Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
4 часть. Позиция ханафитского мазхаба по вопросу науки калям, часть 1
4 часть. Позиция ханафитского мазхаба по вопросу науки калям, часть 1
Ученые ханафитского мазхаба ограничили запрет погружаться в науку калям так, как сказано в данном ур...
4 455
15 мая, 17

4 часть. Позиция ханафитского мазхаба по вопросу науки калям, часть 1

4 455
15 мая, 17
Имам Мухаммад передал от имама Абу Ханифы и имама Абу Юсуфа, да помилует их Аллах, что молиться за еретиком нельзя. Имам аль-Хальвани дописал:
 
«Не разрешается молиться за тем, кто погружается в науку калям и дискутирует с еретиками».[1]
 
От Абу Юсуфа, да помилует его Аллах, передается:
 
«Не дозволено молиться за мутакаллимом, даже если он говорит истину».[2]
 
В книге «аль-Ихтияр» сказано:
 
«Абу Ханифа считал нежелательным изучение науки калям и дискуссии на ее темы».[3]
 
Имам Ибн Хумам пишет после того, как процитировал высказывания, переданные от имама Мухаммада и имама Абу Юсуфа, да помилует их Аллах:
 
«Аль-Хиндувани говорил: «Возможно, Абу Юсуф, да помилует его Аллах, имел в виду того, кто погружается в тонкости науки калям».
 
Автор «аль-Муджтаба» писал:
 
«Что касается слов Абу Юсуфа о том, что не разрешается молиться за мутакаллимом, то, вероятно, он имел в виду то, что Абу Ханифа, когда узнал о том, что его сын Хаммад ведет диспуты по вопросам калям, запретил ему это. Хаммад сказал:
 
— Я видел, как ты сам ведешь диспуты на темы каляма. Почему же мне запрещаешь?
 
Абу Ханифа ответил:
 
— Да, мы спорили, но вели себя при этом так, будто у нас на головах сидят птицы[4]. Мы боялись, что наш оппонент впадет в заблуждение[5]. А вы во время споров только и хотите, чтобы ваш оппонент ошибся! А тот, кто желает, чтобы другой ошибся, захочет, чтобы он впал в куфр. А кто желает другому куфра, тот сам становится кафиром еще до того, как другой им станет.
 
Это и есть запретное углубление (в калям), и за таким мутакаллимом нельзя совершать намаз»».[6]
 
В «Бахр ар-Раик» сказано:
 
«В «аль-Хуляса» передан от аль-Хальвани запрет молиться за тем, кто погружается в науку калям и дискутирует с еретиками. В «аль-Муджтаба» приводится толкование этих слов: они относятся к тем, кто желает, чтобы оппонент ошибся. А что касается того, кто через диспут стремится отстоять истину и наставить людей на верный путь, то в следовании в намазе за таким человеком есть благодать (барака), ибо он избавляет людей от бед и наставляет их».[7]
 
Имам аш-Шурунбуляли, да помилует его Аллах, пишет в «Хашия» к «Дурар аль-хуккам»:
 
«(…кроме науки калям),[8] то есть сверх необходимого объема, и в «аль-Ихтияр» говорится, что имам Абу Ханифа считал нежелательным изучения науки калям и дискуссии на ее темы сверх необходимого».[9]
 
Автор «аль-Мухит аль-Бурхани» пишет:
 
«Изучение науки калям и занятия ею сверх необходимой меры запретны».[10]
 
В «Халяби Кабир» и «Халяби Сагыр» сказано:
 
«От Абу Юсуфа, да помилует его Всевышний Аллах, передается, что он говорил: «Не дозволено молиться за мутакаллимом, даже если он говорит истину». Сказано, что здесь имеются в виду те, кто спорит по слишком сложным вопросам науки калям. Другое толкование: речь идет о том, кто во время диспута по темам каляма хочет, чтобы оппонент ошибся, ибо он совершает неверие тем, что желает, чтобы другой впал в куфр».[11]
 
Имам Кадихан, да помилует его Аллах, пишет в «Фатава»:
 
«Можно совершать намаз за еретиком, кроме джахмита, кадарита, крайнего рафидита и того, кто утверждает, что Коран сотворен. В некоторых передачах к ним добавлены хаттабиты[12] и мушаббиха – намаз за ними совершать нельзя. За остальными (еретиками) молиться допустимо, но нежелательно. То же касается и следования за тем, кто известен получением доходов от риба и (другими видами) грехов. Передается от Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да помилует их Аллах, что не следует людям выбирать имамом того, кто известен ведением религиозных диспутов. Но намаз за таким человеком разрешен. Факих Абу Джаʼфар[13], да помилует его Аллах, говорил:
 
«Возможно, Абу Юсуф, да помилует его Аллах, имел в виду тех, кто спорит по очень сложным вопросам каляма».
 
От Абу Юсуфа передаются слова:
 
«Кто изучает религию, чтобы спорить и побеждать оппонентов, тот впадет в ересь (зандака). Кто зарабатывает на жизнь занятием алхимией – разорится, а кто ищет редкие (одиночные) хадисы – окажется лжецом»».[14]
 
Шейх Мухаммад ибн Мустафа аль-Хадими аль-Ханафи пишет в комментарии к «ат-Тарика аль-Мухаммадийя» после того, как процитировал известные высказывания против науки калям от имамов аш-Шафиʼи, Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да будет Аллах ими доволен:
 
«Все эти и подобные высказывания относятся к невеждам и фанатикам в религиозных делах, к тем, у кого недостаточно убежденности (якын), кто желает исказить убеждения мусульман, к тем, кто погружается в такие философские вопросы, в которые нет никакой нужды погружаться. Не может быть иначе, ведь как можно вообразить, что запрещено изучать то, что является первым из обязательств, возложенных на человека, и основой Шариата.
 
Наука калям в целом – это самая благородная из всех шариатских наук. Она – первое, что необходимо изучать. Предмет этой науки – сущность Всевышнего Аллаха и Его атрибуты, однозначные доказательства, дающие убежденность, взятые из Корана и Сунны. Цель изучения этой науки – познание Всевышнего Аллаха, а цель за этой целью – счастье в обоих мирах».[15]
 
Таким образом, ученые ханафитского мазхаба ограничили запрет погружаться в науку калям так, как сказано выше. Они не понимали этот запрет буквально, как делают многие сектанты.
 

Причина, по которой они так поступают, может быть одной из двух:

 
  • Либо они не знают фикх мазхаба и его правила.
  • Либо они сознательно пытаются исказить реальность, чтобы внушить свои заблуждения.[16]

 

[1] «Фатх аль-Кадир», т. 1, с. 350–351, Бейрут, Дар аль-фикр; «Табьин аль-хакаик, шарх Канз ад-дакаик», т. 1, с. 134, Дар аль-китаб аль-ʼараби; «Фатх баб аль-ʼинайя», т. 1, с. 283, Бейрут, Дар аль-Аркам, 1977.
 
[2] «Фатх аль-Кадир», т. 1, с. 351.
 
[3] «аль-Ихтияр ли таʼлиль аль-Мухтар» имама аль-Маусыли, т. 4, с. 171, Бейрут, Дар аль-маʼрифа.
 
[4] То есть осторожно, взвешивая каждое слово, думая о последствиях и о реакции собеседника. См. цитату из «Барика махмудийя» ниже.
 
[5] То есть произнесет слова куфра. См. ниже.
 
[6] Т. 1, с. 350 и далее.
 
[7] Т. 1, с. 372.
 
[8] Автор шарха Мулла Хусрав (ум. в 885 г. х.), говоря о полезном шариатском знании, пишет, что к нему не относится наука калям.
 
[9] «Гунья зави аль-ахкам фи бугья Дурар аль-хуккам» – на полях «ад-Дурар ва аль-гурар» (т. 1, с. 323), Дар ас-саʼада, 1329.
 
[10] Т. 8, с. 127, Карачи, Идара аль-Куран, 2004.
 
[11] С. 515.
 
[12] Ныне несуществующая секта шиитско-батынитского типа, основателем которой был Абу аль-Хаттаб аль-Асади.
 
[13] Абу Джаʼфар Мухаммад ибн ʼАбдуллах аль-Хиндувани (ум. в 362 г. по хиджре) – имам ханафитов («аль-Фаваид аль-бахия» аль-Лякнави, с. 179).
 
[14] Т. 1, с. 91, на полях «аль-Фатава аль-хиндийя», Дар аль-фикр, 1991.
 
[15] «Барика махмудийя фи шарх Тарика Мухаммадийя», т. 1, с. 259, Мустафа аль-Баби аль-Халяби, 1348.
 
[16] Как видно из опыта, любые подобные искажения реальности с стороны сектантов вызваны либо невежеством, либо стремлением навязать людям свои заблуждения.
АВТОР ЦИКЛА
Отношение ученых ханафитского мазхаба к науке калям
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков