Медресе: Исчезающее наследие
Различие между теми, кто обладает знанием и теми, кто не обладает ими так же очевидно, как и отличие тех, кто способен видеть от слепых. Знание дает нам зрение, позволяющее отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого; оно помогает нам выполнять наши обязательства; оно помогает нам понять основную цель нашего существования и позволяет нам действовать ответственно. Оно является незаменимым щитом против уловок шайтана.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Один факих (человек, обладающий знанием) более грозен для Шайтана, чем тысяча поклоняющихся».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал стремление к знаниям обязательным для каждого мусульманина и объяснил, что превосходство того, кто имеет знания над тем, кто просто поклоняется, подобно превосходству луны над всеми остальными небесными телами.
Мы являемся наследниками бесценного достояния, завещанного нашими предками, которые основали медресе в каждом населенном пункте, располагая скромными ресурсами и находясь в очень трудных условиях. Медресе служило опорой общины; оно давало учащимся идентичность, чувство принадлежности, обучало их основам веры и в целом оставляло неизгладимое впечатление в их сердцах и умах. В Южной Африке у нас есть система образования в медресе, которая с годами эволюционировала и стала лидирующей в мире в той мере, что её учебная программа была переведена на несколько языков.
Несмотря на достигнутые нами успехи, медресе является уходящим наследием... Их количество сокращается, ученики покидают медресе в среднем по двенадцати причинам, такие как спорт, домашние задания и внеклассные мероприятия. Дети в самые впечатляющие годы своей жизни покидают медресе едва приспособившись для того, чтобы справиться с постоянно растущими вызовами в обществе. Их ограниченная ориентация на исламские ценности заставляет их колебаться — быть в неуверенности в отношении своего прошлого и неуверенными в своем будущем!
По мере того, как число медресе уменьшается, мы видим соответствующий рост нечестия, безнравственности и даже вераотступничества. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тѐмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным (кяфир), и когда вечером будет он верующим, а утром — неверным, продающим свою религию за мирские блага». (Муслим)
В данном хадисе предсказывается: Свобода, которой вы наслаждаетесь, чтобы вести свою жизнь будучи мусульманином, будет становиться все теснее и теснее. Религия станет мирским вопросом, люди войдут в Ислам и покинут его без всякой заботы и беспокойства. Уровень веры станет настолько низким, что люди обменяют свою веру на некие временные выгоды этого мира.
Мы позволяем нашим детям преждевременно покидать медресе на свой собственный страх и риск; последствия же могут быть разрушительными... Их приверженность Исламу может быть сведена не более чем к культурной принадлежности — когда они являются мусульманами только потому, что родились в мусульманских семьях, но не способны отождествлять себя с исламскими ценностями и практиками, неспособны примирить свои убеждения с тем, что они видят, читают и переживают.
Их связь с Исламом постепенно уменьшается по мере того, как они перестают читать, посещать лекции и даже пропуская проповеди на Джума. Может быть так, что, лишая наших детей образования в медресе, мы оказываем им медвежью услугу, лишая их уникальной возможности учиться, правильно понимать и ценить свою веру.
В Священном Коране говорится: «Поистине, ваше имущество и ваши дети — искушение…» (Сура «Ат-Тагабун», аят 15). Легкость, с которой мы отвлекаемся на богатство и детей, наглядно демонстрирует природу этого испытания и искушения. То, как мы воспитываем наших детей, какой нравственности мы их учим, сколько времени мы вкладываем в их воспитание, чтобы они стали праведными мусульманами, в какой степени мы прививаем любовь к Аллаху и необходимость готовиться к вечной жизни, — все это говорит о том, проходим ли мы это испытание как родители или нет. Лишение их базового исламского образования — это верный признак того, что мы не проходим испытание!
Если мы хотим держаться нашей веры, когда это будет так же болезненно, как держать горящий уголёк, то мы должны развивать способность к такой верности и преданности.
Комментарии: 3
Правила форума