Циклы Авторы Сортировка

7 часть. Заключение

3 050
7 августа, 17
Шейх Саʼид Фуда, да сохранит его Аллах пишет о том, что в действительности нет никакого противоречия в акыде между ранними учеными (саляфами) и поздними (халяфами). Разница лишь в методах изложения акыды и в приоритетах. В определенные времена и в определенных местах нужно уделять больше времени изучению доказательств положений суннитского вероучения, в других обстоятельствах важнее оказывается изучение других наук, а вероучение достаточно излагать в краткой форме.
 
Высказывания ученых о том, что в данной ситуации приоритетнее, нельзя распространять на все обстоятельства без исключения.[1]
 
Имам аль-Газали, да помилует его Всевышний Аллах, пишет в «Ихья»:
 
«В нем (в каляме) есть польза и есть вред. Калям, с учетом пользы, которую он приносит при правильном применении, дозволен (халяль), или желателен (мандуб), или обязателен (ваджиб) – в зависимости от обстоятельств. А при неправильном применении, во время нанесения вреда и в том месте, где калам наносит вред, – запретен (харам)».[2]
 
В ситуации, когда мусульмане не знают самых основ веры, когда вокруг них, словно стаи голодных волков, рыщут проповедники чуждых Исламу идей, запрещать науку калям или ограничивать объем ее изучения лишь самыми короткими и простыми текстами, – это верх беспечности и легкомыслия.
 
Имам аль-Газали пишет:
 
«А если вредные новшества распространены и ученый опасается, что молодежь может впасть в заблуждение, то нет ничего плохого в том, чтобы обучить их тому, что мы изложили в книге «ар-Рисаля аль-Кудсия», чтобы это стало средством  для предотвращения дурного влияния людей, вводящих недозволенные новшества. Эта книга – очень краткая, и мы поместили её в «Книгу о вероучении» из-за её краткости.
 
И если верующий обладает сообразительностью и некоторыми знаниями в этом вопросе, или в его душе возникнет сомнение, то, чтобы болезнь не распространилась, нет ничего плохого, если он изучит калям в той мере, в какой мы изложили в книге «аль-Иктисад фи аль-и‘тикад»». [3]
 
Заметим, имам аль-Газали прямо говорит, что в ситуации, когда новшества распространены (и это безусловно относится к нашему времени), можно обучать каляму даже простых верующих, не занимающихся получением исламских знаний на постоянной основе.
 
Чтобы читатель понял о чем речь: «ар-Рисаля аль-Кудсия» – это третий раздел «Книги вероучения» из «Ихья»,[4] в которой положения акыды изложены с приведением основательных доказательств. Наш современник, освоивший крепко изложенное в ней, будет знать по акыде больше, чем многие студенты, изучающие Шариат. А книга «аль-Иктисад фи аль-и‘тикад» – это еще более серьезный труд – двести страниц каляма, который предваряет достаточно подробное введение по мантыку (исламской логике).
 
Просим у Аллаха тауфика глубоко освоить написанное там!
 
Иные очень наивные люди полагают, что каждый мусульманин от рождения обладает всеми необходимыми знаниями по исламскому вероучению, и нет никой нужды обучать этому людей. Но это не так.
 
Ученые каждого города или села обязаны отражать нападки любых идеологий, угрожающих убеждениям проживающих в этой местности мусульман. И лишать верующих необходимых знаний в такой ситуации есть преступление и помощь нашим врагам.
 
Имам аль-Газали говорит об этом так:
 
«Знай же: истина заключается в том, что в каждой местности должен быть человек, занимающийся этой наукой, способный избавлять верующих от сомнений, вызванных людьми, вводящими недозволенные новшества, которые распространились в данной местности. Для этой цели нужно обучать людей каляму».[5]
 
Как пишет шейх Саʼид Фуда, да сохранит его Аллах, если бы саляфы жили в наше время, они больше всего времени и сил уделяли бы науке калям, чтобы с ее помощью бороться с идеологическим давлением на Ислам, защищая правильные убеждения мусульман.[6]
 
И лишь от Аллаха тауфик.
 
[1] «Аш-Шарх аль-Кабир», с. 86.
 
[2] «Ихья ʼулюм ад-дин», т. 1, с. 354, Дар аль-Минхадж, 2011.
 
[3] Там же, с. 357 – 358.
 
[4] Первый раздел носит название «аль-ʼАкыда аль-Газалийя», и это маленький текст по основам веры, где изложены постулаты акыды без доказательств. К нему существует полезный комментарий имама Ахмада аз-Заррука, да помилует его Аллах. Некоторые ученые рассматривают «Рисалю» как комментарий к «аль-ʼАкыда аль-Газалийя», а «аль-Иктисад» – как  комментарий на «Рисалю». И Аллах знает лучше. «ар-Рисаля аль-Кудсия» также послужила основой для замечательной книги по акыде – «аль-Мусаяра» имама Камалюддина ибн Хумама аль-Ханафи, да помилует его Аллах.
 
[5] Т.1, с. 360.
 
[6] «Аш-Шарх аль-Кабир», с. 87.
АВТОР ЦИКЛА
Отношение ученых ханафитского мазхаба к науке калям
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков