Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
О том, как люди в той или иной мере безуспешно пытаются ответить на вопрос, в чем заключается частная мораль, где пределы субъективного и...
17 657
6
9 марта, 16

Интуиция и сенсорика в постижении Шариата

17 657
6
9 марта, 16
АВТОР ЦИКЛА
Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
Малика Умм Яхья
Автор:
МАЛИКА УММ ЯХЬЯ
Устаза, автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Кризис среднего возраста как кризис объективности

О том, как люди в той или иной мере безуспешно пытаются ответить на вопрос, в чем заключается частная мораль, где пределы субъективного[1] и чем именно мы отличаемся друг от друга, написано множество книг. Изучение разных аспектов человеческой психики приводит, в частности, ко все возрастающему интересу к тому, каким образом человек собирает и обрабатывает информацию, поступающую от окружающего мира. Если возможно выделить некоторые базовые различия между людьми, то возможна и типология. Психологическая типология занимает почти всех на том или ином этапе исследования устройства человеческой души. Простейшее типирование (или учение о четырех темпераментах) известно со времен Гиппократа, который выделял четыре типа людей: флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики.

 
Но есть и другие способы постижения человеческой природы. Например, юнговские дихотомии (то есть пары признаков) легли в основу типологии человеческой личности, более известной в России как соционика[2]. Согласно теории Юнга, одна из базовых функций человека отвечает за сбор информации об окружающем мире[3]. Из всех дихотомий эта представляет для меня особенный интерес.
 
Итак, если упростить, то существует два способа считывать сигналы окружающего мира. Один из них – это обращать внимание на конкретику, частности, реальность, на точные данные, на настоящее и то, что происходит прямо сейчас. Это жесткая привязка к пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Можно сказать, что это приземленный способ получать информацию, но здесь приземленность не будет пренебрежительной характеристикой. Нет, это практичная и сознательная укорененность в настоящем. И она называется сенсорикой.
 
Второй способ – рассматривание общей картины мира, равнодушие к фактам, это попытка увидеть связи между разнообразными вещами и примерами, построение теоретических схем, направленность в прошлое или будущее. Такой подход предполагает, что вы используете свою интуицию.
 
Каждый из нас так или иначе сочетает в себе оба этих подхода, однако люди устроены так, что почти всегда один из них заметно преобладает. Идеального баланса тут нет, весы все равно клонятся в одну из сторон, причем, как правило, с огромным перевесом. Поэтому часть людей можно назвать сенсориками, а часть – интуитами.
 
Это касается и мусульман. Часть из нас – интуиты, часть – сенсорики: кто-то увлечен построением теорий, кто-то делает упор на факты, чувственный опыт и практику; одним нужна конкретика, другим – полет мысли. Неодинаковость восхищает, смущает и ставит в тупик, нередко разжигая смуту невиданных масштабов. И вот горит фитна, у истоков которой – разное восприятие мира. Но, даже если не касаться масштабных конфликтов, мусульмане часто не понимают друг друга, причин тому – миллион тридцать три, и одна из них – несовпадение в способе приема информации. Там, где интуиту кажется, что он сказал все, сенсорику не хватает фактов и примеров, он не знает, как это практиковать, и впадает в растерянность или злится. А там, где сенсорик получил ясную фикховую инструкцию и умело ее практикует, не уходя в глубокое теоретизирование, интуиту все время не хватает уютной погруженности в настоящее, он беспокоен (и его беспокойство может быть как обосновано Шариатом, так и не обосновано им): хиджаб колет булавками, и вообще где тут у вас далиль на партийно подтвержденный цвет?
 
Интуиция и сенсорика по-своему делят и исламские науки. Среди них есть те, которые одинаково могут увлечь и интуита, и сенсорика, например, фикх, то есть его правила. Это всегда конкретно и практично («желательно совершить омовение после пробуждения ото сна») и вместе с этим наполнено теорией («существует пять видов воды»). Фикх покоряет всех. Каллиграфия (хатт) привлекает сенсориков, вероучение (акыда) легче дается интуитам, история (тарих) объединяет всех нас. И все же нигде так не заметна наша неодинаковость, как в отношении к учению об основах права (усуль аль-фикх) и очищению сердца от пороков (тасаввуф).
 
Усуль аль-фикх – это, конечно, царство интуитов. Чуть витающие в облаках, видящие концепцию в каждом реальном шаге, они не могут не прийти однажды к этой науке и не построить в ней свой дом. Моя подруга однажды сказала, что интуиты – это своего рода эльфы: они почти эфемерны и устремлены в прошлое и настоящее (а сенсорики похожи на гномов: практичных, собранных, живых и горячих). Книги по основам фикха привлекают каждого, кто хочет увидеть логику анализа жизненных ситуаций, кого завораживает мастерство применения текста к действительности. Это, на самом деле, удивительная страна, для освоения которой нужна развитая интуиция возможностей и времени.
 
Тасаввуф, в свою очередь, – это высшая реализация сенсорики. Как ни странно, наука об очищении сердца, казалось бы, самая нематериалистическая из всех, на деле требует усердия и влечет именно сенсориков. Как гномы, добывающие золото в темных и полных ужаса шахтах, они выковывают нрав и характер постоянными действиями, требующими очень земного подхода. Исполнение повседневной Сунны, чтение зикров, вирдов в случае следования шейху, совершение действий, описанных в хадисах, – это все сфера практики в настоящем. Удивительно, но даже размышление о ничтожности этого мира – это очень сенсорное, а не теоретически-интуитивное восприятие: ты видишь этот самый мир, который перед тобой, и считаешь его недостойным. Для этого требуется сначала ярко и живо постичь этот самый реальный мир, интуит не способен на это. Сильная увлеченность темой тасаввуфа в наши дни – это очень часто маркер такого сенсорного восприятия. Разумеется, любой мусульманин старается думать об очищении сердца действием, но сенсорику проще на этом сконцентрироваться.
 
И вроде бы можно все так разделить и предоставить каждому свое: теоретикам – науку, сторонникам конкретики – практику тасаввуфа. Но разделить это в Шариате невозможно, какими бы ни были особенности нашей психики.
 
Студенты с развитой интуицией отрываются от мира, их построения в вакууме лишены практической базы. К сожалению, теоретический мир всевозможного усуля требует как глубочайшего изучения, так и чрезвычайной мирской сознательности: если толиб лишен второго, далекий от сенсорики и реального мира, он постепенно примыкает к крайним течениям или теряет нравственность. Это те самые ученые, не практикующие свое знание, о которых нас предупреждали. И мы, в целом, знаем, в кого мутируют заблудшие эльфы.
 
Но у сенсориков, не развивающих интуицию, дела обстоят не лучше. Погруженные в практики очищения сердца, они с трудом анализируют теоретическую информацию. По-гномьи не требуя основы, размахивая топором, арбалетом, полой черного чаршафа, сенсорик путает поклонение с новшеством, а новшество – с поклонением. Пестуя батынизм (который, на самом деле, есть торжество сенсорики, ведь скрытое ощущение ставится выше мысли и шариатского решения), люди сплачиваются в крепком чувственном настоящем, подтвержденном не текстами, но социальной практикой (то есть простым наблюдением за окружающими) и восторгом причастности к чему-то реальному и иногда, в совсем сектантских вариантах, даже экстатическому. Так рождаются поклоняющиеся невежды, о которых нас опять же предупреждали.
 
Две стороны не понимают друг друга, и это тоже психологически обусловлено. Но – и здесь я верю в человечество – нет никакого другого пути, кроме развития слабой функции. Интуит-теоретик должен адекватно оценивать реальность и воплощать в ней идеи, как бы сложно ему это ни было. Сенсорику надо стараться оторваться от настоящего и конкретного и, пусть с трудом, но постигать сложное теоретическое устройство Шариата. Мы не можем стать совсем другими, но надо пытаться выйти за рамки своего несложного душевного устройства. И тогда каждый из нас сможет хоть немного объединить тасаввуф с аналитическими шариатскими науками. Спросите себя, кто вы такой, изучайте психологию, получайте знания. Где-то в той точке, где сенсорика встречается с интуицией, лежит одна из целей самосовершенствования в соблюдении религии. А иначе мы заполним темные шахты странных практик и миражные оазисы заблуждений. Пусть Аллах даст тауфик видеть истину истиной и сторониться крайностей.

 

 

[1] http://azan.kz/article/show/id/9406.html
 

[2] Соционика представляет собой метод психологического типирования, в рамках которого каждый человек относится к одному из шестнадцати типов. Состоятельность соционики как науки – это вопрос дискуссионный. Но не могу не отметить, что, хотя ни в коем случае не следует фанатично верить соционической теории и постоянно делить людей на классы, квадры и прочие концептуальные ячейки, здравое изучение этих методов типирования невероятно увлекательно и нередко помогает понять причины человеческих поступков.

 

[3] Подробнее см.: Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим/ Отто Крегер, Джанет Тьюсен. Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 802
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
250
15 ноября, 24

Комментарии: 6

Правила форума
MaratYskak
MaratYskak
1
Не интуицией наши имамы опровергали мутазилитов, а логикой
9 марта, 16
Актау-Жанаозен1995
Актау-Жанаозен1995
0
Тасаууф это реализация батына, это когда человек все видит с 'айналь якин..и это та середина, я думаю.
10 марта, 16
Актау-Жанаозен1995
Актау-Жанаозен1995
0
Сенсоринтуитизм, значит середина.)
10 марта, 16
MaratYskak
MaratYskak
0
<p>а как удалить коммент? а то иногда ляпну, потом стыдно</p>
19 августа, 17
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
<p>К сожалению, никак.</p>
20 августа, 17
MaratYskak
MaratYskak
2
<p>есть одна запись у устаза абу Али...наставление-порицание можно сказать. слушал прямо как в свой адрес. и хоть автору, наверное, по барабану мнение "диванных муджтахидов", но извиниться все-же нужно. вобшм, приношу извинения и автору, и всем, кого задели мои слова в адрес автора</p><p>да воздаст вам всем Аллах благом в обоих мирах</p>
25 августа, 17

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Кризис среднего возраста как кризис объективности
Кризис среднего возраста как кризис объективности
В центре моего внимания – соблюдающие мусульманки. Это люди, сознательно пришедшие к соблюдению Ислама и неизменно практикующие его основ...
16 109
11
2 марта, 16
Одиннадцать практических советов по решению проблем
Одиннадцать практических советов по решению проблем
Мир полон трудностей. Всем нам приходится с ними так или иначе сталкиваться. Ниже представлены некоторые из возможных решений возникающих...
5 755
1
28 января, 14