Image
Отношение к старшим согласно Сунне
В данной статье говорится о том, как мусульмане должны относиться к старшим согласно Корану и Сунне Пророка Мухаммада, да благословит его...
3 636
23 января, 22

Отношение к старшим согласно Сунне

3 636
23 января, 22
АВТОР ЦИКЛА
Отношение к старшим согласно Сунне
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Отношение к старшим согласно Сунне Пророка Мухаммада ﷺ

 
К сожалению, многие вещи, которые еще несколько десятков лет назад были совершенно естественными, сейчас уже ставятся под сомнение. Сюда относится и общепринятое ранее уважение к старшим по возрасту людям. Если раньше мусульманское общество особенно выделялось именно этим — что мусульмане всегда почитали старших по возрасту людей, то сейчас кое-кому из молодежи уже приходится объяснять необходимость этого. Почему же для верующего так важно уважение к старшим людям?
 

1. Уважение к старшим по возрасту (равно как снисхождение и доброта к младшим) должны быть отличительным признаком верующего, поскольку такова Сунна Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

 
Передается, что однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
 

«Не из нас (не из нашей общины) тот, кто не почтителен к старшим».

 
В другой версии этого хадиса сказано:
 

«Тот, кто не уважает старших, не проявляет милосердия к младшим и не признает право ученых, не из нас» (Ахмад, Хаким и другие).

 
Еще в одном хадисе сказано:
 

«Только лицемер (неискренний, притворный верующий) пренебрегает тремя людьми: обладателем седины, обладателем знаний и справедливым имамом (руководителем общины)» (ат-Табарани).

 
Такое поведение — уважение к старшим по возрасту, естественно даже с точки зрения человеческой логики. Старый человек прожил длинную жизнь, во время которой он успел совершить много достойных поступков: работал на благо своего общества, создал семью и вырастил детей, у него много житейской мудрости и жизненного опыта. Молодой человек, наоборот, еще не успел приобрести необходимых знаний и мудрости, так что будет естественно для молодых слушать советов старших, не перебивать их в разговоре, давая им право высказаться первыми.
 
Более того, пожилые люди заслуживают не только уважения, но и сострадания, поскольку вместе с возрастом (а особенно после тяжелого многолетнего труда) приходят и болезни, ухудшается слух и зрение, трудно бывает ходить и стоять, носить тяжести. А верующего человека более, чем кого-либо еще, должно отличать сострадание к другому человеку. Поэтому если молодой мусульманин уступит место пожилому человеку в транспорте, поможет пожилому мужчине или женщине перейти улицу или нести тяжелые сумки, это будет чрезвычайно достойное поведение.
 
И уж конечно, совершенно недопустимы для молодежи насмешки над пожилыми людьми, неуважение к их правам, пренебрежение к их советам или просьбам. Это касается как собственных родителей и других родственников, так и пожилых людей вообще.
 
Передается, что два брата пришли к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы рассказать ему о конфликте, произошедшем между ними. Когда младший из братьев хотел заговорить первым, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Каббир, каббир!», то есть: «Передай право (голоса) старшему!». Затем он попросил старшего из двух говорить (Бухари, Муслим).
 

2. Кто не уважает старшего, не уважает и Всевышнего

 
Еще один пророческий хадис связывает уважение к старости с почитанием Аллаха:
 

«Одним из признаков возвеличивания Аллаха является почитание мусульманина, обладающего сединами» (Абу Дауд).

 
Иными словами, признавая право старшего, ты признаешь субординацию, распределение ролей в обществе: что есть младшие и старшие, старшим оказывается уважение, а младшим — сострадание и снисхождение. Такое положение исходит от Всевышнего, Который установил такой порядок в мире — когда более младшие проявляют уважение к старшим. Если ты ставишь это под сомнение, значит, ты выражаешь сомнение в мудрости и справедливости Аллаха и словах Его Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
 

3. Тот, кто не уважителен к старшим, не будет пользоваться уважением от младших, когда сам состарится.

 
Младших и юных могут раздражать свойственные старости медлительность, слабость, когда пожилой родственник или сосед переспрашивает что-то по много раз, не сразу может расслышать какие-то слова, не всегда опрятен в быту — что-то проливает или роняет на пол. Не говоря о том, что с возрастом у пожилых людей может портиться характер: они становятся ворчливыми, требовательными, капризными, обидчивыми. Так что кто-то из молодых может подумать: что приятного тратить время на бабушку или дедушку, которые отстали от жизни, все время чем-то недовольны и по сто раз повторяют одно и то же? Но надо помнить, что все мы — люди, и самого молодого и здорового когда-то также ждет старость и сопряженные с ней неприятности (болезни, слабость, немощность). Вас раздражают привычки и поступки стариков — но вы сами когда-то станете такими же. Хотели бы вы, чтобы ваши дети и внуки обращались подобным образом с вами? А такое вполне может случиться, если вы сейчас не проявите уважение к своим бабушкам и дедушкам (или к чужим старикам, нет разницы).
 

«Если молодой человек будет относиться с почтением к пожилому человеку только из-за его возраста, то Всевышний Аллах пошлёт ему того, кто будет относиться к нему с почтением, когда он достигнет преклонного возраста» (Тирмизи).

 
Всевышний устроил такой порядок в мире, что человеку все возвращается той же мерой, как он ведет себя по отношению к людям. Если проявляет добро и участие, то, когда ему будет нужно, он тоже встретит добро и помощь, если будет вести себя грубо и безжалостно, в свое время тоже получит той же мерой. Его собственные близкие проявят к нему такую же черствость и равнодушие.
 
Тем более, что наши дети берут с нас пример: если они увидят, что папа или мама неуважительно относятся к просьбам и нуждам пожилых родных или соседей, они решат, что такое поведение — это норма, и в свое время так же отнесутся и к состарившимся родителям.
 

4. Неуважение к старшим — признак высокомерия

 
Основной причиной такого отношения к старшим часто является свойственный молодости эгоизм и высокомерие, когда молодые люди считают себя центром мира, вокруг желаний и потребностей которых должен вертеться весь свет. Они рассуждают так: «Почему я должен делать над собой усилие, тратить свое время на пожилых людей, которые все равно свое отжили, интереса не представляют, они скучные и надоедливые?»
 
Но высокомерие по отношению к людям, тем более, порицаемо для человека верующего:
 

«Не отворачивайся от людей с высокомерием и не ходи по земле надменно. Поистине, Аллах не любит самодовольных хвастунов» (Сура «Лукман», 31:18).

 

«Не ходи по земле надменно, ведь ты не проделаешь в земле дыру (тяжестью своего высокомерия) и не поднимешься на высоту гор!» (Cура «Аль-Исра», 17:37)

 
Гордость и высокомерие присущи людям неверующим, которые забыли о Всевышнем и поэтому считают себя центром мироздания. Но верующим людям должна быть присуща скромность и стыдливость, ведь они помнят о том, что над ними есть Создатель, который все видит и за всеми поступками следит.
 
Так что пусть Всевышний поможет нашей общине следовать Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в отношении к старшим и пожилым людям, выказывая им подобающее внимание и уважение.
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Будь ключом, который открывает двери добра
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Некоторые люди открывают двери к добру и закрывают двери ко злу. Неко...
903
1
31 июля, 22
Image
Таланты и способности — что говорит об этом Ислам?
Люди часто используют понятия «талант», «способность» — говоря о разных возможностях или склонностях людей: «Чтобы стать программистом, н...
1 601
19 июня, 22

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Взгляд — отравленная стрела шайтана
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Взгляд является одной из стрел Иблиса. Тому, кто прекратит смотреть на запретное ...
1 527
20 января, 22
Image
Истинное братство в Исламе (из наставлений шейха Бинори)
Мухаддисуль Аср, Алляма Мухаммад Юсуф аль-Бинори написал вдохновляющую статью на тему братства в Исламе. Здесь приводится основная мысль ...
987
16 декабря, 21