Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 6: Длительность нахождения рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, как условие сподвижничества, часть 1
Часть 6: Длительность нахождения рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва салл...
После рассмотрения различных определений понятия «сахаба», необходимо один из этих аспектов разногла...
3 930
30 января, 16

Часть 6: Длительность нахождения рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, как условие сподвижничества, часть 1

3 930
30 января, 16
После рассмотрения различных определений понятия «сахаба», необходимо один из этих аспектов разногласия разобрать более детально, а именно вопрос длительного пребывания рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в качестве одного из условий.
 
В этом вопросе существует два основных мнения.
 
Первое мнение

Для того, чтобы некий человек считался сподвижником, необходимо, чтобы он длительное время находился рядом с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, потому что слово «сахаби» происходит от глагола صَحِبَ, который дословно (в языковом значении) обозначает такое длительное пребывание рядом с кем-то, в результате которого человек становится приближенным, а для этого одной встречи недостаточно.
 
Из ученых по усуль аль-фикх это условие ставит ибн аль-Хаджиб в своем «Мухтасар»:
 
الصحابي هو من طالت صحبته للنبي صلى الله عليه و سلم  و روى عنه

«Сподвижник – это тот, кто находился долго рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, и передает от него хадисы».[1]
 
Также на это мнение указывает имам Абу Бакр аль-Бакиляни:
 
«Нет разногласий среди знатоков языка, что слово «сахаби» – производное от слова «сухба», которое относится к любому человеку, находившемуся рядом с кем-то краткое или длительное время, и поэтому говорят: «он был рядом с ним в течении месяца, дня или часа», используя это слово. Отсюда следует, что сподвижником является каждый, кто был рядом с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, даже короткое мгновение. Но вместе с этим у Уммы есть устоявшееся правило, что слово «сахаби» не употребляется, кроме как в отношении того, кто находится с кем-то длительное время, и его нельзя использовать в отношении того, кто один раз встретился с кем-то, прошел рядом с ним пару шагов, либо слышал один хадис. По этой причине  необходимо использовать данное слово лишь в этом понимании».[2]
 
То же самое говорит ат-Туфи:
 
«В ‘урфе людей не говорят, что некто является сахаби другого человека, если он не находился рядом с ним длительное время. И если бы одной встречи с кем-то было достаточно для того, чтобы считаться его сахибом, то большинство людей были бы таковыми друг для друга».[3]
 
Второе мнение
 
Согласно второму мнению длительность пребывания с кем-то не является условием, и для того, чтобы считаться сподвижником, достаточно уже одной встречи.
 
К данному мнению склонилось большинство мухаддисов, также значительная часть ученых по усулю, и это является правильным мнением, как было разъяснено уже ранее.
 
Говорит имам аль-Ираки:
 
«Аль-Амиди передает это мнение от большинства и говорит: это более правильное мнение (ашбах)».[4]
 
Также имам ас-Суюти в «Тадриб ар-Рави» указывает, что многие ученые по Усуль аль-Фикх в этом вопросе были согласны с мнением мухаддисов.[5]
 
Также ибн аль-Вазир аль-Йамани в своей книге «ар-Равд аль-Басим  фи аз-забб  ан сунна Аби аль-Касим» очень подробно и детально разобрал позиции и доводы, указывая на то, что второе мнение является сильным.[6]
 
Суть разногласия между двумя позициями сводится к тому, что в основе арабского языка «сухба» указывает на любую встречу и близость, даже если встреча была только один раз, но в урфе людей это слово стало использоваться только в отношении тех, кто находился с рядом с кем-то длительное время.
 
К примеру, учеников Абу Ханифы называют «Асхаб Абу Ханифа», но тех, кто видел его один или два раза, так не называют, и из-за этого урфа стали условие длительности пребывания также относить и к определению сахаби, как на это выше указал имам аль-Бакиляни.
 
Ученые же, которые считали второе мнение более правильным, делали это на основе следующих доводов:
 
«В основе языка нет требования длительности нахождения рядом с кем-то, чтобы употреблять слово сахаби».
 
И на это указал аль-Хатыб:
 
«Нет разногласий среди знатоков языка, что в основе слово «сухба», от которого образованно слово «сахаби», не имеет ограничений по времени. И поэтому говорят: «он был рядом в течении года, или течении часа»».[7]
 
Также имам ан-Навави комментировал довод аль-Бакиляни следующим образом:
 
«Его словами можно воспользоваться для утверждения истинности мазхаба людей хадиса, ибо этот имам передает от знатоков языка, что это имя [сахаби] включает в себя любую длительность [пребывания], даже если это час. И большинство знатоков хадиса используют это слово в его шариатском значении, в соответствии с его языковым значением, и поэтому следует обратиться именно к этому смыслу».[8]
 
[1] Мунтаха аль-Вусуль, стр.81.
 
[2] Слова аль-Бакиляни приводит имам ан-Навави в «Иршад ат-Тулляб», 2\588;
 
[3] Шарх Мухтасар ат-Туфи, 2\185;
 
[4] Такиид ва Идах, стр. 291.
 
[5] 2\209;
 
[6] 1\57-60;
 
[7] Аль-Кифая, стр.51.
 
[8] Иршад Тулляб, 2\588.
АВТОР ЦИКЛА
Ма'рифа ас-Сахаба: Что необходимо знать о сподвижниках Пророка
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков