Время – это сотворенная категория, и его отсчет начался с первым творением. До первого творения времени не существовало, так как время описывает лишь изменяемое. А изменяется только сотворенное. Единой концепции времени в физике сейчас не существует, однако, воспринимаем мы время абсолютным или относительным, так или иначе это измерение связано с событиями, происходящими друг за другом в одной системе отсчета.
И, безусловно, время – это одно из знамений Всевышнего Аллаха:
وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ ۖ وَالنُّجُومُ مُسَخَّرَاتٌ بِأَمْرِهِ ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«И Он покорил вам ночь, и день, и солнце, и луну, и звезды покорны по Его повелению – воистину, в этом – знамения для разумных людей»
[1].
Таким образом, день и ночь (и их смена) – это знамения для тех, кто размышляет
[2]. Течение времени явно указывает на сотворенность этого мира, из которой следует наличие Творца. Действительно, размышления над категорией, которая в каком-то смысле воплощает идею перемены различных качеств у объектов, подталкивают нас к самым разным вопросам: кто меняет эти характеристики? кто выбирает характер изменения? почему изменяемость – признак нужды в другом? когда произошло первое изменение? Все эти вопросы имеют самое прямое отношение к вероубеждению. В частности, одно из важнейших положений исламской акыды – «все изменяемое сотворено» – будет результатом размышления о времени в ключе мутакаллимов.
Можно сказать, что понимание времени – это ключ к науке вероубеждения
[3]. Чем лучше мы понимаем разные аспекты этой категории, тем глубже мы понимаем логику наших ученых, защищавших акыду Ахлю-с-Сунна. Помимо этого, тонкое восприятие времени всегда сочетается с хорошим «шестым чувством», развитой эмпатией, интуитивным считыванием эмоций окружающих.
Конечно, течение времени не остается незамеченным. Но все ли мы воспринимаем время одинаково? Дело в том, что люди разных психологических типов воспринимают время по-разному. Некоторые обладают очень развитой интуицией времени. Парадоксально, но это качество совершенно не имеет отношения к логике само по себе: напротив, оно вызывающе нелогично. Материя времени ощущается не как мысль, но, скорее, как пространство для восприятия органами чувств. Можно сказать, что такая интуиция компенсирует пробелы в сенсорном восприятии: как и все интуиты, человек с развитой интуицией времени будет слегка выпадать из реальности, из того, что именуется настоящим. Органы чувств, как правило, берут свою информацию из настоящего: в каждый конкретный момент времени мы что-то видим, что-то слышим, что-то трогаем и так далее. Интуит времени черпает такую информацию не из непосредственно настоящего, а из прошлого, из раздумий о будущем, из общей модели времени, которая возникает у него без каких бы то ни было усилий с его стороны. Единственная область времени, которая дается ему трудно, – это настоящее
[4].
А что такое настоящее, кстати? В книгах арабских (строго говоря, не только арабских) грамматистов настоящее время – это момент произнесения речи. Разумеется, это касается грамматического настоящего времени. В философском восприятии настоящее можно воспринимать либо как неуловимое мгновение
[5], либо как некий отрезок времени между прошлым и будущим, все-таки имеющий длительность. Последняя концепция отражена в идее «specious present time», где выделяется особый вид настоящего времени – тот краткий отрезок, который человек воспринимает как настоящее (от нескольких секунд и не больше минуты). Этот прагматический подход, по крайней мере, учитывает психологическое осознание времени, ведь обычный здоровый человек никогда не усомнится, что настоящее точно существует, и, если спросят, пояснит: «Да вот же оно!»
Настоящее время – область сенсориков: возможно, не концентрируясь на ходе времени, на смысле прошлого и теоретических вариантах будущего, он освоит свою минуту (см. выше) настоящего так, что интуит сошел бы с ума от зависти к воспоминаниям сенсорика. На их основе интуит перевернул бы землю. Но люди не идеальны: каждому свое.
Да и интуиты тоже бывают разные: интуитов, остро воспринимающих именно время, не так и много. А это ценное качество в какой-то мере нужно всем
[6]. Можно ли его развить? Да, можно, но осторожно. Если думать о времени, не развивая бытовую логику, можно сойти с ума. Одна мысль о бесконечности нарушает все привычные стенки разума. У людей с врожденным тонким восприятием времени свои отношения с логикой: она либо развита очень сильно и сдерживает причудливый ход их интуиции, либо не развита таким специфическим образом, что тоже выступает в роли ограничителя. Итак, первое правило развития интуиции времени: не развивайте интуицию времени, если сомневаетесь в своей логической адекватности. Или займитесь вначале логикой.
А в целом советов всего три:
Размышляйте о времени и читайте о времени. Читайте о ценности времени в Исламе. Читайте историософию. Ну и вообще – что-нибудь читайте: не повредит.
Как ни странно, восприятие времени связано с нюансированным осознанием эмоций – своих и чужих. Интуиты времени отлично отдают себе отчет в оттенках собственных чувств и в их ежедневных изменениях. Развивайте эмпатию, прислушивайтесь к своему внутреннему миру, рефлексируйте.
Третий совет вытекает из второго и хорошо согласуется с исламским мировоззрением. Полюбите одиночество. Проводите больше времени наедине с собой, медленно анализируйте течение времени.
На наш взгляд, человек, который будет последовательно развивать в себе интуицию времени, станет немного совершеннее, будет лучше понимать тонкости вероубеждения и, в целом, сможет более точно оценивать окружающую реальность, хотя бы с точки зрения внешней взаимосвязи событий. И от Аллаха тауфик.
[1] Благородный Коран, 16:12.
[2] На что, в частности, указывает шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда в книге «Ценность времени» («Кымату-з-заман ‘инда ‘уляма»).
[3] Например, атрибуты отрицания всех недостатков (сыфат сальбия) в той или иной степени касаются времени, то есть того, что Всевышний не охарактеризован временем. Так, например, атрибуты Безначальность и Бесконечность указывают на отсутствие начала и конца соответственно, а Неподобие творениям доказывается через мысль, что Всевышний не подобен ничему возникшему – тому, что охарактеризовано началом и, следовательно, временем.
[4] Совершенно замечательный совет исключительно для интуитов: если вы хотите в кои-то веки нормально воспринять настоящее, представьте, что оно уже произошло и это воспоминание. Восприятие сразу станет ярче.
[5] Это мягкая формулировка идеи, что настоящего не существует, так как события меняются постоянно и фактически будущее постоянно переходит в прошлое. Или настоящее – это мысленно сконструированная пленка между прошлым и будущим, настолько тонкая, что внутри нее находиться невозможно.
[6] В том числе и интуитам другого типа, у которых с восприятием времени – не очень.
Комментарии: 2
Правила форума