Image
Рамадан: время удалить от себя эмоциональные раздражители
Как известно, месяц Рамадан дается верующим людям, чтобы они стали духовно сильнее, приблизились к своему Творцу и к Его довольству, усов...
2 093
7 мая, 21

Рамадан: время удалить от себя эмоциональные раздражители

2 093
7 мая, 21
АВТОР ЦИКЛА
Рамадан: время удалить от себя эмоциональные раздражители
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Как известно, месяц Рамадан дается верующим людям, чтобы они стали духовно сильнее, приблизились к своему Творцу и к Его довольству, усовершенствовались бы в делах милосердия и вновь почувствовали себя единой общиной – когда радость или боль одного человека ощущается другими так же, как и своя.

 

Но не следует упускать из виду еще и такой момент – наши эмоциональные проблемы. Наверняка, многие из нас время от времени испытывают тревогу за свое будущее, возможно, держат обиду на кого-то из друзей или родных, кто-то не может простить и забыть какую-то давнюю ссору или недоразумение с коллегой или соседом. Все мы склонны испытывать гнев или раздражение, когда нарушаются наши планы, и что-то идет не так. Подобного рода проблемы – особенно когда их становится много, способны свести на нет все наши усилия по очищению сердца, помешать сосредоточенности во время намаза или зикра, не дать нам сконцентрироваться на аятах Корана, которые мы читаем или слушаем.

 

Чтобы этого не случилось, следует заняться эмоциональным очищением своего ума и сердца – так же, как мы стараемся очищать свой организм от всего лишнего и вредного в это время поста.

 

Проблема №1: Непрощенные обиды

 

Все мы живые люди, и поэтому нас одинаково ранят чужие грубость, эгоизм, ложь, предательство. Иногда человек может долгие годы жить с чувством обиды на бывшего мужа или жену – когда боль и горечь не дают ему построить отношения с другим супругом; родственники могут годами не общаться из-за давней ссоры, а сколько из-за этих обид разрушается дружб, семей, близких отношений! Поэтому чрезвычайно важно уметь отпускать и прощать обиды, переворачивать страницу жизни и начинать с чистого листа.

 

Конечно, человек не автомат, ему сложно переключиться и забыть какие-то неприятные и тяжелые моменты в жизни. Чтобы помочь себе это сделать, попробуйте следующие вещи.

 

Скажите себе, что случайностей в жизни не бывает: все происходит по воле Всевышнего. Если кто-то вас оскорбил, подвел, нагрубил вам, значит, в этом также была Его мудрость – подумайте, что это может быть? Возможно, это урок или напоминание о том, что и вы когда-то подвели, обманули, обидели кого-то из близких. Таким образом вам дали увидеть и почувствовать на себе– как некрасиво выглядит этот поступок со стороны. Ведь в хадисе сказано:

 

«Не уверует никто из вас (совершенной верой), пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Муслим).

 

В следующий раз вы будете внимательнее относиться к своим словам и поступкам – помня о собственном горьком опыте.

 

Иногда не сложившиеся отношения – к примеру, расстроившаяся свадьба, предательство жениха или невесты – это желание Всевышнего уберечь нас от худших несчастий. Лучше будет, если мы расстанемся с этим человеком еще на стадии помолвки, чем впоследствии нам придется пережить крушение семейной жизни и тяжелый развод.

 

«Быть может вам неприятно то, что является благом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура аль-Бакара, 2:216).

 

И в любом случае, помните о том, что Аллах вас любит, все события находятся под Его контролем, даже лист с дерева не падает без Его воли. Умейте извлекать уроки из происходящего – в том числе из неприятностей, но не позволяйте им разрушать вашу жизнь.

 

Проблема №2. Угрызения совести

 

Вторая проблема сходна с предыдущей – только в первом случае мы держим обиду на другого человека, а здесь мы не можем простить самих себя. Это проблема многих чрезмерно чувствительных и совестливых людей. С одной стороны, это позитивная вещь – поскольку свидетельствует о внимании человека к своим словам и поступкам, но здесь, как и во всем, необходимо знать меру. Если вы обидели другого человека – задели его чувства, сорвали на нем зло, подвели его или обманули, присвоили – намеренно или по ошибке – что-то из его имущества, постарайтесь как можно скорее это исправить. Возместите ущерб, попросите прощения, загладьте злые и обидные слова добром и состраданием. И конечно, непременно сделайте выводы из происходящего – как вести себя так, чтобы больше не совершать подобного, иначе ваше раскаяние не будет искренним, и Всевышний его не примет.

 

И конечно, помните о том, что Господь прощает человеку любой грех, если он искренне в нем раскаивается:

 

«О, сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О, сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О, сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов (что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!» (Тирмизи)

 

Проблема №3. Гнев и раздражение

 

Опасности и пагубности гнева посвящено много пророческих хадисов, поскольку гнев – особенно если человек при этом впадает в неконтролируемое состояние, чрезвычайно опасен. В гневе человек может сказать и сделать что-то такое, что может оказать тяжелые последствия на всю его жизнь: в гневе разрушаются семьи, разрываются родственные связи, совершаются такие тяжелые преступления как убийство и насилие. Так что, если вы склонны к гневу и раздражению, постарайтесь следить за собой и не допускать подобных эмоциональных вспышек. В частности, как мы знаем, Пророк (мир ему и благословение) советует гневливым людям – когда они чувствуют приближение этого состояния – сесть, если они стоят, или лечь, если сидят, пойти совершить омовение – поскольку гнев, как и огонь, гасится водой. От постоянной раздражительности помогают также физические упражнения - занятия спортом, прогулки.

 

Мы склонны гневаться и тогда, когда что-то идет не так в нашей жизни: срываются встречи, ломается транспорт – из-за чего мы опаздываем к назначенному времени, что-то или кто-то нарушает наши планы. Здесь опять – как и в других случаях – очень помогает таваккуль, упование на Всевышнего. Если Он допускает это в вашей жизни, значит, это для чего-то было нужно – и во всем этом есть польза. Возможно, эта работа – ради которой вы торопились на собеседование, вам не подходит, и хорошо, что вы ее не получите. Сделка с данным человеком вам не принесла бы блага – возможно, он не надежный партнер, и лучше не иметь с ним дела. Автобус или самолет, на который вы опоздали, вообще мог бы потерпеть крушение, так что своим опозданием вы спасли себе жизнь. Поблагодарите Всевышнего за то, что сложилось так, как сложилось, и перестаньте сердиться на обстоятельства.

 

(Более подробно о том, как бороться с гневом можно прочитать здесь — см. урок муфтия Мангеры).

 

Проблема № 4. Тревога

 

Тревога – то есть, состояние неосознанного беспокойства, человек обычно испытывает по поводу будущего. «А вдруг я потеряю работу, и моей семье будет не на что жить?», «а вдруг меня бросит муж (или жена)?», «а вдруг у меня найдут неизлечимую болезнь, и что тогда будет с моими детьми/ моим супругом (супругой), кто о них позаботится?». Подобного рода мысли часто не дают нам спать по ночам, врываются в наши молитвы, мешают спокойной работе и нормальной жизни.

 

Это также происходит от недостатка осознания того, что все происходит по воле Аллаха – и хорошее, и дурное. Пророк (мир ему и благословение) обращал внимание верующих людей на то, что их положение, поистине, уникально – у них есть возможность благодарить Всевышнего как за добро, так и за неприятности в своей жизни. Как бы ни сложилась жизнь, у верующего все будет ко благу:

 

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом» (Муслим).

 

В данной лекции муфтий Абдуррахман ибн Юсуф, отвечая на вопрос человека, как справиться с тревогой о своем будущем, приводит некоторые факты:

 

Согласно статистике, 30% из того, о чем люди беспокоятся, случилось с ними когда-то в прошлом. Но ведь это не факт, что это может повториться в будущем. Еще примерно 50% нашего беспокойства - это какие-то воображаемые страхи (которые человек себе придумал, это случилось с кем-то еще, об этом он прочитал или узнал в новостях и прочее). Тем более, не факт, что это произойдет с нами – это просто игра воображения, слишком богатая фантазия. Еще 10% от наших страхов – это боязнь болезни, но для этого есть врачи, есть профилактические меры – как спорт и здоровый образ жизни. Так что в итоге на реальные основания для тревоги и беспокойства остается только около десяти процентов. То есть, как мы видим, вероятность этих неприятных исходов весьма небольшая. А большая часть из того, чего человек боится, так никогда с ним и не произойдет.

 

Проблема №5. Пессимизм и депрессия

 

Психологи различают два вида депрессии: депрессия как болезнь, психическое расстройство – она может возникать как следствие тяжелых обстоятельств, но может и без каких-то особых причин, просто вследствие плохой наследственности – или иной предрасположенности человека. Такого рода депрессию лечат специальные врачи, особыми лекарствами.

 

Сейчас речь о втором виде депрессии: о состоянии подавленности, плохом настроении, апатии – когда мы уже с утра встаем в плохом настроении, нас ничто не радует, все валится из рук, кажется, что ничего хорошего нас уже не ждет. Обычно такого рода депрессия может возникать от усталости, времени года – осенняя или зимняя депрессия (мало солнечного света, длинная ночь, недостаток витаминов). Иногда причиной депрессии может стать обида или ссора – это см. пункт 1. Так или иначе, такого рода депрессию стоит попытаться побороть – если нужно, также обращаясь к специалистам.

 

Что здесь может помочь? Считайте не свои неудачи – но свои благословения:

 

«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Бухари, Муслим).

 

Подумайте о том, сколько вокруг вас вещей, которые вы считаете само собой разумеющимися – но ведь это великие милости нашего Господа. Это наша семья и друзья, это солнце и свежий воздух, это здоровье – глаза и уши, руки и ноги (а сколько людей лишены этих благ!), это разного рода материальные блага – жилье, пища, одежда, работа, хобби, интересные занятия. Люди веками вынуждены были жить в холодных домах, надрываясь ради куска хлеба, теряя близких людей из-за отсутствия врачебной помощи. Если им рассказать, как мы живем сейчас – и при этом еще жалуемся на жизнь, они сочли бы нас воистину неблагодарными, бессовестными существами.

 

Проблема №6. Зависть и ревность

 

Завистью обычно называют раздражение, которое человек испытывает при виде чужого успеха и, соответственно, недовольство своим положением. Подобное чувство никак не должно быть присуще человеку верующему. Ведь это фактически означает, что вы отвергаете справедливость Всевышнего, считаете, что Он неправильно распределяет земные блага – кому-то Он дает больше, чем вам совершенно незаслуженно.

 

Зависть также является причиной многих тяжелых грехов. Согласно Корану, Иблис – шайтан, дьявол – стал тем, кем он стал, вследствие зависти и ревности к Адаму. Ведь он был создан из огня, а этот человек из глины – так почему же Всевышний потребовал для человека таких почестей, что велел поклониться ему? Первое убийство на земле – когда Каин (Кабиль) убил своего брата Авеля (Хабиля), было также совершено из зависти: Всевышний принял жертву одного брата, а жертву другого отверг.

 

В Коране говорится об этом недобром чувстве:

 

«Неужели они завидуют тому, что Всевышний даровал им из Своей щедрости?» (сура «Ан-Ниса», аят 54).

 

Пророческий хадис предостерегает:

 

«Зависть сжигает благие деяния, как пламя пожирает дрова» (Абу Дауд, ибн Маджа).

 

Завистливый человек не благодарен своему Творцу, он не умеет считать свои благословения: вместо того, чтобы приложить усилия и добиться того же, чего добился его коллега, одноклассник, сосед, знакомый, он понапрасну тратит свои душевные силы на зависть к чужим успехам. Но Всевышний обещает успех именно тем, кто ценит Его милости и использует их по назначению, а не жалуется и не завидует:

 

«Если вы будете благодарны, то Я непременно увеличу вам. А если будете неблагодарны, то постигнет вас суровое наказание» (сура «Ибрахим», 14:7).

 

Так что отвлекитесь от чужой жизни и чужих успехов, обратите внимание на свои дела – наверняка у вас есть много вещей, за которые стоит поблагодарить Творца.

 

Проблема №7. Низкая самооценка

 

Неуверенность в себе, комплексы, низкая самооценка также часто является причиной мрачного взгляда на жизнь, депрессии, зависти. Иногда она возникает в детстве – когда слишком строгие и требовательные родители скупятся на похвалу ребенку, но ругают и наказывают за малейший промах, иногда это следствие неуверенности в себе – когда человек не умеет правильно оценить свои знания и умения, незаслуженно принижает себя. В любом случае, с этим чувством также надо бороться, пока оно не испортило нам жизнь, не давая достигнуть тех высот и успехов, которые мы вполне в состоянии достичь. Лекарством здесь также может служить благодарность Творцу и размышление о Его мудрости. Все сущее Он сотворил не просто так – у каждого творения есть своя цель и назначение, даже у самого ничтожного. Тем более, у человека – как у венца творения Всевышнего – есть своя цель и предназначение. Вас избрали из тысяч людей, чтобы одарить вас верой, у вас есть множество способностей – которые просто надо уметь разглядеть, вы наделены уймой благословений – за которые следует быть благодарными.

 

«Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» (сура «Ар-Рахман», 55:13).

 

Проблема №8. Осуждение других

 

Осуждение других людей – то есть, высокомерный, презрительный взгляд на окружающих, когда мы как бы постоянно становимся судьями чужих поступков, кого-то критикуем и поучаем, в чем-то сродни зависти и негативному взгляду на жизнь. Осуждающий других человек смотрит на всех свысока – ему кажется, что он лучше других, он торопится вынести другому человеку приговор, он не прощает чужих ошибок, не сострадает оступившемуся брату по вере, торопясь записать его в грешники и заблудшие.

 

Гордость, тщеславие, высокомерие – это очень опасное чувство, которое не должно быть присуще по-настоящему верующим людям.

 

«Не вороти лица своего от людей из-за высокомерия и не иди кичливо по земле. Воистину, Аллах не любит бахвалов и гордецов» (Коран 31:18).

 

В хадисе говорится:

 

«Тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в Рай».

 

Праведные предки говорили:

 

«Если ваш брат поскользнется (ошибется, совершит грех), ищите для него семьдесят оправданий. Если ваше сердце не принимает их (эти оправдания), значит, ваше сердце испорчено» (Шуабуль-Иман).

 

Вместо того, чтобы осудить человека – назвав его грешником, легкомысленным, глупым, жадным, злым человеком, подумайте – почему он мог так поступить, войдите в его положение и пожалейте его. Осудить человека просто – а войти в чужое положение и проявить милосердие гораздо труднее.

 

Проблема №9. Токсичные отношения: общение с неприятными людьми

 

Очень многое в нашей жизни зависит от того, какими людьми мы себя окружаем – хорошими или дурными: поддержат ли они нас в хорошем или подадут нам плохой пример, подтолкнут ли ко греху или, наоборот, удержат от злого дела, порадуются ли нашему успеху или, напротив, позавидуют и осудят? Поэтому человеку верующему, который стремится к довольству своего Господа, следует внимательно смотреть – какими людьми он себя окружает. Хороший человек сравнивается в хадисе с продавцом благовоний – рядом с ним мы ощущаем приятный аромат его хорошего настроения, его добрых слов и поступков. А злой, дурной, вечно недовольный, завистливый человек, который любит осуждать и сплетничать о других, подобен кузнецу – от которого во все стороны летят искры, и исходит дурной запах:

 

«Поистине, праведного товарища и дурного товарища можно сравнить не иначе как с продавцом мускуса и человеком, раздувающим кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он либо одарит тебя чем-то из своего товара, либо продаст тебе его, либо, как минимум, ты ощутишь приятное благоухание, исходящее от него. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо, как минимум, ты ощутишь исходящее от него зловоние». 

 

Старайтесь отдаляться от тех людей, кто распространяет во все стороны зловоние сплетен, зависти, лжи, злоязычия, и наоборот, сближайтесь с добрыми, благочестивыми людьми, благодаря которым вы сами будете становиться лучше.

 

Конечно, здесь тоже надо знать меру – иногда наш собственный пример может помочь оступившемуся человеку исправиться, перестать совершать тот или иной грех, но, к сожалению, не всегда: случается, что дело заходит так далеко, что нет иного выхода, кроме как прекратить эти отношения, пока они не оказали вредного влияния на нас самих.

 

Пусть Всевышний поможет нам очистить сердце в Рамадан!

 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Совместим ли «Закон привлечения» с Исламом?
«Закон привлечения», который гласит, что, сосредоточившись только на позитивных или негативных мыслях, вы привлечете в свою жизнь позитив...
880
14 июня, 22
Image
Распространенные бедствия среди мусульман: Причины и избавление от них
Мусульмане ежедневно сталкиваются со множеством проблем и трудностей — то и дело поступают сообщения об угнетении и варварстве в отношени...
2 479
8 мая, 22

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Рамадан – время стать лучшими мусульманами
Наступил очередной месяц Рамадан, и сейчас самое время сказать несколько слов о важности и значимости этого месяца, о смысле поста и о то...
1 859
18 апреля, 21
Image
Раби'уль Авваль и сира
Кодекс нашего имана – это «لا إله إلا الله محمد الرسول الله». То есть, верить в Единственность Всевышнего Аллаха и в Пророчество Посланни...
1 185
13 ноября, 20