Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Аяты 6-11
Аяты 6-11
Вначале Аллах говорит о свирепствовании адского огня. Адский огонь – послушное создание Аллаха. Алла...
5 614
11 марта, 16

Аяты 6-11

5 614
11 марта, 16

Аяты 6–11

 

6. وَلِلَّذِينَ كَفَرُوا بِرَبِّهِمْ عَذَابُ جَهَنَّمَ وَبِئْسَ الْمَصِيرُ

«Для тех, кто не уверовал в своего Господа, – наказание ада, и скверно это место прибытия!»
 
7. إِذَا أُلْقُوا فِيهَا سَمِعُوا لَهَا شَهِيقًا وَهِيَ تَفُورُ

«Когда их бросят в него, они услышат из него (страшный) рев, и он будет кипеть».

 

8. تَكَادُ تَمَيَّزُ مِنَ الْغَيْظِ كُلَّمَا أُلْقِيَ فِيهَا فَوْجٌ سَأَلَهُمْ خَزَنَتُهَا أَلَمْ يَأْتِكُمْ نَذِيرٌ

Он словно разрывается от ярости. Каждый раз, когда туда бросают толпу, его стражи спрашивают их: «Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?».
 
9. قَالُوا بَلَى قَدْ جَاءنَا نَذِيرٌ فَكَذَّبْنَا وَقُلْنَا مَا نَزَّلَ اللَّهُ مِن شَيْءٍ إِنْ أَنتُمْ إِلَّا فِي ضَلَالٍ كَبِيرٍ

Они сказали: «Да, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы отвергли и сказали: “Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждении”».
 
10. وَقَالُوا لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ

И они скажут: «Если б мы только прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей ада».
 
11. فَاعْتَرَفُوا بِذَنبِهِمْ فَسُحْقًا لِّأَصْحَابِ السَّعِيرِ

«И они признаются в своем грехе. Прочь же, обитатели ада (от милости Аллаха)!»
 
Вначале Аллах говорит о свирепствовании адского огня. Адский огонь – послушное создание Аллаха. Аллах создал его, и он собирается исполнить веления Аллаха. Когда-то или иное творение Аллаха не послушно Ему, то адский огонь только и ждет, чтобы обжечь того, кто не послушен Аллаху. В хадисе приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ, что огонь этого мира составляет лишь одну семидесятую долю адского огня. Адский огонь в семьдесят раз сильнее огня этого мира. Как сообщается еще в одном хадисе, Посланник Аллаха ﷺ сказал, что Аллах сделал так, чтобы адский огонь горел тысячу лет, пока тот не стал красным, затем еще тысячу лет, и тот стал белым, а затем еще тысячу лет, пока он не стал черным как смоль, и, как сказал Пророк ﷺ, именно такого цвета сейчас адский огонь. В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал, что в Судный День адский огонь только и будет ждать, чтобы поглотить врагов Аллаха, и он будет свирепствовать и взрываться. В Судный День будут семьдесят цепей, сдерживающих адский огонь. Каждую цепь будут контролировать семьдесят тысяч ангелов.
 
Аллах говорит об адском огне и говорит, что неверующих бросят в него, и ангелы спросят их:
 

أَلَمْ يَأْتِكُمْ نَذِيرٌ


«Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?»
 
Разве Аллах не посылал им пророка? Тогда они признаются, и скажут, что да, Аллах присылал им пророка, и они выразят свое сожаление и скажут:
 

لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ


«Если б мы только прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей ада».
 
В этих аятах Аллах указывает на две причины, по которым человека бросят в адский огонь. Первая – то, что человек не слушал, а вторая – то, что человек не понимал. Неверующие не слушали с открытым, искренним сердцем и не пытались понять. Если бы они были искренни в своем желании понять, они бы были наставлены. Но, поскольку они не слушали и не пытались понять, они оказались лишенными. В другом аяте Корана Аллах говорит о тех, кто наставлен на истинный путь, о том, что привело человека к этому наставлению, и о том, что привело человека к обретению милости и наставления Аллаха. Аллах говорит, что они слушали, когда им говорили. Аллах говорит о Своих послушных рабах как о тех людях, кто слушает. Одной из наиболее выдающихся особенностей в жизни сахабов было то, что они сидели, слушали и подчинялись всему тому, что говорил им Посланник Аллаха ﷺ. В них было послушание, и не было гордыни. Они знали, что у их разума есть свой предел, и что их понимание ограничено, поэтому они полагались в наставлении на кого-то другого, и они были наставлены на путь Аллаха в отличие от тех, кто не пытался слушать и понять.
 
Одна из причин, по которой человек не прислушивается к тому, что ему говорят, – это гордыня и высокомерие. Гордыню можно определить так: если человеку говорят истину, он отвергает ее и смотрит на людей сверху вниз. Одна из самых больших потребностей нафса – гордыня. Нафс постоянно хочет быть вскормленным гордыней и чувством величия, превосходства над другими. Когда такой аппетит получает свое удовлетворение, гордыня увеличивается. А если человека не накормить гордыней, чувством величия, восхвалениями, то это приведет к целому ряду проблем и духовных болезней. Поэтому гордыню называют умм-уль-амра (мать всех болезней). Когда человек не вскармливается гордыней, к нему подступают гнев, зависть и куча других всевозможных болезней.
 
Однажды, будучи в Лучезарной Медине, Посланник Аллаха ﷺ пошел навестить Са’да ибн Убаду (да будет доволен им Аллах), который в тот момент неважно себя чувствовал. Посланник Аллаха ﷺ поехал к нему на осле, и по дороге проезжал мимо собрания мусульман и немусульман. Когда Посланник Аллаха ﷺ проезжал мимо них, случилось так, что ветер сдул пыль из-под ослика в сторону этой группы людей. Тогда Абдулла бин Убай (глава мунафиков) сказал, чтобы Пророк ﷺ не поднимал на них пыль. Услышав это, Хассан ибн Сабит возразил ему. В результате произошла драка. Пророк ﷺ постарался успокоить их. Наконец, он покинул эту группу людей и направился к дому Са’да ибн Убады (да будет доволен им Аллах). Посланник Аллаха ﷺ спросил Са’да (да будет доволен им Аллах) о том, слышал ли тот, что произошло, и что сказал Абдулла бин Убай. Са’д (да будет доволен им Аллах) ответил Посланнику Аллаха ﷺ:
 
«О Пророк Аллаха, не обращай на него внимания. До того, как ты прибыл в Лучезарную Медину, люди думали о том, чтобы сделать его своим вождем, а теперь, после твоего приезда в Лучезарную Медину, все, чего он желал и к чему стремился, рухнуло, что и сделало его твоим противником».
 
Первым грехом, произошедшим на этой земле, тоже была гордыня. Аллах повелел ангелам совершить саджду Адаму (мир ему). Все сделали саджду за исключением Шайтана. Он отказался совершить саджду и проявил гордыню. Он сказал Аллаху, почему это он должен склоняться перед Адамом, в то время как Аллах создал его из огня, а Адама – из сухой глины, огонь лучше глины, поэтому с какой стати ему склоняться перед тем, что хуже него, в то время как он лучше. Он проявил гордыню перед Аллахом, поэтому Аллах сказал ему убраться из рая, сказал, что он здесь не имеет права проявлять гордыню. Из-за своей гордыни он лишился рая.
 
Фараон тоже занимал высокое положение. Муса (мир ему) неоднократно говорил ему подчиниться Аллаху. Но тот заявлял, что он лучше, и что нет другого бога. Он не стал слушать, и мы видим, какое наказание он получил от Аллаха.
 
Карун тоже был богатым, состоятельным человеком. Праведные люди говорили ему: «Аллах благословил тебя богатством, так стремись же к довольству Аллаха в своем богатстве!». Из-за гордыни он не захотел их слушать.
 
Баль’ам ибн Баура тоже был очень знающим человеком, у которого тоже была гордыня.
 
Если мы посмотрим на историю тех народов, что были уничтожены, мы увидим, что это произошло от того, что они не разумели и не слушали. Даже во времена Нуха (мир ему), Худа (мир ему) и Салиха (мир ему) неверующие не слушали и не разумели. И гнев и наказание Аллаха обрушились на них. Во времена Посланника Аллаха ﷺ тоже был человек по прозвищу Абу Джахль, который не слушал и не разумел, поэтому на него обрушились гнев и наказание Аллаха. Все это из-за гордыни и высокомерия.
 
В хадисе приводятся слова Посланника Аллаха ﷺ о том, что человек, в котором есть даже крупинка гордыни, никогда не войдет в рай.
 
В другом хадисе сообщается о словах Посланника Аллаха ﷺ о том, что на троих не посмотрит Аллах, и не очистит Он их. Этими тремя являются:
 
1) старик, совершающий зина;

2) бедный, но при этом горделивый человек;

3) король (правитель), который лжет.
 
В одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал, что в День Воскрешения гордецы будут воскрешены словно маленькие муравьи, и они будут унижены перед всеми людьми, и их отправят в место в аду под названием «Булас».
 
Говорится, что гордец подобен тому, кто находится на вершине горы. Он смотрит на людей сверху вниз и думает, что они очень малы. А себя он чувствует большим, ведь он находится выше их. Но он не понимает, что у подножия горы люди, смотрящие на вершину, видят наверху какую-то маленькую точку. Таково мышление гордеца, считающего себя лучше других, в то время как на самом деле люди видят, что он хуже.
 
Однажды человека, являвшегося другом Аллаха, обозвали собакой. Он совершенно не обиделся и ответил:
 
«Являюсь ли я собакой или нет, станет известно только во время моей смерти. Если я умру с иманом, я лучше собаки. Если же умру без имана, то я хуже нее».
 
Как-то раз одному человеку сказали не приятные ему слова. Обычно из-за своей гордыни люди начинают говорить: «Да ты знаешь, кто я такой?!». И ему ответили: «Да, я знаю, кто ты такой. Ты произошел из капли спермы, а закончишь свою жизнь трупом». А между нашим началом и нашим концом мы несем в себе нечистоты и экскременты. Вот кто мы. Так отчего же нам быть горделивыми?
 
Хазрат, муфтий Махмуд Гангохи (да смилуется над ним Аллах) советовал, чтобы мы всегда берегли себя от гордыни. Мы должны поразмыслить над тем, что мы можем есть самую лучшую пищу, но что из нас выходит, когда мы идем в туалет? Помните об этом постоянно. Какое право у вас после этого на гордыню?
 
Единственный, у кого есть право на гордость, – это не кто иной, как Аллах.
 
Посланник Аллаха ﷺ в хадисе приводит слова Аллаха о том, что гордость – это Его покрывало, только Он имеет право на гордость. Нам очень важно совершать ислях (улучшение, преобразование своей личности). Как часто мы оказываемся в затруднительных ситуациях из-за проявления гордыни! Даже будучи с детьми у себя дома, мы должны воспитывать их, добиваться того, чтобы они уважали старших и не проявляли гордыню. Если мы не научим их слушать, они, в конечном счете, не будут проявлять уважения и окажутся гордецами.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Аль-Мульк»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков