Image
Ответы на часто задаваемые вопросы о хадже
Приближается наступление месяца Зуль-Хиджа, в первые десять дней которого верующие отправляются в благословенную землю Мекки для совершен...
5 772
2
29 июля, 19

Ответы на часто задаваемые вопросы о хадже

5 772
2
29 июля, 19
АВТОР ЦИКЛА
Ответы на часто задаваемые вопросы о хадже
Мухаммад Ибн Адам аль-Кавсари
Автор:
МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)
Daruliftaa.com
Источник:
DARULIFTAA.COM

Institute of islamic jurisprudence

Ан-Ниса
Перевод:
АН-НИСА

Мусульманский женский портал

Первые десять дней месяца Зуль-хиджа
Дорогие братья и сестры! Приближается наступление месяца Зуль-Хиджа, в первые десять дней которого верующие отправляются в благословенную землю Мекки для совершения пятого столпа Ислама – хаджа.
 
Предоставляем вашему вниманию статью по фикху хаджа в классической форме вопросов и ответов. 

На вопросы отвечал муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари (да сохранит его Аллах). 
 

Хадж – это паломничество в Мекку в месяц Зуль-Хиджа, которое раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин, имеющий материальную и физическую возможность сделать это. Мекка — это главный священный город мусульман, расположенный на Аравийском полуострове.

 
Хадж состоит из серии особых обрядов, куда входят облачение в ихрам, стояние у горы Арафат, обход вокруг Каабы, бег между холмами Сафа и Марва, бросание камней, жертвоприношение и др. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием, а каждый обряд имеет свой смысл и историю.
 
Во время хаджа объединяются все мусульмане планеты. Все верующие, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, возносят молитвы Господу, Который Един для всех. Во время совершения обрядов хаджа все люди равны: господин и слуга, правитель и подданный – все находятся на одном уровне. Все мужчины-мусульмане, богатые и бедные, облачаются в одинаковую одежду – два отреза белой материи. Подробнее о хадже >>

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
 
1. Можно ли снимать ихрам (одежду) перед сном и так далее (находясь в состоянии ихрам)?
 
Да, снимать эту одежду перед сном или перед душем (и для других подобных вещей) разрешается. Однако не разрешается носить сшитую или связанную одежду и т. п. (Радд аль-Мухтар, 2/481).

2. Каковы обязательные составляющие (фард и ваджиб) ихрама, тавафа и са’и?
 
Условия (шурут) действительности ихрама:
 
1. Быть мусульманином.
 
2. Намерение на ихрам наряду с произнесением тальбия (или другого зикра вместо него) хотя бы раз.

Ваджибы (обязательные действия) ихрама:
 
1. Намерение на ихрам с миката.
 
2. Отстранение от того, что запрещено в ихраме.

Условия действительности тавафа:
 
1. Быть мусульманином.
 
2. Намерение.
 
3. Совершать таваф в Масджид аль-Харам.
 
4. Совершать таваф вокруг Каабы.
 
5. Совершить большую часть из семи обходов.

И дополнительно в хадже:
 
6. Особое время.
 
7. Тавафу должно предшествовать пребывание на Арафа.
 
8. Тавафу должно предшествовать вступление в ихрам.

Ваджибы тавафа:
 
1. Ритуальная чистота от большого и малого осквернения.
 
2. Закрытие аурата.
 
3. Совершение тавафа пешком для тех, кто способен на это.
 
4. Совершать таваф так, чтобы Кааба была слева.
 
5. Не включать в таваф стену, окружающую Хиджр Исмаиль (надо обходить ее по внешней стороне)
 
6. Начинать таваф с Черного Камня (но некоторые говорят, что это Сунна).
 
7. Совершить два ракаата тавафа после завершения тавафа.

Обязательные составляющие са’и:
 
1. Совершать его между Сафа и Марва.
 
2. Совершить его после тавафа или большей его части.
 
3. Перед са’и надо вступить в ихрам в хадж или умру.
 
4. Начать с Сафа и закончить на Марва.
 
5. В хадже са’и надо совершить в свое время (в дни хаджа).
 
6. Совершить большую часть са’и.
 
(См. «Манасик» Муллы Али Кари и «Муаллим аль-худжжадж»)

3. Если человек не может зарезать животное сам, какие есть условия, чтобы перепоручить это другому?
 
Лучше зарезать животное самому и съесть его часть. Если вы не можете это сделать, то желательно присутствовать при забивании животного. Если и это невозможно, то допустимо выбрать человека, чтобы он зарезал животное от вашего имени, делая намерение на жертвоприношение, то есть что это за хадж аль-кыран или хадж ат-таматту (Манасик).

4. Правила для намерения на ихрам, таваф и т. д. такие же, как и для других видов поклонения по ханафитскому мазхабу, например, для намаза? Не нужно проговаривать их вслух, если есть намерение в сердце?
 
Проговаривать намерение вслух не обязательно. Однако необходимо прочитать тальбия (или любой другой зикр вместо него) вслух, когда делаешь намерение на ихрам.

5. В хадже разрешено убивать животных, от которых есть вред. Что это значит? Можно ли убивать комаров? А вшей?
 
Нет ничего дурного в том, чтобы убить комара (Мухтасар аль-Кудури). Но убивать вшей запрещено. И если убил вошь, то надо дать садака.

6. Если в хадже таматту человек хочет сделать несколько дополнительных умр в промежутке между начальной умрой и днями хаджа, нужно ли выходить за пределы Харама и затем войти снова?
 
Да, намерение на ихрам делается у мечети Аиши. И человек может делать только желательные тавафы.

7. Если человек не может дотронуться до Йеменского Угла, то ему следует поднять руку, как в случае, если не можешь сделать истилям (то есть если не можешь поцеловать Черный Камень)?
 
Желательно (мустахаб) коснуться и провести рукой по Йеменскому Углу обеими руками или одной правой рукой, но не целуя его. Если человек не может до него дотронуться, то (согласно предпочитаемому мнению ханафитского мазхаба) не надо поднимать руки (повернув их в его сторону) («Манасик» Муллы Али Кари).

8. Когда мы пьем воду зам-зам, то надо произносить «бисмиЛлях альхамдулиЛлях» или «байтуЛлах альхамдулиЛлях»?
 
Когда пьешь воду зам-зам, можно читать любое дуа. Желательно попросить в дуа о получении полезного знания.

9. Каково положение чтения «бисмиЛлях Аллаху Акбар уа лиЛляхиль-хамд» в тавафе?
 
Все дуа тавафа – мустахабб («Муаллим аль-худжжадж»).

10. В хадже таматту лучше (сунна) побрить голову и для умры, и для хаджа или постричь для умры и побрить на 10-й день месяца Зуль-Хиджжа?
 
В умре и хадже лучше полностью побрить голову (хальк), однако допустимо и постричь («Манасик»).

11. К одежде ихрама применяются те же правила, что и к обычной одежде, в плане нечистот? Например, если на одежде кровь или другая наджаса, то нельзя совершать таваф?
 
Содержать тело и одежду в чистоте (чистыми от наджасы аль-хакыкыя) будет сунной тавафа, соответственно, таваф в загрязненной одежде действителен («Манасик»).
 

А Аллах знает лучше.

 

Пусть Всевышний Аллах исправит намерение, облегчит путешествие и примет хадж всех, кто в этом году собирается посетить священные для всех мусульман земли.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Хэллоуин – невинное развлечение или добро пожаловать в ад?
Можно ли мусульманам принимать участие в этом празднике? В настоящее время поклонников кельтских языческих божеств – равно как и богов др...
3 413
31 октября, 19
Image
Желательный (нафиль) намаз в автомобиле (транспорте)
В наш век суеты и спешки очень уместно будет вспомнить о следующей Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Абдуллах ибн Умар (...
7 036
21 октября, 19

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Ильяс Жолдасбаев
0
Ассаляму алейкум уа рахматуллах!
Вопрос по поводу ответа на вопрос #5. "Нет ничего дурного в том, чтобы убить комара (Мухтасар аль-Кудури). Но убивать вшей запрещено. И если убил вошь, то надо дать садака."

Можете ли привести хадис или какую-нибудь фетву по поводу вшей? И насколько это связано с хадисами ниже:

723. Передают, что Ка‘б ибн ‘Уджра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Когда мы находились в Худейбийи, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел, что с моей головы сыплются вши. Он остановился рядом и сказал: “Эти паразиты мучают тебя?” Я ответил: “Да”. Тогда он сказал: “Так побрей голову!” Или же он сказал: “Обрейся!” Именно из-за меня был ниспослан аят: “А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то можете побрить голову, а затем поститься, или же раздать милостыню, или же принести жертву” (2:196). Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Постись три дня, или раздай фарак еды шестерым беднякам, или принеси в жертву, что сможешь”».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают также, что ‘Абдуллах ибн Ма‘киль рассказывал о том, что однажды он подсел к Ка‘бу ибн ‘Уджре, да будет доволен им Всевышний Аллах, и спросил его об искупительных действиях во время паломничества. Он сказал:
«Это предписание было ниспослано по поводу меня, но касается всех вас. Меня привели к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и по моему лицу падали вши. Он сказал: “Я никогда не видел, чтобы ты испытывал такие страдания. Можешь ли ты принести в жертву барана?” Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: “Постись в течение трех дней или накорми шестерых бедняков, раздав каждому из них по половине са‘ еды”».
Этот хадис также передали аль-Бухари и Муслим.
(взято из сборника "Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам" имама Ибн Хаджара аль-`Аскалани в переводе Эльмира Кулиева)

В смысле, я ин ша Аллах буду придерживаться вашего ответа из этой статьи, что убивать вшей нельзя, но хотелось бы успокоить сердце, так как вши причиняют не меньше вреда, чем комары.

Джазака Аллаху хайр!
16 января, 20
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Уаалейкум ассалям. Вы просите фетву, а это и есть фетва.
17 января, 20

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Хадж (таматту): пошаговое руководство
Приближается наступление месяца Зуль-хиджжа, в первые десять дней которого верующие отправляются в благословенную землю Мекки для соверше...
18 386
2
26 июля, 19
Image
Будет ли гражданский развод одновременно исламским разводом?
Вопрос: У меня есть вопрос – надеюсь, вы мне поможете. Если я разведусь со своей женой в гражданском суде немусульманской страны, будет л...
1 412
8 июля, 19