Циклы Авторы Сортировка

2 часть. Как объяснить то, что саляфы порицали калям?

4 838
9 мая, 17
Как объяснить то, что саляфы порицали калям?[1]
 
Некоторые люди безапелляционно заявляют, что саляфы запрещали занятия калямом, приводя как доказательство высказывания некоторых из ранних ученых, вроде слов, которые сказал имам Абу Юсуф, да помилует его Аллах, Бишру аль-Мариси:
 
«Знание каляма есть невежество. А незнание каляма – это знание».
 
От него же передаются слова:
 
«Кто изучает религию через науку калям – впадет в ересь (зандака), кто зарабатывает на жизнь занятием алхимией – разорится, а кто ищет редкие (гариб) хадисы – окажется лжецом».
 
Высказывания похожего содержания передают и от аш-Шафиʼи, да помилует его Аллах:
 
«Мое решение о тех, кто занимается калямом (таково): их следует бить пальмовыми ветками и сандалями[2], а потом водить по городам и селам, объявляя людям: таково наказание для тех, кто отвернулся от Корана и Сунны и занимался калямом!».[3]
 
К этой же категории высказываний относятся и слова имама Абу Ханифы, которые приводит имам ас-Суюты в книге «Табьид ас-Сахифа»[4] со ссылкой на «Замм аль-калям» аль-Харави:
 
«Передал Абу аль-Музаффар ас-Сам'ани в «Китаб аль-Интисар», а также Абу Исма'иль аль-Харави в «Замм аль-Калям» от Нуха аль-Джами'а его слова:
 
«Я спросил Абу Ханифу:
 
- Что ты скажешь о людях, которые вводят в речь слова «акциденция» и «субстанция»?
 
Он ответил:
 
- Это слова философов. Тебе следует следовать преданиям и пути саляфов. Остерегайся любой новизны, поистине все это нововведение!».
 
Передал аль-Харави от Мухаммада ибн аль-Хасана такие слова:
 
«Абу Ханифа сказал:
 
- Да проклянет Аллах ʼАмра ибн ʼУбейда! Он открыл людям дорогу к каляму и к тому, что их не касается».
 
Абу Юсуф сказал:
 
«Абу Ханифа побуждал нас к изучению фикха и запрещал нам калям»».
 
Истина же в том, что занятие наукой калям – это коллективная обязанность (фард кифая) мусульман,[5] и обязательно наличие в каждом селе или городе, где живут мусульмане, того, кто эту обязанность выполняет.
 
Имам Абу Хамид аль-Газали, да помилует его Аллах, приходит к такому выводу в «Ихья»:
 
«Следовательно, обучение каляму и его исследование также относится к фард кифая в отличие от эпохи сподвижников, да будет Аллах ими доволен, поскольку тогда в этом не было необходимости».[6]
 
Те же высказывания саляфов, где звучит порицание каляма, как, например, вышеприведенные слова имама Абу Юсуфа, да помилует его Аллах, направлены в адрес тех мутакаллимов, которые открыто противоречили ахлю-с-сунна, среди которых был и Бишр аль-Мариси[7], но в этих словах не порицается наука калям в целом!
 
Если порицание направлено в адрес каляма таких людей, как аль-Мариси, то есть противоречащих убеждениям суннитов, то это порицание справедливо. Об этом говорил, в частности, имам Абу Бакр аль-Байхакы, и его цитирует хафиз Ибн ʼАсакир, да помилует их Аллах, в «Табьин аль-казиб аль-муфтари»: порицание саляфов в адрес науки калям относится к каляму еретиков. [8]
 
Аналогичным образом и в словах имама аш-Шафиʼи, да помилует его Аллах, калям порицается по причине отхода от Корана и Сунны, ведь имам говорил: «…те, кто отвернулся от Корана и Сунны», то есть причина порицания имамом каляма – это отказ от Корана и Сунны. Получается, что критика не адресована суннитским мутакаллимам, которые крепко держались за доводы из Корана и Сунны.
 
Хафиз Ибн ʼАсакир пишет:
 
«Калям, соответствующий Корану и Сунне – приведение рациональных и мудрых доводов – похвален и желателен. Его использовали аш-Шафиʼи и другие наши имамы, да будет Аллах ими доволен, при необходимости, как мы сказали выше».[9]
 
Кроме того, эти высказывания относились к некоторым мутакаллимам в конкретную эпоху. И нельзя их распространять на все времена. Если кто-то в ту эпоху занимался калямом, в результате чего пошел ложным путем, то имамы порицали сам калям, чтобы указать, в чем была причина того, что человек отклонился от истины.
 
Имам Абу Хамид аль-Газали, да помилует его Аллах, пишет в «Ихья»:
 
«Эпохи порой отличаются друг от друга в плане большей или меньшей потребности в каляме, и вполне вероятно, что именно поэтому меняется и хукм относительно его дозволенности и запретности».[10]
 
Также от других имамов передается похвала в адрес науки калям. Разве мы можем выносить общее решение о запретности науки калям, если имамы хвалили эту науку и называли занятия ею фард аль-кифая? Причем если мы посмотрим на количество тех, кто порицал, и на количество тех, кто хвалил, –  то увидим, что число последних на протяжении веков значительно больше.
 
Просто дело в том, что некоторые муджассима и хашавиты распространили порицание некоторых имамов на науку калям в целом – таков уж их обычай: брать за основу сомнительное и спорное, отказываясь от правильного и очевидного.
 
Нужно смотреть не на слова, а на суть вещей. Калям – это одно из названий науки о вероучении Ислама – науки акыда. И Всевышний Аллах повелевает людям размышлять об устройстве их самих и мира вокруг, чтобы разумом прийти к выводу об истинности религии,[11] то есть о полном ее соответствии действительности. 
 
Даже Ибн Таймия, когда порицает калям в своих книгах[12], определенно не имеет в виду саму науку, чтобы ни говорили некоторые ваххабиты, а только определенные формы каляма, которые его не устраивали. На самом деле Ибн Таймийя, безусловно, является мутакаллимом, просто он опровергает одни доводы, чтобы заменить их другими. Это и есть метод каляма. И только наивные люди могут заявлять, что Ибн Таймия запрещал науку калям в целом[13].
 
Философ Ибн Рушд (известный на Западе как Аверроэс) действительно выступал против самой науки калям, призывая заменить ее аристотелевской философией.[14] Заменить калям методами западной философией – такова идея очень многих современных «мыслителей» арабского мира.
 
Шейх аль-Ислям Мухаммад Захид аль-Каусари, да помилует его Аллах, так выразил суть неоднозначного отношения саляфов к методам науки калям:
 
«Они не одобряли, когда люди погружались в эти темы (темы каляма) глубже необходимого. Так, Малик не любил знаний, которые не приводят к деяниям. Ахмад ибн Ханбаль считал так же. Они запрещали обычным людям погружаться в то, в чем большинство не нуждается, из опасения, что они впадут из-за этого в заблуждение. Они призывали ограничиться только теми вопросами вероучения, которые передаются (от саляфов), но при этом исповедовать танзих и отстраняться от ташбиха».[15]
 
 
[1] Краткое изложение главы «Объяснение ложности порицания каляма» из книги шейха Саʼида Фуды, да сохранит его Всевышний Аллах, «аш-Шарх аль-Кабир ʼаля аль-Акыда ат-Тахавийя» (1-е изд., с. 58 – 66) с нашими дополнениями. Мы ни в коем случае не претендуем на полное раскрытие темы отношение саляфов к каляму в этой небольшой работе. Даст Аллах, когда-нибудь мы переведем исчерпывающий разбор вопроса из книг шейха Саʼида Фуды «Тадʼим аль-мантык» (часть 2) и «Маукыф аль-имам аль-Газали мин ʼильм аль-калям». Просим у читателей о дуа!
 
[2] Намек на хадис (из сборников Бухари и Муслима), в котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел наказать пьяного человека ударами пальмовых ветвей и сандалий (то есть того, что было под рукой).
 
[3] Ибн Аби аль-ʼИзз, последователь Ибн Таймии и популяризатор его взглядов, противоречивший многим положениям «Акыды ат-Тахавийя»,  привел эти и другие высказывания, порицающие науку калям, и  согласился с ними. Также издана отдельная книга аль-Харави «Замм аль-калям», где собраны подобные высказывания (примечание шейха Фуды).
 
 
[5] Если один человек в каждой местности, где проживают мусульмане, выполняет эту обязанность – с остальных выполнение ее спадает. Однако если не выполняет никто – все мусульмане тем самым совершают грех.
 
[6] «Ихья ʼулюм ад-дин», т. 1, с. 359 – 360, Дар аль-Минхадж, 2011.
 
[7] Передается, что этот человек в некоторых вопросах разделял взгляды суннитов, в других – муʼтазилитов, в третьих – джахмитов.
 
[8] С. 250, под ред. Мухаммада Захида аль-Каусари, аль-Мактаба аль-Азахрийя ли ат-турас, 2010.
 
[9] «Табьин», с. 261 – 262. Выше в своей книге хафиз Ибн ʼАсакир привел примеры искусного владения имама аш-Шафиʼи, да будет Аллах им доволен, методами каляма и их применения в диспутах с еретиками.
 
[10] Т. 1, с. 361.
 
[11] «Мы покажем им знамения в мире вокруг и в них самих, чтобы они удостоверились, что это (Ислам) – истина» (сура «Фуссылят», 53).
 
[12] Например, «Дар ат-таʼаруд бейна аль-ʼакль ва ан-накль», «Минхадж ас-Сунна» и «Баян тальбис аль-джахмийя».
 
[13] Мы привели выше определение науки калям от имама Ибн Халдуна, да помилует его Аллах. Согласно ему, калям – это метод доказательства положений исламской акыды с помощью рациональных доводов. Отсюда отстаивание любых убеждений, претендующих на то, чтобы быть исламскими, с помощью рациональных доводов будет называться калямом. Нельзя сказать, что калям – это исключительно метод ашаритов и матуридитов. Идеологи ваххабитов постоянно указывают, что калям появился в среде муʼтазилитов. Следовательно, все попытки отстоять свои взгляды методом приведения рациональных доказательств, которые мы находим в книгах Ибн Таймии и его ученика Ибн аль-Кайима аль-Джаузии – как бы эти взгляды не оценивали ученые ахлю-с-сунна – являются не чем иным, как калямом.
 
Невозможно, оставаясь в рамках исламской теологии, доказывать истинность или ложность тех или иных положений акыды, не прибегая к методам науки калям. Ведь калям – это прежде всего сам метод, который используется для доказательства любых идей, имеющих отношения к исламской акыде, – как истинных, так и ложных. Отрицать законность каляма можно только извне – выйдя за рамки Ислама, как делали философы, или, допустим, богословы других религий. Люди, игнорируя эту достаточно очевидную мысль, смотрят на слова, но не видят за ними сути. Они, как говорится, смотрят на деревья, но не видят леса.
 
[14] В частности, об этом его книга «Манахидж аль-адилля».
 
[15] «О книге «Ишарат аль-марам мин ʼибарат аль-имам» имама аль-Баяды, да помилует его Аллах» в кн. «аль-Мукаддимат», с. 171 – 181; Дамаск – Бейрут, 1418/1997.
АВТОР ЦИКЛА
Отношение ученых ханафитского мазхаба к науке калям
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков