Можно ли совершать намаз вторым джамаатом в мечети?
Можно ли совершать намаз вторым джамаатом в мечети?
Вопрос: Можно ли совершать намаз вторым джамаатом в мечети? Когда я захожу в мечеть, могу ли я присоединиться ко второму джамаату, если о...
8 438
28 января, 22

Можно ли совершать намаз вторым джамаатом в мечети?

8 438
28 января, 22
АВТОР ЦИКЛА
Можно ли совершать намаз вторым джамаатом в мечети?
Файзал Риза
Ответил:
ФАЙЗАЛ РИЗА
Муфтий, ученик шейха Ибрахима Десаи
Darul Ifta Australia
Источник:
DARUL IFTA AUSTRALIA

Австралийский институт исламского права

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Нежелательность второго джамаата в мечети
Вопрос:
 
  1. Можно ли совершать намаз вторым джамаатом в мечети?
  2. Когда я захожу в мечеть, могу ли я присоединиться ко второму джамаату, если они уже начали, или мне следует читать намаз отдельно?
  3. Если братья (в основном оманцы) настаивают, чтобы я возглавил второй джамаат в качестве имама, как мне следует поступить?
 

 

Ответ:
 
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
 
  1. Что касается совершения намаза вторым джамаатом, то существуют несколько случаев, и решения в их отношении различаются.
 

Случаи, в которых совершение намаза вторым джамаатом разрешается


В следующим четырех случаях, совершать намаз вторым джамаатом не только разрешено, но и, более того, предпочтительно:

 
  • Когда мечеть является «масджид тарик» (дословно: мечеть пути). Другими словами, мечеть используется путниками, и у нее нет назначенного имама и известной группы людей, которые регулярно совершают в ней намаз.
 
  • Когда в мечети нет назначенного имама и муаззина.
 
  • Если в мечети населенного пункта («мечеть населенного пункта» означает мечеть, в которой есть назначенный имам и известная группа людей, совершающих там намаз) люди, не относящиеся к местному населению, совершили намаз первым джамаатом.
 
  • Когда в мечети какого-либо населенного пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом, не произнося или не провозглашая азана.
 
Случаи, в которых совершение намаза вторым джамаатом не разрешается (макрух тахрими)
 
  • Когда в мечети какого-либо населенного пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом с азаном, и второй джамаат также читает намаз с азаном.
 
  • Если в мечети населенного пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом с азаном, а второй джамаат совершает без азана, но имам (второго джамаата) стоит в центре ряда (сафф) в мечети или во дворе мечети, будь то в первом ряду, последнем ряду или в любом месте между ними. Другими словами, стоять в центре ряда означает стоять на одной линии с михрабом (так как михраб находится в центре мечети).
 
Обратите внимание, что в случае, описанном выше, то же самое постановление действует независимо от того, совершается ли намаз вторым джамаатом внутри мечети или во дворе мечети. Другими словами, если имам во время второго джамаата стоит в центре ряда (т.е. на одной линии с михрабом) внутри мечети или во дворе мечети, то постановление гласит, что совершение намаза вторым джамаатом будет макрух тахрими (недопустимым).
 
Случай, в отношении которого есть разногласия
 
Существует различие во мнениях относительно совершения намаза вторым джамаатом в следующем случае:
 
  • Если в мечети населенного пункта местные жители совершили намаз первым джамаатом с азаном, а второй джамаат читает без азана, имам НЕ стоит в центре ряда мечети или двора мечети, т.е. имам не стоит на одной линии с михрабом. Другими словами, имам второго джамаата стоит либо с правой, либо с левой стороны в мечети или во дворе мечети.
 
В отношении данного случая существует разногласие. Согласно более сильному мнению, совершение намаза вторым джамаатом в вышеуказанном случае является макрухом танзихи. Согласно другому мнению, это разрешено (в отличие от сунны, мустахаба, желательного и т.д.). Однако оба мнения сходятся в одном: за совершение намаза вторым джамаатом НЕ полагается вознаграждения.
 
Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вышел, чтобы примирить некоторых людей. Когда он вернулся в мечеть, люди в мечети уже совершили намаз. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пошел к себе домой, собрал свою семью и совершил намаз вместе с ними. Если бы за совершение намаза вторым джамаатом в мечети была какая-то награда, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не оставил бы это — особенно в своей мечети, где награда умножается.
 
Кроме того, ученые перечислили множество негативных последствий допущения совершения намаза вторым джамаатом. Поэтому следует воздержаться от совершения намаза вторым джамаатом в вышеупомянутом случае.
 
(Ахсануль Фатава, том 3, стр. 322-328, Саид)
(Имдадуль Фатава, том 1, стр. 295-302, Мактаба Даруль Улюм Карачи — новое изд.)
(Кифаятуль Муфтий, том. 3, стр, 148, Ишаат)
 
قال في الدر المختار: ويكره تكرار الجماعة بأذان وإقامة في مسجد محلة لا في مسجد طريق أو مسجد لا إمام له ولا مؤذن ؛ وقال في حاشية ابن عابدين: ( قوله ويكره ) أي تحريما لقول الكافي لا يجوز والمجمع لا يباح وشرح الجامع الصغير إنه بدعة كما في رسالة السندي ( قوله بأذان وإقامة إلخ ) عبارته في الخزائن : أجمع مما هنا ونصها : يكره تكرار الجماعة في مسجد محلة بأذان وإقامة ، إلا إذا صلى بهما فيه أولا غير أهله ، لو أهله لكن بمخافتة الأذان ، ولو كرر أهله بدونهما أو كان مسجد طريق جاز إجماعا ؛ كما في مسجد ليس له إمام ولا مؤذن ويصلي الناس فيه فوجا فوجا ، فإن الأفضل أن يصلي كل فريق بأذان وإقامة على حدة كما في أمالي قاضي خان ا هـ ونحوه في الدرر ، والمراد بمسجد المحلة ما له إمام وجماعة معلومون كما في الدرر وغيرها قال في المنبع : والتقييد بالمسجد المختص بالمحلة احتراز من الشارع ، وبالأذان الثاني احترازا عما إذا صلى في مسجد المحلة جماعة بغير أذان حيث يباح إجماعا ا هـ ثم قال في الاستدلال على الإمام الشافعي النافي للكراهة ما نصه : ولنا { أنه عليه الصلاة والسلام كان خرج ليصلح بين قوم فعاد إلى المسجد وقد صلى أهل المسجد فرجع إلى منزله فجمع أهله وصلى } " ولو جاز ذلك لما اختار الصلاة في بيته على الجماعة في المسجد ولأن في الإطلاق هكذا تقليل الجماعة معنى ، فإنهم لا يجتمعون إذا علموا أنهم لا تفوتهم وأما مسجد الشارع فالناس فيه سواء لا اختصاص له بفريق دون فريق ا هـ ومثله في البدائع وغيرها ، ومقتضى هذا الاستدلال كراهة التكرار في مسجد المحلة ولو بدون أذان ؛ ويؤيده ما في الظهيرية : لو دخل جماعة المسجد بعد ما صلى فيه أهله يصلون وحدانا وهو ظاهر الرواية ا هـ وهذا مخالف لحكاية الإجماع المارة ، وعن هذا ذكر العلامة الشيخ السندي تلميذ المحقق ابن الهمام في رسالته أن ما يفعله أهل الحرمين من الصلاة بأئمة متعددة وجماعات مترتبة كروه اتفاقا ونقل عن بعض مشايخنا إنكاره صريحا حين حضر الموسم بمكة سنة 551 منهم الشريف الغزنوي وذكر أنه أفتى بعض المالكية بعدم جواز ذلك على مذهب العلماء الأربعة ونقل إنكار ذلك أيضا عن جماعة من الحنفية والشافعية والمالكية حضروا الموسم سنة 551 ا هـ وأقره الرملي في حاشية البحر ، لكن يشكل عليه أن نحو المسجد المكي والمدني ليس له جماعة معلومون ، فلا يصدق عليه أنه مسجد محلة ، بل هو كمسجد شارع ، وقد مر أنه لا كراهة في تكرار الجماعة فيه إجماعا فليتأمل ، هذا وقدمنا في باب الأذان عن آخر شرح المنية عن أبي يوسف أنه إذا لم تكن الجماعة على الهيئة الأولى لا تكره وإلا تكره ، وهو الصحيح ، وبالعدول عن المحراب تختلف الهيئة كذا في البزازية انتهى وفي التتارخانية عن الولوالجية : وبه نأخذ ( رد المحتار: ج 2 ص 342 دار المعرفة )ه
 
Принимая во внимание вышеуказанные постановления, давайте перейдем к вашим конкретным вопросам:
 
2, 3) Если вы пропустили первый джамаат, то в первых четырех случаях (т.е. в случаях, когда совершение намаза вторым джамаатом разрешено), упомянутых выше, присоединяйтесь ко второму джамаату. Вы можете стать имамом.
 
В пятом, шестом и седьмом случаях (т.е. в последних трех случаях) не присоединяйтесь ко второму джамаату. Вместо этого вы можете сделать одно из следующих действий:
 
  • Вы можете попытаться совершить намаз джамаатом в другой мечети, если это возможно
  • Вы можете прочитать намаз индивидуально в той же мечети
  • Вы можете собрать свою семью и прочитать намаз в джамаате вместе с ними
 
قال في الدر المختار: ولو فاتته ندب طلبها في مسجد آخر ؛ وقال في الشامية: ( قوله ولو فاتته ندب طلبها ) فلا يجب عليه الطلب في المساجد بلا خلاف بين أصحابنا ، بل إن أتى مسجدا للجماعة آخر فحسن ، وإن صلى في مسجد حيه منفردا فحسن وذكر القدوري : يجمع بأهله ويصلي بهم ، يعني وينال ثواب الجماعة كذا في الفتح ( رد المحتار: ج 2 ص 347 دار المعرفة )
ه
 
Если другие братья хотят прочитать намаз вторым джамаатом и настаивают на том, чтобы вы были имамом, любезно и осторожно объясните им позицию ханафитского мазхаба по этому вопросу. Однако, если есть опасение разногласий и раздоров, то вы можете присоединиться ко второму джамаату и быть имамом второго джамаата. Это возможно только в том случае, если во время намаза вторым джамаатом не будет провозглашен азан, а имам не будет стоять в центре ряда, будь то внутри мечети или во дворе.
 
А Аллах знает лучше.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 787
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
247
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Когда мясо считается халяльным?
Когда мясо считается халяльным?
Из данной статьи вы узнаете, что значит «халяль» в отношении мяса, какое мясо может быть халяль, и почему просто говядина и баранина не м...
24 521
21 января, 22
Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза
Шафиитский фикх: Повторное совершение намаза
В данной статье описаны условия для того, чтобы повторно, во второй раз, прочитать один и тот же намаз по шафиитскому мазхабу....
5 821
14 января, 22