Может ли женщина быть имамом для других женщин во время намаза
Вопрос: Мы знаем, что есть хадисы, где говорится о запрете отдельного женского джамаата, однако также есть сообщения, где сказано, что Аиша или Умм Саляма (радыАллаху анхума) были имамами для женщин в намазе. Как согласовать эти сообщения?
Ответ:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нет блага в женском джаамате, кроме как в одной мечети с мужчинами (когда женщины молятся вместе с мужчинами) или в джаназа-намазе».
«Муснад» Ахмада, т. 6, с. 66 — см. «Иляу с-Сунан», т. 4, с. 242
Иснад этого хадиса считается слабым, однако, он поддерживается другими подобными сообщениями, к примеру, словами халифа Али (радыАллаху анху), которые будут приведены далее, а также другими подобными хадисами. (См. «Маджмау з-Заваид», т. 3, с. 26, т. 2, с. 330 и т. 10, с. 77.) Во всех этих хадисах повторяются слова «нет блага в женском джамаате…»
Передается, что халиф Али (радыАллаху анху) запрещал женщинам совершать молитву отдельным женским джамаатом. («Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, хадис 4994. Признан достоверным мухаддисом Зафаром Ахмадом Санави в «Иляу с-Сунан», т. 4, с. 242).
На основании всего вышеприведенного факихи (ханафитского мазхаба) установили, что будет нежелательным (макрух) для женщин совершать намаз отдельным женским джамаатом, это касается и намаза таравих (См. «Шами», т. 1, с. 565).
Слова «нет блага…», безусловно, являются серьезными и означают неодобрение.
Противоречие
Однако, передается, что Айша и Умм Саляма (радыАллаху анхума) были имамами для женщин в намазе, что вступает в противоречие с приведенными выше хадисами. (См. Мусаннаф Ибн Аби Шейба, хадис 4988-91).
Примечание: В этих хадисах не сказано, что женщины произносили азан перед намазом.
Далее приводится краткое изложение того, как (ханафитские) ученые решают это противоречие:
Действия Айши и Умм Саламы указывают на допустимость (женского джамаата), а в хадисе сказано о нежелательности (карахат). Действие может быть одновременно дозволенным, но в то же время нежелательным.
Возможно, что Айша и Умм Саляма совершали подобный намаз иногда для обучения других женщин намазу. Иногда совершение нежелательных (макрух) действий допускается с целью обучения.
Нет доказательств, что совершение такого намаза (в женском джамаате) было обычаем для женщин золотого века Ислама. В сообщении Бухари говорится, что Аиша (радыАллаху анха) была имамом для своей служанки при совершении таравих-намаза, что подтверждает такое мнение («Сахих» Бухари, т. 1, с. 96, Кадими).
И наконец, ученый-мухаддис Зафар Ахмад Санави (рахимахуллах) отмечает, что хадис, где говорится о нежелательности (карахат) более предпочтителен, чем хадис, где передается о действиях Айши (радыАллаху анха), который указывает на допустимость (ибаха). Это основано на принципе, что, когда два довода противоречат друг другу, тот, который указывает на нежелательность, будет предпочтительнее. (См. «Иляу с-Сунан», т. 4, с. 242-45).
А Всевышний Аллах знает лучше.
Комментарии: 0
Правила форума