Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
О том, как люди в той или иной мере безуспешно пытаются ответить на вопрос, в чем заключается частная мораль, где пределы субъективного и...
18 209
6
9 марта, 16

Интуиция и сенсорика в постижении Шариата

18 209
6
9 марта, 16
АВТОР ЦИКЛА
Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
Малика Умм Яхья
Автор:
МАЛИКА УММ ЯХЬЯ
Устаза, автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Кризис среднего возраста как кризис объективности

О том, как люди в той или иной мере безуспешно пытаются ответить на вопрос, в чем заключается частная мораль, где пределы субъективного[1] и чем именно мы отличаемся друг от друга, написано множество книг. Изучение разных аспектов человеческой психики приводит, в частности, ко все возрастающему интересу к тому, каким образом человек собирает и обрабатывает информацию, поступающую от окружающего мира. Если возможно выделить некоторые базовые различия между людьми, то возможна и типология. Психологическая типология занимает почти всех на том или ином этапе исследования устройства человеческой души. Простейшее типирование (или учение о четырех темпераментах) известно со времен Гиппократа, который выделял четыре типа людей: флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики.

 
Но есть и другие способы постижения человеческой природы. Например, юнговские дихотомии (то есть пары признаков) легли в основу типологии человеческой личности, более известной в России как соционика[2]. Согласно теории Юнга, одна из базовых функций человека отвечает за сбор информации об окружающем мире[3]. Из всех дихотомий эта представляет для меня особенный интерес.
 
Итак, если упростить, то существует два способа считывать сигналы окружающего мира. Один из них – это обращать внимание на конкретику, частности, реальность, на точные данные, на настоящее и то, что происходит прямо сейчас. Это жесткая привязка к пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Можно сказать, что это приземленный способ получать информацию, но здесь приземленность не будет пренебрежительной характеристикой. Нет, это практичная и сознательная укорененность в настоящем. И она называется сенсорикой.
 
Второй способ – рассматривание общей картины мира, равнодушие к фактам, это попытка увидеть связи между разнообразными вещами и примерами, построение теоретических схем, направленность в прошлое или будущее. Такой подход предполагает, что вы используете свою интуицию.
 
Каждый из нас так или иначе сочетает в себе оба этих подхода, однако люди устроены так, что почти всегда один из них заметно преобладает. Идеального баланса тут нет, весы все равно клонятся в одну из сторон, причем, как правило, с огромным перевесом. Поэтому часть людей можно назвать сенсориками, а часть – интуитами.
 
Это касается и мусульман. Часть из нас – интуиты, часть – сенсорики: кто-то увлечен построением теорий, кто-то делает упор на факты, чувственный опыт и практику; одним нужна конкретика, другим – полет мысли. Неодинаковость восхищает, смущает и ставит в тупик, нередко разжигая смуту невиданных масштабов. И вот горит фитна, у истоков которой – разное восприятие мира. Но, даже если не касаться масштабных конфликтов, мусульмане часто не понимают друг друга, причин тому – миллион тридцать три, и одна из них – несовпадение в способе приема информации. Там, где интуиту кажется, что он сказал все, сенсорику не хватает фактов и примеров, он не знает, как это практиковать, и впадает в растерянность или злится. А там, где сенсорик получил ясную фикховую инструкцию и умело ее практикует, не уходя в глубокое теоретизирование, интуиту все время не хватает уютной погруженности в настоящее, он беспокоен (и его беспокойство может быть как обосновано Шариатом, так и не обосновано им): хиджаб колет булавками, и вообще где тут у вас далиль на партийно подтвержденный цвет?
 
Интуиция и сенсорика по-своему делят и исламские науки. Среди них есть те, которые одинаково могут увлечь и интуита, и сенсорика, например, фикх, то есть его правила. Это всегда конкретно и практично («желательно совершить омовение после пробуждения ото сна») и вместе с этим наполнено теорией («существует пять видов воды»). Фикх покоряет всех. Каллиграфия (хатт) привлекает сенсориков, вероучение (акыда) легче дается интуитам, история (тарих) объединяет всех нас. И все же нигде так не заметна наша неодинаковость, как в отношении к учению об основах права (усуль аль-фикх) и очищению сердца от пороков (тасаввуф).
 
Усуль аль-фикх – это, конечно, царство интуитов. Чуть витающие в облаках, видящие концепцию в каждом реальном шаге, они не могут не прийти однажды к этой науке и не построить в ней свой дом. Моя подруга однажды сказала, что интуиты – это своего рода эльфы: они почти эфемерны и устремлены в прошлое и настоящее (а сенсорики похожи на гномов: практичных, собранных, живых и горячих). Книги по основам фикха привлекают каждого, кто хочет увидеть логику анализа жизненных ситуаций, кого завораживает мастерство применения текста к действительности. Это, на самом деле, удивительная страна, для освоения которой нужна развитая интуиция возможностей и времени.
 
Тасаввуф, в свою очередь, – это высшая реализация сенсорики. Как ни странно, наука об очищении сердца, казалось бы, самая нематериалистическая из всех, на деле требует усердия и влечет именно сенсориков. Как гномы, добывающие золото в темных и полных ужаса шахтах, они выковывают нрав и характер постоянными действиями, требующими очень земного подхода. Исполнение повседневной Сунны, чтение зикров, вирдов в случае следования шейху, совершение действий, описанных в хадисах, – это все сфера практики в настоящем. Удивительно, но даже размышление о ничтожности этого мира – это очень сенсорное, а не теоретически-интуитивное восприятие: ты видишь этот самый мир, который перед тобой, и считаешь его недостойным. Для этого требуется сначала ярко и живо постичь этот самый реальный мир, интуит не способен на это. Сильная увлеченность темой тасаввуфа в наши дни – это очень часто маркер такого сенсорного восприятия. Разумеется, любой мусульманин старается думать об очищении сердца действием, но сенсорику проще на этом сконцентрироваться.
 
И вроде бы можно все так разделить и предоставить каждому свое: теоретикам – науку, сторонникам конкретики – практику тасаввуфа. Но разделить это в Шариате невозможно, какими бы ни были особенности нашей психики.
 
Студенты с развитой интуицией отрываются от мира, их построения в вакууме лишены практической базы. К сожалению, теоретический мир всевозможного усуля требует как глубочайшего изучения, так и чрезвычайной мирской сознательности: если толиб лишен второго, далекий от сенсорики и реального мира, он постепенно примыкает к крайним течениям или теряет нравственность. Это те самые ученые, не практикующие свое знание, о которых нас предупреждали. И мы, в целом, знаем, в кого мутируют заблудшие эльфы.
 
Но у сенсориков, не развивающих интуицию, дела обстоят не лучше. Погруженные в практики очищения сердца, они с трудом анализируют теоретическую информацию. По-гномьи не требуя основы, размахивая топором, арбалетом, полой черного чаршафа, сенсорик путает поклонение с новшеством, а новшество – с поклонением. Пестуя батынизм (который, на самом деле, есть торжество сенсорики, ведь скрытое ощущение ставится выше мысли и шариатского решения), люди сплачиваются в крепком чувственном настоящем, подтвержденном не текстами, но социальной практикой (то есть простым наблюдением за окружающими) и восторгом причастности к чему-то реальному и иногда, в совсем сектантских вариантах, даже экстатическому. Так рождаются поклоняющиеся невежды, о которых нас опять же предупреждали.
 
Две стороны не понимают друг друга, и это тоже психологически обусловлено. Но – и здесь я верю в человечество – нет никакого другого пути, кроме развития слабой функции. Интуит-теоретик должен адекватно оценивать реальность и воплощать в ней идеи, как бы сложно ему это ни было. Сенсорику надо стараться оторваться от настоящего и конкретного и, пусть с трудом, но постигать сложное теоретическое устройство Шариата. Мы не можем стать совсем другими, но надо пытаться выйти за рамки своего несложного душевного устройства. И тогда каждый из нас сможет хоть немного объединить тасаввуф с аналитическими шариатскими науками. Спросите себя, кто вы такой, изучайте психологию, получайте знания. Где-то в той точке, где сенсорика встречается с интуицией, лежит одна из целей самосовершенствования в соблюдении религии. А иначе мы заполним темные шахты странных практик и миражные оазисы заблуждений. Пусть Аллах даст тауфик видеть истину истиной и сторониться крайностей.

 

 

[1] http://azan.kz/article/show/id/9406.html
 

[2] Соционика представляет собой метод психологического типирования, в рамках которого каждый человек относится к одному из шестнадцати типов. Состоятельность соционики как науки – это вопрос дискуссионный. Но не могу не отметить, что, хотя ни в коем случае не следует фанатично верить соционической теории и постоянно делить людей на классы, квадры и прочие концептуальные ячейки, здравое изучение этих методов типирования невероятно увлекательно и нередко помогает понять причины человеческих поступков.

 

[3] Подробнее см.: Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим/ Отто Крегер, Джанет Тьюсен. Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Уважая границы: о мудрости запрета межполового смешения в Исламе
Уважая границы: о мудрости запрета межполового смешения в Исламе
В данной статье рассматривается принцип Ислама в отношении взаимодействия полов, подчеркивается важность разделения полов для защиты серд...
29 сентября, 25
Как не стать дофаминовым наркоманом?
Как не стать дофаминовым наркоманом?
Для жителей технологически развитых стран характерно такое явление, как чрезмерная торопливость и нетерпеливость. Действительно, существу...
1 551
15 сентября, 25

Комментарии: 6

Правила форума
MaratYskak
MaratYskak
1
Не интуицией наши имамы опровергали мутазилитов, а логикой
9 марта, 16
Актау-Жанаозен1995
Актау-Жанаозен1995
0
Тасаууф это реализация батына, это когда человек все видит с 'айналь якин..и это та середина, я думаю.
10 марта, 16
Актау-Жанаозен1995
Актау-Жанаозен1995
0
Сенсоринтуитизм, значит середина.)
10 марта, 16
MaratYskak
MaratYskak
0
<p>а как удалить коммент? а то иногда ляпну, потом стыдно</p>
19 августа, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
<p>К сожалению, никак.</p>
20 августа, 17
MaratYskak
MaratYskak
2
<p>есть одна запись у устаза абу Али...наставление-порицание можно сказать. слушал прямо как в свой адрес. и хоть автору, наверное, по барабану мнение "диванных муджтахидов", но извиниться все-же нужно. вобшм, приношу извинения и автору, и всем, кого задели мои слова в адрес автора</p><p>да воздаст вам всем Аллах благом в обоих мирах</p>
25 августа, 17

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Кризис среднего возраста как кризис объективности
Кризис среднего возраста как кризис объективности
В центре моего внимания – соблюдающие мусульманки. Это люди, сознательно пришедшие к соблюдению Ислама и неизменно практикующие его основ...
16 585
11
2 марта, 16
Одиннадцать практических советов по решению проблем
Одиннадцать практических советов по решению проблем
Мир полон трудностей. Всем нам приходится с ними так или иначе сталкиваться. Ниже представлены некоторые из возможных решений возникающих...
6 140
1
28 января, 14