СТАТЬИ
Кризис среднего возраста как кризис объективности
В центре моего внимания – соблюдающие мусульманки. Это люди, сознательно пришедшие к соблюдению Ислама и неизменно практикующие его основ...
Кризис среднего возраста как кризис объективности
Человеку свойственно менять свои взгляды в течение жизни, и, пока его взгляды остаются в рамках Ислама, это абсолютно нормальная и здоровая динамика для любого мыслящего мусульманина. И я наблюдаю определенную динамику в своем мировоззрении и в позициях моего окружения. Вероятно, с точки зрения психологии, это все хорошо укладывается в понимание кризиса среднего возраста (или «кризиса тридцати лет»), но у практикующих мусульман это приобретает ярко выраженную специфику. Я бы назвала этот кризис поиском баланса между объективностью и субъективностью.
Поскольку я общалась со многими и делилась своими размышлениями, должна отметить, что практически у каждой моей ровесницы со схожим жизненным путем заметны признаки этого самого кризиса. Я решила поделиться своими наблюдениями в статье, и это лишь отблеск долгой рефлексии. Хотя я буду говорить исключительно о женщинах, полагаю, что это не гендерная особенность, но универсальная трансформация.
В центре моего внимания – соблюдающие мусульманки. Это люди, сознательно пришедшие к соблюдению Ислама и неизменно практикующие его основы. Будь они новообращенными или этническими, всех их объединяет наличие конкретной вехи – времени, когда они начали соблюдать религию. Этот этап начинается после принятия Ислама (хвала Аллаху!) для новообращенных и в какой-то значимый момент жизни для этнических. Произошло это для всех примерно в одно время, примерно семь-десять лет назад.
И я напомню, что это было за время для русскоязычной уммы. В реальной жизни мусульмане были одиноки и разбиты. Исламский интернет был не очень развит, существовали многочисленные разрозненные группы в социальных сетях, которые, как правило, курировались несуннитскими течениями. Книг по Исламу практически не было, то есть они существовали, но в основном были представлены либо «культовыми» книгами заблудших, либо востоковедческими переводами трудов по исламской нравственности. Мы начали соблюдать суннитский Ислам, грубо говоря, под влиянием текстов имама аль-Газали, даже если не читали его вообще. В воздухе витала идея «совершенного человека» (инсан камиль), и мы все хотели им стать, как бы тяжело и непривычно для нас ни было соблюдать все в совершенстве. Чем бы кто из нас ни занимался, какая бы область исламских наук нас ни увлекала и где бы мы ни получали и ни распространяли знания, в личной практике это был «комплекс неофита» во всей красе – излишняя жесткость в сочетании с наивным, хотя и достойным стремлением стать идеальным мусульманином. Инсан камиль как цель и задача.
Мы поверили в то, что человек меняется за мгновение. Каждый должен стараться соблюдать все по максимуму, пока хватает сил. Сил было много, хвала Аллаху. Крепкие законы Ислама в сочетании с невероятной пылкостью стремлений вселили в нас совершенно чуждую Исламу мысль – что все люди должны быть одинаковыми. Инсан камиль как робот, как аскет, отринувший мирское. Мы хотели мыслить логично, а значит, одинаково. Мы хотели вести себя по Сунне, а значит, одинаково. Мы хотели соблюдать адаб, а значит, не сметь выражать никаких мнений. Мы были счастливы, пока могли.
Лично для меня в этом плане была ключевой позиция ашаритов в отношении определения добра и зла: нет ничего, кроме Шариата. Нет никакой морали и никаких норм поведения, кроме Шариата. Это верная мысль, и я, несмотря на смещение в сторону позиции матуридитов, по-прежнему понимаю взгляды ашаритской школы в этом вопросе. Но, понятая буквально, эта мысль отрезает от нас любую другую возможность постижения этого мира. Буквалистский подход закрывает для нас на сто замков и все шариатские книги: если нет ничего, кроме сухих рамок, то ответы на все вопросы даны в каком-нибудь мухтасаре по фикху и в одной книге с зикрами.
В общем, лет через пять стало ясно: быть одинаковыми не вышло. И не надо. Сподвижники были разными. Ученые пишут шархи на одну книгу совершенно по-разному. Один праведник берет четыре жены, второй – ни одной. Один едет за знаниями в Шам, другой – в Миср. Что есть объективность? Предполагает ли Ислам субъективное, а значит, личное, частное и неодинаковое? Имеем ли мы право не быть похожими друг на друга?
Каким бы простым ни казался ответ на эти вопросы, он очень сложен психологически. Если ты искренен, то на них очень сложно ответить. После долгих размышлений (и в большинстве случаев – после жизненных кризисов) люди задумываются о том, как сочетается объективность шариатских законов с субъективностью восприятия. Проще говоря, есть ли мораль субъективная и частная?
Для меня ответом были слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:
«Никто не уверует, пока не будет желать своему брату того же, чего желает себе».
Это тринадцатый хадис в «Сорока хадисах» имама ан-Навави, он передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, и этот хадис есть в сборниках имамов Бухари и Муслима.
Желать чего-то себе – это субъективная характеристика. Иными словами, в сердце мы знаем некие догмы – что хорошо, а что плохо. Сюда входят психологические обоснования наших действий, влияние условий жизни и воспитания и некие общечеловеческие ценности. Да, они должны быть строго проверены Шариатом: никаких моральных стандартов, противоречащих фикху, нет. Тем не менее, это позволяет человеку быть собой и охватывать взглядом более широкий горизонт причин и следствий.
Прожив несколько лет в попытке убить собственную индивидуальность и свои желания, клеймя их как недостойные, большинство соблюдающих мусульман (особенно неофитов) пришло к выводу, что этого недостаточно для исправления характера. Невозможно просто надеть хиджаб на все свои недостатки, на какие-то специфические и неидеальные особенности и вычеркнуть их из своей жизни, притворяясь, что их нет. Да, все эти мусульмане были искренни, они не обманывали других. Мы обманывали себя: вынеся из дома все статуэтки, надев черный чаршаф/абаю/джильбаб, гневно порицая детские игрушки с тремя кривыми противными нотками («это музыка, музыка – харам») и усердно соблюдая все, что одна бабушка сказала, что сунна, мы думали, что теперь уже все, мы на правильном пути, думать особо и не нужно. Не вышло.
Я хочу подчеркнуть, что цель этой статьи – не в том, чтобы рассказать, что усердие бесполезно, мы обречены и нужно перестать проявлять строгость и самосовершенствоваться. Наоборот. Следует практиковать Сунну и никогда не искажать сильных мнений Шариата, даже если соблюсти их не всегда получается. Вопрос в изначальной идее, с которой человек к этому подходит. В жизни практически никогда не бывает так, что человек меняется за мгновение. Не обманывайте себя: знайте, чего вы хотите, к чему стремитесь, что вас беспокоит и что вам нужно.
Можно подавлять желания, но нельзя делать вид, что их нет. И тут есть два варианта. Первый касается того, что запретно. Второй – того, что не одинаково с другими, нестандартно, не очень вписывается в обычаи, отличает вас от других.
Если, честно оценив себя, вы отмечаете какие-то неправильные стремления, явно относящиеся к запретному, и хотите измениться, сначала надо признать, кто вы такой. Непризнание своих недостатков, как будто их нет вообще, ведет к тому, что через несколько лет психика просто не выдержит нагрузки. Тауфик от Аллаха, но кто мы такие, чтоб надеяться на карамат? На практике однажды вы проснетесь с психосоматическими заболеваниями, не вполне понимая, кто вы есть, почему вы еще не инсан камиль и почему вам снится, что вы без хиджаба. Следите за тем, что вам снится: та часть снов, которая от нашего нафса, часто показывает именно то, какие мы на самом деле. И, возможно, это самая правдивая часть. Сон от нафса – это показатель того, где изъян в вашем бессознательном. Да, мы мусульмане, и считается только то, что говорит наше сознание, но, если психика даст сбой, в стрессовой ситуации, наружу выйдет то, что глубоко внутри. Трезво оценивайте себя. Это путь к исправлению.
Но есть и другая подавляемая часть. Она не греховна сама по себе. Мы подавляем ее, оттого что это ассоциируется у нас с прошлой жизнью или с какими-то психологическими установками, которые, как нам кажется, неприемлемы в Исламе, хотя никакого явного довода на это нет. Это может быть резкость в изложении мыслей, медлительность или, наоборот, якобы непристойный энтузиазм, «горение работой». Женщина просто может хотеть шоколадку, в конце концов, но зухд же, инсан камиль не хочет шоколадку.
На самом деле, за всем этим кроется опасная концепция – что Ислам не для нас. Что он, почти как монашество, для каких-то совершенных людей, которыми мы пытаемся стать. Быть живым и настоящим как-то стыдно, ты не вписываешься в умозрительную конструкцию «инсан камиль». И это несет такие психологические страдания по прошествии нескольких лет, что их даже трудно себе вообразить.
Ислам – религия для всего человечества. Для живых людей. Для всех нас, какими бы неидеальными мы ни были. Установка не делает человека счастливым – счастье приходит, когда ты в действительности приводишь сердце к любви к Сунне. А для этого надо знать свое сердце и знать Сунну. И первое, и второе требует знаний: первое – знаний по психологии, истории и нравственности; второе – шариатских знаний из достоверных источников, а не пересказов хадисов, принятых в том или ином джамаате. Высшая форма субъективности, то есть правильное восприятие мира сердцем, конечно, лежит через объективные научные данные. Поэтому признавайте себя и получайте знания. Кризис объективности можно миновать без потерь, но лучше предупредить его развитие.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Одиннадцать практических советов по решению проблем
Мир полон трудностей. Всем нам приходится с ними так или иначе сталкиваться. Ниже представлены некоторые из возможных решений возникающих...
Комментарии: 11
Правила форума