Разрешено ли проводить опыты на мышах и других животных?
Разрешено ли проводить опыты на мышах и других животных?
Вопрос: Допускается ли проведение опытов на мышах/животных для медицинских исследований? Иногда мышам приходится проходить болезненные ис...
3 817
10 сентября, 21

Разрешено ли проводить опыты на мышах и других животных?

3 817
10 сентября, 21
АВТОР ЦИКЛА
Разрешено ли проводить опыты на мышах и других животных?
Фараз Адам
Ответил:
ФАРАЗ АДАМ
Муфтий, Лейстер (Великобритания)
Darul Fiqh
Источник:
DARUL FIQH

Gateway to the Islamic sciences

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Необходимость хорошего отношения к животным

Вопрос: Допускается ли проведение опытов на мышах/животных для медицинских исследований? Иногда мышам приходится проходить болезненные испытания, и нет ничего необычного в том, что мышей приходится убивать в исследовательских целях.

 

Ответ:

 

Именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

 

Как правило, крайне неодобряемо убивать насекомых и животных, которые не наносят вреда или не нападают на человека.[1]

 

Грызуны и такие животные, которые причиняют общий вред человеку или имуществу, могут быть истреблены.[2]

 

Всевышний Аллах создал землю и всё, что на ней есть, для пользы человеку.

Всевышний Аллах говорит:

 

«Он создал для вас все, что есть на земле» (Сура «Аль-Бакара», аят 29)

 

В других аятах, Аллах перечисляет, как животные были созданы на благо человека:

 

«Аллах сделал для вас дома (которые вы строите из камня, кирпича и дерева) в качестве места обитания (места безопасности и отдыха). Он также сделал для вас жилища (шатры) из шкур домашнего скота (овец, коз и верблюдов), которые не тяжелы для вас (при сборке и разборке), когда вы отправляетесь в путь или делаете остановку. Он (Аллах сделал для вас) утварь и разные (нужные) вещи из шерсти, пуха и волоса (подушки, одеяла и матрасы), чтобы вы пользовались ими до определенного времени (когда они износятся)». (Сура «Ан-Нахль», аят 80)

 

«Среди животных (которых сотворил Всевышний Аллах) есть те, что предназначены для перевозки (грузов, например, верблюды), и те, что не предназначены (вроде мелкого рогатого скота). Ешьте из того, чем наделил вас Аллах (и что Он сделал дозволенным для вас). И не следуйте по стопам шайтана, ведь он ваш явный враг». (Сура «Аль-Ан'ам», аят 142)

 

Хотя истребление насекомых и безвредных животных в целом недопустимо, учитывая, что все создано на благо человека и необходимость исследований в современном постоянно развивающемся мире, использование животных для испытаний и исследований разрешается на основании необходимости.

 

Однако такие опыты и эксперименты должны ограничиваться степенью необходимости и проводиться таким образом, чтобы причинять животным наименьшую боль.[3] Причинять животным чрезмерную или ненужную боль недопустимо и греховно.[4]

 

«Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо, и если придётся убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете приносить жертву, то совершайте  это также хорошо, и пусть каждый из вас [как следует] наточит свой нож и избавит животное от мучений». (Передано Имамом Муслимом).

 

А Всевышний Аллах знает лучше.

 

 

[1] (وَبَعُوضٍ وَنَمْلٍ) لَكِنْ لَا يَحِلُّ قَتْلُ مَا لَا يُؤْذِي، وَلِذَا قَالُوا لَمْ يَحِلَّ قَتْلُ الْكَلْبِ الْأَهْلِيِّ إذَا لَمْ يُؤْذِ وَالْأَمْرُ بِقَتْلِ الْكِلَابِ مَنْسُوخٌ كَمَا فِي الْفَتْحِ: أَيْ إذَا لَمْ تَضُرَّ (الدر المختار ج 2 ص 570 أيج أيم سعيد)

 

[2]  قَتْلُ الزُّنْبُورِ وَالْحَشَرَاتِ هل يُبَاحُ في الشَّرْعِ ابْتِدَاءً من غَيْرِ إيذَاءٍ وَهَلْ يُثَابُ على قَتْلِهِمْ قال لَا يُثَابُ على ذلك وَإِنْ لم يُوجَدْ منه الْإِيذَاءُ فَالْأَوْلَى أَنْ لَا يَتَعَرَّضَ بِقَتْلِ شَيْءٍ منه كَذَا في جَوَاهِرِ الْفَتَاوَى (الهندية ج 5 ص 361 الرشيدية)

(قَوْلُهُ لَكِنْ لَا يَحِلُّ إلَخْ) اسْتِدْرَاكٌ عَلَى الْإِطْلَاقِ فِي النَّمْلِ، فَإِنَّ ظَاهِرَهُ جَوَازُ إطْلَاقِ قَتْلِهِ بِجَمِيعِ أَنْوَاعِهِ مَعَ أَنَّ فِيهِ مَا لَا يُؤْذِي، وَهَذَا الْحُكْمُ عَامٌّ فِي كُلِّ مَا لَا يُؤْذِي كَمَا صَرَّحُوا بِهِ فِي غَيْرِ مَوْضِعٍ ط (قَوْلُهُ أَيْ إذَا لَمْ تَضُرَّ) تَقْيِيدٌ لِلنَّسْخِ ذَكَرَهُ فِي النَّهْرِ أَخْذًا مِمَّا فِي الْمُلْتَقَطِ: إذَا كَثُرَتْ الْكِلَابُ فِي قَرْيَةٍ وَأَضَرَّتْ بِأَهْلِهَا أُمِرَ أَرْبَابُهَا بِقَتْلِهَا، فَإِنْ أَبَوْا رُفِعَ الْأَمْرُ إلَى الْقَاضِي حَتَّى يَأْمُرَ بِذَلِكَ. اهـ. (رد المحتار ج 2 ص 570 أيج أيم سعيد)

الْهِرَّةُ إذَا كانت مُؤْذِيَةً لَا تُضْرَبُ وَلَا تُعْرَكُ أُذُنُهَا بَلْ تُذْبَحُ بِسِكِّينٍ حَادٍّ كَذَا في الْوَجِيزِ لِلْكَرْدَرِيِّ (الهندية ج 5 ص 361 الرشيدية)

وَطَرْحُ الْقَمْلِ حَيًّا مُبَاحٌ لَكِنْ يُكْرَهُ من طَرِيقِ الْأَدَبِ كَذَا في الظَّهِيرِيَّةِ (الهندية ج 5 ص 361 الرشيدية)

(وَالْهِرَّةُ إذَا كَانَتْ مُؤْذِيَةً تُذْبَحُ بِسِكِّينٍ ) حَادٍّ قَالَ فِي التتارخانية وَيُكْرَهُ أَنْ يَقْتُلَ مَا لَا يُؤْذِيهِ (بريقة محمدية)

 

[3] جديد فقهي مسائل ج 1 ص 226 زمزم    

    

[4] (وَ) كُرِهَ كُلُّ تَعْذِيبٍ بِلَا فَائِدَةٍ (الدر المختار من مسخة حاشية ابن عابدين ج 6 ص296)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 918
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
265
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Как очистить ковер от нечистот?
Как очистить ковер от нечистот?
Вопрос: Ассалям аляйкум. Если наджаса (моча, рвота) попадет на ковер, достаточно ли будет почистить место загрязнения влажной губкой три ...
3 863
1
27 августа, 21
Вакцина от COVID-19: Фетва Даруль Ифта Махмудийя
Вакцина от COVID-19: Фетва Даруль Ифта Махмудийя
Можно ли принимать вакцину от коронавируса (COVID-19) в Исламе? В связи с пандемией коронавируса и массовой вакцинацией, Даруль Ифта Махм...
7 639
22 августа, 21