Может ли в Исламе жена взять фамилию мужа?
Может ли в Исламе жена взять фамилию мужа?
Согласно Исламу, принятие женщиной фамилии мужа после замужества не является ни обязательным, ни необходимым. В целом же можно сказать, ч...
9 834
30 июня, 23

Может ли в Исламе жена взять фамилию мужа?

9 834
30 июня, 23
АВТОР ЦИКЛА
Может ли в Исламе жена взять фамилию мужа?
Мудассир Бениш
Ответил:
МУДАССИР БЕНИШ
Студент Даруль Ифта, США
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Права мужа и жены в Исламе
Вопрос: Уважаемый муфтий, подскажите, пожалуйста, является ли приложенное к письму достоверным? 

«Женщина не может менять свою фамилию на фамилию мужа после замужества. Посланник Аллаха  сказал: «Тот, кто сознательно заявит, что принадлежит не своему отцу, будет лишен Рая». (Передают аль-Бухари и Муслим, «Фатх», № 3982)

Он  также сказал: «Тот, кто заявит, что он принадлежит не своему отцу, будет проклят Аллахом, ангелами и всеми людьми, и Аллах не примет от него никаких дел или оправданий в День воскресения». (Передано Муслимом, да смилуется над ним Аллах, в его «Сахихе», № 2433)»
 

 

Ответ:

 

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

 

Хадисы, на которые были ссылаетесь, выглядят следующим образом:
 
عَنْ عَاصِمٍ، قَالَ سَمِعْتُ أَبَا عُثْمَانَ، قَالَ سَمِعْتُ سَعْدًا ـ وَهْوَ أَوَّلُ مَنْ رَمَى بِسَهْمٍ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ـ وَأَبَا بَكْرَةَ ـ وَكَانَ تَسَوَّرَ حِصْنَ الطَّائِفِ فِي أُنَاسٍ ـ فَجَاءَ إِلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَقَالاَ سَمِعْنَا النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ ‏ "‏ مَنِ ادَّعَى إِلَى غَيْرِ أَبِيهِ وَهْوَ يَعْلَمُ فَالْجَنَّةُ عَلَيْهِ حَرَامٌ ‏"‏‏ (صحيح بخاري-4327.(
 
Перевод: Передают со слов Абу Усмана: «Я слышал от Са'да... и от Абу Бакра... Они оба сказали: «Мы слышали, как Пророк  сказал:
 
«Если кто-то сознательно выдает себя за сына не своего отца, то ему будет отказано в Рае (т.е. он не войдет в Рай)».
 
Сахих Бухари, №4327
 

عَنْ إِبْرَاهِيمَ التَّيْمِيِّ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ خَطَبَنَا عَلِيُّ بْنُ أَبِي طَالِبٍ فَقَالَ مَنْ زَعَمَ أَنَّ عِنْدَنَا، شَيْئًا نَقْرَأُهُ إِلاَّ كِتَابَ اللَّهِ وَهَذِهِ الصَّحِيفَةَ ...وفيها قال النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم... وَمَنِ ادَّعَى إِلَى غَيْرِ أَبِيهِ أَوِ انْتَمَى إِلَى غَيْرِ مَوَالِيهِ فَعَلَيْهِ لَعْنَةُ اللَّهِ وَالْمَلاَئِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ لاَ يَقْبَلُ اللَّهُ مِنْهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ صَرْفًا وَلاَ عَدْلاً (صحيح المسلم-1370)‏ ‏

 
Перевод: «...А кто объявит своим отцом кого-либо другого, кроме своего отца, или сделает своим союзником кого-либо другого, кроме того, кто освободил его, то на нем проклятие Аллаха, Его ангелов и всего человечества. Аллах не примет от него (в качестве возмещения) ни обязательное [сарф], ни дополнительное [‘адль]».
 
«Сахих» Муслима, №1370
 
Оба этих хадиса достоверны. Однако вышеприведенные хадисы следует понимать в их правильном контексте.
 
Данные хадисы не означают, что использование или присвоение такого имени, которое не является именем отца, является незаконным (харам), скорее Шариат запрещает приписывать свою родословную другому человеку, кроме своего биологического отца, или утверждать, что кто-то другой является биологическим отцом. Это недозволено, поскольку вводит в заблуждение других, а также подразумевает проявление неблагодарности по отношению к своим родителям и лишение их основных родительских прав.

Согласно Шариату, принятие женщиной фамилии мужа после замужества не является ни обязательным, ни необходимым.

Следует понимать, что во времена Посланника Аллаха  не было распространено использование фамилий. Людей обычно знали по имени их отца (сын такого-то и такого-то, дочь такого-то и такого-то). После имени они использовали «ибн» (сын...) и «бинт» (дочь...), а не фамилии.

Однако в наше время использование фамилий стало преобладающим. Если женщина до замужества носила определенную фамилию и решила заменить ее фамилией мужа, то это не считается «изменением рода» или «отнесением себя к кому-то, кроме отца».

В заключение можно сказать, что жене дозволено, хотя и не обязательно, принять имя или фамилию мужа, если это делается с целью идентификации, и она не намерена вводить в заблуждение других или лишать себя от своей прямой принадлежности к своему отцу[1].
 
А Всевышний Аллах знает лучше.
 
[1] الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (5/ 585)
 قال في الولوالجية: ولو ادعى أنه أخوه لأبويه فجحد: فإن القاضي يسأله ألك قبله ميراث تدعيه أو نفقة أو حق من الحقوق التي لا يقدر على أخذها إلا بإثبات النسب، فإن كان كذلك يقبل القاضي بينته على إثبات النسب، وإلا فلا خصومة بينهما لأنه إذا لم يدع مالا لم يدع حقا لأن الأخوة المجاورة بين الأخوين في الصلب أو الرحم، ولو ادعى أنه أبوه، وأنكر فأثبته يقبل، وكذا عكسه وإن لم يدع قبله حقا؛ لأنه لو أقر به صح فينتصب خصما، وهذا لأنه يدعي حقا فإن الابن يدعي حق الانتساب إليه، والأب يدعي وجوب الانتساب إلى نفسه شرعا، وقال - عليه الصلاة والسلام - «من انتسب إلى غير أبيه أو انتمى إلى غير مواليه فعليه لعنة الله والملائكة والناس أجمعين»
 
فتح الباري لابن حجر (12/ 55(
عن بن وهب بسنده إلى عراك أنه سمع أبا هريرة قوله لا ترغبوا عن آبائكم فمن رغب عن أبيه فهو كفر كذا للأكثر وكذا لمسلم ووقع للكشميهني فقد كفر وسيأتي في باب رجم الحبلى من الزنا في حديث عمر الطويل لا ترغبوا عن آبائكم فهو كفر بربكم قال بن بطال ليس معنى هذين الحديثين أن من اشتهر بالنسبة إلى غير أبيه أن يدخل في الوعيد كالمقداد بن الأسود وإنما المراد به من تحول عن نسبته لأبيه إلى غير أبيه عالما عامدا مختارا وكانوا في الجاهلية لا يستنكرون أن يتبنى الرجل ولد غيره ويصير الولد ينسب إلى الذي تبناه حتى نزل قوله تعالى ادعوهم لآبائهم هو أقسط عند الله وقوله سبحانه وتعالى وما جعل أدعياءكم أبناءكم فنسب كل واحد إلى أبيه الحقيقي وترك الانتساب إلى من تبناه لكن بقي بعضهم مشهورا بمن تبناه فيذكر به لقصد التعريف لا لقصد النسب الحقيقي...
 
فتح الملهم بشرح صحيح الامام المسلم (ج-3 ص-281(
قال النووي : وهذا صريح في غلظ تحريم انتماء الإنسان إلى غير أبيه ، أو انتماء العتيق إلى ولاء غير مواليه ؛ لما فيه من كفر النعمة وتضييع حقوق الإرث والولاء والعقل ، وغير ذلك ، مع ما فيه من قطيعة الرحم والعقوق
 
اپ کے مساءل اور ان کا حل (ج-7 ص-21-مکتبہ لدہیانوی)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли занимать себе определенное место в мечети?
Можно ли занимать себе определенное место в мечети?
Вопрос: В нашей местной мечети существует проблема, когда некоторые люди кладут свои коврики в молельном зале (джамаат-хана), а затем не ...
813
2 февраля, 24
Стеарат магния — халяль или харам?
Стеарат магния — халяль или харам?
Стеарат магния — это добавка, используемая при производстве таблеток, капсул и порошков, а также различных кондитерских изделий, трав, сп...
833
26 января, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Эмульгатор Е471 — халяль или харам?
Эмульгатор Е471 — халяль или харам?
Вопрос: Эмульгатор моно- и диглицериды — это эмульгатор, изготовленный из животного или растительного жира и используемый в замороженных ...
9 814
24 июня, 23
Можно ли стричь ногти и волосы в первые 10 дней месяца Зуль Хиджа?
Можно ли стричь ногти и волосы в первые 10 дней месяца Зуль Хиджа?
Вопрос: Ас-Саляму алейкум ва рахматуллах! Если человек не совершает хадж и не режет Курбан, может ли он стричь ногти, подстригать волосы ...
2 103
22 июня, 23