Болезни и предохранение от них – что говорит об этом Шариат?
Болезни и предохранение от них – что говорит об этом Шариат?
Как мусульманину следует относиться к болезням и предохранению от них – следует ли вообще предпринимать какие-то усилия для предупреждени...
5 779
2
1 июля, 19

Болезни и предохранение от них – что говорит об этом Шариат?

5 779
2
1 июля, 19
АВТОР ЦИКЛА
Болезни и предохранение от них – что говорит об этом Шариат?
Биляль Мухаммад
Ответил:
БИЛЯЛЬ МУХАММАД
Студент Даруль-Ифта, Нью-Джерси (США)
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Daruliftaa.net
Источник:
DARULIFTAA.NET

Fatwaas with Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Является ли греховным оказывать медицинские услуги представителям противоположного пола? В чем польза болезней для верующего?
Как мусульманину следует относиться к болезням и предохранению от них – следует ли вообще предпринимать какие-то усилия для предупреждения болезней, ведь все происходит по воле Аллаха? Наш мир – это место, где реализуются причинно-следственные связи, так что определенные причины вызывают определенные следствия. В хадисе Пророка ﷺ сказано, что Аллах не создал болезни, не создав одновременно и исцеления от нее. Упование на волю Аллаха не отменяет необходимости для человека следить за своим здоровьем, предпринимая определенные меры для предотвращения болезней. Более подробно об этом говорится статье, которую мы представляем вашему вниманию.
 
Вопрос: Согласно некоторым медицинским исследованиям, многие современные болезни происходят из-за чрезмерного использования пестицидов в сельском хозяйстве, фармацевтической медицины, загрязнения воды и пр. Как мусульмане, мы должны считать, что болезни и исцеление исходят от Аллаха. Можно ли приписывать болезни вышеупомянутым причинам? Каким должен быть правильный подход к этим вопросам? Если я считаю, что ничто не повредит мне, если Аллах пожелает, и буду есть и пить, что считаю нужным, это будет правильно?
 

 

Ответ:
 
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
 
Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, нужно понимать и различать понятия заразности заболеваний и принятия превентивных мер в условиях ясного вреда.
 

Заразность заболеваний

 
Об этом Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 
«لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ، وَلاَ هَامَةَ وَلاَ صَفَرَ، وَفِرَّ مِنَ المَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنَ الأَسَدِ»
 
«Адва (заражения от больного) не существует (болезни не передаются без воли Аллаха). Не существует каких-либо дурных примет, хама (суеверий, связанных с криком совы), и не существует никаких дурных примет месяца сафар, и нужно убегать от проказы, как убегаешь от льва»[1]
 
Также сообщается со ссылкой на Джабира (да будет доволен им Аллах):
 
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَخَذَ بِيَدِ مَجْذُومٍ فَوَضَعَهَا مَعَهُ فِي الْقَصْعَةِ، وَقَالَ: «كُلْ ثِقَةً بِاللَّهِ وَتَوَكُّلًا عَلَيْهِ»
 
«Посланник Аллаха ﷺ взял за руку человека, который страдал от проказы, затем положил его руку вместе с собственной в блюдо (с едой) и сказал: «Ешь с верой в Аллаха и доверием к Нему».[2]
 
Из этих хадисов можно извлечь общее правило, что никакая болезнь не распространяется кроме как по воле Аллаха. Однако, в связи с природой человека относительно таких вопросов, из милосердия и сострадания Посланник Аллаха ﷺ позволил людям проявлять осторожность и велел им держаться дальше от мест, где можно заразиться определенной болезнью. В этом повелении лежала определенная мудрость и желание защитить веру мусульман – в случае, если человек заразится, он может поверить, что причиной болезни является не воля Аллаха, а заразные свойства самой болезни.[3]
 
Таким образом, кто принимает меры предосторожности и держится в стороне от больных людей, следует сунне и мудрости этого распоряжения. С другой стороны, кто проявляет определенный таваккуль и достиг высокого уровня якына (уверенности в том, что ничто в мире не имеет власти, если не пожелает Аллах), может действовать согласно общему смыслу хадиса (что ничто не является заразным, если Аллах не пожелает, чтобы мы заболели).[4]
 
Так что, ничто в мире не имеет силы или способности повлиять на другое (событие), если Аллах не пожелает устроить таким образом.[5]
 
Однако если человек не достиг такого уровня имана, и его вера может поколебаться от каких-то неприятных событий, лучше для него, если он будет следовать словам Посланника Аллаха ﷺ, придерживаясь мер предосторожности в таких вопросах.
 

Превентивные меры (меры предосторожности)

 
Что касается этого вопроса, передается много сообщений, в которых Посланник Аллаха ﷺ учил своих сподвижников быть осторожными при употреблении определенных видов продуктов питания, особенно когда известно, что определенная пища может иметь нежелательные последствия для нашего организма. Кроме того, он также отмечал, что болезни существуют, и в целях борьбы с разными болезнями Аллах создал лекарства. Рассмотрим следующие сообщения:
 
1. Как сообщается, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 
لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ، فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ
 
«Существует лекарство от каждого недуга, и если лекарство применяется к больному, он выздоравливает с дозволения Аллаха Всевышнего».[6]
 
2. Также сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 
إِنَّ اللَّهَ أَنْزَلَ الدَّاءَ وَالدَّوَاءَ، وَجَعَلَ لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءً فَتَدَاوَوْا وَلَا تَدَاوَوْا بِحَرَامٍ
 
«Аллах ниспослал как болезни, так и лекарства (для них), и Он определил лечение для каждой болезни, так что исцеляйте себя с помощью лекарств, но не пользуйтесь (для этого) чем-либо запретным».[7]
 
3. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 
مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلاَّ أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً
 
«Нет ни одной болезни (из созданных Аллахом), для которой Аллах также не создал бы исцеления».[8]
 
4. В следующем сообщении Посланник Аллаха ﷺ указывает, что намеренное употребление вредных веществ, таких как яд, есть большой грех:
 
مَنْ تَحَسَّى سَمًّا فَقَتَلَ نَفْسَهُ، فَسَمُّهُ فِي يَدِهِ، يَتَحَسَّاهُ فِي نَارِ جَهَنَّمَ خَالِدًا مُخَلَّدًا فِيهَا أَبَدًا
 
«Тот, кто выпьет яд и убьет себя (с его помощью), будет (в Аду) держать его в руке и пить его. И он будет вечно находиться в огне».[9]
 
5. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
 
إِذَا وَقَعَ الذُّبَابُ فِي إِنَاءِ أَحَدِكُمْ فَلْيَغْمِسْهُ كُلَّهُ، ثُمَّ لِيَطْرَحْهُ، فَإِنَّ فِي أَحَدِ جَنَاحَيْهِ شِفَاءً، وَفِي الآخَرِ دَاءً
 
«Если муха попадет к кому-то из вас в сосуд, пусть окунет всю (ее целиком) в сосуд, а затем выбросит ее, ибо в одном из ее крыльев есть болезнь, а в другом исцеление (противоядие).[10]
 
6. Также передается, что Посланник Аллаха ﷺ советовал одному из своих сподвижников воздерживаться от определенных продуктов, когда он страдал от определенной болезни, как передается в следующем сообщении:
 
عَنْ عَبْدِ الْحَمِيدِ بْنِ صَيْفِيٍّ، مِنْ وَلَدِ صُهَيْبٍ عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ صُهَيْبٍ، قَالَ: قَدِمْتُ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَبَيْنَ يَدَيْهِ خُبْزٌ وَتَمْرٌ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «ادْنُ فَكُلْ» فَأَخَذْتُ آكُلُ مِنَ التَّمْرِ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «تَأْكُلُ تَمْرًا وَبِكَ رَمَدٌ؟» قَالَ، فَقُلْتُ: إِنِّي أَمْضُغُ مِنْ نَاحِيَةٍ أُخْرَى، فَتَبَسَّمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
 
Сухайб (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Я пришел к Пророку ﷺ, и перед ним стояло немного хлеба и фиников. Пророк ﷺ сказал мне: «Садись и ешь». Так что я съел несколько фиников. Тогда Пророк ﷺ сказал мне: «Ты ешь финики, когда у тебя воспаление в глазу?» Я ответил: «Я ем (жую) с другой стороны». И Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся».[11]
 
Из приведенных выше рассказов мы узнаем, что во многих случаях Посланник Аллаха ﷺ советовал мусульманам принимать меры предосторожности, чтобы не нанести вред своему организму.[12]
 
Известно также, что ученый Ибн аль-Каййим посвятил целый раздел своей книги «Ат-Тыбб ан-Набави» (Пророческая медицина) [13] профилактической медицине и множество глав советам Пророка ﷺ относительно лечения телесных недугов в своей книге «Зад аль-Маад».[14]
 
Что касается загрязнения воды и использования пестицидов, исследования показали, что использование пестицидов[15] и употребление загрязненной воды[16] может вызвать определенные краткосрочные и долгосрочные болезни. Тем не менее, против этого можно принимать меры предосторожности, такие как мытье фруктов и овощей перед употреблением, употребление натуральных, а не химически обработанных пищевых продуктов, использование систем фильтрации воды, а также следует просто придерживаться правил личной гигиены.
 
Кроме того, правительственные протоколы и законы направлены на предотвращение таких проблем за счет регулирования качества питьевой воды и уровня пестицидов, используемых в производстве.[17] Как мусульмане, мы можем также принимать меры предосторожности, пропагандируя здоровый образ жизни, который защитит нас и наши семьи от таких заболеваний.
 
Таким образом, в то время как будет неправильным приписывать воздействие (на человека) непосредственно самой болезни (а не воле Аллаха), использование профилактических средств в условиях очевидного вреда не будет против таваккуля (доверия к Аллаху), как это установлено через руководство нашего благословенного Пророка ﷺ.
 
А Аллах знает лучше.
 
[1] Бухари, 5707, Книга медицины.
 
[2] Абу Дауд, 3925, Книга о предсказаниях и приметах.
 
[3] وَلَكِنَّ وَجْهَ الْحَدِيثِ عِنْدِي مَا ذكرته وَأَطْنَبَ بن خُزَيْمَةَ فِي هَذَا فِي كِتَابِ التَّوَكُّلِ فَإِنَّهُ أَوْرَدَ حَدِيثَ لَا عَدْوَى عَنْ عِدَّةٍ مِنَ الصَّحَابَة وَحَدِيث لَا يُورِدُ مُمْرِضٌ عَلَى مُصِحٍّ مِنْ حَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ وَتَرْجَمَ لِلْأَوَّلِ التَّوَكُّلُ عَلَى اللَّهِ فِي نَفْيِ الْعَدْوَى وَلِلثَّانِي ذِكْرُ خَبَرٍ غَلِطَ فِي مَعْنَاهُ بَعْضُ الْعُلَمَاءِ وَأَثْبَتَ الْعَدْوَى الَّتِي نَفَاهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ثُمَّ تَرْجَمَ الدَّلِيلُ عَلَى أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يَرِدْ إِثْبَاتَ الْعَدْوَى بِهَذَا الْقَوْلِ فَسَاقَ حَدِيثَ أَبِي هُرَيْرَةَ لَا عَدْوَى فَقَالَ أَعْرَابِيٌّ فَمَا بَالُ الْإِبِلِ يُخَالِطُهَا الْأَجْرَبُ فَتَجْرَبُ قَالَ فَمَنْ أَعْدَى الْأَوَّلَ ثُمَّ ذَكَرَ طُرُقَهُ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ثُمَّ أَخْرَجَهُ مِنْ حَدِيث بن مَسْعُودٍ ثُمَّ تَرْجَمَ ذِكْرُ خَبَرٍ رُوِيَ فِي الْأَمْرِ بِالْفِرَارِ مِنَ الْمَجْذُومِ قَدْ يَخْطُرُ لِبَعْضِ النَّاسِ أَنَّ فِيهِ إِثْبَاتَ الْعَدْوَى وَلَيْسَ كَذَلِكَ وَسَاقَ حَدِيثَ فِرَّ مِنَ الْمَجْذُومِ فِرَارَكَ مِنَ الْأَسَدِ مِنْ حَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ وَمِنْ حَدِيثِ عَائِشَةَ وَحَدِيثِ عَمْرِو بْنِ الشَّرِيدِ عَنْ أَبِيهِ فِي أَمر المجذوم بِالرُّجُوعِ وَحَدِيث بن عَبَّاسٍ لَا تُدِيمُوا النَّظَرَ إِلَى الْمَجْذُومِينَ ثُمَّ قَالَ إِنَّمَا أَمَرَهُمْ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالْفِرَارِ مِنَ الْمَجْذُومِ كَمَا نَهَاهُمُ إِنْ يُورِدَ الْمُمْرِضُ عَلَى الْمُصِحِّ شَفَقَةً عَلَيْهِمْ وَخَشْيَةَ أَنْ يُصِيبَ بَعْضَ مَنْ يُخَالِطُهُ الْمَجْذُومُ الْجُذَامُ وَالصَّحِيحَ مِنَ الْمَاشِيَةِ الْجَرِبُ فَيَسْبِقُ إِلَى بَعْضِ الْمُسْلِمِينَ أَنَّ ذَلِكَ مِنَ الْعَدْوَى فَيُثْبِتُ الْعَدْوَى الَّتِي نَفَاهَا صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَمَرَهُمْ بِتَجَنُّبِ ذَلِكَ شَفَقَةً مِنْهُ وَرَحْمَةً لِيَسْلَمُوا مِنَ التَّصْدِيقِ بِإِثْبَاتِ الْعَدْوَى وَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُ لَا يُعْدِي شَيْءٌ شَيْئًا قَالَ وَيُؤَيِّدُ هَذَا أَكْلُهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَعَ الْمَجْذُومِ ثِقَةً بِاللَّهِ وَتَوَكُّلًا عَلَيْهِ وَسَاقَ حَدِيثَ جَابِرٍ فِي ذَلِكَ ثُمَّ قَالَ وَأَمَّا نَهْيُهُ عَنْ إِدَامَةِ النَّظَرِ إِلَى الْمَجْذُومِ فَيَحْتَمِلُ أَنْ يَكُونَ لِأَنَّ الْمَجْذُومَ يَغْتَمُّ وَيَكْرَهُ إِدْمَانَ الصَّحِيحِ نَظَرَهُ إِلَيْهِ لِأَنَّهُ قَلَّ مَنْ يَكُونُ بِهِ دَاءٌ إِلَّا وَهُوَ يَكْرَهُ أَنْ يُطَّلَعَ عَلَيْهِ اه
 
وَهَذَا الَّذِي ذَكَرَهُ احْتِمَالًا سَبَقَهُ إِلَيْهِ مَالِكٌ...
 
وَقَالَ الطَّبَرِيُّ الصَّوَابُ عِنْدَنَا الْقَوْلُ بِمَا صَحَّ بِهِ الْخَبَرُ وَأَنْ لَا عَدْوَى وَأَنَّهُ لَا يُصِيبُ نَفْسًا إِلَّا مَا كُتِبَ عَلَيْهَا وَأَمَّا دُنُوُّ عَلِيلٍ مِنْ صَحِيحٍ فَغَيْرُ مُوجِبٍ انْتِقَالَ الْعِلَّةِ لِلصَّحِيحِ إِلَّا أَنَّهُ لَا يَنْبَغِي لِذِي صِحَّةٍ الدُّنُوُّ مِنْ صَاحِبِ الْعَاهَةِ الَّتِي يَكْرَهُهَا النَّاسُ لَا لِتَحْرِيمِ ذَلِكَ بَلْ لِخَشْيَةِ أَنْ يَظُنَّ الصَّحِيحُ أَنَّهُ لَوْ نَزَلَ بِهِ ذَلِكَ الدَّاءُ أَنَّهُ مِنْ جِهَةِ دُنُوِّهُ مِنَ الْعَلِيلِ فَيَقَعُ فِيمَا أَبْطَلَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنَ الْعَدْوَى
 
وَقَدْ سَلَكَ الطَّحَاوِيُّ فِي مَعَاني الْآثَار مَسْلَك بن خُزَيْمَةَ فِيمَا ذَكَرَهُ...
 
(فتح الباري، حديث رقم ٥٧٠٧، كتاب الطب)
 
[4] قَالَ الشَّيْخُ أَبُو مُحَمَّدِ بْنُ أَبِي جَمْرَةَ الْأَمْرُ بِالْفِرَارِ مِنَ الْأَسَدِ لَيْسَ لِلْوُجُوبِ بَلْ لِلشَّفَقَةِ لِأَنَّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَنْهَى أُمَّتَهُ عَنْ كُلِّ مَا فِيهِ ضَرَرٌ بِأَيِّ وَجْهٍ كَانَ وَيَدُلُّهُمْ عَلَى كُلِّ مَا فِيهِ خَيْرٌ وَقَدْ ذَكَرَ بَعْضُ أَهْلِ الطِّبِّ أَنَّ الرَّوَائِحَ تُحْدِثُ فِي الْأَبْدَانِ خَلَلًا فَكَانَ هَذَا وَجْهَ الْأَمْرِ بِالْمُجَانَبَةِ وَقَدْ أَكَلَ هُوَ مَعَ الْمَجْذُومِ فَلَوْ كَانَ الْأَمْرُ بِمُجَانَبَتِهِ عَلَى الْوُجُوبِ لَمَا فَعَلَهُ قَالَ وَيُمْكِنُ الْجَمْعُ بَيْنَ فِعْلِهِ وَقَوْلِهِ بِأَنَّ الْقَوْلَ هُوَ الْمَشْرُوعُ مِنْ أَجْلِ ضَعْفِ الْمُخَاطَبِينَ وَفِعْلُهُ حَقِيقَةُ الْإِيمَانِ فَمَنْ فَعَلَ الْأَوَّلَ أَصَابَ السُّنَّةَ وَهِيَ أَثَرُ الْحِكْمَةِ وَمَنْ فَعَلَ الثَّانِي كَانَ أَقْوَى يَقِينًا لِأَنَّ الْأَشْيَاءَ كُلَّهَا لَا تَأْثِيرَ لَهَا إِلَّا بِمُقْتَضَى إِرَادَةِ اللَّهِ تَعَالَى وَتَقْدِيرُهُ كَمَا قَالَ تَعَالَى وَمَا هُمْ بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذن الله فَمَنْ كَانَ قَوِيَّ الْيَقِينِ فَلَهُ أَنْ يُتَابِعَهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي فِعْلِهُ وَلَا يَضُرُّهُ شَيْءٌ وَمَنْ وَجَدَ فِي نَفْسِهِ ضَعْفًا فَلْيَتْبَعْ أَمْرَهُ فِي الْفِرَارِ لِئَلَّا يَدْخُلَ بِفِعْلِهِ فِي إِلْقَاء نَفسه إِلَى التَّهْلُكَة فَالْحَاصِل أَنَّ الْأُمُورَ الَّتِي يُتَوَقَّعُ مِنْهَا الضَّرَرُ وَقَدْ أَبَاحَتِ الْحِكْمَةُ الرَّبَّانِيَّةُ الْحَذَرَ مِنْهَا فَلَا يَنْبَغِي لِلضُّعَفَاءِ أَنْ يَقْرَبُوهَا وَأَمَّا أَصْحَابُ الصِّدْقِ وَالْيَقِينِ فَهُمْ فِي ذَلِكَ بِالْخِيَارِ
 
(المرجع السابق)
 
[5] (ومن يقل) من أهل الضلال؛ كالفلاسفة (بالطبع) أي: بتأثير الطبع، أي: الطبيعة والحقيقة، بأن يقول: أن الأشياء المذكورة تؤثر بطبعها. (أو) يقل (بالعلة) أي: بتأثيرها، بأن يقول: إن بعض الأشياء علة، أي: سبب في وجود شيء، من غير أن كون لله تعالي فيه اختيار...(فذاك) القائل (كفر)...لأنه أثبت الشريك، والعجز لله – تعالي عن ذلك – (عند) جميع (أهل الملة) أي: ملة الإسلام...(ومن يقل) من أهل الزيغ إن هذه الأمور العادية تؤثر (بالقوة المودعة) أي: بواسطة قوة أودعها الله تعالي فيها...(فذاك) القائل (بدعي فلا تلتفت) أي: لقوله، بل يجب الأعراض عنه، والتمسك بقول أهل السنة: من أنه لا تأثير لما سوي الله تعالي أصلا، لا بطبع، ولا بعلة، ولا بواسطة قوة أودعت فيها، وإنما التأثير لله وحده بمحض اختياره.
 
(شرح الخريدة البهية، ص ١٦٤-١٦٦، دار البصائر)
 
[6] Муслим, 2204, Книга приветствий.
 
[7] Абу Дауд, 3874, Книга медицины.
 
[8] Бухари, 5678, Книга медицины.
 
[9] Там же, 5778
 
[10] Там же, 5782
 
[11] Абу Дауд, 3874, Книга медицины
 
[12] فَالطَّبِيبُ: هُوَ الَّذِي يُفَرِّقُ مَا يَضُرُّ بِالْإِنْسَانِ جَمْعُهُ، أَوْ يَجْمَعُ فِيهِ مَا يَضُرُّهُ تَفَرُّقُهُ، أَوْ يَنْقُصُ مِنْهُ مَا يَضُرُّهُ زِيَادَتُهُ، أَوْ يَزِيدُ فِيهِ مَا يَضُرُّهُ نَقْصُهُ، فَيَجْلِبُ الصِّحَّةَ الْمَفْقُودَةَ، أَوْ يَحْفَظُهَا بِالشَّكْلِ وَالشَّبَهِ، وَيَدْفَعُ الْعِلَّةَ الْمَوْجُودَةَ بِالضِّدِّ وَالنَّقِيضِ وَيُخْرِجُهَا، أَوْ يَدْفَعُهَا بِمَا يَمْنَعُ مِنْ حُصُولِهَا بِالْحِمْيَةِ، وَسَتَرَى هَذَا كُلَّهُ فِي هَدْيِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ  عَلَيْهِ وَسَلَّمَ شَافِيًا كَافِيًا بِحَوَلِ اللَّهِ وَقُوَّتِهِ، وَفَضْلِهِ وَمَعُونَتِهِ.
 
(زاد المعاد، ج ٤، ص ٩، مؤسسة الرسالة)
 
[13] См А-Тыбб Ан-Набави, Фасль фи аль-Махадыр.
 
[14] См Зад аль-Маад: Фасль Тыбб аль-Абдан, Фасль Ат-Тадави, Фасль Анва`и `Иляджихи
 
[15] См. “Болезни от (использования) пестицидов”, CDPH, выпуск от 9 марта, 2015 

“Пестициды и продукты питания: проблемы со здоровьем, которые могут спровоцировать пестициды”, EPA, выпуск от 9 марта, 2015  

“Пестициды могут быть ведущей причиной множества болезней”, Новости природы, выпуск от  9 марта, 2015
 
 
“Здоровье и очистка воды”, WHO, выпуск от 9 марта, 2015
 
[17] “Пестициды и продукты питания: проблемы со здоровьем, которые могут спровоцировать пестициды”, EPA, выпуск от 9 марта, 2015
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Об оставлении намаза на фоне депрессии
Об оставлении намаза на фоне депрессии
Вопрос: Последние несколько недель я страдаю от депрессии, и меня беспокоит, что мои намазы стали крайне нерегулярными. Намаз — единствен...
1 159
25 ноября, 24
Стеарат магния — халяль или харам?
Стеарат магния — халяль или харам?
Стеарат магния — это добавка, используемая при производстве таблеток, капсул и порошков, а также различных кондитерских изделий, трав, сп...
2 722
26 января, 24

Комментарии: 2

Правила форума
Ruslan M
Ruslan M
0
«ничто не в мире не имеет силы»

может ошибка вместо «ничто в мире»
2 июля, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Исправили. Спасибо!
2 июля, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Здоровое питание на Рамадан
Здоровое питание на Рамадан
Рамадан — это время, когда нужно сказать «прощай» нездоровой пище и другим вредным привычкам. Известно, что жареные продукты закупоривают...
44 960
26 апреля, 19
Как сохранить хорошую форму во время Рамадана
Как сохранить хорошую форму во время Рамадана
Пост в месяц Рамадан может быть не только духовным очищением, но способом физического очищения организма, если мы правильно подойдем к эт...
11 759
25 апреля, 19