Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 2: Терминологическое определение слова «сахаби»
Часть 2: Терминологическое определение слова «сахаби»
«Сподвижник – это тот, кто встретил Посланника Аллаха ﷺ…» — сюда входят все те, кто встретил его в з...
4 276
16 января, 16

Часть 2: Терминологическое определение слова «сахаби»

4 276
16 января, 16
Самым точным определением понятия «сахаби» считается определение, данное имамом аль-Ираки[1] и его учеником ибн Хаджаром аль-Аскаляни[2]:
 

الصحابة هو من لقي النبي صلى الله عليه و سلم مؤمناً به و مات على الإسلام


«Сподвижник – это тот, кто встретил Посланника Аллаха ﷺ, верующим в него, и умер на Исламе».
 
Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари»[3] указывает, что из различных определений то, что упомянуто нами выше, является самым достоверным определением понятия «сахаби», и это мнение, которое выбрали такие великие мухаддисы, как аль-Бухари и имам Ахмад.
 
Одним из требований к научности любого определения является то, что оно должно включать себя ряд понятий и категорий, которые мы хотим описать и обозначить, также оно должно исключать все то, что мы не хотим обозначать этим термином.

Поэтому для того, чтобы лучше и глубже понять это определение, мы постараемся рассмотреть каждую его часть, указывая на то, что включается в слово «сахаби» и исключается из него.

«Сподвижник – это тот, кто встретил Посланника Аллаха ﷺ…» — сюда входят все те, кто встретил его в зрелом возрасте или в детстве, будь они мужского или женского пола, свободными или рабами, будь их нахождение рядом с Пророком ﷺ, длительным или коротким, несмотря также на то, передают они от него хадисы или нет, несмотря на то, сражались они вместе с Посланником Аллаха ﷺ, или нет, видели ли они его воочию, либо не могли увидеть из-за слепоты. Также необходимо, чтобы человек увидел Посланника Аллаха ﷺ до его смерти, потому что тот, кто увидел Посланника Аллаха ﷺ, например, после его смерти во время похорон, либо во сне, уже не считается сподвижником.
 
«…верующим в него…» — этими словами исключаются те, кто встретил Посланника Аллаха ﷺ в состоянии неверия, но уверовали в него уже потом, и после никогда снова не встречались с ним, ﷺ.

«…и умер на Исламе» отсюда исключаются те, кто встретил Посланника Аллаха ﷺ верующим в него, а затем отступил от веры и умер в ридде во время жизни Посланника Аллаха ﷺ, как например, Абдуллах ибн Хатал и Раби`а ибн Умаайа[4]. Что же касается того, кто встретил Посланника Аллаха ﷺ верующим, а затем совершил акт вероотступничества, но затем вернулся обратно в Ислам, то он все равно будет считаться сподвижником, несмотря даже на то, что он после этого не увидел снова Посланника Аллаха ﷺ.
 
Ибн Хаджар[5] сказал об этом:
 
«Даже если между этим будет акт ридды», то есть, даже если человек после того, как, будучи верующим, встретился с Посланником Аллаха ﷺ, совершил ридду, а затем принял Ислам вновь, то он будет считаться сподвижником».
 
[1] Шарх ат-Табсира, 3\3; ат-Такиид ва аль-Идах, стр.291;
 
[2] Аль-Исаба, 1\7-8 и Нузхату ан-Назар, стр.55;
 
[3] Аль-Фатх, 7\4.
 
[4] Он принял Ислам во время открытия Мекки и был при прощальном Хадже. И от него передается один хадис об этом, и поэтому аль-Багъави, ибн Манда и другие упомянули его как сподвижника, но, поскольку он в период правления Умара ибн аль-Хаттаба убежал в Шам, принял христианство и там же умер, он не является сподвижником.
 
[5] Нузхату Назар, стр.56.
АВТОР ЦИКЛА
Ма'рифа ас-Сахаба: Что необходимо знать о сподвижниках Пророка
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков