Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 3: Другие определения слова «сахаба», часть 1
Часть 3: Другие определения слова «сахаба», часть 1
Помимо определения, которое мы привели, существуют и другие определения. Они считаются слабыми, но и...
3 337
20 января, 16

Часть 3: Другие определения слова «сахаба», часть 1

3 337
20 января, 16
Помимо определения, которое мы привели, существуют и другие определения. Они считаются слабыми, но их тоже следует знать, чтобы стремящиеся сеять смуту и недоверие к сподвижникам в умах мусульман, не использовали для этого имена великих алимов.
 
Перед тем как приступить к перечислению этих определений, следует сделать одно важное замечание: ранние ученые Ислама часто давали очень размытые определения каким-то явлениям, ограничиваясь описанием общего смысла, ибо его смысл был очевиден для всех, и они не заботились, чтобы с позиции логики определения отвечали всем условиям. По этой причине, зачастую, разница в определениях идет без указания на соответствие или несоответствие конкретных личностей их определениям, и, как следствие, без конкретизации о принадлежности отдельного лица к числу сподвижников или непричастности к ним. Это следует держать в уме во время чтения этих определений[1].
 
Определения будут перечислены согласно давности их высказывания.
 

Первое определение

 
Говорит Саид ибн аль-Мусаййаб[2]:
 

الصحابة من صحب رسول الله صلى الله عليه و سلم سنة أو سنتين أو غزا معه غزوةً أو غزوتين


«Сподвижник – это тот, кто был рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в течении года или двух, либо сражался с ним в одном или двух сражениях».
 
Что касается этого определения, то имам ас-Суюты в «Тадриб ар-Рави»[3] пишет, что это определение передается от Саида ибн аль-Мусаййаба через недостоверный иснад[4].
 
Также ибн Хаджар указывает, что практика табиинов противоречит этому определению, потому что они считали тех, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в прощальном Хадже, сподвижниками[5].
 
Также, согласно этому определению, придется исключить большое количество сподвижников, которые после открытия Мекки приезжали к посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, для принятия Ислама, а затем, через какое-то время возвращались к своим племенам, не принимая участия в сражениях, и пробыв с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, гораздо меньше, чем один год. И таким примером является Джарир ибн Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, который единогласно является сподвижником, но который принял Ислам в месяце Рамадан в десятом году по хиджре.
 
Итак, согласно достоверному мнению, продолжительность пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не является условием для того, чтобы считать кого-то сподвижником.
 
Ибн Касир[6], рахимахуллах, попытался объединить данное определение ибн аль-Мусаййаба с мнением большинства, сказав, что данное определение ибн аль-Мусаййаба указывает на особый статус сподвижника, который был ближе к посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, чем те, кто видел его лишь небольшой отрезок времени, и что это определение не исключает факт сподвижничества в широком смысле тех, кто видел посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, короткое время.
 

Второе определение

 
Говорит имам Али ибн аль-Мадини:
 

من صحب النبي صلى الله عليه و سلم أو رآه و لو ساعة فهو من أصحاب النبي صلى الله عليه و سلم


«Тот, кто находился рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, либо видел его, даже если в течение короткого времени, то он из числа сподвижников пророка, солляллаху аляйхи ва саллям».[7]
 
 
Что касается изъянов этого определения, то в нем условием принадлежности к сподвижникам является видение посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, что исключает тех, кто не мог его видеть из-за слепоты. Именно по этой причине аль-Ираки и ибн Хаджар использовали слово «встретил», что имеет более широкий смысл, чем видение, ведь, в противном случае, пришлось бы исключить Абдуллаха ибн Умм Мактум, да будет доволен им Аллах, из числа сподвижников, а он сподвижник единогласно.
 
И также в этом определении не приводится условие, чтобы человек умер мусульманином, что означало бы, что такие муртадды, как ибн Хаталь, тоже являлись бы сподвижниками.
 
[1] Для более глубокого понимания использования терминов во времена саляф и времена более поздних ученых см. книгу шейха Хатима аль-Авни «Манхадж аль-Муктарах». Несмотря на принадлежность автора к ваххабитскому течению и его попытки доказать негативное влияние науки Калам на науки по хадису, факт разницы в понимании терминов у саляф и более поздних ученых в этой книге, все же, раскрыта очень точно;
 
[2] «Аль-Кифая» аль-Хатыб, стр. 99; ибн Салях, стр. 424.
 
[3] «Тадриб ар-Рави», 2\209;
 
[4] В санаде присутствует Мухаммад ибн Умар аль-Вакиди, который описан как слабый передатчик (матрукуль хадис. См. Мизан, 3\662-666);
 
[5] Аль-Фатх, 7\4.
 
[6] Ихтисар Улюм аль-Хадис, стр. 179.
 
[7] Аль-Фатх, 7\4.
АВТОР ЦИКЛА
Ма'рифа ас-Сахаба: Что необходимо знать о сподвижниках Пророка
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков