Проверьте себя: вы сожалеете об окончании Рамадана или рады этому?
Месяц Рамадан закончился, и теперь самое время проверить себя – что мы чувствуем по его окончании, печаль или облечение?
Люди с крепкой верой испытывают чувство печали при мысли об окончании Рамадана, поскольку он содержал в себе множество духовных благ и преимуществ:
1) Рамадан – это благословенный месяц, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение):
Когда наступал Рамадан, он поднимался на минбар и объявлял:
«Месяц Рамадан – благословенный месяц пришел к вам. В это время Всевышний обращается к вам, ниспосылая на вас Свою особую милость, прощает ваши грехи, принимает ваши дуа, взирая на ваше усердие в благих делах, восхваляя вас перед ангелами. Итак, проявляйте свою богобоязненность перед Аллахом, ибо самый несчастный человек в это время – это тот, кто будет отторгнут от милости Аллаха» (Маджмуа аз-Заваид).
2) В Рамадане Всевышний создает для верующих самые идеальные условия для поклонения:
«Наступил для вас месяц Рамадан. Это благословенный месяц, в котором Аллах обязал вас держать пост. Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (Сунан Насаи).
3) В Рамадан верующие могли получить награду за огромное количество благих дел – которые можно совершить в это время: дополнительные молитвы, чтение Корана и зикра, угощение гостей, помощь неимущим постящимся и тому подобное.
В Рамадане есть ночь, которая «лучше тысячи месяцев», как сказано в Коране (сура аль-Кадр).
4) В Рамадане у верующих, чувствующих свое несовершенство, были все возможности получить прощение грехов.
«Тому, кто будет поститься в месяц Рамазан, искренне веря и надеясь на вознаграждение, Аллах Всевышний простит прошлые грехи» (Бухари).
5) В Рамадане есть высокая вероятность того, что дуа постящегося не будет отвергнуто:
«Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается» (Ибн Маджа, аль-Хаким).
6) В Рамадан многие люди, которые были осуждены на огонь Ада, каждую ночь освобождались от наказания:
«В течение каждого дня и ночи в Рамадан Аллах освобождает значительное число душ от огня Ада, и для каждого мусульманина в течение дня и ночи, есть, по крайней мере, одно дуа, которое будет принято» (Маджмуа з-Заваид).
7) Пост – это особый вид поклонения, награду за который Сам Всевышний взял на Себя:
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он — ради Меня, и Я воздам за него» (Аль-Бухари)
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха Всевышнего, чем благоухание мускуса, и Аллах говорит: “Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня, и Я воздам за него, а за доброе дело (воздаяние будет) десятикратным!”» (аль-Бухари, Муслим).
Представьте себе, что ваш начальник говорит: «Выдайте таким и таким их обычную зарплату. Что касается вот этих, оставьте их награду за мной. Я позабочусь о них сам». Разумеется, те счастливцы могут рассчитывать на особо ценное вознаграждение.
8) Пост в Рамадан является защитой верующего от всего дурного и непристойного:
«Пост является щитом, и пусть постящийся избегает всего непристойного…» (Аль-Бухари).
9) У постящегося есть две особенные радости:
«Для держащего пост есть две радости, обе из которых он будет испытывать; когда он совершит разговение – он испытает радость от своего разговения, и, когда он встретит своего Господа – он испытает радость от своего поста!» (Аль-Бухари, Муслим).
10) Рамадан давал постящимся верующим особенные преимущества – даже перед теми, кто погиб мученической смертью.
Передается, что у Пророка (мир ему и благословение) было два сподвижника, которые приняли ислам почти одновременно. Через некоторое время один из них погиб в сражении. Другой умер через год своей смертью. Вскоре после этого известный сподвижник Тальха ибн Убайдуллах (да будет доволен им Всевышний) увидел во сне, что умерший в своей постели оказался в Раю даже раньше мученика за веру! Удивленный, он спросил у Пророка (мир ему и благословение) – что это означает? Пророк ответил ему: «Разве он не постился лишний месяц Рамадан?».
Тем не менее, многие из нас наверняка ловят себя на мысли, что во время Рамадана испытывали некое стеснение, а теперь, когда он окончился, наоборот, чувствуют облегчение. Почему это происходит?
Причина проста. Есть барьер, который стоит между нами и сладостью от поклонения, и этот барьер – наши грехи. Грех – это то, что отдаляет нас от Всевышнего и всего, что Ему угодно. Поэтому человек, привязанный к делам ослушания своего Творца, чувствует неудобство во время Рамадана, когда грешить особенно стыдно и некрасиво. Так что, когда наконец это время проходит, он испытывает облегчение, что можно вернуться к прежней жизни, когда у него не будет этих угрызений совести от неправильного образа жизни.
Праведные предшественники знали об этом так, как никто другой.
Вахба ибн Варда спросили: «Может ли тот, кто грешит, вкусить сладость поклонения?».
Он сказал: «Нет, ее не может вкусить тот, кто только думает совершить грех».
Точно так же Яхья ибн Муаз сказал:
«Болезнь тела проявляется в виде боли, а болезнь сердец - в виде грехов. Так же, как больное тело не может испытать сладость пищи, сердце, больное грехами, не может испытать сладость поклонения».
Неудобство и тяжесть, которые мы могли испытывать во время Рамадана, были не по причине голода или жажды, и не по причине самого Рамадана. Причиной этого были какие-то грехи, от которых мы еще не избавились. Это и есть тот барьер, который может мешать нам получить доступ к радости от поклонения Всевышнему.
Так что, если вы довольны, что Рамадан закончился – а в течение этого месяца вы испытывали тяжесть и неудобство, это может быть знаком того, что что-то в вашей жизни идет неправильно. Следует как можно скорее пересмотреть свои дела, свои привычки, свои отношения с другими людьми, свое поведение и свои отношения с молитвой и иными обязанностями. Возможно, где-то и кроется та причина, которая мешала нам получать радость от поста и иного поклонения.
Определите этот барьер и начинайте убирать его. Убрать его может быть не всегда просто, но с помощью терпения и настойчивости наш нафс, наша животная душа, наконец, сдаст свои позиции и присоединится к нам в нашем пути к достижению довольства Аллаха.
Абу Язид аль-Бистами, прославленный суфий и аскет, как-то сказал:
«Я продолжал вести свой нафс к Аллаху, несмотря на то, что он плакал и жаловался. И наконец он сдался и пошел вместе со мной к Аллаху, радуясь».
Именно по этой причине ученые Ислама всегда призывают нас покаяться до наступления месяца прощения – Рамадана. Так что, когда он, наконец, приходит, нет преграды между нами и радостью от поста ради Аллаха. Так что, когда Рамадан пройдет, мы не будем оплакивать упущенные возможности, потерянные сокровища и отвергнутые нами дары.
Комментарии: 0
Правила форума