Анализ хадиса: «Тот, кто начинает свою еду со щепотки соли, будет защищен от 70-ти болезней»
Анализ хадиса: «Тот, кто начинает свою еду со щепотки соли, будет защищен от 70...
У многих мусульманских народов существует практика – употреблять щепотку соли до или после еды. Ее основывают на хадисе, где сказано, что...
20 256
2
24 декабря, 18

Анализ хадиса: «Тот, кто начинает свою еду со щепотки соли, будет защищен от 70-ти болезней»

20 256
2
24 декабря, 18
АВТОР ЦИКЛА
Анализ хадиса: «Тот, кто начинает свою еду со щепотки соли, будет защищен от 70-ти болезней»
Мунтазир Заман
Автор:
МУНТАЗИР ЗАМАН
Студент Даруль-Ифта, США
Hadith Answers
Источник:
HADITH ANSWERS

An online source for Hadith Fatwas

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

У многих мусульманских народов существует практика – употреблять щепотку соли до или после еды. Ее основывают на хадисе, где сказано, что щепотка соли до еды защищает человека от семидесяти болезней. Подобный адаб (правило) также приводится во многих книгах по исламской этике. Однако, достоверность этого хадиса ставится под сомнение многими учеными. В данной статье молодой ученый Мунтазир Заман делает подробный разбор этого хадиса.
 
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
 
Краткое резюме: Данный хадис передается в качестве хадиса марфу’ от Посланника Аллаха ﷺ – через следующих четырех сподвижников: Али, Анаса, Саада ибн Муаза и Аишу (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако, все эти сообщения подвергаются серьезной критике, так что все они вместе не имеют достаточной силы. Более того, (подобное сообщение) передается как хадис маукуф (собственные слова сподвижника) от Али (радыАллаху анху), но оно также не считается надежным.
 
После анализа хадиса мы представим фетву муфтия Рашида Ахмада Людьянви, которые разъясняет, что будет некорректным считать это действие Сунной.
 
Далее, мы обсудим вопрос достоверности – в каком контексте упоминание этого хадиса некоторыми факихами может расцениваться как признание его достоверным. И наконец, мы упомянем, что нельзя осуждать факихов за то, что они приводили это недостоверное сообщение в своих книгах, поскольку наука хадиса не является их специальностью.
 

Введение

 
Некоторые ведущие факихи, как Бурхануддин аль-Бухари (ум. в 616 г.х.) – из ранних ученых, так и Ибн Абидин (ум. в 1250 г.х.) – из поздних, утверждали, что это правило этикета (употребление соли перед едой) является Сунной[1]. Ибн Абидин даже пишет в комментарии к хадису:
 
«Это не только Сунна, но (это правило) содержит лекарство от семидесяти болезней»[2].
 
Перед тем, как обсудить вопрос, будет ли корректным отнести это правило к Сунне, давайте проанализируем достоверность этого хадиса.
 

Анализ хадиса

 
Данный хадис приводит аль-Харис ибн Аби Усама (ум. в 282 г.х.) в своем Муснаде следующим образом:
 
Али (радыАллаху анху) упоминает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал мне:
 

«Начинай свою трапезу с соли и завершай ее солью, ибо это лекарство от семидесяти болезней, главные из которых это сумасшествие, проказа, кожные болезни, зубная боль, боль в горле и боль в животе»[3].

 
Это первое сообщение марфу от Посланника Аллаха ﷺ, которое передается от Али (радыАллаху анху). Ученые по хадису ясно утверждают, что это сообщение недостоверно, поскольку его санад (цепочка передатчиков) содержит множество слабых передатчиков. См. следующее утверждение:
 
Алляма Шихабуддин аль-Бусири (ум. в 839 г.х.) пишет:
 
«Этот иснад содержит слабых передатчиков, которые следуют друг за другом. Ас-Сари ибн Халид, Абдуррахим ибн Вакыд и Хаммад ибн Амр являются слабыми»[4].
 
Алляма аль-Хасан ас-Сагани (ум. в 650 г.х.) пишет:
 
«Среди них (то есть, вымышленных сообщений) находятся советы от Али (радыАллаху анху). Хаммад ибн Амр ан-Насыби был одним из тех, кто подделывал их»[5].
 
Комментируя это утверждение, шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда (ум. в 1997 г.н.э) пишет:
 
«Среди советов, приписываемых Али (радыАллаху анху), в подделке которых обвиняют Амра ан-Насыби, и которые приводит Суюты в «аль-Ла’али аль-Маснуа», содержится хадис, который некоторые факихи и суфии часто цитируют перед едой. Хадис выглядит следующим образом: «О, Али, начинай свою трапезу с соли и завершай ее солью, ибо это лекарство от семидесяти болезней, главные из которых это сумасшествие, проказа, кожные болезни, зубная боль, боль в горле и боль в животе»[6].
 
Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи (ум в 597 г.х.) пишет:
 
«Этот хадис недостоверен (иными словами, он сфабрикован) и не относится к Посланнику Аллаха ﷺ. Один из тех, кого обвиняют в его подделке, - это Абдуллах ибн Ахмад или его отец (Ахмад ибн Амир), поскольку им принадлежит собрание вымышленных хадисов, которые они приписывают Ахлю-бейт (членам семьи Пророка ﷺ)»[7]
 
Как мы уже упоминали, выражение «он недостоверен», когда оно приводится в книгах маудуат (о вымышленных хадисах) и биографических очерках слабых передатчиков, означает «оно вымышлено». По совпадению, объясняя этот принцип, шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда представил это самое утверждение Ибн аль-Джаузи[8].
 
Второе сообщение марфу’ передается от Саада ибн Муаза (радыАллаху анху). Более того, оно в качестве сообщения маукуф приписывается Али (радыАллаху анху).
 
После приведения замечаний Ибн аль-Джаузи, которые мы уже упомянули, Джаляладдин ас-Суюты (ум. в 911 г.х.) пишет:
 

«Абу Абдуллах ибн Манда упоминает в Ахбар Асфахан от Саада ибн Муаза (радыАллаху анху), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Открывай свою трапезу солью, ибо, клянусь Тем, в Чьих Руках находится моя душа, это исцеляет от семидесяти трех болезней» или он сказал «от 73 видов болезней».

 
Аль-Байхакы пишет в Шуабуль-Иман:
 
«…от Джувайбира, от ад-Даххака, от ан-Наззаля ибн Сабра, от Али (радыАллаху анху), который сказал: «Кто начинает свою трапезу с соли, того Аллах защитит от семидесяти видов болезней»[9].
 
В этом утверждении алляма ас-Суюты отвечает на критику Ибн аль-Джаузи, приводя сообщение марфу от Саада ибн Муаза и сообщение маукуф от Али, пытаясь доказать, что существуют другие сообщения на эту тему. Но следует держать в уме, что Суюты по-прежнему считает сообщение от Али вымышленным.
 
Он пишет:
 
«…начинай свою трапезу с соли и завершай ее солью, ибо это лекарство от семидесяти болезней, главные из которых это сумасшествие, проказа, кожные болезни, зубная боль, боль в горле и боль в животе». Аль-Харис ибн Аби Усама передает его, Абдуррахим ибн Вакыд передает нам, Хаммад ибн Амравай передает нам…».
 
Аль-Байхакы передает первую часть хадиса и говорит: «Это длинное сообщение, которое относится к правилам этикета (адаба) и благочестия». После этого он пишет: «Это выдумка»[10].
 
Однако ученые по хадису не согласились с Суюты в отношении достоверности обоих сообщений, которые он цитирует в ответ Ибн аль-Джаузи. Относительно этого алляма Ибн Аррак аль-Кинани (ум. в 963 г.х) пишет:
 
«Ибн аль-Джаузи был подвергнут критике (за свое утверждение, что вышеприведенное сообщение сфабриковано) на основании того, что Байхакы передает его в Шуабуль-Иман от Али (радыАллаху анху) в качестве маукуф (как его собственное утверждение): «Кто начинает трапезу солью, того Аллах защитит от семидесяти видов болезней».
 
Более того, Ибн Манда передает в Ахбар Асфахан от Саада ибн Муаза (который передает от Посланника Аллаха ﷺ): «Открывай свою трапезу солью, ибо, клянусь Тем, в Чьих Руках находится моя душа, это исцеляет от семидесяти трех болезней» или он сказал «73 видов болезней».
 
Я (Ибн Аррак) утверждаю: «Это (сообщение Ибн Манда) передается от Ибрагима ибн Хайяна и поэтому не подходит для подтверждения. Что касается сообщения от Али (которое приводит Байхакы), оно слабое, поскольку в цепочке есть Джувайбир, которого считают отвергнутым (рассказчиком), и Иса ибн аль-Ашаз, который неизвестен»[11].
 
Ясно из анализа, сделанного Ибн Арраком, что каждое из двух сообщений, которые приводят для подтверждения вышеприведенных, содержит ненадежных передатчиков и поэтому не может подтверждать другие сообщения.
 
Важно отметить, что Ибрагим ибн Хайян, рассказчик, которого подвергают сомнениям в том сообщении, которое привел Ибн Манда, также известен как Ибрагим ибн Хиббан, поскольку он изменил свою родословную. Шейх Абдуррахман аль-Муаллими (ум. в 1966 г. н.э), который приводит те же возражения, что и Ибн Аррак, пишет:
 
«Я подозреваю, что он (т.е. Ибрагим ибн Хайян) – это тот же человек, который известен как Ибрагим ибн аль-Бара и Ибрагим ибн Хиббан, поскольку он изменил свою родословную. В любом случае, он явный лжец»[12].
 
В отношении обоих сообщений (марфу и маукуф), которые приводятся от Али (радыАллаху анху), мауляна Юнус Сахаранпури пишет:
 
«Хадис (и марфу, и маукуф), который рекомендует начинать трапезу солью, передается от Али (радыАллаху анху) через несколько цепочек. Однако, ни одна из них не свободна от недостатков: некоторые содержат отвергнутых передатчиков, а другие содержат передатчиков, которых обвиняли во лжи»[13].
 
Третье сообщение марфу передается от Анаса (радыАллаху анху), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 

«Начинайте (вашу трапезу) солью, ибо она содержит семьдесят исцелений. Кто начинает свою трапезу солью, а после произнесет: «С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, о, Аллах, благослови нас тем, чем Ты питаешь нас, и даруй нам лучшее, чем это», того Аллах спасет от наказания в могиле, и перед тем, как этот кусок достигнет его желудка, Аллах простит его»[14].

 
Приведя данный хадис, он пишет:
 
«Это сообщение отвратительно, ибо его рассказчик Али ибн Яздад аль-Джурджани является муттахам (тот, кого обвиняли во лжи)».
 
Четвертое сообщение марфу передается от Аиши (радыАллаху анха):
 
Это длинное сообщение, которое передается от Аиши (радыАллаху анха), где говорится о пользе некоторых продуктов, включая блага от употребления соли до и после еды. Несмотря на своеобразное содержание хадиса, Суюты просто цитирует его и воздерживается от комментариев относительно его достоверности. После этого Ибн Аррак цитирует это сообщение и лишь слегка критикует его, упоминая, что один из его передатчиков неизвестен.
 

«…Кто ест соль перед и после еды, будет защищен от трехсот шестидесяти видов болезней, в числе которых проказа и кожные болезни. Аль-Касим ат-Туйюри передает его в «Ат-Туйюрият» от Аиши (радыАллаху анха).

 
Я (Ибн Аррак) говорю:
 
«Он (Суюты) не объясняет, в чем недостаток этого сообщения. Его иснад содержит Мухаммада ибн Мусу ибн Ибрагима, который передает от Хишама ибн Урвы, но я не знаю, кто это такой (этот Мухаммад ибн Муса). В «Лисан аль-Мизан» он упоминается следующим образом: «Мухаммад ибн Муса ибн Ибрагим, является неизвестным шейхом». Я не уверен, что это один и тот же человек»[15].
 
В этом утверждении Ибн Аррак только упоминает, что Мухаммад ибн Муса неизвестен, не говоря об остальной критике (этого хадиса). Однако, он не заключает, что сообщение сфабриковано только вследствие этого. Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда объясняет:
 
Утверждение Ибн Аррака о передатчике не показывает, что это сообщение выдуманное. Он намеревался только показать ложь передатчика, поскольку мерзость подделки этого хадиса и так видна со всех сторон, так что нет нужды в анализе его иснада[16].
 

Шариатский хукм (правило) в отношении этой практики

 
Муфтия Рашида Ахмада Людьянви (ум. в 2002 году н.э.) спросили:
 
Каково правило в отношении употребления соли перед и после еды? Если это не является суннатом или мустахабом, почему тогда известные книги, такие как Шамийя (Радд аль-Мухтар) и Ихья аль-Улюм упоминают данный адаб принятия пищи?
 
Шейх отвечает:
 
Мнения, высказанные в широко распространенных книгах относительно начала и завершения приема пищи солью, не подтверждаются никакими подлинными сообщениями. Все повествования относительно этой практики сфальсифицированные. Поэтому считать этот адаб Сунной будет ошибкой[17].
 
Далее шейх цитирует некоторых ученых по хадису для подтверждения мнения, что все эти сообщения вымышленные.
 
Тот факт, что факихи цитируют данный хадис, еще не говорит о его достоверности.
 
Ранее мы доказали, что хадисы о пользе употребления соли до или после еды вымышленные, так что этот адаб нельзя называть Сунной.
 
Однако, некоторые люди утверждают: поскольку многие факихи приводят эти хадисы в качестве доказательства того, что этот адаб является Сунной, этого достаточно для удостоверения его подлинности, поскольку «когда факих приводит хадис в качестве довода, этого достаточно для его подлинности». Но хотя данный принцип правилен, однако он относится не ко всем факихам, а лишь к тем, кого считают муджтахидами.
 
Алляма Ибн Нуджайм (ум. в 970 г.х.) пишет:
 
Когда муджтахид приводит хадис в качестве довода, это подтверждает его достоверность, и нет необходимости делать что-то (проверять его достоверность) после него. Имам Мухаммад, к примеру, и сам был муджтахидом, и знал доказательства (подлинности того или иного хадиса) от Имама аль-Азама (Абу Ханифы)[18].
 
Алляма аль-Каусари (ум. в 1951 г. н.э.) пишет:
 
... и анализ их (хадисов) цепей было легкой задачей для них (муджтахидов) из-за их хронологической близости, в частности, когда муджтахид приводит хадис в качестве доказательства, это служит проверкой его достоверности. Нужда (в обращении) к шести каноническим сборникам хадисов (аль-Кутуб ас-Ситта) и изучение их цепей -  для тех ученых, кто жил после муджтахидов[19].
 
Более того, мауляна Ашраф Али Санави (ум. в 1943 г. н.э) пишет, что подобная практика (употребление соли перед едой) не передается от муджтахидов мазхаба[20], так что нет необходимости проверки подлинности хадиса на основании этого принципа.
 
Из вышесказанного ясно, что нельзя делать вывод о достоверности этого хадиса лишь на том основании, что многие факихи приводили его в книгах, поскольку такое правило применимо только в отношении имамов-муджтахидов. Более того, известно, что о подобном адабе передается только от поздних ученых мазхаба.
 
Цитирование недостоверных сообщений не умаляет подлинности книг по фикху.
 
В заключение скажем, что нельзя делать вывод о недостоверности книг по фикху только вследствие того, что их авторы цитируют недостоверные хадисы, поскольку в каждой науке есть свои специалисты, и нельзя обвинять ученого в том, что находится за пределами его компетенции.
 
Алляма Абдуль-Хай аль-Лякнави (ум. в 1304 г.х.) пишет:
 
Хотя книги по фикху надежны в отношении хукмов, которые там приводятся, и их авторы являются компетентными учеными, на сообщения, которые приводятся в них, не всегда можно полагаться, и их нельзя считать достоверными лишь потому, что их приводит ученый. Как много хадисов записано в достоверных книгах, но они ложные и вымышленные…
 
Да, если автор книги – специалист в науке хадиса, тогда можно положиться на надежность хадисов, которые он цитирует. Подобным образом, если сообщение приводится в книге по хадису, на его достоверность можно положиться, поскольку автор надежен в том, что он цитирует.
 
Суть этого состоит в том, что Аллах создал для каждого вопроса свой ответ (ликулли макам макаль), и в каждой области есть свои эксперты, поскольку Он даровал каждой группе благо, которое предназначено только для нее.
 
Соответственно, ученые по хадису только приводят сообщения, проверив их подлинность, но не объясняют глубину их смысла. И наоборот, факихи выносят решения, но не разбираются в достоверности хадисов. Таким образом, необходимо понимать, рассматривать каждую сторону в соответствии с ее опытом и понимать ограниченность компетенции каждой стороны.
 
Далее он (шейх Лякнави) цитирует Муллу Али Кари (ум. в 1014 г.х) относительно вопроса, относящегося к предмету дискуссии:
 
Если некто скажет: «Уровень и знания того, кто приводит сообщения, достаточны для удостоверения его надежности», мы ответим: «Нет, неправда. Никакой хадис не принимается до тех пор, пока он не сопровожден иснадом, даже если авторитетный ученый цитирует его…»
 
Если кто-то скажет: «Данный хадис приведен авторитетной личностью, так что весьма маловероятно, что такой человек будет передавать подделки», мы ответим: «Никакой авторитет не свободен от совершения ошибок. Я не утверждаю, что они (факихи) намеренно приводят (вымышленные хадисы), зная об их ложности. Но они могут быть введены в заблуждение чужими мнениями, поскольку они не являются учеными по хадису, а подобное (удостоверение надежности) находится только в компетенции (соответствующих ученых)»[21].
 
После упоминания этих ценных замечаний аллямы Лякнави, шейх Абдуль-Фаттах пишет:
 
Если студент будет путешествовать целый месяц для поиска одних этих утверждений, они стоят того, поскольку в них (содержится) суть истины и чистая благожелательность. Только по этой причине я упомянул их несмотря на их длительность.
 
Именно по этой причине мы отклонились от темы и привели данные высказывания, что они весьма полезны нашим читателям.
 
А Аллах знает лучше.
 
[1] Бурхануддин, аль-Мухит аль-Бурхани, 54:8 [Идара аль-Куран] Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 340:6 [Даруль-Фикр]
 
[2] Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 340:6 [Даруль-Фикр]
 
[3] Ибн Хаджар, Аль-Маталиб аль-‘Алийя, 705:10, [Даруль-Исма], Аль-Хайтами, Бугыя аль-Бахит, 526:1 [Марказ Хыдма ас-Сунна]
 
[4] Аль-Бусири, Исаф аль-Хыяра аль-Махара, 413:3 [Даруль-Ватан]
 
[5] Аль-Кари, аль-Масну фи ма‘рифа аль-хадис аль-мауду’, 236 [Мактаб аль-Матбуат аль-Исламийя]
 
[6] Абдуль-Фаттах, примечания к аль-Масну фи ма‘рифа аль-хадис аль-мауду’, 236 [Мактаб аль-Матбуат аль-Исламийя]
 
[7] Ибнуль-Джаузи, аль-Мауду‘ат, 289:2 [аль-Мактаба ас-Саляфийя]
 
[8] ‘Абдуль-Фаттах, предисловие к аль-Масну фи ма‘рифа аль-хадис аль-мауду’, 37 [Мактаб аль-Матбуат аль-Исламийя]
 
[9] Ас-Суюты, аль-Ла’яли аль-Масну’а, 179:2 [Даруль-Кутуб аль-‘Ильмийя]
 
[10] Ас-Суюты, аль-Ла’яли аль-Масну’а, 312:2 [Даруль-Кутуб аль-‘Ильмийя]
 
[11] Ибн Аррак, Танзих аш-Шариа, 243:2 [Даруль-Кутуб аль-‘Ильмийя]
 
[12] Аль-Муаллими, примечания к аль-Фаваид аль-Маджму‘а, 161 [Му’ассиса Аби ‘Убайда]
 
[13] Юнус Сахаранпури, аль-Явакыт аль-Галийя, 448:2 [Мадждис Да‘ва аль-Хакк]
 
[14] Абуль-Касим аль-Джуржани, Тарих Джурджан, 310:1 [‘Алям аль-Кутуб]
 
[15] Ибн Аррак, Танзих аш-Шариа, 266:2 [Даруль-Кутуб аль-‘Ильмийя]
 
[16] Абдуль-Фаттах, примечания к аль-Масну фи ма‘рифа аль-хадис аль-мауду’, 74 [Мактаб аль-Матбуат аль-Исламийя]
 
[17] Людьянви, Ахсануль Фатава, 91:9 [Х.M Сайид]
 
[18] Ибн Нуджайм, аль-Бахр ар-Ра’к, 299:5 [Х.M Сайид]
 
[19] Аль-Каусари, примечания к Шурут аль-’А’имма аль-Хамса, 61 [аль-Мактаб аль-Азхарийя ли т-Турат]
 
[20] Санви, Имдад аль-Фатава, 112:4 [Мактаб Даруль ‘Улюм Карачи]
 
[21] Выдержки из примечаний к аль-Аджвиба аль-Фадиля, 30-34 [Даруль-Башаир аль-Исламийя]

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
541
14 марта, 24
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Общие требования к очищению нечистой одежды: Если одежда испачкана нечистотами [наджас] и эти нечистоты видимые, то нечистоты должны быть...
1 617
1 марта, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Нурдинн
Нурдинн
0
Асалям алейкум. Мы правильно поняли? Практиковать перед едой соль - можно, но НЕЛЬЗЯ утверждать что это Сунна нашего Посланника САВ.
24 декабря, 18
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух.

Да, все верно. Именно так.
24 декабря, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Как правильно понимать хадис о трех уровнях противодействия злу?
Как правильно понимать хадис о трех уровнях противодействия злу?
Вопрос: Как правильно понимать хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о противодействии злу рукой, языком и се...
4 429
24 декабря, 18
«Я был послан как милость» - о милосердии нашего Пророка (мир ему и благословение)
«Я был послан как милость» - о милосердии нашего Пророка (мир ему и благословение)
Наступил благословенный месяц Рабиуль-авваль, и исламские сайты и группы в соцсетях наполнились призывами к верующим написать лучший расс...
16 204
1
7 декабря, 18