Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза
Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза
В данной статье описаны условия для того, чтобы повторно, во второй раз, прочитать один и тот же намаз по шафиитскому мазхабу....
5 820
14 января, 22

Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза

5 820
14 января, 22
АВТОР ЦИКЛА
Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза
Джабраил Усмаев
Автор:
ДЖАБРАИЛ УСМАЕВ
Устаз по шафиитскому фикху
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Совершить один и тот же намаз дважды?

 
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Да благословит Аллах и приветствует нашего господина, лучшего из людей, печать пророков Мухаммада, его семью и сподвижников.
 
Человек совершил намаз, соблюдая все условия его действительности. Может ли он повторно совершить тот же намаз и каково постановление шафиитского мазхаба касательно подобного повторения?
 
Это — один из вопросов, упоминаемых в “Минхадж ат-толибин” имама ан-Навави (да помилует его Аллах). На 119 странице данной книги [издание “Даруль минхадж”] сказано:
 
و يسن للمصلي وحده - و كذا في جماعة  في الأصح – إعادتها مع جماعة يدركها
 
«Тому, кто совершил молитву самостоятельно — или даже коллективно, как об этом гласит наиболее верное мнение имамов мазхаба — желательно повторно совершить ее, если он застал кого-то, с кем ее можно совершить коллективно».
 
Относится ли данное положение к любому намазу? Нет. Поэтому:
 
Первое условие действительности повторного совершения намаза — это то, что данный хукм распространяется только на пять обязательных намазов и на те желательные намазы, к коллективному совершению которых побуждает шариат. В число пяти обязательных намазов в данном случае включается и пятничная молитва: ее повторное совершение можно представить в том случае, когда человек совершил ее, соблюдая все условия действительности, в одной местности, а затем отправился в другую местность и застал ее жителей совершающими пятничный намаз.
 
Также, соответственно, повторное совершение намаза не касается 1) джаназы, 2) той молитвы, которая стала обязательной для человека из-за его личного обета, 3) тех желательных молитв, совершение которых коллективно не считается желательным вообще или 4) считается желательным, но лишь в некоторых случаях;
 
Второе условие — первый намаз, после которого человек хочет совершить повторный, должен быть действительным. Исключением является тот случай, когда человек из-за вынужденных обстоятельств совершил намаз без омовения и тайаммума: его намаз действителен, но повторное совершение намаза не является желательным для него в подобном состоянии;
 
Третье условие — человек имеет право повторно совершить один намаз лишь один раз;
 
Четвертое условие — повторно совершая намаз, человек должен иметь намерение не на желательное совершение намаза, а на повторение обязательного намаза, хотя фактически обязательным является первый намаз;
 
Пятое условие — повторно совершаемый намаз должен быть выполнен коллективно от начала до конца; ни одна из частей этого намаза не может быть выполнена одиночно; ученые отмечают, что строгость этого требования настолько сильна, что, допустим, если имам произнесет таслим и завершит молитву, а ма’мум (человек, молящийся за имамом), который совершает за ним повторно намаз, станет слишком медлить с таслимом так, что его уже не будут воспринимать, как следующего за имамом, то повторно выполненный намаз не будет засчитан;
 
Шестое условие — хотя бы один рак’ат повторно совершаемого намаза должен быть выполнен до исхода времени этого намаза, то есть если, к примеру, человек повторно совершает зухр, то хотя бы один рак’ат должен быть выполнен до наступления времени асра, даже если оставшиеся три рак’ата выпадут на время асра;
 
Седьмое условие — если человек, повторно совершающий намаз, выступает в роли имама в этой молитве, то стоящий за ним ма’мум, должен быть тем, кто придерживается мнения о дозволенности повторного совершения намаза. В книгах мазхаба отмечается, что, допустим, шафиит не может быть имамом для ма’мума-ханафита или маликита, повторно совершая намаз. Но сам шафиит может повторно совершить намаз, если его имамом является ханафит или маликит;
 
Восьмое условие — в момент начала намаза, совершаемого повторно, человек должен избегать тех действий, которые лишают молящегося награды за коллективный намаз. К примеру, он не может начать его, встав отдельно от ряда, если предыдущий ряд еще не заполнен;
 
Девятое условие — повторно совершаемый намаз должен выполняться стоя в тех действиях, стоять в которых требуется при совершении обязательного намаза. Это означает, что, совершая его, человек не может пользоваться тем послаблением, которое допустимо при совершении желательных намазов, — то есть сидение при возможности стояния;
 
Десятое условие — человек, желающий совершить намаз повторно, должен относиться к числу тех, чье совершение намаза коллективно считается требуемым, с точки зрения шариата;
 
Одиннадцатое условие — повторно совершаемая молитва не должна относиться к категории “намаза, совершаемого в состоянии сильного страха” (“соляту шиддатиль хауф”). Это намаз, совершаемый, например, в процессе сражения. Чтобы не пропустить время молитвы, воину предписано выполнять молитву так, как может, прямо в ходе боя. В этом и подобных ему случаях в намазе прощаются те действия и пункты, которые не прощаются обычно, с учетом некоторых деталей. Данное условие означает, что человеку, совершившему намаз в состоянии сильного страха, нельзя повторно совершать этот намаз, все еще находясь в тех же обстоятельствах. Однако, если он уже не находится в этих обстоятельствах и имеет возможность совершить намаз полноценно, то в повторном совершении нет никаких проблем.
 
При выполнении всех этих условий человеку желательно повторно совершить намаз, как об этом пишет имам ан-Навави и другие. Перечисленные условия изложены в таких книгах, как “Ианату ат-толибин”. Пусть Всевышний Аллах наделит нас должным выполнением намаза и дарует нам понимание религии!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 787
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Можно ли делать масх на носки DexShell?
Можно ли делать масх на носки DexShell?
Для масха (протирания) во время малого омовения по ханафитскому мазхабу пригодны следующие носки фирмы DexShell: Dexshell UltraLite, Dexs...
5 750
17 декабря, 21
Что делать, если у вас оказались запретные (харам) продукты?
Что делать, если у вас оказались запретные (харам) продукты?
Мусульманам запрещено не только употреблять в пищу запретные по Шариату продукты питания, но так же и кормить ею других людей и животных....
7 843
10 декабря, 21