Image
Эмпатия и две крайности
Вообще мы живем во время крайностей. Я уверена, конечно, что практически любой человек может сказать так про свое время. Золотая эра давно миновала, и видеть приближение Судного дня в ряде п...
13 671
16 марта, 16

Эмпатия и две крайности

13 671
16 марта, 16
АВТОР ЦИКЛА
Эмпатия и две крайности
Малика Умм Яхья
Автор:
МАЛИКА УММ ЯХЬЯ
Автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вообще мы живем во время крайностей. Я уверена, конечно, что практически любой человек может сказать так про свое время. Золотая эра давно миновала, и видеть приближение Судного дня в ряде признаков – это такое перманентное развлечение для ума. Но динамика очевидна: действительно, состояние общества ухудшается с каждым веком. И я вижу это в крайностях, в первую очередь. Если есть два полюса в любой сфере, люди склонны сбиться в кучку около одного из них, примагнититься к сильному заряду. Это касается как мнений в религии, так и социального восприятия и поведения. Взять хотя бы эмпатию.

 
Эмпатия – это сопереживание другому человеку так, как если бы на его месте был ты сам. Она может быть сенсорной (мы видим, как гимнаст прыгает на батуте, – и у нас непроизвольно сокращаются мышцы живота) и эмоциональной (человеку грустно, и нам тоже становится печально). Когда речь идет об эмпатии, в основном, подразумевается именно сопереживание чужим эмоциям. Тут надо отметить, что это совершенно не логический феномен: я подумал, отчего другому плохо/хорошо, поставил себя на его место и сам расстроился/обрадовался. Такой подход очень неплох как техника для развития эмпатии, но это не эмпатия непосредственно. Здесь речь идет о почти бессознательном сочувствии. У некоторых оно развито настолько сильно, что они переживают чужое состояние вопреки своей воле, даже когда столь глубокое погружение в жизнь другого им самим мешает и раскоординирует их дела. Как ни странно, такие люди встречаются очень и очень часто, и это не имеет отношения к сверхспособностям – это просто развитая психическая функция, отчасти связанная с «шестым чувством»[1].
 
Вообще проявлять эмпатию характерно для всех людей в рамках психической нормы. Эмпатии лишены разве что психопаты, что позволяет им совершать жестокие, ужасные вещи без угрызений совести: они не чувствуют чужую боль[2]. Но люди стремятся к крайностям, как уже говорилось. Поэтому одни руководствуются сопереживанием и во многом строят отношения с религией на базе эмпатии, а другие, если такое сочувствие у них выражено неярко, вычеркивают вообще из своих лекал внимание к чувствам окружающих.
 
Людей с сильно развитой эмпатией можно условно разделить на два вида: тех, кто ей руководствуется, и тех, кому она слегка мешает жить, потому что они стараются не руководствоваться ей, но от нее никуда не деться. Последних не так мало, как можно подумать, я лично знаю нескольких. Моя знакомая, например, говорит, что ее захлестывают чужие чувства: она считывает их и не знает, что с ними делать, зачастую даже не осознает, в чем их причина. И хорошо, если это радость или волнение. А если это боль или паническая атака?
 
От эмпатии, конечно, избавляться не нужно. Это одна из высших психических функций и большой дар: сопереживание в числе других феноменов делает нас людьми. Но нередко можно наблюдать, как вот такие чуткие высокоорганизованные люди не анализируют ничего, кроме своих ощущений. В конфликте, даже религиозном, они встанут на сторону того, кому больнее, а не того, кто прав. Из ученых они будут слушать того, кто гуманнее и тактичнее. Они отдают на благотворительность последнюю рубашку, не проверяя номеров чужого счета, не допуская мысли о мошенничестве. И все эти качества невероятно ценны, но столь слепо идти на поводу у эмпатии не стоит. А что, если прав не тот, кто искренне оскорблен и кто мучается, а тот, чьи доводы весомее? Ведь жертвы тоже могут ошибаться. И, может быть, именно поэтому стали жертвами.
 
Никакого рецепта от эмпатии нет и не надо. Если она действительно сильная и мешает сосредоточиться, попробуйте абстрагироваться, представьте, что перед вами аквариум. Представьте то, что вас трогает, максимально абстрактно, как некую схему, а не живых людей. Однако это очень и очень сложно и, как правило, не нужно. Отдельного разговора требует разве что работа врачей и сходные профессии, где высокая эмоциональная вовлеченность мешает сосредоточенности, поэтому и считается, что все врачи – циники. Это жесткая профессиональная необходимость: ты не сделаешь операцию на сердце, если будешь размышлять, как будут страдать родственники, если больной умрет. Но в целом, конечно, не следует выключать это ценное свойство души. А вот разум включать надо. Эмпаты в делах религии должны следовать текстам и разуму и позволять чувствам брать верх лишь тогда, когда это не несет вреда пониманию исламских ценностей.
 
Другая крайность – исключение эмпатических переживаний из приоритетов вообще. Таких людей можно назвать черствыми, они минимально реагируют на чужие огорчения и жизненные трудности. В принципе, это не так плохо: бережет кучу нервов и позволяет хорошо анализировать факты. В религии это очень ценно. Но людям такого типа тяжело дается реализация нравственных ценностей, ориентированных именно на сопереживание, эмпатию. Они часто резки в своих суждениях, грубы в разговорах о религии и не склонны к мягкости, особенно с оппонентами[3].
 
Им обычно дан острый ум, искупающий отсутствие сильной эмпатии. И как раз его можно направить на то, чтобы развить в себе гуманность и способность к сопереживанию. Хорошему аналитику развитая эмпатия даст возможность объемнее смотреть на реальность. Но как это сделать?
 
Во-первых, есть логический суррогат эмпатии: надо представить себя на месте другого человека и попробовать осознать, что бы вы чувствовали в такой ситуации. Смоделируйте это не машинально – вообразите себе весь иной жизненный путь, иные установки и ценности. Это поможет вам понять внутренний мир другого и станет шагом на пути к полноценному сопереживанию.
 
Во-вторых, больше рефлексируйте. Погруженность в себя, как ни странно, помогает сопереживать другим. Например, интроверты более склонны к эмпатии, так как не транслируют свои чувства вовне и вообще имеют привычку к глубокому самоанализу.
 
В-третьих, развивайте спонтанность в решениях и умение импровизировать. Эмпатия напрямую связана с тем, что в соционике называют иррациональностью, то есть, если вкратце, построением жизни по волнам, а не в соответствии с жестким графиком.
 
Крайности несимпатичны, они делают нас уязвимыми и слепыми. Если каждый из нас попробует отмагнититься от своего полюса в эмпатии, то, может быть, мы встретимся посередине – там, где разум и гуманность идут рука об руку.

 

[1] «Шестое чувство» (или «ильм ан-нафс») в шариатских книгах иногда упоминается после стандартных пяти чувств, и это особое внутреннее ощущение, у которого много истоков: там и считывание чужого настроения за счет эмпатии, и внимательность вкупе с анализом мелких деталей. Это не магия, не колдовство и не экстрасенсорика, хотя многие шарлатаны развивают эти способности и пользуются ими, обманывая людей. Как я понимаю, речь идет не о внушении от Аллаха и не о внутреннем взоре, а исключительно об обостренном сопереживании, наблюдательности и умении быстро анализировать факты, которые в сочетании дают человеку некое дополнительное знание о событиях. Хорошим примером служит, например, ощущение, что кто-то скоро заболеет, хотя пока здоров: зрение зафиксировало мелкие, пока практически незаметные, признаки простуды, мозг проанализировал эту информацию – и мы получили итог в виде смутного ощущения. Кстати, если вам свойственны такие своего рода предугадывания, не стоит сразу винить шайтана или рассказывать про ильхам: человеческий мозг устроен очень сложно, просто будьте благодарны Всевышнему.
 

[2] И то сейчас говорят, что даже у преступников с нарушениями психики активизируются нейроны, отвечающие за эмпатию, после просьбы представить себя на месте жертвы. Возможно, их эмпатия просто сильно заторможена или нуждается в дополнительном триггере.

 

[3] Нередко они ведут спор так, что блокируют и у других эмпатию в отношении оппонента. Это можно назвать дегуманизацией врага, его расчеловечиванием. Таков, например, общий настрой насчет ваххабитов: их рисуют совершеннейшими зверьми, к которым, конечно, в таком изображении никакая эмпатия у здорового человека не проснется. Этот рисунок карикатурен и не соответствует действительности, просто удачный метод ведения диалога. Заблудшие не правы, их надо порицать и опровергать, но, наверное, не стоит лишать их права считаться людьми, заслуживающими сопереживания в иные моменты.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Дважды два не четыре, это заговор
Глобальное недоверие к официальной науке пронизывает умму. Конкретное проявление этого недоверия, конечно, зависит от специфики исламского течения и гендера. Необязательно речь идет именно о...
5 280
11
12 декабря, 17
Image
Квазинаучность и гламур: культ карго в исламской умме
Нас отличает вопиющее желание скопировать западные образцы без внимания к деталям и сути. Наши книги – с твердой обложкой и глянцевой бумагой, но с ужасающим профессионала подходом к тексту ...
18 269
7
3 июля, 17

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Интуиция и сенсорика в постижении Шариата
О том, как люди в той или иной мере безуспешно пытаются ответить на вопрос, в чем заключается частная мораль, где пределы субъективного и чем именно мы отличаемся друг от друга, написано мно...
15 341
6
9 марта, 16
Image
Кризис среднего возраста как кризис объективности
В центре моего внимания – соблюдающие мусульманки. Это люди, сознательно пришедшие к соблюдению Ислама и неизменно практикующие его основы. Будь они новообращенными или этническими, всех их ...
13 979
11
2 марта, 16