СТАТЬИ
Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза
В данной статье описаны условия для того, чтобы повторно, во второй раз, прочитать один и тот же намаз по шафиитскому мазхабу....
Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза
Совершить один и тот же намаз дважды?
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Да благословит Аллах и приветствует нашего господина, лучшего из людей, печать пророков Мухаммада, его семью и сподвижников.
Человек совершил намаз, соблюдая все условия его действительности. Может ли он повторно совершить тот же намаз и каково постановление шафиитского мазхаба касательно подобного повторения?
Это — один из вопросов, упоминаемых в “Минхадж ат-толибин” имама ан-Навави (да помилует его Аллах). На 119 странице данной книги [издание “Даруль минхадж”] сказано:
و يسن للمصلي وحده - و كذا في جماعة في الأصح – إعادتها مع جماعة يدركها«Тому, кто совершил молитву самостоятельно — или даже коллективно, как об этом гласит наиболее верное мнение имамов мазхаба — желательно повторно совершить ее, если он застал кого-то, с кем ее можно совершить коллективно».
Относится ли данное положение к любому намазу? Нет. Поэтому:
Первое условие действительности повторного совершения намаза — это то, что данный хукм распространяется только на пять обязательных намазов и на те желательные намазы, к коллективному совершению которых побуждает шариат. В число пяти обязательных намазов в данном случае включается и пятничная молитва: ее повторное совершение можно представить в том случае, когда человек совершил ее, соблюдая все условия действительности, в одной местности, а затем отправился в другую местность и застал ее жителей совершающими пятничный намаз.
Также, соответственно, повторное совершение намаза не касается 1) джаназы, 2) той молитвы, которая стала обязательной для человека из-за его личного обета, 3) тех желательных молитв, совершение которых коллективно не считается желательным вообще или 4) считается желательным, но лишь в некоторых случаях;
Второе условие — первый намаз, после которого человек хочет совершить повторный, должен быть действительным. Исключением является тот случай, когда человек из-за вынужденных обстоятельств совершил намаз без омовения и тайаммума: его намаз действителен, но повторное совершение намаза не является желательным для него в подобном состоянии;
Третье условие — человек имеет право повторно совершить один намаз лишь один раз;
Четвертое условие — повторно совершая намаз, человек должен иметь намерение не на желательное совершение намаза, а на повторение обязательного намаза, хотя фактически обязательным является первый намаз;
Пятое условие — повторно совершаемый намаз должен быть выполнен коллективно от начала до конца; ни одна из частей этого намаза не может быть выполнена одиночно; ученые отмечают, что строгость этого требования настолько сильна, что, допустим, если имам произнесет таслим и завершит молитву, а ма’мум (человек, молящийся за имамом), который совершает за ним повторно намаз, станет слишком медлить с таслимом так, что его уже не будут воспринимать, как следующего за имамом, то повторно выполненный намаз не будет засчитан;
Шестое условие — хотя бы один рак’ат повторно совершаемого намаза должен быть выполнен до исхода времени этого намаза, то есть если, к примеру, человек повторно совершает зухр, то хотя бы один рак’ат должен быть выполнен до наступления времени асра, даже если оставшиеся три рак’ата выпадут на время асра;
Седьмое условие — если человек, повторно совершающий намаз, выступает в роли имама в этой молитве, то стоящий за ним ма’мум, должен быть тем, кто придерживается мнения о дозволенности повторного совершения намаза. В книгах мазхаба отмечается, что, допустим, шафиит не может быть имамом для ма’мума-ханафита или маликита, повторно совершая намаз. Но сам шафиит может повторно совершить намаз, если его имамом является ханафит или маликит;
Восьмое условие — в момент начала намаза, совершаемого повторно, человек должен избегать тех действий, которые лишают молящегося награды за коллективный намаз. К примеру, он не может начать его, встав отдельно от ряда, если предыдущий ряд еще не заполнен;
Девятое условие — повторно совершаемый намаз должен выполняться стоя в тех действиях, стоять в которых требуется при совершении обязательного намаза. Это означает, что, совершая его, человек не может пользоваться тем послаблением, которое допустимо при совершении желательных намазов, — то есть сидение при возможности стояния;
Десятое условие — человек, желающий совершить намаз повторно, должен относиться к числу тех, чье совершение намаза коллективно считается требуемым, с точки зрения шариата;
Одиннадцатое условие — повторно совершаемая молитва не должна относиться к категории “намаза, совершаемого в состоянии сильного страха” (“соляту шиддатиль хауф”). Это намаз, совершаемый, например, в процессе сражения. Чтобы не пропустить время молитвы, воину предписано выполнять молитву так, как может, прямо в ходе боя. В этом и подобных ему случаях в намазе прощаются те действия и пункты, которые не прощаются обычно, с учетом некоторых деталей. Данное условие означает, что человеку, совершившему намаз в состоянии сильного страха, нельзя повторно совершать этот намаз, все еще находясь в тех же обстоятельствах. Однако, если он уже не находится в этих обстоятельствах и имеет возможность совершить намаз полноценно, то в повторном совершении нет никаких проблем.
При выполнении всех этих условий человеку желательно повторно совершить намаз, как об этом пишет имам ан-Навави и другие. Перечисленные условия изложены в таких книгах, как “Ианату ат-толибин”. Пусть Всевышний Аллах наделит нас должным выполнением намаза и дарует нам понимание религии!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Можно ли делать масх на носки DexShell?
Для масха (протирания) во время малого омовения по ханафитскому мазхабу пригодны следующие носки фирмы DexShell: Dexshell UltraLite, Dexs...
Что делать, если у вас оказались запретные (харам) продукты?
Мусульманам запрещено не только употреблять в пищу запретные по Шариату продукты питания, но так же и кормить ею других людей и животных....
Комментарии: 0
Правила форума