О том, как люди в той или иной мере безуспешно пытаются ответить на вопрос, в чем заключается частная мораль, где пределы субъективного[1] и чем именно мы отличаемся друг от друга, написано множество книг. Изучение разных аспектов человеческой психики приводит, в частности, ко все возрастающему интересу к тому, каким образом человек собирает и обрабатывает информацию, поступающую от окружающего мира. Если возможно выделить некоторые базовые различия между людьми, то возможна и типология. Психологическая типология занимает почти всех на том или ином этапе исследования устройства человеческой души. Простейшее типирование (или учение о четырех темпераментах) известно со времен Гиппократа, который выделял четыре типа людей: флегматики, холерики, сангвиники и меланхолики.
Но есть и другие способы постижения человеческой природы. Например, юнговские дихотомии (то есть пары признаков) легли в основу типологии человеческой личности, более известной в России как соционика
[2]. Согласно теории Юнга, одна из базовых функций человека отвечает за сбор информации об окружающем мире
[3]. Из всех дихотомий эта представляет для меня особенный интерес.
Итак, если упростить, то существует два способа считывать сигналы окружающего мира. Один из них – это обращать внимание на конкретику, частности, реальность, на точные данные, на настоящее и то, что происходит прямо сейчас. Это жесткая привязка к пяти чувствам: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Можно сказать, что это приземленный способ получать информацию, но здесь приземленность не будет пренебрежительной характеристикой. Нет, это практичная и сознательная укорененность в настоящем. И она называется сенсорикой.
Второй способ – рассматривание общей картины мира, равнодушие к фактам, это попытка увидеть связи между разнообразными вещами и примерами, построение теоретических схем, направленность в прошлое или будущее. Такой подход предполагает, что вы используете свою интуицию.
Каждый из нас так или иначе сочетает в себе оба этих подхода, однако люди устроены так, что почти всегда один из них заметно преобладает. Идеального баланса тут нет, весы все равно клонятся в одну из сторон, причем, как правило, с огромным перевесом. Поэтому часть людей можно назвать сенсориками, а часть – интуитами.
Это касается и мусульман. Часть из нас – интуиты, часть – сенсорики: кто-то увлечен построением теорий, кто-то делает упор на факты, чувственный опыт и практику; одним нужна конкретика, другим – полет мысли. Неодинаковость восхищает, смущает и ставит в тупик, нередко разжигая смуту невиданных масштабов. И вот горит фитна, у истоков которой – разное восприятие мира. Но, даже если не касаться масштабных конфликтов, мусульмане часто не понимают друг друга, причин тому – миллион тридцать три, и одна из них – несовпадение в способе приема информации. Там, где интуиту кажется, что он сказал все, сенсорику не хватает фактов и примеров, он не знает, как это практиковать, и впадает в растерянность или злится. А там, где сенсорик получил ясную фикховую инструкцию и умело ее практикует, не уходя в глубокое теоретизирование, интуиту все время не хватает уютной погруженности в настоящее, он беспокоен (и его беспокойство может быть как обосновано Шариатом, так и не обосновано им): хиджаб колет булавками, и вообще где тут у вас далиль на партийно подтвержденный цвет?
Интуиция и сенсорика по-своему делят и исламские науки. Среди них есть те, которые одинаково могут увлечь и интуита, и сенсорика, например, фикх, то есть его правила. Это всегда конкретно и практично («желательно совершить омовение после пробуждения ото сна») и вместе с этим наполнено теорией («существует пять видов воды»). Фикх покоряет всех. Каллиграфия (хатт) привлекает сенсориков, вероучение (акыда) легче дается интуитам, история (тарих) объединяет всех нас. И все же нигде так не заметна наша неодинаковость, как в отношении к учению об основах права (усуль аль-фикх) и очищению сердца от пороков (тасаввуф).
Усуль аль-фикх – это, конечно, царство интуитов. Чуть витающие в облаках, видящие концепцию в каждом реальном шаге, они не могут не прийти однажды к этой науке и не построить в ней свой дом. Моя подруга однажды сказала, что интуиты – это своего рода эльфы: они почти эфемерны и устремлены в прошлое и настоящее (а сенсорики похожи на гномов: практичных, собранных, живых и горячих). Книги по основам фикха привлекают каждого, кто хочет увидеть логику анализа жизненных ситуаций, кого завораживает мастерство применения текста к действительности. Это, на самом деле, удивительная страна, для освоения которой нужна развитая интуиция возможностей и времени.
Тасаввуф, в свою очередь, – это высшая реализация сенсорики. Как ни странно, наука об очищении сердца, казалось бы, самая нематериалистическая из всех, на деле требует усердия и влечет именно сенсориков. Как гномы, добывающие золото в темных и полных ужаса шахтах, они выковывают нрав и характер постоянными действиями, требующими очень земного подхода. Исполнение повседневной Сунны, чтение зикров, вирдов в случае следования шейху, совершение действий, описанных в хадисах, – это все сфера практики в настоящем. Удивительно, но даже размышление о ничтожности этого мира – это очень сенсорное, а не теоретически-интуитивное восприятие: ты видишь этот самый мир, который перед тобой, и считаешь его недостойным. Для этого требуется сначала ярко и живо постичь этот самый реальный мир, интуит не способен на это. Сильная увлеченность темой тасаввуфа в наши дни – это очень часто маркер такого сенсорного восприятия. Разумеется, любой мусульманин старается думать об очищении сердца действием, но сенсорику проще на этом сконцентрироваться.
И вроде бы можно все так разделить и предоставить каждому свое: теоретикам – науку, сторонникам конкретики – практику тасаввуфа. Но разделить это в Шариате невозможно, какими бы ни были особенности нашей психики.
Студенты с развитой интуицией отрываются от мира, их построения в вакууме лишены практической базы. К сожалению, теоретический мир всевозможного усуля требует как глубочайшего изучения, так и чрезвычайной мирской сознательности: если толиб лишен второго, далекий от сенсорики и реального мира, он постепенно примыкает к крайним течениям или теряет нравственность. Это те самые ученые, не практикующие свое знание, о которых нас предупреждали. И мы, в целом, знаем, в кого мутируют заблудшие эльфы.
Но у сенсориков, не развивающих интуицию, дела обстоят не лучше. Погруженные в практики очищения сердца, они с трудом анализируют теоретическую информацию. По-гномьи не требуя основы, размахивая топором, арбалетом, полой черного чаршафа, сенсорик путает поклонение с новшеством, а новшество – с поклонением. Пестуя батынизм (который, на самом деле, есть торжество сенсорики, ведь скрытое ощущение ставится выше мысли и шариатского решения), люди сплачиваются в крепком чувственном настоящем, подтвержденном не текстами, но социальной практикой (то есть простым наблюдением за окружающими) и восторгом причастности к чему-то реальному и иногда, в совсем сектантских вариантах, даже экстатическому. Так рождаются поклоняющиеся невежды, о которых нас опять же предупреждали.
Две стороны не понимают друг друга, и это тоже психологически обусловлено. Но – и здесь я верю в человечество – нет никакого другого пути, кроме развития слабой функции. Интуит-теоретик должен адекватно оценивать реальность и воплощать в ней идеи, как бы сложно ему это ни было. Сенсорику надо стараться оторваться от настоящего и конкретного и, пусть с трудом, но постигать сложное теоретическое устройство Шариата. Мы не можем стать совсем другими, но надо пытаться выйти за рамки своего несложного душевного устройства. И тогда каждый из нас сможет хоть немного объединить тасаввуф с аналитическими шариатскими науками. Спросите себя, кто вы такой, изучайте психологию, получайте знания. Где-то в той точке, где сенсорика встречается с интуицией, лежит одна из целей самосовершенствования в соблюдении религии. А иначе мы заполним темные шахты странных практик и миражные оазисы заблуждений. Пусть Аллах даст тауфик видеть истину истиной и сторониться крайностей.
[1] http://azan.kz/article/show/id/9406.html
[2] Соционика представляет собой метод психологического типирования, в рамках которого каждый человек относится к одному из шестнадцати типов. Состоятельность соционики как науки – это вопрос дискуссионный. Но не могу не отметить, что, хотя ни в коем случае не следует фанатично верить соционической теории и постоянно делить людей на классы, квадры и прочие концептуальные ячейки, здравое изучение этих методов типирования невероятно увлекательно и нередко помогает понять причины человеческих поступков.
[3] Подробнее см.: Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим/ Отто Крегер, Джанет Тьюсен. Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2015.
Комментарии: 6
Правила форума