, например, один миллион тенге, и сказали: «Иди, занимайся торговлей». Вы не преуспели в торговле, вложили деньги не в тот товар, и ваши деньги сгорели, вы обанкротились. Вы что-то проиграли? Вы ничего не проиграли. Потому что деньги были не ваши. Вам дали деньги, вы лишились их, и вернулись в первоначальное состояние. Ничего не изменилось. А в случае с рия, вы не только теряете свои деяния, но при этом вам ещё и записываются грехи. Потому что совершающий рия в поклонении, делает две вещи: первое — относительно рабов Аллаха — он обманывает людей. Это запретно и в мирских делах. Например, когда вы говорите, что имеете какие-то качества, которых на самом деле нет.
Допустим, при заполнении резюме вы пишите, что вы пунктуальны, коммуникабельны, но таких качеств в вас нет — значит вы обманываете. И вас примут на работу, думая, что у вас есть эти качества. Или, если вы умеете пользоваться только агентом, но в резюме вы указали, что знаете определённые программы: Word, Excel. Если начальник попросит вас составить определённую таблицу, а вы не знаете, как это сделать, и он понимает, что вы вовсе не разбираетесь в этом деле. То есть вы обманули работодателя. Если такое запретно даже в мирских делах, то в поклонении обман является явно запретным (харам). Кто-то считает вас набожным, но вы, на самом деле, таковым не являетесь. Это и есть обман людей. Сердца же людей – аманат. Нельзя располагать сердца людей путём обмана. Как Аллах (Свят Он и Велик) говорит в Коране: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими» (Сура «аль-Бакара», 189). Если понравилась чья-та дочь, постучи в дверь, получи благословения у её отца, то есть забери девушку разрешённым путём (халяль). Точно также и в сердца людей нужно заходить через двери, а не обманывая их.
Допустим, при заполнении резюме вы пишите, что вы пунктуальны, коммуникабельны, но таких качеств в вас нет — значит вы обманываете. И вас примут на работу, думая, что у вас есть эти качества. Или, если вы умеете пользоваться только агентом, но в резюме вы указали, что знаете определённые программы: Word, Excel. Если начальник попросит вас составить определённую таблицу, а вы не знаете, как это сделать, и он понимает, что вы вовсе не разбираетесь в этом деле. То есть вы обманули работодателя. Если такое запретно даже в мирских делах, то в поклонении обман является явно запретным (харам). Кто-то считает вас набожным, но вы, на самом деле, таковым не являетесь. Это и есть обман людей. Сердца же людей – аманат. Нельзя располагать сердца людей путём обмана. Как Аллах (Свят Он и Велик) говорит в Коране: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома через двери и бойтесь Аллаха, — быть может, вы окажетесь преуспевшими» (Сура «аль-Бакара», 189). Если понравилась чья-та дочь, постучи в дверь, получи благословения у её отца, то есть забери девушку разрешённым путём (халяль). Точно также и в сердца людей нужно заходить через двери, а не обманывая их.
Пример: перед женитьбой каждый хочет показать себя с хорошей стороны. На вопрос парня: «Как вы относитесь к многожёнству?», девушка отвечает: «Это повеление от Аллаха, мы же не можем пойти против этого!? Аллах повелел, мы должны следовать этому, что мы можем против этого сказать. Возможно, будет сложно нафсу, но не все же должно нравиться ему». После никаха (обряд бракосочетания) она уже говорит по-другому. Она говорит ему: «Что, решил взять вторую?! Денег много? Сил много?» В начале же, при знакомстве, она казалась набожной, послушной.
Парень же, при знакомстве, говорил: «Пророк ﷺ помогал своей семье. Если гневался, то только ради Аллаха, никогда не говорил своему помощнику: «Почему это сделал так, или не так?» Таким образом, этот юноша, описав свою будущую супружескую жизнь, хотел показать, что у них будет идеальная жизнь, как у сахабов. На следующий день после никаха он уже другой. Далеко не такой, каким казался. Ведь это — обман. То есть, он надел маску, а потом её снял. Не следует говорить о том, чего в вас нет. Нужно с самого начала сказать: «Знаю, может быть недопонимание, у меня есть такие-то недостатки, но будем стараться найти общий язык». А не летать где-то в облаках, строить иллюзии, и говорить: «Будем жить как Лейли и Маджнун».
То есть, первая часть рия относится к людям. Вторая же часть рия относится к Аллаху (Свят Он и Велик). Поклонение совершается только ради довольства Аллаха. Добиваться положения среди людей посредством поклонения является харамом. Как сказал Имам Катада (да смилуется над ним Аллах): «Когда раб Божий совершает рия, Аллах (Свят Он и Велик) говорит: «Смотрите, этот раб «издевается» надо Мной». Это – издевательство. Почему? Потому что человек посвящает свое поклонение людям.
Например, раб пришёл к правителю и говорит: «О мой правитель! Я вас люблю. Я в каждом намазе делаю за вас дуа (подобно тому, как сказал Имам Ахмад: «Я желаю, чтобы единственное дуа, которое будет принято от меня, было дуа, сделанное за вас»), я буду служить вам. Могу ли я быть вашим слугой?» И он нанимается на службу к правителю. Находится постоянно рядом с ним, прислуживает ему и даёт ему советы. Но на самом деле ему понравилась одна рабыня. Чтобы быть ближе к ней, он использовал эту уловку. Хвалил правителя, говорил, что готов отдать душу ради него, и таким образом, ему удалось расположить к себя правителя. Если правитель узнает об этом, он разозлится: «Ты что, использовал меня, чтобы быть ближе к этой рабыне? Какая-то рабыня для тебя дороже, чем я?» Разгневавшись, он может приговорить его к смертной казни.
Аллах (Свят Он и Велик), Господь миров, знает, что в наших сердцах. Он (Свят Он и Велик) знает все: и то, что явно, и то, что скрыто. Аллах приказал не придавать Ему сотоварищей. А совершать рия в поклонениях, конечно же, является издевательством над Аллахом, да упасёт Аллах нас от этого!
Рия имеет различные уровни. Есть люди, которые совершают дела только с намерением рия, а без рия не совершают. Учёные говорят, что их деяния сгорают. Другая же категория людей совершают тот или иной богоугодный поступок, независимо от того, смотрят на него люди или нет. Но, если люди увидят, это придаёт ему дух, мотивирует. Они, ин шаа Аллах, возможно, войдут в категорию тех людей, о которых Аллах (Свят Он и Велик) говорит в Коране: «Они смешали хорошие дела с плохими. Возможно, Всевышний простит их. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «ат-Тауба», 102).
Ин шаа Аллах, на следующем уроке мы поговорим о том, в каких видах поклонений человек может совершить рия, уровнях рия, и их хукме. Пусть Аллах (Свят Он и Велик) убережёт всех нас от малого ширка – рия! Пусть Аллах дарует всем нам искренность! Пусть Аллах даст нам полезные знания, даст возможность действовать согласно этим знаниям, и пусть примет наши деяния!
Предыдущий урок
Урок 4. Рия и любовь к положению в обществе, часть 3
Следующий урок
Урок 6. Рия, часть 2
Комментарии: 0
Правила форума