Кто такой настоящий мужчина?
Что такое «мужчина»?
"Что такое «мужчина»? Что делает человека мужчиной? Что такое мужественность?" — эти и другие вопросы высшего порядка, являются тем, что отличает нас от животных. Что такое свобода, что такое независимость, что такое общество... Эти вопросы лежат в основе того, что значит быть человеком. Однако ответы на них не могут быть получены путём простого рассуждения и наблюдения. Например, никто не ограничен чьим-либо определением свободы. Вот почему эти вопросы горячо оспариваются на светской арене. Интеллект может увести далеко, но не привести ни к чему безупречному.
Как верующие, в этих вопросах высшего порядка мы руководствуемся Откровением. Когда я сравнивал наиболее распространённые/культурные/исторические взгляды на мужественность со Священным Кораном, Сунной и примерами сподвижников, я обнаружил довольно-таки большой разрыв. Имейте в виду, существует большая разница между тем, «что делает мужчиной» и «какой тип мужчины мне лично нравится или привлекателен».
Большинство культурно сложившихся схем того, каким должен быть мужчина, на самом деле ставят большинство мужчин в невыгодное положение, в котором они не способны абсолютно ни на что. Вот некоторые из них:
1. Мужчина измеряется своей способностью зарабатывать
Мы скажем, что по Шариату мужчина обязан обеспечивать своих иждивенцев на протяжении своей жизни. Однако, согласно нашей теологии, всё, чем он обладает в сфере жизнеобеспечения это лишь усилие. Более того, ризк — от Аллаха. Многие богатые люди унаследовали одним махом больше денег, чем трудолюбивый отец, дедушка и сын вместе взятые. Шариат смотрит лишь на усилия по обеспечению, а не на результат. Бедность не принижает достоинство человека как мужчины, однако его принижает лень, даже если человек многое унаследовал.
2. Размер телосложения
Это связано с:
а) привлекательностью, и
б) способностью защитить.
Первое — субъективно, однако последнее является обязанностью; ответственность за защиту семьи в Исламе лежит на мужчине. Тем не менее, размер телосложения сам по себе является полностью вопросом ризка. Аллах никогда не потребует, чтобы мужчина был кем-то, если этот мужчина не в силах это контролировать.
Сейчас у людей могут возникнуть предпочтения, однако это совсем другое дело, нежели вопрос «что делает мужчиной».
3. Быть альфа-самцом
«Лидирование». «Всегда прав». «Спешка за добычей». «Постоянная конкуренция». «Взгляд на всё через призму авторитета».
Природный альфа-самец должен контролировать эти импульсы и направлять их сквозь правильное намерение, а также смотреть на пример Умара, да будет доволен им Аллах. Однако... если эти альфа-самцы смотрят на бета-личности или на последователей свысока, их нужно поставить на место.
Кем бы вы назвали Пророка Харуна (мир ему)? Пророки Муса и Харун — это классическая пара личностей «альфа» и «бета».
Бета-личность/Последователь также должна упорядочить свои черты характера. Нельзя поддаваться влиянию — например, угнетению или неповиновению Аллаху. Пророк Харун является примером для людей подобной природы, и никто не может быть лучше, будучи альфа или бета. Всё это — от Аллаха. Превосходство заключается лишь в такуа.
4. Быть воином
Я лично впечатлен военными. Морскими пехотинцами, в частности. Это — правопорядок, и у них есть и мозги, и мускулы. Но объективно, в сире есть довольно много не воинственных мужчин. Усман, да будет доволен им Аллах, никогда не сражался в бою, даже когда против него восстала толпа. Хасан ибн Сабит отступил от большого вражеского солдата в Хандаке, и именно Сайида Нусайба убила его. Так что опять же можно сказать, что мужчина обязан защищать свой народ, однако если он, по своей природе, не подходит для конфликтов, то это не делает его менее мужественным.
5. Быть отцом мальчиков
Это было очень важно в старом мире, когда для защиты племени и деревни нужны были фермерские руки и солдаты. Но опять же, это находится вне чьего-либо контроля и поэтому никогда не может быть стандартом того, «что такое мужчина». Если что, то этот стереотип был полностью разрушен Пророком ﷺ, у которого были только дочери и ни одного сына, который произвел бы родословную.
6. Вспыльчивость и взрывной характер часто воспринимаются как нечто мужское
Нет ничего, что говорилось бы об этом в нашей религии. Да, Умар (да будет доволен им Аллах) быстро гневался, но за проведенные годы, вы, читая сиру, видели, как он контролировал это все больше и больше, а затем использовал свой гнев для великих целей в качестве халифа. Но Пророк ﷺ был далек от того, чтобы быстро гневаться, и как же это может быть чертой, на которую стоит обратить внимание? Если она и наличествует в ком-то, то необходимо направить её в правильное русло.
7. Деликатная рефлексия
Я сам не любитель поэзии, однако это не значит, что рефлексивные, даже деликатные мужчины не являются мужчинами. Некоторые люди созданы с меланхоличным характером. Если же они обеспечивают и защищают, то в чем проблема? Аллах сотворил людей настолько разными, и мы не можем связать мужественность только с примером Умара, да будет доволен им Аллах. Сподвижник Хасан бин Сабит был деликатным поэтом, о котором Пророк ﷺ сказал: «Ему помогает Святой Дух (ар-Рух аль-Кудус)» — ангел Джибриль, вдохновляющий его на поэзию о прославлении Аллаха и Его Посланника. И многие пустынные арабы не обращались к Усману, да будет доволен им Аллах, потому что он был мягким человеком, воспитанным в роскоши.
8. Не знать (или не заботиться) о том, как ваши действия влияют на других
Мы смеемся над такими типами парней, но если что, то проявление узколобости по отношению к тому, что чувствуют другие люди по поводу вашего поведения просто разрушит ваши отношения. Никто не проигрывает здесь больше, чем сам мужчина. А некоторые люди в этом деле реагируют медленнее других. Важно быть внимательным.
9. Привлекательность для красивых женщин
Я написал и удалил так много материала на эту тему. Все, что я могу сказать, так это то, что «мирское благо» — это конечно хорошо, но, в конце концов, это дунья, и вся красота в любом случае мимолетна. Если вы не научитесь видеть за пределами физического, то вы просто никогда не будете счастливы.
10. Быть жестким с детьми
Быть кормильцем — это намного больше, чем просто еда, кров и безопасность. Эмоции являются частью этого уравнения. Существует множество историй о людях, которые десятилетиями оправляются от отцов, которые не смогли удовлетворить их определенные эмоциональные потребности. На самом деле, я думаю, что большинство людей предпочли бы чувствовать себя хорошо со своими отцами, нежели хорошо питаться и одеваться. Эмоциональное благополучие относится к категории «Каввама» — быть кормильцем.
Хорошо, если эти вещи не делают мужчиной, то что?
Четыре простые вещи:
- Каввама №1
Быть кормильцем. Но опять же, жена, дети и пожилые родители – это не животные и не машины. Им нужно гораздо больше, чем материальное обеспечение. Деньги — это основа, но эмоции, нравственность, дружественное общение и религиозное наставление также являются частью того, что должен обеспечить мужчина-мусульманин.
- Каввама №2
Быть защитником. Пророк ﷺ сказал Али, да будет доволен им Аллах, никогда не продавать свой меч и щит.
- Быть верным Аллаху
«Риджаль (мужчины), которые верны договору, заключенному с Аллахом». Изучайте Священный Закон и действуйте по правилам. Это то, что мы называем моральным лидерством. Аллах доволен теми, кто повинуется Ему. Всё настолько просто.
- Не одеваться или появляться в том виде, который культурно ассоциируется с женщинами
Пророк ﷺ ясно дал понять, что мужчины и женщины должны отличаться друг от друга по одежде и внешнему виду. Этот аспект разнится в зависимости от культуры. По Шариату ни мужчины, ни женщины не могут появляться на публике в облегающей или прозрачной одежде.
Рекомендуем к просмотру:
Комментарии: 0
Правила форума