Три прощальных напутствия месяца Рамадан
Месяц Рамадан – это долгожданный гость, которому большинство из нас, как мы надеемся, были рады, очень скоро окончательно попрощается с нами до будущего года. Но напоследок он хочет напомнить нам о некоторых своих подарках, которые он принес нам и которые должны остаться с нами и после его ухода. Итак, что же это за подарки, которые мы должны были получить во время этого благословенного месяца и сохранить до следующего года?
Ощущение счастья при освобождении от грехов и различного духовного мусора
Месяц Рамадан подобен такому гостю – который приходит в наш внутренний дом, дом нашего сердца, изрядно запущенный и замусоренный в течение всего года. Там уже успели свить гнездо всевозможные грехи и недостатки – и любовь к сплетням, и пустое времяпровождение, и небрежное отношение к своим религиозным обязанностям, и привязанность к мирской жизни (когда мы с трудом вспоминаем о молитве, но не забываем включить телевизор на любимом сериале или футбольном матче). Мы с одной стороны рады его приходу, но с другой стороны нам лень и тяжело поменять свой образ жизни – когда приходится рано утром вставать, ночью допоздна совершать молитвы, отказаться от многих приятных нам вещей ради дополнительного поклонения днем. Однако если мы все-таки приложим усилия, чтобы произвести в это время «генеральную уборку» нашего внутреннего дома, к концу месяца мы бываем вознаграждены сторицей – и хорошим самочувствием, и удовлетворением от сделанных полезных дел (ночных молитв, милостыни, приема гостей), и отказом от разных вредных привычек.
Теперь наша задача – как можно дольше сохранить в себе эту духовную чистоту, привычку к полезным занятиям и благим делам. Недаром в хадисе говорится:
«Кто постится в месяце Рамадан с верой и надеждой на награду, получит прощение его прежних грехов» (Бухари, Муслим).
Надеемся, что по милости Всевышнего мы удостоимся этой прекрасной награды.
Второе напутствие – постоянство в благих делах
К сожалению, духовный подъем Рамадана также претерпевает изменения в течение месяца: вначале мы полны энтузиазма, затем это напряжение несколько ослабевает, чтобы опять испытать подъем в последние десять дней и вновь устремиться вниз к концу месяца.
Однако, задача каждого Рамадана сделать нас, во-первых, лучшими верующими, чем мы были вначале, а во-вторых, приучить нас к постоянству в нашем поклонении и правильном образе жизни.
Передается, что Пророка (мир ему и благословение) попросили: «Научи меня чему-то, чего я мог бы придерживаться в дальнейшем». Он ответил:
«Скажи: "Мой Господь – Аллах, а затем оставайся последовательным в этом"» (Муслим).
Если прошлые месяцы были подготовкой к Рамадану, то сам Рамадан должен быть подготовкой к дальнейшей жизни, когда мы должны стараться не потерять достигнутый нами духовный уровень. Если применить вышеупомянутое сравнение с генеральной уборкой, то в ней нет смысла, если на следующий день после уборки дома мы вновь забудем развесить одежду в шкафу, не помоем за собой посуду и не вынесем мусор. Чтобы наш дом был уютным и комфортным жилищем, мы должны поддерживать порядок в нем каждый день, а не жить от уборки до уборки.
В другом хадисе говорится:
«Однажды Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какие дела Аллах любит больше всего?», на что он ответил:
«Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало» (Бухари, Муслим).
Передается, что кто-то сказал Бишру аль-Хафи (великому праведнику и аскету): «Некоторые люди усердствуют в поклонении в Рамадан, но в момент его ухода вновь возвращаются к прежней жизни». Он ответил:
«Как же плохи те люди, которые вспоминают об Аллахе только в Рамадан!».
Так давайте сделаем конкретные шаги, чтобы сохранить хотя бы часть наших достижений и после Рамадана – равно как не допустить возвращения к тем же грехам, от которых нам удалось отказаться.
И третье напутствие Рамадана – это искренность в нашем покаянии и желании измениться
Подобным образом дело обстоит со всеми верующими, которые в Рамадан готовы дать любые обещания Всевышнему, что теперь они ни за что не вернутся к прежней жизни, они плачут и сожалеют о совершенных грехах. Но чего стоит такое раскаяние – если в глубине души они думают: «ладно, сейчас я покаюсь - ведь Господь милостив, Он меня простит, а потом опять можно будет взяться за прежнее».
В хадисе говорится о таком формальном раскаянии:
«Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом»
Месяц Рамадан не устает повторять: «Скажи: “Астагфируллах (я каюсь перед Аллахом)"». Вся идея Рамадана вращается вокруг этой одной темы: помощь грешникам с разбитым сердцем. Но это возможно только при условии искреннего желания измениться и исправиться. В противном случае мы выйдем из Рамадана с теми же грехами, с какими пришли к нему.
Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний) сказал:
Пророк (мир ему и благословение) однажды взошел на минбар и, вставая, сказал: «Амин, Амин, Амин!»
Его спросили: «О, Посланник Аллаха, ты, поднимаясь на минбар, произнёс три раза «Амин!». Что это было?»
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:
«Ко мне подошёл ангел Джибриль и сказал: «О Мухаммад! Тот, кто достиг месяца Рамадан, просил Аллаха о прощении, и его не простили, будет в аду после смерти, да отдалит его Аллах (от нас)!», и я ответил: «Амин».
Далее Ангел сказал: «Тот, у кого есть живые родители или один из них (родителей), которые им не довольны, будет в огне после смерти, да отдалит его Аллах от нас», я опять ответил: «Амин».
Затем Ангел сказал: «Тот, возле кого упомянули твоё (Пророк) имя, и он не благословил тебя, будет гореть в гиене огненной после смерти, да отдалит его Аллах (от нас)» и я произнёс: “Амин”».
Как прекрасно будет, если мы закончим Рамадан, достигнув очищения сердца и получив прощение грехов, и, наоборот, как будет печально, если мы выйдем из этого месяца такими же, какими пришли к нему.
Комментарии: 0
Правила форума