Аль-Хайй, Аль-Кайюм

Аль-Хайй, Аль-Кайюм

33
вчера
Скачать

Аль-Хайй, Аль-Кайюм

Живой, Существующий независимо

 
Всевышний Аллахаль-Хайй, то есть Тот, кто существует вечно, не переставая быть Живым. И Жизнь (аль-Хаят) — это атрибут, которым описана Его Сущность.
 
 
«Аллах – Живой, который не умирает, не спит, не печалится и не болеет. И Его Жизнь не связана с душой, телом, (поддержанием жизни) через еду и питье, лекарства и т. п.»
 
Также Всевышний Аллах – аль-Кайюм, то есть Самодостаточный. Ученые по акыде пишут, что это имя указывает на атрибут Всевышнего аль-Киямуху би нафсихи (Самодостаточность, Независимое существование). Это значит, что Господь ни в ком и ни в чем не нуждается, а все творения нуждаются в Нем.
 
Почему мы эти два имени разбираем вместе, хотя на первый взгляд они не связаны по смыслу? Дело в том, что в Досточтимом Куръане они нередко идут парой. Очевидно, в этом содержится мудрость.
 
Всевышний Господь говорит:
 
اللَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ
«Аллах — нет никого достойного поклонения, кроме Него, Живого, Самодостаточного». (Сура «аль-Бакара», 255).
 
И Он повторяет эти слова в начале суры «Али Имран» (аят 2).
 
Всевышний Господь также говорит:
 
وَعَنَتِ الْوُجُوهُ لِلْحَيِّ الْقَيُّومِ
«Лица станут смиренными перед Живым и Самодостаточным (Аллахом)». (Сура «Та Ха», 111).
 
Некоторые саляфы считали, что «аль-Хайю-ль-Кайюм» – это величайшее имя (аль-исм аль-а’зам) Всевышнего Аллаха. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) говорил:
 
«Во время битвы при Бадре был такой момент, когда я захотел посмотреть, что делает Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Подойдя к нему, я увидел, что он замер в земном поклоне (саджда), многократно повторяя: «Йа Хайюн, йа Кайюм, йа Хайюн, йа Кайюм!»»[1]
 
Также от Анаса ибн Малика, да будет Аллах им доволен, передается:
 
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в мечеть и увидел там человека, который только что закончил намаз и читал дуа. Он говорил:
 
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِأَنَّ لَكَ الْحَمْدَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ الْمَنَّانُ بَدِيعُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالإِكْرَامِ يَا حَىُّ يَا قَيُّومُ
 
«О Аллах! Поистине, я прошу Тебя тем, что Ты достоин всей хвалы, нет бога, кроме Тебя, Ты – аль-Маннан (Дарующий блага), Бадиʼу ас-самавати валь-ард (Создатель небес и земли), Зуль-Джаляли валь-икрам (Обладатель величия и щедрости), йа Хайю (о Живой) йа Кайюм (о Самодостаточный)!»
 
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 
«Знаете ли вы, как он обратился к Аллаху? Он обратился к Аллаху по Его величайшему имени (аль-исм аль-аʼзам). Когда обращаются им в дуа, будет ответ, и когда просят им – будет дано».[2]
 
[1] «Маʼариф аль-Куръан», толкование «аят аль-курси». Хадис передал аль-Хаким в «аль-Мустадрак», № 809.
 
[2] Абу Дауд, 1495.