Исламский образ жизни vs Западная культура
Исламский образ жизни vs Западная культура
Европейская культура также когда-то основывалась на религиозных ценностях, но прошло уже несколько столетий как она отодвинула религию на...
4 451
1
27 апреля, 21

Исламский образ жизни vs Западная культура

4 451
1
27 апреля, 21
АВТОР ЦИКЛА
Исламский образ жизни vs Западная культура
The Jamiatul Ulama
Источник:
THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Десять советов для молодежи 7 привычек успешной мусульманской молодежи Как мусульманской молодёжи развлекаться «халяльным» образом?

Все мы, люди, живущие в современном мире, так или иначе вовлечены в систему жизни, которую принято называть культурой или образом жизни. Согласно определению, культура – это все, что создано людьми на протяжении их истории (это и здания, и машины, и форма одежды, и язык, и литература, и тому подобное).

 

Так уж получилось, что культура, в которой на данный момент живет большинство людей в мире – это европейская, западная культура. В сферу ее влияния вовлечены не только европейцы или американцы, но и жители мусульманских стран – вследствие того, что эта культура достигла больших успехов в деле освоения и преобразования материального мира. Все вещи, которыми мы пользуемся и которые сильно облегчают нам жизнь, были созданы выходцами именно из европейской культуры – хотя, разумеется, эта культура пользовалась многими достижениями тех цивилизаций, которые ей предшествовали, в том числе и арабской, мусульманской. Десятки и сотни наименований вещей и технологий, без которых мы сейчас не мыслим своей жизни – как электричество и газ, паровой и бензиновый двигатели, компьютеры, и телефоны, стиральные машины и телевизоры, и еще десятки вещей, появились за последние двести лет именно в западном мире.

 

Но признавая очевидные успехи западной культуры в деле улучшения материальной сферы нашей жизни, мы должны помнить о том, что западный мир, западное общество пытается так или иначе оказать на нас влияние в духовной сфере – через телевидение, интернет, литературу, политику, средства массовой информации и тому подобные вещи. Более того, многие мусульмане смотрят с восхищением на западный мир, считая его образцом для подражания – поскольку люди так устроены, что склонны восхищаться и подражать тем, кто успешен, кто богат, кто достиг внешних, материальных успехов.

 

И вот здесь мы должны быть очень осторожными, поскольку далеко не все ценности, понятия, идеи, которые западная культура пытается внедрить в наш разум, правильны и полезны для нас. Более того, очень многие современные идеи и ценности для верующих людей попросту вредны и опасны. Какие конкретно? Об этом мы поговорим далее.

 

Цель – земная жизнь или жизнь будущая?

 
Европейская культура также когда-то основывалась на религиозных ценностях, но прошло уже несколько столетий как она отодвинула религию на задний план своей жизни, провозгласив курс на светский или секулярный образ жизни, когда в центре всего оказывается материальный мир.

 

Наверное, многие слышали, что западное общество сейчас называют обществом потребления. Если для человека самое главное – это все внешнее, материальное – то, что можно увидеть и потрогать, то, разумеется, те люди, которые умеют наилучшим образом удовлетворить эти потребности человека, становятся самыми главными, и именно они диктуют людям образ жизни.

 

Если современный человек – сознательно или неосознанно – считает, что земная жизнь – это единственная реальность, а со смертью все закончится, то всячески ублажить и развлечь себя в этой жизни чрезвычайно важно, ведь ничего другого у тебя нет и не будет. Поэтому производители товаров и услуг наперебой расхваливают свой товар – самыми разными способами уговаривая, убеждая, заставляя человека попробовать еще вот этот йогурт, эту шоколадку, эту колбасу, выпить этот напиток, надеть на себя одежду такой-то фирмы, сесть за руль такого-то автомобиля, поехать именно на этот курорт.

 

Вся значимость и ценность человека в таком мире тесно связана именно с его материальным успехом. Если ты имеешь возможность наряжаться в фирменную одежду, питаться в хороших кафе и ресторанах, купить себе большой красивый дом, поехать на модный курорт, то ты преуспел в жизни, твоя жизнь удалась. Если же наоборот, ты небогат, зарабатываешь немного – пусть даже занимаешься любимым делом, то ты неудачник, «лузер», и по меркам этого мира тебе сильно не повезло.

 

В отличие от такого потребительского, материалистического взгляда на вещи, люди верующие считают, что этот мир – лишь преддверие, своего рода коридор, через который нужно пройти, чтобы попасть в будущий мир, будущую жизнь, которая и будет твоим вечным местопребыванием. Главная цель жизни – это довольство Всевышнего, нашего Создателя, который отправил нас в этот мир с определенным заданием.

 

Сообщается, что Ибн ‘Умар (радыАллаху анхума) сказал:

 

«(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение) взял меня за плечи и сказал: “Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник”».

 

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар часто говорил:

 

«Если ты дожил до вечера, то не жди (, что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, то не жди (что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти» (Ахмад, Тирмизи).

 

Наша жизнь в этом мире важна не потому, что здесь следует получить как можно больше удовольствий, а потому, что здесь мы проходим экзамен, испытание, и от того, как мы его выдержим, зависит наша будущая жизнь. Нет греха в том, чтобы есть вкусную еду или красиво одеваться – но при условии, что это не будет отвлекать нас от главной цели.

 

Более того, если человека постигают в этой жизни какие-то неприятности, он не будет сильно расстраиваться – как путник, приехавший на несколько дней в командировку в другой город, не переживает, что в гостиничном номере течет кран или дует из окна, ведь он скоро уедет отсюда, его дом не здесь.

 

Следующие два важных момента, на которых делает акцент западная культура, вытекают из предыдущего:

 

Погоня за весельем

 

Герои одного старого советского мультфильма все время повторяли: «Поели – теперь можно и поспать, поспали – теперь можно и поесть». Жизнь современного человека в западном обществе – по мнению идеологов этого общества – тоже должна стать жизнью таких вот существ, которые не знают ничего другого, кроме как еды, питья, одежды и иных материальных вещей.

 

Но поскольку всякие приятные моменты и развлечения – такие как вкусная еда, модная одежда, поездки и вечеринки, требуют финансовых вложений, человек должен много работать, чтобы заработать на все эти вещи. Таким образом, получается, что он оказывается в замкнутом круге: работает, чтобы потом потратить все средства на развлечения и комфорт, а чем он больше тратит, тем больше денег ему нужно иметь.

 

При этом у человека зачастую нет времени на общение с семьей и детьми, на престарелых родителей, на друзей, и конечно, на серьезные размышления о смысле жизни. Только когда приходит старость, а вместе с ней болезни и одиночество, человек оглядывается на свою жизнь и понимает, что потратил ее на погоню за миражами, но у него нет настоящих друзей, его дети и другие близкие люди стали для него чужими, жизнь прошла впустую, но исправить что-то уже поздно.

 

Нескромность и жизнь напоказ

 

Человек так устроен, что ему мало наслаждаться обладанием разными приятными для жизни вещами – комфортным жильем, новой машиной, удобной бытовой техникой, современными гаджетами. Ему хочется чувствовать себя не хуже – а то и лучше других, для этой цели он старается всячески выставлять напоказ свою красивую жизнь и всяческие приобретения.

 

Современная жизнь западного общества устроена так, что всемерно способствует этой жизни напоказ: человека оценивают не по тому, кем он является на самом деле, какой у него характер, чего он добился, а по тому, как он выглядит и что о себе говорит. Одежда должна быть непременно фирменной, автомобиль или гаджет – последней модели, дети должны учиться в престижных школах, работа и карьера также должны быть такими, которыми не стыдно похвастаться. В противном случае – если человек просто и недорого одевается, не придает значения внешним вещам, его могут посчитать неудачником, который ничего в жизни не добился.

 

Этому показному образу жизни в немалой степени способствуют социальные сети и интернет, где многие люди стараются поставить всех в известность о каждом шаге своей жизни: что они купили, приготовили, куда поехали, с кем общаются, как хорошо проводят время и тому подобное.

 

Стремление к показушности постепенно разрушает и понятия о морали и скромности – когда одежда, особенно женская, должна быть по максимуму открытой, чтобы подчеркивать фигуру и формы тела, в личной жизни человека также не остается ничего тайного – люди не стесняются обсуждать подробности своей интимной жизни с кем попало, выкладывая самые интимные фотографии в общем доступе. Человеку может быть не стыдно обмануть, схитрить, обидеть другого, совершить супружескую измену, поскольку в том кругу, где он вращается, это считается признаком молодечества, мужественности, «крутости».

 

В противовес этому, в Исламе особенно подчеркивается роль скромности, стыдливости – «хайя» на арабском языке. В хадисе говорится, что «скромность – от веры». При этом понятие скромности включает в себя не только внешнюю скромность, когда человек не выставляет напоказ своего тела, свою внешность, но весь образ жизни. Когда человек хочет «быть – а не казаться»: не гонится за модой, не переживает из-за того, что у него нет возможности поменять машину, купить смартфон новой модели, носить «брендовую» одежду.

 

Скромность также подразумевает стыд перед Всевышним – когда человек помнит о том, что Создатель всегда его видит. Поэтому он стыдится совершать грехи – не боится показаться «слабаком», который не пристает к девушкам, не курит и не употребляет спиртное, он не стесняется совершать вовремя молитву и держать пост, пусть даже кто-то посмеется над ним, считая его «несовременным», «религиозным фанатиком». Ему безразлично мнение таких людей – он беспокоится только о довольстве Всевышнего.

 

Наступивший месяц Рамадан – самое время вспомнить об истинной духовности и истинных ценностях (в противовес показным и внешним). Чтобы не гоняться за модой и не переживать из-за того, что кто-то имеет больше материальных вещей, чем вы, следует укреплять свою веру и изучать свою религию. Человек, у которого крепкий внутренний стержень, уже не так легко поддается внешнему влиянию.

 

Конечно, не следует впадать в обратную крайность: никто не призывает вас уехать в пустыню и вести средневековый образ жизни. Но самое главное – правильно расставить приоритеты: понять, что главное, а что второстепенное. Если мы – люди верующие, и главное для нас – довольство и близость к Создателю, тогда все остальное – материальное, будет для нас вторичным и не таким важным. И исходя из этого мы должны строить свою жизнь.

 

По материалам: https://jamiat.org.za/culture/

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Как «исламский феминизм» разрушает брак
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
1 160
вчера
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 768
16 ноября, 24

Комментарии: 1

Правила форума
Amin A
Amin A
0
Очень важное напоминание и много ценных мыслей.
27 апреля, 21

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Медресе: Исчезающее наследие
Медресе: Исчезающее наследие
Мы являемся наследниками бесценного достояния, завещанного нашими предками, которые основали медресе в каждом населенном пункте, располаг...
3 169
3
8 марта, 21
Феминизм за Хиджаб? Или опасности слепого принятия современных идей
Феминизм за Хиджаб? Или опасности слепого принятия современных идей
Одна из главных целей покрытия четко изложена в этом аяте: покрываться нужно, чтобы избежать ненужного внимания и преследований. Да, непр...
3 763
17 января, 21