«Я был послан как милость» - о милосердии нашего Пророка (мир ему и благословение)
«Я был послан как милость» - о милосердии нашего Пророка (мир ему и благословение)
Наступил благословенный месяц Рабиуль-авваль, и исламские сайты и группы в соцсетях наполнились призывами к верующим написать лучший расс...
16 204
1
7 декабря, 18

«Я был послан как милость» - о милосердии нашего Пророка (мир ему и благословение)

16 204
1
7 декабря, 18
АВТОР ЦИКЛА
«Я был послан как милость» - о милосердии нашего Пророка (мир ему и благословение)
Муслима (Анна) Кобулова
Автор:
МУСЛИМА (АННА) КОБУЛОВА
Автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (Сура «Союзники», 21).

Передается, что, когда мусульмане подвергались тяжким преследованиям, сподвижники попросили:
 
«О Посланник Аллаха, прокляни многобожников!». Он отверг эту просьбу и произнес следующее: «Я не послан проклинающим, а послан как милость» (Муслим).
 
Наступил благословенный месяц Рабиуль-авваль, и исламские сайты и группы в соцсетях наполнились призывами к верующим написать лучший рассказ/ стихотворение о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), его жизни, благородном нраве и прекрасных качествах. Мне бы тоже не хотелось остаться в стороне и рассказать немного о той стороне жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которая меня больше всего привлекает.

Наверное, всем мусульманам приходилось слышать, как и в среде т.н. «исламоведов», да и в среде простых обывателей-немусульман Ислам связывается с жестокостью или суровостью. Самого нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) эти люди описывают как человека, распространявшего свою религию огнем и мечом, лишенного любви или жалости к людям. Скажу о себе – когда я только изучала Ислам и уже понимала его истину (истинное учение о Всевышнем), меня долгое время удерживал от принятия Ислама именно этот вопрос – есть ли в Исламе любовь, жалость, милосердие, сострадание – именно те качества, которые христианская религия считает как бы своей «визитной карточкой», своей исключительной принадлежностью. Уже будучи в Исламе, мне больше всего нравились в жизнеописании Пророка (мир ему и благословение Аллаха) именно эти его качества – что он был Пророком милости, что он проявлял терпение и сострадание ко всем людям, мусульманам и немусульманам, друзьям и врагам. Об этом мне бы и хотелось поговорить далее с дозволения Аллаха.
 

Милосердие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к женщинам, детям и подневольным людям

 
Что является признаком доброты и милосердия? — доброе отношение к тем людям, которые слабее тебя, которые от тебя зависят или лишены прав. В доисламском обществе в такую категорию людей входили, прежде всего женщины.
 
Утверждение, что женщина в Исламе забита и угнетена, также стало, увы, расхожим стереотипом. В доисламские времена, во многих религиозных традициях, женщина считалась существом второго, а то и третьего сорта. У нее не было ни прав, ни привилегий. Некоторые христианские богословы всерьез рассуждали на тему, есть ли у женщины душа. Иные же европейские мыслители задавались вопросом: «Зачем женщине ходить в церковь? О чем она может говорить с Богом?» Известно, что арабы до Ислама относились к женщинам не лучше.
 
Поведение нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом смысле разрушало все тогдашние (да и нынешние) стереотипы. Будучи совсем молодым человеком – двадцати с небольшим лет – он женится не на юной девушке, а на сорокалетней вдове Хадидже (радыйаЛлаху анха). Брак по расчету – так обычно говорят недоброжелатели и клеветники, обсуждая эту историю, — ведь Хадиджа была богатой женщиной, она вела обширную торговлю и отправляла караваны в разные страны. Но если бы Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) женился на Хадидже только по расчету, ничто бы не мешало ему через какое-то время взять еще нескольких жен – помоложе и покрасивее, или, по крайней мере, взять в наложницы красивых рабынь-пленниц. Такие вещи были обычными для его современников. Однако он прожил со своей женой больше двадцати лет в любви и согласии в строго моногамном браке, и женился на других женщинах только после ее смерти.
 
Широко известно отношение арабского общества времен джахилийи к детям. Если новорожденному мальчику радовались, то новорожденную девочку часто убивали – это был «лишний рот», который нужно будет кормить и одевать, а потом она все равно уйдет замуж в чужую семью. Женщина также считалась источником позора и аморального поведения:
 
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (Коран, 16, 58-59).
 
Однако, у нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были только дочери – сыновья рождались, но умирали во младенчестве. Если любой его современник считал бы это несчастьем и позором, то он радовался рождению девочек не меньше, чем другие радуются мальчикам. Передается множество его высказываний о необходимости проявления доброты и жалости к дочерям.
 
Например, есть несколько хадисов с одинаковым смыслом: в них говорится, что, если человек, у которого будут две или три дочери, который будет хорошо относиться к ним и заботиться о них до их замужества, воспитав их благочестивыми мусульманками, по милости Всевышнего, это приведет его в Рай (ученые говорят, что подобное относится и к человеку, воспитавшему одну дочь).

Также сказано: 
 
«Когда ты смотришь с радостью на сына, то это записывается тебе как благо, а когда смотришь с радостью на дочь, это записывается как награда. Начинайте с дочерей, ибо Аллах Всевышний нежен и мягок к ним».
 
«Когда на свет появляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют «Мир вам, обитатели этого дома!» Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: «Как она слаба и беспомощна и вышла из слабого тела. Если отец будет растить ее, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха» (ат-Табарани).

По преданию, сура «Каусар «была ниспослана именно тогда, когда у Посланника (мир ему и благословение Аллаха) родилась последняя дочь Фатима (радыйаЛлаху анха), а последний родившийся сын умер маленьким. Неверующие стали смеяться над ним, называя его «абтар» (то есть, «куцый» – тот, чей род прервался), однако Всевышний Аллах пообещал ему неиссякаемый источник в Раю – Аль-Каусар. 

Фатима родилась в Мекке за три месяца до начала пророческой миссии нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень любил Фатиму. Когда он ходил по улицам Мекки и призывал людей к Исламу, он брал с собой и Фатиму (радыйЛлаху анха).
 
Аиша (радыйЛлаху анха) рассказывала о ней следующее: 
 
«Я не видела никого, кто бы так походил на Посланника Аллаха характером и внешним видом, этикой и прекрасным нравом, природой и поведением, как Фатима. Когда Фатима приходила к своему отцу, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встречал ее стоя и уступал ей свою подушку, на которой сидел. Когда же Посланник Аллаха шел к Фатиме, она встречала его стоя, с уважением целовала ему руки и сажала его на свое место» (Тирмизи).

Также есть очень трогательный хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто совершал намаз держа на руках свою внучку Умаму, дочку его другой дочери Зайнаб: когда он совершал руку’, он опускал ее на землю, когда вставал, опять поднимал ее. Он также любил свою приемную дочь Зайнаб бинт Аби Саляму (дочку его жены Умм Салям), шутя брызгал в неё водой, играя с ней, когда она подходила к нему, в то время, когда он умывался.

Полны трогательных и романтических моментов супружеские взаимоотношения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его самой младшей жены Аиши (радыйЛлаху анха). Сейчас модно осуждать Пророка (мир ему и благословение Аллаха) за то, что он женился на ней, когда ей было девять лет. Однако, все забывают о том, что почему-то такой вопрос никогда не поднимался даже врагами Ислама хотя бы лет сто назад – значит, такие ранние браки были в обычае и на Востоке, и на Западе, поэтому никого не удивляли. И что самое главное – сама Аиша (радыйаЛлаху анха), которая осталась вдовой в юном возрасте и прожила потом долгую жизнь, передавала о своем браке только самое хорошее.

Она хорошо запомнила, как бегала с Пророком (мир ему и благословение) наперегонки и даже обогнала его, потому что была молода и в хорошей форме. Им так нравилось соревноваться друг с другом в скорости, что они даже бежали наперегонки во время военного похода, завершившегося битвой при Бадре (одного из самых важных сражений в истории Ислама).

Но романтика этого брака выражалась не только в играх и развлечениях. С годами близость между ними усиливалась и охватывала всю повседневную жизнь супругов. Во время совместных трапез, когда Аиша отпивала из чаши, он пил, касаясь чаши губами в том же месте. Если она брала мясо, он брал себе кусок оттуда же. И это одни из бесчисленных проявлений трогательных чувств, которые они питали друг к другу.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни разу не ударил ни одну из своих жен, никогда он обращался с женщинами грубо и пренебрежительно, и помогал им в домашних делах по мере своих возможностей.

«Помогать жене – это благодеяние» - говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) (хадис рассказал Ибн Умар, передал Дильми)

Также он говорил: «Лучший из вас тот, кто наилучшим образом относится к своим семьям».

Таким же милосердным было отношение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к людям, которые зависели от него и находились у него в услужении:

Рассказывает Анас ибн Малик (которого мать отдала в услужение Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) маленьким мальчиком): 
 
«Я служил Пророку (мир ему и благословение) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел. Что бы я ни совершил, он ни разу не сказал мне: «Почему ты это сделал?» или «Почему ты этого не сделал?»».

Рабы и рабыни, не имевшие никаких прав в джахилийи, могли спокойно подойти к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и потребовать у него уделить им время для отдельного разговора. (Бухари, Адаб, 61)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха), наставлял хозяев хорошему отношению к своим невольникам:
 
«Пусть никто из вас не обращается к невольникам «мой раб», «мой слуга». Вы все являетесь рабами Аллаха. И женщины тоже. Когда возникает необходимость позвать их, говорите им «сынок», «дочка» или «юноша».

Ма’рур бин Сувайд рассказывал:
 
«Как-то на Абу Зарре (радыйЛлаху анху) я увидел богатую одежду. Его слуга был одет в точно так же. Когда я спросил у Абу Зарра о причине этого, он мне поведал, как во время жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) он оскорбил одного из рабов-мусульман. Узнав об этом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты такой человек, который до сих пор не избавился от привычек джахилийи. Они ваши слуги, но в то же время они ваши братья. Аллах дал их вам под ваше покровительство. У кого под руководством есть брат, пусть его кормит тем же, что ест сам. Пусть одевает в ту же одежду, какую носит сам. Не поручайте им заранее невыполнимые задания. Если же все-таки возникла необходимость выполнить тяжелую работу, помогите им!» (Бухари, Муслим, Айман, 40)
 
Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также вел очень простой образ жизни: он ел всегда сидя на полу и при этом говорил: «Я – раб Всевышнего, сижу как раб и ем как раб».
 

Отношение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к своим врагам

 
Легко любить тех, кто любит тебя и хорошо к тебе относится, но многие ли люди способны прощать и делать добро тем людям, которые ненавидят их и обижают? Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и тут показывает нам прекрасный пример.

Самый известный пример терпения нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это его отношение к своим соплеменникам-курайшитам, жителям Мекки. Все мы помним, что после того, как Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было ниспослано откровение, отношение к нему многих мекканцев резко изменилось. Если до призыва к Исламу он был для них Мухаммад аль-Амин — надежный, достойный доверия, то после того, как он обратился к ним с призывом отказаться от идолопоклонства и повиноваться Единому Богу – Аллаху, для многих мекканцев он стал злейшим врагом. Окружающие не жалели труда, чтобы испортить ему жизнь: они оскорбляли его, называя сумасшедшим, одержимым злыми духами или колдуном; ему подбрасывали под дверь нечистоты или обливали помоями, однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился около Каабы, курайшиты положили верблюжьи потроха на его спину. Позднее, когда язычники не смогли добиться своей цели – заставить мусульман отказаться от своей веры, они организовали бойкот всем мусульманам, запретив окружающим продавать или покупать у них что-то или вступать с мусульманами в иные отношения, поставив тем самым их на грань голодной смерти. Они пытались убить Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и когда он вынужден был переселиться в Медину, они объединили большинство арабских племен и повели войну против него. Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники одерживали одну победу за другой, и в конце концов победоносно вступили в Мекку во главе десятитысячной армии, ее жители были в страхе – думая, что настало время, когда им припомнят все перенесенные унижения.
 
Однако, он не стал никому мстить: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал курайшитам:
 
«O люди курайша! Как вы думаете, что я сделаю с вами?»

Надеясь на его снисхождение, они сказали: «Ты сделаешь добро. Ты – благородный человек, сын благородного человека».

И он сказал им:

«Тогда я говорю вам то, что сказал Юсуф своим братьям: "Нет никакой вины на вас". Идите! Все вы свободны!»

Также нелишним будет вспомнить историю с жителями города Таиф. Когда положение мусульман в Мекке стало совсем невыносимым, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его близкие друзья стали искать, в какое место они могли бы переселиться из Мекки. Однажды он отправился в небольшой городок Таиф, находящийся неподалеку от Мекки, чтобы попробовать призвать его жителей к Исламу. Однако, там ему был оказан очень нехороший прием – мало того, что авторитетные люди города с презрением отвергли их проповедь, на Любимца Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) натравили городских хулиганов, которые забросали его камнями так, что тело его покрылось синяками, а из ног сочилась кровь. Это событие сильно огорчило Пророка, и он обратился к Аллаху с мольбой о помощи.

Жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аиша (радыйЛлаху анха) рассказывала, что однажды она спросила у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), был ли у него в жизни день труднее, чем день сражения при Ухуде, на что он вспомнил день возвращения из Таифа и сказал: 
 
«Тогда, в момент моего замешательства, я поднял голову вверх и увидел на одном облаков, под тенью которого находился, ангела Джибрила. Джибрил сказал, что мне дали ангела гор, который, если я захочу, уничтожит всех жителей этого города. Я же ответил: «Нет, не хочу. Я хотел бы, чтоб Аллах превратил этих многобожников в рабов, которые бы поклонялись только Аллаху и никого не сравнивали с Ним» (Бухари, Муслим).

Существует также множество других примеров, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прощал людей, которые причиняли лично ему какие-то неприятности и оскорбления.

После взятия мусульманами оазиса Хайбар иудейская женщина принесла Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отравленную баранью лопатку. Однако он узнал посредством откровения, что мясо отравлено. Когда женщину нашли, она призналась в содеянном, сказав, что хотела таким образом узнать – действительно ли этот человек пророк? Ведь если он простой правитель людей, она и ее соплеменники избавились бы от него, а если он Пророк, яд не повредит ему. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) простил эту женщину и не стал требовать наказания для нее (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 130).

Следующее событие произошло во время одного из походов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). День был очень жаркий, он и его воины расположились на отдых под деревьями. Пророк заснул, а люди, охранявшие его, в этот момент тоже потеряли бдительность. В это время к месту, где отдыхал Пророк, подкрался человек из языческого племени Гатафан, который хвастался перед своими соплеменниками, что убьет Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он уже выхватил меч из ножен и занес его над головой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) И в это мгновение Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыл глаза и взглянул прямо на него. Язычник хотел опустить меч, но его удивило спокойствие Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
 
— Разве ты не боишься меня, Мухаммад? Кто же защитит тебя от меня?

— Аллах! – спокойно ответил Любимец Всевышнего.

Этот человек не смог нанести удар. Рука его опустилась, и меч упал на землю. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) протянул руку и взял его. «А сейчас, – сказал он, – кто защитит тебя от меня?» Когда в отряде узнали, что случилось, все были потрясены. Этого человека схватили и готовы были убить. Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил делать это; он спросил своего врага: «Ты согласен принять Ислам?» Тот человек отказался, сказав: «Если я соглашусь, люди будут думать, что сделал это из страха. Но я заявляю: никогда не буду бороться против тебя, Мухаммад, и никогда не буду поддерживать тех, кто борется против тебя!»

После этих слов язычника освободили и отправили к своему племени. Когда его расспросили о случившемся, он ответил: «Я возвращаюсь к вам от лучшего из людей!».

Известно, что в Медине жило несколько иудейских племен, которые знали о приходе последнего Пророка и ждали его прихода, некоторые племена, по преданию, даже специально переселились сюда, чтобы его встретить. Однако, когда этот Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел к ним, мало кто согласился принять его и следовать его призыву. Иудейские ученые, которые видели, что в Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха) присутствуют все признаки истинного Пророка, приходили к нему и задавали вопросы, желая испытать его.

Такое же испытание – а именно испытание на терпение — захотел однажды устроить Посланику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) иудейский ученый по имени Зайд ибн Са’на. Для этого он, зная о нуждах мусульман в деньгах, предложил Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) большую сумму в долг. Но не дожидаясь наступления срока возвращения долг, он пришел к Пророку и стал требовать свой долг в очень грубой форме. Передается, что Зайд ибн Са’на подошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), схватил его за ворот плаща и сказал: «О, Мухаммад! Почему ты не платишь мне свой долг?! Клянусь Аллахом, ты и твои родичи известны тем, что вы не любите платить в срок свои долги». Сподвижники, разумеется, были возмущены такой грубостью – Умар (радыАллаху анху) вскочил и пригрозил убить этого человека за его отношение к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), однако, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вел себя совершенно спокойно и терпеливо, он успокоил Умара, сказав ему: ««О Умар! Веди себя с ним вежливо. Пойди с ним, уплати мой долг и дай ему дополнительно 20 са’а (около 44 кг) фиников за то, что ты напугал его».

Далее сам Зайд рассказывает Умару (радыАллаху анху) о причине своего поведения.
 
«Я обнаружил все признаки пророчества, взглянув в лицо Мухаммада, за исключением двух, которые не видны сразу. Один из них заключается в том, что его (Пророка) терпение должно предшествовать поспешности, а второй – в том, что его терпение будет увеличиваться при встрече с чрезмерным безрассудством. Теперь я хорошо увидел и эти два признака. О Умар! Я доволен Аллахом, как своим Господом, Исламом, как своей религией и Мухаммадом, как своим Пророком. Также будь свидетелем, что я отдаю половину моего имущества – а у меня большое имущество – на нужды общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».

Затем Умар и Зайд вернулись к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Зайд публично заявил: «Я свидетельствую, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник, и я уверовал в него».

Таким образом, Заид засвидетельствовал пророческую миссию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и принес ему клятву верности. Позже, Заид принимал участие в ряде экспедиций вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и стал мучеником за веру в походе на Табук.

Сам Всевышний Аллах говорит об этих качествах Своего Пророка – что люди приходили к нему и становились его сторонниками благодаря его мягкости и доброте:
 
«По милости Всевышнего ты проявил мягкость. Это милость Аллаха. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они бы разбежались во все стороны» (3:159).
 

Ислам и отношение к немусульманам

 
Очень распространено мнение, что в Исламе якобы хорошее отношение распространяется лишь на единоверцев – хорошо относиться нужно только к ним, иноверцев же можно обижать, поступать с ними несправедливо, и даже убивать. К сожалению, поведение многих мусульман часто дает повод так думать. Расскажу опять-таки историю из своей жизни – перед принятием Ислама, мне случилось год или даже больше общаться с мусульманами на одном исламском сайте. Мне хотелось узнать больше об Исламе, а также посмотреть на мусульман, так сказать, «в реале». Не могу сказать, чтобы увиденное меня обрадовало: участники разговора – молодые люди и девушки – как будто соревновались друг с другом, кто будет вести себя более грубо, вызывающе, оскорбительно с иноверцем. Теперь-то я понимаю, что такое поведение было признаком их слабости и неуверенности в себе – за счет унижения человека другой веры они пытались самоутвердится и доказать себе, что они действительно истинно верующие. Так что сейчас они вызывают у меня жалость и сочувствие, а не обиду, но тогда их поведение стоило мне много горьких слез. Слава Всевышнему, меня такое поведение не оттолкнуло от Ислама - меня все время поддерживало то, что я уже знала об Исламе и о поведении Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который относился к людям другой религии совершенно иначе.

В Коране сказано:
 
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (16:125).
 
«И не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а иначе они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству» (6:108).

В хадисе передается:
 
«Кто убьет муахида (то есть иноверца, живущего в мире с мусульманами), тот не почувствует благоухания Рая, хотя оно распространяется на расстоянии сорокалетнего пути» (хадис приведен в сборнике аль-Бухари (№ 3097) от Абдуллы ибн Амра).

Шариат повелевает хорошо относиться к любому человеку уже потому, что он – создание Всевышнего. Однажды мимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прошла похоронная процессия, и он встал перед ней. Кто-то заметил: «О Посланник Аллаха, ведь это хоронят иудея». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил: «А разве он – не человек?!».

Аллах говорит верующим о необходимости доброты и справедливости по отношению к иноверцам:
 
«Аллах не запрещает вам проявлять доброту и справедливость по отношению к тем, кто не сражался с вами и не изгонял вас из ваших домов. Поистине, Аллах любит справедливых!» (Коран, 60:8).

Образец милосердия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по отношению к немусульманам содержится в следующем хадисе, приведенном от Анаса (радыйЛлаху анху): 
 
«Один мальчик-иудей прислуживал Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Как-то раз он заболел, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел навестить его. Сев у изголовья больного, он сказал ему: «Прими Ислам». Мальчик посмотрел на отца, находившегося рядом, а тот сказал ему: «Повинуйся Абуль-Касиму!» Тогда он принял Ислам. (В версии этого хадиса, приведенной у ан-Насаи, сообщается, что он сказал: «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха»). После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”»

Подобных примеров в истории Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), множество.

Особое внимание уделяется хорошему отношению к тем немусульманам, которые находятся с мусульманами в родственных отношениях или живут рядом с ними (соседям и родственникам).

Дочь Абу Бакра — Асма (радыйаЛлаху анхум) рассказывала:
 
«При жизни Пророка (салляЛлаху алейхи ва саллям) моя мать-язычница пришла увидеться со мной. Я спросила у него разрешения общаться с ней, и он дал согласие. После этого был ниспослан аят: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых» (Сура «аль-Мумтахина», 60/8-9).

Ислам уделяет большое значение уважению к родителям. Во многих аятах служение Аллаху и забота об отце и матери следуют друг за другом:
 
«Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям» (Сура «аль-Бакара», 2:83)
 
«Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям» (Сура «ан-Ниса», 4:36);
 
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно» (Сура «аль-Исра», 17:23).
 
«А если родители будут побуждать тебя поклоняться помимо Меня другим богам, о которых тебе ничего не ведомо, то не повинуйся им. В этом мире сопровождай их в добрых делах и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (Коран, 31:14-15).
 
Ислам призывает поддерживать добрые отношения со всеми людьми:
 
«Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев» (Сура «ан-Ниса», 4/36).

Таковыми были сподвижники и приближенные Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Рассказывают, что однажды для Абдуллаха ибн Амра (радыйаЛлаху анху) закололи овцу. И он спросил своего слугу: 
 
«Дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Джибрил не переставал наставлять меня о необходимости доброго отношения к соседу, так что я подумал, что он включит его в число моих наследников».

Когда праведный халиф Абу Бакр наставлял своих воинов перед битвой, он сказал им: 
 
«Не выкорчевывайте и не выжигайте пальмы, не подрезайте жилы скотине и не вырубайте плодоносные деревья, не разрушайте храмы христиан и иудеев, не убивайте детей, стариков и женщин. И вы обнаружите, что некоторые люди укрываются в храмах, не трогайте их, покуда они укрываются (т.е. не участвуют в сражении против вас)».

Праведный халиф Умар (радыйаЛлаху анху) однажды увидел на улице старика-иудея, просившего милостыню. Он сжалился над ним и сказал: 
 
«Мы принимали у тебя джизью (налог людей Писания в халифате), когда ты был молод и здоров, а теперь в старости оставили тебя без помощи». А потом повелел накормить старика и позаботиться о его нуждах.
 

Милосердие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к другим живым существам

 
Ислам – это религия всеобъемлющей милости, не только к людям, но и к другим живым существам. Задолго до того, как люди на Западе задумались о необходимости бережного отношения к живой природе, в исламском Шариате были подробно описаны правила хорошего обращения с творениями Аллаха. Убивать животных можно лишь для пропитания или для защиты жизни и здоровья людей (как хищников, змей или вредных насекомых), нельзя охотиться на них для забавы и убивать их просто так, ради игры:

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам:
 
«Кто убьет воробья ради забавы, в Судный День бедная птица взмолится Господу следующим образом: - О Аллах! Тот человек убил меня просто так! (Насаи, Дахая, 42).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал очень бережно относиться даже к муравьям и называл их «общиной, часто поминающей Создателя». (Бухари, Джихад, 152)

Абдуллах ибн Масуд (радыйЛлаху анху) рассказывал следующую историю:
 
«В одном из походов мы были вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). В пути он по нужде отошел в сторонку. Тут мы заметили птицу с двумя птенцами. Мы забрали птенцов, а птица стала тревожно летать вверх и вниз. Вернувшись, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Кто это так мучает птицу, забрав у нее птенца? Быстро верните ей птенца!» (Абу Дауд, Джихад, 112; Адаб, 163)
 
Как передает Амир (радыйЛлаху анху), однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сидел со своими сподвижниками, и к ним подошел некий человек, держащий в руке какой-то сверток. Обращаясь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал:
 
— О Посланник Аллаха! Я подошел сюда, увидев тебя. По дороге я проходил мимо кустарника, откуда доносился писк птенцов. Бросившись туда, я накрыл их одеждой и завернул их в нее. В это время подлетела их мать и стала кружиться над моей головой. Я приоткрыл одежду, и мать, сев на одежду, прикрыла собой птенцов. После этого я опять закрыл одежду. Теперь все они со мной».

Выслушав его, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приказал ему:

— Немедленно отпусти их!

Человек отпустил их. При этом мать так и не покинула своих птенцов.

После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижников:

— Разве вас не поражает милосердие матери к своим птенцам?

Сподвижники ответили:

— Конечно, поражает!

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул:

— Клянусь Всевышним, который послал меня к вам Пророком, что милосердие Аллаха к Своим рабам гораздо сильнее, чем милосердие этой матери к своим птенцам. Отнеси их и положи на землю. Пусть мать будет вместе с ними!

Тот человек в точности выполнил повеление Пророка (мир ему и благословение Аллаха). (Абу Дауд, Джанаиз, 1).

Особенно жесткий запрет Пророк (мир ему и благословение Аллаха) наложил на стравливание животных друг с другом. (Абу Дауд, Джихад, 51).
 
Ислам запрещает петушиные бои, бои между быками или иными животными. Подобные развлечения ни что иное, как издевательство над творениями Аллаха.

Также известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) категорически запретил стрельбу из лука по живым мишеням. Как сообщает Ибн Умар (радыйаЛлаху анху), однажды он набрел на группу мальчиков-курайшитов, которые, повесив птицу, стреляли по ней из лука. Тот, кто не попадал в птицу, платил определенную сумму ее владельцу. Увидев Ибн Умара, мальчики разбежались в разные стороны. Он закричал им вслед:
 
«Кто это сделал? Да будет над ним проклятие Аллаха! Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) произносил проклятие в адрес тех, кто, повесив живую мишень, устраивал стрельбу». (Бухари, Забаих, 25; Муслим, Сайд, 59)

Хорошее отношение к животным так важно, что человек, не соблюдающий права живых существ, находящихся под его опекой, может поплатиться своей участью в будущей жизни. И наоборот, за доброе отношение к животным человек может получить прощение грехов.

В одном хадисе Пророк Аллаха (мир ему и благословение) предостерегал свою общину от жестокого обращения с животными, рассказав историю женщины, которая жестоко обращалась со своей кошкой – она не кормила ее и не отпускала ее добыть себе пропитание. Сказано было, что за это она оказалась в Аду (Сахих аль-Бухари, хадис 3318, передал Ибн Умар).

В другом хадисе рассказывается о проявлении жалости к собаке:

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) рассказал своим сподвижникам такую историю: 
 
«Однажды блудница из иудеев увидела собаку, которая кружила вокруг колодца, страдая от жажды. Женщина сжалилась над ней, сняла туфлю, достала воды и напоила из нее собаку. За это Аллах простил ее грехи» (Сахих аль-Бухари, хадис 3467).

Сподвижники, удивившись этому, спросили:

«О Посланник Аллаха! Правда ли, что мы тоже можем удостоиться награды за помощь какому-либо животному?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Награда полагается за все живое» (Бухари, Муслим).

Если человек использует домашнее животное для работы, он должен хорошо его кормить и не нагружать чрезмерной работой.

Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) зашел в сад одного из мусульман и заметил там верблюда. Бедное животное, увидев Пророка (мир ему и благословение Аллаха), стало издавать жалобные звуки, а из его глаз потекли слезы. Он подошел поближе к животному и с любовью погладил уши верблюда. После чего животное успокоилось. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
 
— Кто хозяин этого верблюда? Чей это верблюд?

Тут встал один из жителей Медины и сказал:

— Это мой верблюд, о Посланник Аллаха! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:

— Разве ты не боишься, что тебе придется держать ответ перед Господом за это животное? Верблюд жалуется, что ты его держишь впроголодь и заставляешь работать до изнеможения! (Абу Дауд, Джихад, 44).

Даже когда необходимо зарезать животное для еды, к ним надо проявлять милосердие – не резать одно животное на глазах у другого, хорошо наточить нож, чтобы не причинять животным лишней боли. В одном хадисе говорится:
 
«Аллах повелел хорошо относиться ко всем живым существам. Если возникла необходимость зарезать животное, делайте это таким образом, чтобы не причинять чрезмерные мучения. Тот, кто собрался резать, пусть сначала хорошо наточит нож и пусть не доставляет животному сильной боли!» (Муслим, Сайд, 57; Тирмизи, Дийат, 14)

Согласно сообщению Ибн Аббаса (радыйаЛлаху анху), как-то Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) увидел, как некий человек режет овцу. Тот, связав ноги животному, стал перед ним точить нож. Видя такое проявление жестокости, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выдержал и резко сказал тому: 
 
«Ты хочешь убить бедное животное несколько раз? Разве ты не мог прежде наточить свой нож, а потом связывать и валить на землю эту овцу?» (Хаким, 4/ 257, 260).

***

Можно еще долго рассказывать о милосердии и доброте Любимца Всевышнего, но хочется закончить словами Аллаха, который говорит о Своем Посланнике (мир ему и благословение) в Коране: 
 
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «аль-Анбийа», аят 107).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Сальман аль-Фариси: сподвижник Пророка ﷺ, проживший 250 лет
Это история о праведнике, суфие, факихе, интеллектуале и аскете Сальмане аль-Фариси, да будет доволен им Аллах. Он вырос в городе Исфахан...
6 414
25 мая, 23
Имам аль-Бухари
Имам аль-Бухари
Биография автора величайшего сборника достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари. Он (да смилуется над ним А...
7 047
2
15 мая, 23

Комментарии: 1

Правила форума
Al  Almaty
Al Almaty
0
<p>Выросший сиротой, наш Посланник ( мир ему и благословение Аллаха) велел никогда не говорить даже "Уф" родителям.</p><p>Ни словом, ни мимикой не обижать их.</p><p>Сподвижники любили его (да благословит его Аллах и приветствует) больше чем самих себя, больше чем своих матерей. И мы должны.</p>
28 февраля, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Правда, что при рождении Хасану и Хусейну (радыАллаху анхума) были даны другие имена?
Правда, что при рождении Хасану и Хусейну (радыАллаху анхума) были даны други...
Вопрос: Я слышал следующий хадис: Когда Хасан и Хусейн (радыАллаху анхума) родились, Али (радыАллаху анху) назвал их Джафар и Хамза. Прор...
2 858
27 ноября, 18
Тальбина – блюдо Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Тальбина – блюдо Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Тальбина – арабская каша (ар. تلبينة). Это блюдо на молоке (лябан), и поэтому арабы назвали его «тальбина». Это очень полезное блюдо, бол...
18 058
13 мая, 18