Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Image
Часть 4: Другие определения слова «сахаба», часть 2
Имам Ахмад ибн Ханбал сказал: «Кто был рядом с ним в течении года, либо месяца, либо мгновения, либо...
3 019
23 января, 16

Часть 4: Другие определения слова «сахаба», часть 2

3 019
23 января, 16
Третье определение
 
Имам Ахмад ибн Ханбал сказал:
 
من صحبه سنة أو شهراً  أو يوماً  أو ساعة أو رآه فهو من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم

«Кто был рядом с ним в течении года, либо месяца, либо мгновения, либо тот, кто видел его, то он из числа сподвижников пророка, солляллаху аляйхи ва саллям».[1]

Изъяны у данного определения те же, что были упомянуты нами к предыдущему определению.
 
Четвертое определение
 
Говорит имам аль-Бухари в своем Сахих:[2]
 
من صحب النبي صلى الله عليه و سلم أو رآه من المسلمين فهو من أصحابه

«Те из мусульман, кто был рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, либо видел его, - из его сподвижников».
 
Из этого определения так же исключаются те, кто не мог видеть пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, из-за слепоты.
 
Пятое определение
 
Говорит Абу Ну`айм аль-Асбахани (или аль-Исфахани) в предисловии к своей книге «Ма`рифа ас-Сахаба»:[3]
 
من ثبتت له عن الرسول صلى الله عليه و سلم رواية أو صحت له صحبة و ولاية

«Тот, кто передает от посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, риваят, либо тот, чья близость к нему [пророку, солляллаху аляйхи ва саллям] и чье утверждение власти (вилаят) достоверно установлены».
 
К изъянам этого определения относится то, что Ислам в нем не является условием, поэтому под данное определение будет подпадать каждый, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, вне зависимости от того, был он верующим или нет.
 
Также известно, что не все сподвижники передавали риваяты и хадисы, и посему некорректно приводить факт передачи риваята или хадиса в качестве условия сподвижничества.
 
Также не является условием, чтобы какой-то сподвижник находился рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в течение долго времени, либо чтобы посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, назначал кого-то из них руководителем или правителем, ибо многие из делегаций бедуинов возвращались к своему народу после одной встречи с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и они не были назначены пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, правителями своего народа.
 
Шестое определение
 
Говорит ибн Касир:
 
الصحابي من رأى رسول الله صلى الله عليه و سلم  في حال إسلام الرائ  و ان لم تطل صحبته و لم يروى عنه شيئا

«Сподвижник – это тот, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, мусульманином, даже если он не находился рядом с ним долго, и от него не передаются хадисы».[4]
 
Здесь ибн Касир хотел указать на неточность в определении сахаби в книгах по Усуль аль-Фикх, в которых часто приводится одним из условий длительность пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что исключает тех, кто, приняв Ислам, возвращался обратно к своим племенам.
 
Также в определении ибн Касира, в отличие от многих предыдущих определений, указано, что человек должен встретиться с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, являясь мусульманином.
 
Но ибн Касир не указывает то, что человек также должен и умереть мусульманином, поскольку, если человек умрет на ридде, то это аннулирует его сподвижничество, как мы уже об этом писали ранее.
 
Седьмое определение
 
Говорит ибн Салах:
 
فالمعروف من طريقة أهل الحديث أن كل مسلم  رأى  رسول الله صلى الله عليه و سلم فهو من الصحابة

«Известно от ученых по хадису, что каждый мусульманин, который увидел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, является сахаби».[5]
 
В этом определении тоже приводится условием, чтобы человек был мусульманином, но не поясняется обязательность того, чтобы человек был мусульманином в момент встречи с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, также чтобы был мусульманином при уходе из жизни.
 
Также в этом определении приводится условие видения пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, хотя аль-Ираки и ибн Хаджар употребляли слово «встреча», которое является более общим и корректным, чем «видение».
 
Из определений ученых, использовавших слово «видение», не следует понимать, что они не считали сподвижниками тех, кто не мог видеть посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, из-за слепоты.
 
Ученые по терминологии хадиса поясняют, что слово «видение» употребляется лишь по той причине, что чаще всего встреча сопровождается видением, поэтому в данном случае часто повторяемое частное указывает на общее значение.[6]
 
Итак, мы рассмотрели последнее определение из тех, что хотели разобрать в данном разделе.
 
В заключение приведем еще раз то определение понятия «сахаба», которое приводится имамом аль-Ираки и ибн Хаджаром аль-Аскаляни, и считается самым корректным определением, лишенным изъянов и неточностей:
 
الصحابة هو من لقي النبي صلى الله عليه و سلم مؤمناً به و مات على الإسلام

«Сподвижник – это тот, кто встретил посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, верующим в него, и умер, будучи в Исламе».
 
[1] «аль-Кифая» аль-Хатыб, стр. 69;
 
[2] Это определение приходит в «Сахих», в главе о достоинстве сподвижников;
 
[3] 1\106.
 
[4] Ихтисар Улюм аль-Хадис, стр. 173.
 
[5] Улюм аль-Хадис, стр.466;
 
[6] Махасинуль Истилях, стр. 423.
АВТОР ЦИКЛА
Ма'рифа ас-Сахаба: Что необходимо знать о сподвижниках Пророка
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков