Речь сейчас пойдет о самой, наверное, популярной и быстро растущей религии в мире. Нет, это не Ислам, увы. И не христианство, и не буддизм. И не какая-то секта или новый культ, вовсе нет. У этой религии много имен: материализм, потребительство (или консьюмеризм), капитализм и многое другое.
У этой религии есть свои идолы и объекты культа — это товары, отмеченные «брендом» какой-то известной или модной торговой марки. У нее есть свои храмы — это разнообразные магазины, торговые центры и прочие места, где можно заняться «шоппингом». У этой религии есть свои праздники и священные даты — такие как распродажи — «сэйлы», «черные пятницы» и тому подобные мероприятия, во время которых ее адепты, не жалея сил, готовы часами стоять в очередях, чтобы попасть на это мероприятие, а потом сметать с полок в магазине все товары, не задумываясь, нужны они им или нет. У этой религии есть свои миссионеры — это разного рода рекламные кампании, маркетинговые ходы (скидки, бонусы, акции, подарки постоянным покупателям), которые привлекают в ряды этой веры все новых членов.
И самая главная опасность этой идеологии в том, что она есть, и ее как бы нет. Вроде бы никто не набрасывается на человека с кулаками или с оружием, убеждая стать приверженцем этой секты, однако с каждым годом ее последователей только прибавляется. Эти убеждения овладевают человеком незаметно, исподволь, играя на его страстях — желании быть не хуже других, чувстве причастности к коллективу (как можно не иметь новой модной вещи, когда она есть у всех?), жажде обладать чем-то красивым и новым.
Как мы сказали вначале, у этой религии много названий. Но под этими именами скрывается одна и та же суть: любовь к этому временному миру и жадность до мирских благ.
Эта религия приучает человека стремиться не к тому, что ему действительно нужно, но потакать всем своим желаниям. Раньше человек спрашивал себя — или его родные спрашивали его: «Тебе это нужно?» Теперь они спрашивают: «Чего тебе хочется?». Поскольку имеют значение только желания человека. Страсти и желания, которые ранее считалось правильным держать под строгим контролем, теперь превращаются в идола, которому нужно служить и приносить любые жертвы. Об этом говорит Всевышний Аллах:
أَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَٰهَهُ هَوَاهُ أَفَأَنْتَ تَكُونُ عَلَيْهِ وَكِيلًا
أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ ۚ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ ۖ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلًا
«Видел ли ты того, для кого богом является его прихоть? Разве ты его спасешь (от этого)?
Неужели ты думаешь, что большинство из них (язычников) слушает (тебя) или размышляет (над твоими словами)? Они просто подобны скотине. Нет, они еще более заблудшие!» (Сура «Аль-Фуркан», 25:43-44)
В приверженности этой идеологии содержится ответ на вопрос, почему современный человек очень плохо воспринимает необходимость соблюдения религиозной практики — ведь это же идет вразрез с моими желаниями! Как же так, я не смогу есть, что хочу, поспать утром, сколько хочу — поскольку надо будет вставать на молитву, общаться с кем я хочу, получать какие-то удовольствия — не посещать дискотеки или ночные клубы, и тому подобное.
Еще лет сто назад для человека было естественно, что далеко не все свои желания он сможет удовлетворить, поскольку многим людям из-за бедности жизни приходилось довольствоваться самым необходимым. Но в наше время, когда т.н. товары повседневного спроса стали общедоступны и дешевы, уже сложно объяснить, почему нельзя брать без разбора все, до чего можешь дотянуться.
Эта религия потребления также обесценивает отношения между людьми. Если раньше, особенно в религиозном обществе, человека ценили по его богобоязненности и добрым делам, то теперь ценят по тому, сколько модных вещей он надел на себя и имеет в собственности, сколько он зарабатывает, где проводит отпуск и тому подобное.
Это религия потребления вторгается в наши семьи и искажает наши ценности. Если раньше для женщины считалась первостепенной роль жены и матери — хранительницы дома, то теперь женщина наравне с мужчиной должна быть «экономически активной», поскольку заработка ее мужа уже не хватает на обеспечение всех потребностей семьи (читай — на удовлетворение всех страстей и желаний).
Опять же, если раньше в большинстве были многодетные семьи, то теперь наоборот, два ребенка — это максимум для семьи, поскольку иметь больше детей — это дорого. Конечно, где же родителям взять деньги, чтобы покупать пятерым, допустим, детям модные гаджеты каждый год и обеспечивать их «брендовой» одеждой и обувью?
В охватившей мир эпидемии депрессий, различных нервных расстройств и разочаровании в жизни (а нередко — и самоубийств) виноват также этот новый культ потребления. Раньше человек работал, чтобы жить. Но теперь он живет, чтобы работать — вернее, чтобы как можно лучше служить идолу потребления: не пропустить сезонную распродажу, выход новой модели смартфона, выход новой коллекции одежды или обуви.
Когда, казалось бы, у человека все есть — полки и шкафы ломятся от товаров, его взгляд устремляется все к новым приобретениям, поскольку жадность до материального, поистине, безгранична. Как об этом говорил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в известном хадисе:
«Если человеку дать одну долину, полную золота, он пожелает получить и вторую. И если у него их станет две — он пожелает третью. Человека сможет удовлетворить лишь земля [в которой он будет похоронен после смерти]! И всякого Аллах может простить, если тот [своевременно, до наступления смерти] раскается».
Лекарством от этого нового культа может служить умение быть благодарным и довольным. Что заставляет человека бежать за все новыми и новыми приобретениями? Ощущение пустоты внутри — ему все время кажется, что ему мало и ему чего-то не хватает. Если же он, наоборот, будет считать не то, чего у него еще нет, а то, что у него уже есть, то окажется, что ему есть за что поблагодарить Всевышнего Аллаха. Ведь здоровье, хорошее самочувствие, крыша над головой, еда и одежда, близкие люди рядом — это разве не счастье? Как сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Кто проснулся утром в добром здравии, имея дневное пропитание и находясь в безопасности, тот как будто владеет всем миром» (Тирмизи).
Всевышний связывает умение человека быть благодарным своему Господу с увеличением его жизненного удела:
وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ ۖ وَلَئِنْ كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ
«И ваш Господь объявил: «Если вы (уверовав и совершая хорошие поступки) будете благодарны (за избавление от ваших врагов), Я одарю вас большим (большими благами). А если вы (отвергнув Мою религию) будете неблагодарны (за все дарованные вам блага), то наказание Мое сурово (Я могу лишить вас благ в земной жизни, а в вечной жизни подвергнуть бесконечным мучениям)». (Сура «Ибрахим», 14:7)
Некоторые ученые также говорили, что под «большим даром», который упоминается в аяте, подразумевается внутреннее удовлетворение и ощущение наслаждения от тех милостей, которые уже имеются у человека. Так что, если человек, обладая многими жизненными благами — вкусной едой, красивой одеждой, дорогим автомобилем и разного рода гаджетами, все равно считает, что ему мало и чего-то не хватает, то скорее всего, это потому, что он не умеет быть благодарным Аллаху за эти блага.
Иметь красивые и даже дорогие вещи не запретно, ведь сказано, что «воистину, Аллах прекрасен и любит все красивое». Но если эта страсть к вещам и разного рода материальным благам начинает преобладать в нашей жизни, это повод задуматься: зачем мы это делаем, возможно, мы хотим заполнить пустоту в душе, потому что мы не были по-настоящему благодарны за последнее благословение, которое у нас было?
Когда вы в очередной раз захотите что-то купить себе — особенно когда надвигаются всякие массовые помешательства вроде «черных пятниц» и тому подобного, подумайте, действительно ли вам эти вещи нужны? Может быть, следует потратить эту сумму денег не на бездумное потребительство, а на помощь нуждающимся? И что бы вы ни делали, что бы вы ни покупали, не забывайте быть благодарными Аллаху своим языком и своими поступками, используя эти милости для того, чтобы приблизиться к Аллаху.
Комментарии: 0
Правила форума