Циклы Авторы Сортировка

1 часть. Введение. Акыда и наука калям

7 189
4 мая, 17
Предисловие
 
بسم الله الرحمن الرحيم
 
Хвала Аллаху. Мир и благословение Его Посланнику и всем, кто последовал за ним.
 
Перед вами текст, идея для которого возникла в процессе работы над переводом статей шейх аль-исляма Мухаммада Захида аль-Каусари, да помилует его Всевышний Аллах, для образовательного портала azan.kz, – статей, посвященных наследию имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, в области исламского вероучения (акыды).[1] В них рассказывается, какой значительный вклад внес имам аль-Аʼзам в развитие науки акыда – фактически он стал первым имамом суннитов в области вероучения. Имам Камалюддин аль-Баяды, да помилует его Аллах, пишет в «Ишарат»:
 
«Имам аль-Матуриди на самом деле не создал своей школы – он просто подробно изложил мазхаб Абу Ханифы и его учеников…».[2]
 
Параллельно со статьями шейха аль-Каусари я готовил к публикации перевод книги имама ас-Суюты, да помилует его Аллах, «Переписанные набело страницы о достоинствах имама Абу Ханифы».[3] В одном месте этой книги автор приводит высказывания имама Аʼзама, в которых тот сурово порицает науку калям и тех, кто ею занимается.
 
Закономерно возникает вопрос: как соотнести тот факт, что имам посвятил немалую часть жизни занятиям калямом для защиты вероучения ахлю-с-сунна с тем, что от него передается запрет заниматься этой наукой? С одной стороны, имам Абу Ханифа говорил своему сыну Хаммаду: «Сынок, изучай калям, ибо это величайшее знание (аль-фикх аль-акбар)», а с другой, – передаются такие слова его ученика имама Абу Юсуфа:
 
«Абу Ханифа побуждал нас к изучению фикха и запрещал нам калям».
 
В качестве ответа на этот вопрос мы и подготовили данную статью, а поскольку она вышла немаленькой, было решено публиковать ее на сайте в виде цикла.
 
Я не претендую в ней на полное раскрытие темы отношения имамов-саляфов к науке калям. Задачей было именно рассмотреть то, как ученые ханафитского мазхаба устраняли противоречия между противоположными по смыслу словами наших имамов, да будет Аллах ими доволен.
 
Просим у Аллаха сделать эту работу полезной для мусульман и устранить с ее помощью сомнения, которые сеют сектанты!
 
Введение. Акыда и наука калям
 
Среди ученых существует две основные точки зрения по вопросу соотношения двух терминов, вынесенных в заглавие введения.
 
Часть ученых полагала, что «акыда», «усуль ад-дин» и «ʼильм аль-калям»[4] – это синонимы, и оба слова служат названиями для науки об исламском вероучении.
 
Шейх Саʼид Фуда пишет:
 
«Для имама ат-Тахави «акыда» и «усуль ад-дин»  – синонимы».[5]
 
Имам Акмалюддин аль-Бабирти пишет:
 
«Усуль ад-дин называется также наукой калям…».[6]
 
Другие же ученые считали, что эти термины несколько различаются по смыслу. Под «акыдой» и «усуль ад-дин»[7], согласно этой точке зрения, подразумевается наука, изучающая положения исламского вероучения, взятые из источников, дающих уверенное знание[8]. А калям – этот метод доказательства этих убеждений рациональными доводами.
 
Такое понимание термина калям закреплено, например, в определении, данном имамом Ибн Халдуном, да помилует его Аллах:
 
«Наука калям – это наука о методах обоснования положений вероучения рациональными доводами и опровержения еретиков, пытающихся исказить убеждения саляфов и ахлю-с-сунна».[9]
 
Имам ʼАдуддин аль-Иджи, да помилует его Аллах, дает похожее определение науки калям в книге «аль-Мавакыф»:
 
«Калям – это наука, с помощью которой возможно утвердить религиозные убеждения путем приведения доводов и защититься от сомнений».[10]
 
Приведем пример. Утверждение, что этот мир создан Всевышним Аллахом – одно из положений нашей акыды. Все мусульмане в это верят. Это утверждение можно доказать двумя способами: можно процитировать аят. Например, вот этот:
 
ذَٰلِكُمُ اللَّـهُ رَبُّكُمْ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ
 
«Таков Аллах, ваш Господь. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него. Он – Создатель всего».[11]
 
А можно привести как доказательство категорический силлогизм:
 
У всего, чье существование имеет начало, есть создатель. Существование мира имеет начало. Значит, у мира есть создатель.
 
Грубо говоря, первый путь доказательства (с помощью аята) будет относиться к науке акыда или усуль ад-дин, а второй – к науке калям.
 
Дальше мы увидим, что все, кто порицал занятия калямом, разделяли акыду и калям, порицая и запрещая только метод логического и рационального доказательства положений вероучения. Но имеет ли этот запрет абсолютный характер?
 
[1] Речь идет о статьях аль-Каусари «О книгах имама Абу Ханифы «аль-ʼАлим ва аль-мутаʼаллим», «Рисаля Аби Ханифы иля аль-Батти», «аль-Фикх аль-Абсат» и их передатчиках» и «О книге «Ишарат аль-марам мин ʼибарат аль-имам» имама аль-Баяды, да помилует его Аллах».
 
[4] Также в исламской литературе встречаются такие названия для науки о вероучении, как «ʼильм ат-таухид», «аль-фикх аль-акбар» («великое знание»), «ʼильм аль-иман», «ʼильм аль-асма ва ас-сыфат» («наука об именах и атрибутах (Аллаха)» и др.
 
[5] «Аш-Шарх аль-Кабир ʼаля аль-ʼАкыда ат-Тахавийя», с. 41, Бейрут, Дар аз-Захаир (1-е издание).
 
[6] «Шарх аль-ʼАкыда ат-Тахавийя», с. 20, Дар аль-Бейрути, 1430/2009.
 
[7] Есть и другие точки зрения на этот счет. Существует мнение, что все три термина обозначают три разных уровня изучения исламских убеждений:
 
  1.  Акыда – это изложение основ вероучения, то есть того минимума знаний, который должен быть у каждого мусульманина – просто перечисление постулатов без приведения доводов. Таков например, уровень «Акыды ат-Тахавийя» или «Акыды ан-Насафийя».
 
  1. Усуль ад-дин – это уровень, на котором к положениям акыды добавляются доводы в общем виде, выводящие изучившего их из состояния таклида (слепого некритического восприятия положений вероучения). Это например, текст «Умм аль-барахин» имама ас-Сануси.
 
  1. ʼИльм аль-калям – уровень, на котором подробно и глубоко рассматривают рациональные доказательства к положениям акыды, изучение которых не является индивидуальной обязанностью (фард ʼайн) каждого мусульманина, но обязанностью общины мусульман (фард кифая). Это уровень таких книг, как, например, «Шарх аль-Мавакыф», «Шарх аль-Макасыд» или «Тавалиʼ» имама аль-Байдави.
 
Такую классификацию привел современный ученый из Туниса шейх Низар Хамади, хафизахуЛлах. Основу для такого деления можно обнаружить при чтении «Книги вероучения» из «Ихья» имама аль-Газали, да помилует его Всевышний: имам пишет, что мусульманин должен сначала изучить положения акыды без доказательств (например, в объеме текста имама «аль-ʼАкыда аль-Газалийя»), затем – если есть потребность – он может перейти на второй уровень и изучить доказательства к догматам (скажем, это книги аль-Газали «ар-Рисаля аль-Кудсийя» или «аль-Иктисад фи аль-иʼтикад»). А следующий уровень – и это методы каляма – уже стоит изучать тому, кто готовиться выполнять фард кифая по защите общины от распространителей ложных убеждений, и в ком есть необходимые качества для этого (см. второй раздел книги акыды из «Ихья»).
 
[8] Классическое определение акыды, которое приводится во многих книгах. Имам Акмалюддин аль-Бабирти, ла помилует его Аллах, дает более развернутое определение:
 
«Это наука, изучающая имена, атрибуты и действия Аллаха, а также Его ангелов, пророков, аулия, имамов (правителей мусульман), начало и конец мира, согласно исламскому закону, а не с позиции философов, для достижения убежденности (якын) в вере и для избавления от сомнений» («Шарх аль-ʼАкыда ат-Тахавийя», с. 20).
 
[9] «Мукаддима», с. 580, Бейрут, Дар аль-фикр, 2001.
 
[10] «Шарх аль-Мавакыф», т. 1, с. 40, Бейрут, Дар аль-кутуб аль-ʼильмийя, 1998.
 
[11] Коран 6:102.
АВТОР ЦИКЛА
Отношение ученых ханафитского мазхаба к науке калям
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков