Вакцина от COVID-19: Фетва Даруль Ифта Махмудийя
Вопрос:
Уважаемый муфтий,
Мы встретили статью под названием «Вакцина». У нас возникли следующие вопросы:
- В статье говорится об аутоиммунных заболеваниях. Вакцины от инфекционных заболеваний и чумы производились и раньше. Каковы были взгляды наших муфтиев-акабиров на подобные вакцины? Мы видим и были проинформированы о том, что муфтий Рада аль-Хакк Сахиб из Даруль Улюм Закарийя издал фетву о необходимости принимать лекарства в качестве профилактической меры («Фатава Даруль Улюм Закарийя», том 6, стр. 768). Также муфтий Саледжи Сахиб из Мадраса Исипинго издал фетву о необходимости вакцинации в целом, а также от кори.
https://muftionline.co.za/node/2708,
http://muftionline.co.za/node/18049,
http://muftionline.co.za/node/22322.
Корь — это также вирус, который распространяется через дыхательную систему, как COVID–19. Вакцины против кори также вырабатывают антитела.
- В статье проводится различие между фикховыми аспектами ингредиентов и аспектами безопасности. Муфтии дают разрешение на покупку и продажу сигарет, которые являются канцерогенными, и считают продажу сигарет просто нежелательной. При беглом посещении некоторых местных сайтов можно увидеть эту фетву. Почему продажа сигарет просто нежелательна, если она приводит к смерти, в то время как вакцины — это попытка спасти жизнь, но она не поощряется (короче говоря, не разрешена/харам)?
- В статье также говорится, что эта вакцина крайне поспешна. На подготовку вакцины уходит от 5-ти до 10-ти лет. Мы живем в век технологий. Раньше, чтобы объехать весь мир или построить здание, требовались годы/месяцы. С развитием технологий время сокращается практически во всем. Почему то же самое нельзя сказать о производстве вакцин? Должны ли мы ждать от 5-ти до 10-ти лет, пока не получим идеальную вакцину? Разве принцип определения на основе опыта не учитывается в Шариате?
- Ходят разговоры о паспорте вакцинации, который будет иметь серьезные последствия для международных поездок. Если вакцина — это харам, что нам делать с хаджем и умрой? Что будет с международной благородной деятельностью да'вата? Как быть бизнесменам, которые выезжают за границу по деловым вопросам?
- В статье под названием «Вакцина» приводится хадис «Соблюдай повеления Аллаха, и Аллах защитит тебя»... Похоже, что этот хадис цитируется в контексте отказа от вакцины. Мы хотели бы уточнить, выступает ли принятие вакцины против таваккуля?
Уважаемый муфтий, извините за длинные вопросы. Ваше руководство и советы будут полезны и оценены по достоинству.
Ответ:
Именем Аллаха Милостивого, Милующего
Ас-саляму 'алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Отказ от ответственности Цель нашего ответа на этот и подобные вопросы — искреннее стремление направить общественность. Вопросы, связанные с COVID-19 затрагивают здоровье и жизнь людей. Несмотря на то, что мы терпимо относимся к различиям во мнениях, здоровье и жизнь людей имеют для нас большое значение. Поэтому мы стараемся исправить то, что считаем неправильным, с искренним намерением сохранить жизнь и здоровье людей.
Неправильная фетва может нанести вред жизни и здоровью людей. |
Даруль Ифта провели встречу с экспертами по инфекционным заболеваниям и микробиологами, чтобы понять сложности, связанные с вирусом и вакцинами.
Тем не менее, наша фетва основана на принципах издания фетв и на фетвах наших акабиров (старших) муфтиев.
В своё время наши муфтии-акабиры прошлого сталкивались с различными видами вирусов, такими как полиомиелит, ветряная оспа и холера. Они разрешали принимать вакцины для борьбы с этими вирусами.
Ниже приводятся фетвы наших муфтиев-акабиров, переведенные на английский язык. Оригиналы фетв приведены в сносках [прим. пер.: в оригинале фетвы, доступной по ссылке в конце].
Фетва Хазрата Муфтия Махмуда аль-Хасана Гангохи (рахматуллахи 'алейх) относительно инъекций для борьбы с чумой и ветрянкой
Вопрос: Если в местности свирепствует чума или распространилась ветряная оспа, можно ли при таком условии принимать инъекцию?
Ответ: Подобно тому, как дозволено принимать дозволенные средства лечения, чтобы защитить себя, это (принятие инъекции против чумы и ветрянки) также является дозволенным.
А Всевышний Аллах знает лучше.
(Фатава Махмудийя, том 27, стр. 276 – Мактаба Махмудийя)
حرره العبد محمودغفرله دارالعلوم دیوبند 91هـ
Фетва Даруль Улюм Деобанд в отношении полиомиелита
Вопрос:
- Сегодня детям делают (БЦЖ и ТNТ), правильно ли это?
- Также, пожалуйста, пролейте свет на капли от полиомиелита.
Ответ: Решение, применимое к другим формам лекарств, аналогичным образом применимо и к инъекциям. Таким образом, те лекарства, которые сами по себе являются дозволенными, могут быть приняты с целью лечения и исцеления.
А Всевышний Аллах знает лучше.
(Даруль Ифта Деобанд, фетва №11333)
Фетва Хазрата Муфтия 'Абдур Рахима Ладжпури (рахматуллахи 'алейх) о борьбе с вирусом холеры
Вопрос: Во время эпидемии холеры правительство делает уколы от диареи, есть ли какие-нибудь проблемы с принятием этой инъекции?
Ответ: Нет никаких проблем (в том, чтобы сделать инъекцию). Допустимо принимать профилактические меры как средство лечения. Произойдет только то, что предписано Аллахом.
А Всевышний Аллах знает лучше.
(Фатава Рахимийя, том 10, стр. 168 — Дар аль-Иша’ат)
Фетва Хазрата Мауляны Ашрафа Али Санви (рахматуллахи 'алейх) о борьбе с инфекционными заболеваниями с использованием недопустимых веществ, обладающих лекарственными свойствами
Вопрос: Каково мнение Хазрата относительно прививок? Сомнение в том, что гной (извлеченный из нарывов при ветряной оспе, используется для лечения ветряной оспы) является нечистым, а использование чего-либо нечистого недопустимо.
Ответ: Вы правы. Согласно исходному мнению ханафитского мазхаба, недопустимо использовать лекарства, содержащие харамные вещества. Однако современные уляма разрешили использовать запретные (харам) вещества в лечебных целях.
Поэтому, если кто-либо заболел (такой болезнью, которая требует от него использования нечистого вещества), то он не понесет ответственности.
А Всевышний Аллах знает лучше.
(Имдад Аль-Фатава, Том 4, стр. 208 – Мактаба Даруль Улюм Карачи)
Фетва Даруль Ифта Бинори Таун о приеме вакцины от COVID-19 в качестве профилактической меры
Вопрос: Я являюсь имамом в Дубае. Сюда прибыла инъекция от коронавируса. Те люди, которые являются государственными служащими, обязаны принять эту инъекцию. Некоторые люди говорят, что это (инъекция) очень опасно, и это заговор против Ислама. Что говорят муфтии по этому поводу?
Обобщенный ответ: Если инъекция делается в качестве профилактической меры и как форма лечения, то Шариатское постановление гласит: если врач-эксперт подтвердит, что вакцина не вредна, что ее польза доказана на основе опыта, и что в вакцине нет вредных или нечистых ингредиентов, то она будет разрешенной.
Аналогично, если инъекция делается человеку, который уже заразился вирусом, и врач-эксперт подтверждает, что вакцина не вредна и в ней нет запретных (харам) ингредиентов, то она будет разрешенной.
Если же в вакцине присутствуют запретные (харам) ингредиенты, и врач-эксперт утверждает, что дозволенной (халяль) альтернативы нет, и что лечение ограничивается только этой запретный вакциной, и она доказала свою пользу на опыте, то в крайнем случае такая вакцина может быть использована как форма лечения только в зависимости от необходимости.
А Всевышний Аллах знает лучше.
(Фетва Даруль Ифта Бинори Таун №200017)
Фетва Муфтия Кифаятуллаха (рахматуллахи 'алейх) о принятии профилактических мер во время пандемии
Вопрос: Допустимо ли в качестве профилактической меры делать инъекции здоровым животным во время пандемии?
Ответ: Если известно, что инъекция приносит пользу после того, как она была опробована и испытана, то она будет разрешена.
А Всевышний Аллах знает лучше.
(Кифаятуль Муфтий, том 9, стр. 149 – Дар аль-Иша'ат)
كتبه محمد کفایت الله کان الله له, دهلى
Из приведенных выше фетв наших муфтиев-акабиров следует, что разрешается принимать инъекции/вакцины, даже если они являются просто профилактической мерой.
Более того, согласно вышеупомянутой фетве Хазрата Мауляны Ашрафа Али Санви (рахимахуллах),
«Уляма разрешили использовать запретные (харам) вещества в медицинских целях» (если есть необходимость и нет адекватной альтернативы).
(Имдад аль-Фатава, том 4, стр. 208 – Мактаба Даруль Улюм Карачи)
Ветряная оспа, оспа, полиомиелит и холера, упомянутые в вышеприведенных фетвах, имеют много медицинских сходств с COVID-19. Вакцины, о которых идет речь, действуют по схожему принципу с вакциной от COVID-19. То есть, все они стимулируют иммунный ответ организма для создания антител к вирусу.
Приведенная ниже диаграмма отражает сходство между различными вирусами и COVID-19,
и соответствующими им вакцинами:
Корь |
Полиомелит |
Варицелла Зостер (приводит к ветряной оспе и оспе) |
COVID-19 | |
Является ли это вирусом? | Да | Да | Да | Да |
Название возбудителя | Морбилливирус кори (MeV) | Полиовирус (PV) | Вирус герпеса человека 3 (HHV-3) | SARS-CoV-2 |
Тип используемой вакцины | Живой аттенуированный (ослабленный или инактивированный вирус) | Убит весь организм | Живой аттенуированный (ослабленный или инактивированный вирус) | мРНК/вирусная векторная |
Эффективность |
Высокоэффективная |
Высокоэффективная |
Высокоэффективная |
Высокоэффективная (согласно первоначальному испытанию) |
Размер выборки третьей фазы испытаний |
<10,000 |
<10,000 |
<10,000 |
<50,000 |
Вводится ли сам вирус? |
Да |
Да | Да | Нет. Синтезируется и вводится генетический материал для производства белка шипа |
Общие побочные эффекты | Реакции в месте инъекции, лихорадка, сыпь, головная боль, головокружение, тошнота, рвота, диарея, боль в суставах. | Болезненность или покраснение в области инъекции, лихорадка низкого уровня. | Боль в месте инъекции, лихорадка, легкая сыпь на коже, напоминающая ветрянку (1 из 10 детей), кашель, боль в горле, головная боль, усталость, бессонница, тошнота, рвота. | Болезненность или покраснение в области инъекции, лихорадка низкого уровня, головная боль, ноющая боль в конечностях. |
Возможные серьезные побочные эффекты |
Энцефалит (воспаление мозга) (1 из 2 миллионов), фебрильные судороги (1 из 3000), тромбоцитопения (легкое образование синяков или кровотечение) (1 из 30 000) Анафилаксия (тяжелая реакция) (редкое явление), смерть (малая вероятность) |
Сильная боль в плече, обморок, анафилаксия (редкое явление), смерть (малая вероятность) |
Анафилаксия (редкое явление), смерть (малая вероятность) | Анафилаксия (редкое явление), смерть (малая вероятность) |
Может ли вызвать АЗУИ (антителозависимое усиление инфекции)? | Да | Да | Да | Да |
АЗУИ не является уникальным явлением для вакцин COVID-19. Риск возникновения АЗУИ существует у всех вакцин. Несмотря на риск возникновения АЗУИ, вакцины на протяжении многих лет продолжают вводиться и применяться. Более того, риск возникновения АЗУИ не ограничивается вакцинами. Скорее, реакция АЗУИ может возникнуть при естественном заражении вирусом.
Более того, в мире было введено около 150 миллионов вакцин, и не было зарегистрировано ни одной реакции АЗУИ. Следовательно, опасения по поводу АЗУИ носят чисто теоретический характер.
Фетвы, о которых идет речь, были изданы нашими уважаемыми муфтиями-акабирами. Эти выдающиеся личности являются акабирами всех наших современных уляма и муфтиев. Наши муфтии-акабиры обладали глубокой проницательностью и дальновидностью при издании фетв. Если человек будет действовать в соответствии с фетвами наших муфтиев-акабиров, то в этом будет баракат. Все поднятые вами актуальные вопросы являются обоснованными и, ин ша Аллах, будут разрешены путем следования фетвам наших муфтиев-акабиров:
- Хакимуль Умма, Хазрат Маулян Ашраф Али Санви (рахимахуллах)
- Верховный Муфтий Индии, Муфтий Кифаятуллах (рахимахуллах)
- Факихуль Умма, Хазрат Муфтий Махмуд Хасан Гангохи (рахимахуллах)
- Муфтий Гуджарата, Хазрат Мауляна 'Абдур Рахим Ладжпури Сахиб (рахимахуллах)
Соответственно, недозволенно получать вакцину, которая содержит запрещенные ингредиенты, если доступна и эффективна вакцина, которая не содержит запрещенных ингредиентов.
Если вакцина с разрешенными ингредиентами недоступна или неэффективна, то на этой стадии решение будет рассматриваться.
Хорошо известно, что вирус COVID-19 мутировал и выработал различные штаммы. В связи с этим для решения этих задач может потребоваться регулярная адаптация лекарств. Это, в свою очередь, может привести к необходимости индивидуальных постановлений для конкретных медицинских условий.
Прием лекарств не противоречит таваккулю. На самом деле прием лекарств является частью такдира. Взгляните на следующий хадис:
عن أبي خزامة، قال: سئل رسول الله - صلى الله عليه وسلم -: أرأیت أدویة نتداوى بها، ورقى نسترقي بها، وتقى نتقيها، هل ترد من قدر الله شيئا؟ قال: هي من قدر الله ( ابن ماجه-3437)
Абу Хузама (радыяллаху ‘анху) передаёт, что у Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Что ты скажешь о заклинаниях (рукъя), которые мы читаем, лекарствах, которыми мы лечимся и наших упреждающих действиях — отвращают ли они от нас что-нибудь из предопределённого Аллахом?» Он сказал: «Они относятся к предопределённому Аллахом» («Сунан» Ибн Маджа; 3437)
Мы также хотим посоветовать всем проявлять осторожность в предоставлении академических и/или практических советов. Если человек не обладает достаточной квалификацией в определенной области, например, в медицине или в издании фетв, то ему запрещается давать советы в этой области.
Следующий хадис наводит на размышления по данному вопросу:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: من تطبب، ولم یعلم منه طب قبل ذلك، فهو ضامن (ابن ماجه 3466)
«Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто оказывает медицинское лечение (включая медицинские советы), не имея предварительных знаний в области медицины, несет ответственность (за любой причиненный вред)». (Ибн Маджа; 3466)
Помните об ответственности перед Судом Аллаха. Не поддавайтесь чрезмерному влиянию внешних сил.
Комментарии: 0
Правила форума