Циклы Авторы Сортировка

Аяты 1-2

3 799
26 февраля, 16

Это мекканская сура. В тафсирах под мекканскими сурами подразумеваются главы Корана, ниспосланные в Почитаемой Мекке до переселения Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в Лучезарную Медину.

Сура «Мульк» состоит из тридцати аятов и двух руку’. Другое название данной главы – сура «Аль-Мани’а» (предотвращающая глава). Также ее называют сурой «Аль-Мунджия» (спасительной главой). Как сообщается, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорил, что сура «Мульк» спасает человека от наказания в могиле.

Еще в одном хадисе приводятся слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) о том, что данная сура состоит из тридцати аятов, защищает и спасает произносящего ее от наказания в могиле.

Как передает Абдулла ибн Аббас (радиаллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) говорил, что его желанием, мечтой и надеждой является то, чтобы сура «Мульк» находилась в сердце каждого верующего.

Исполнение желаний близких и любимых нами людей – норма нашей жизни. Муж исполняет желания своей жены и делает ее счастливой. Она рассказывает ему о своих пожеланиях: сделать то-то и то-то ради нее. И муж идет и претворяет в жизнь ее стремления. Есть пожелания и у родителей по отношению к своим детям. И дети из любви к папе и маме исполняют их желания.

Здесь же мы говорим о желании, мечте и надежде Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). И нам нужно приложить необходимые усилия, чтобы выучить и запомнить суру «Мульк». Если мы знаем эту суру, нам нужно произносить ее. А если не знаем, нам нужно выучить ее. Даже если человек уже стар, ни в коем случае не надо терять надежду: пусть такой человек каждый день старается произносить хотя бы по одному аяту. Нам нужно делать это, намереваясь претворить в жизнь желание и надежду Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям).

Однажды я пришел к шейху Ахмаду Дидату (рахматуллахи алейхи), который на тот момент был в пожилом возрасте, и, сидя в его гостиной, я увидел, как он достал из нагрудного кармана несколько карточек. Я спросил его о том, что написано на карточках. Он показал мне их и сказал, что на них записаны некоторые аяты Корана. Я попросил разъяснить причину этого, и он сказал, что, когда он хочет заучить тот или иной аят Корана, он записывает его и держит в своем кармане. Каждый раз, когда ему предоставляется подходящая возможность, он достает записанный аят, заучивает, перечитывает его и совершенствует свои знания. Шейх сказал, что люди думают, будто он совершенен, является хафизом и специалистом в арабском языке. И многие из нас, когда мы слышим его речи, думают, что он – знаток Корана и арабского языка. Но он сказал, что не является таковым, но старается усовершенствоваться. На момент нашего с ним разговора ему было почти 80 лет. И это дает нам надежду на заучивание аятов Корана, которые удастся запомнить.

Да дарует нам Аллах способность заучить суру «Мульк» для нашего спасения в могиле! Аминь.

Аят 1

Сура «Мульк» начинается следующими словами:

 

1. تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

 

«Благословен тот, Кто владеет властью, Кто властен надо всем сущим»


В этом аяте суры «Мульк» Аллах делает четыре заявления:

Первое – о Своем существовании,

Второе – о совершенстве Всевышнего Аллаха,

Третье – о Его владычестве,

Четвертое – о мощи (кудрат) Аллаха.

Четыре заявления – в одном аяте. Нашей акыдой, вероубеждением Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат, является то, что Аллах – один единственный. Но у Аллаха много сифатов (качеств). Все эти сифаты олицетворяют величие Всевышнего Аллаха. Существуют 99 имен Аллаха, и каждое из этих имен олицетворяет мощь и могущество Всевышнего Аллаха.

В остальных 29 аятах суры «Мульк» Аллах доказывает Свое существование, мощь и владычество, находящиеся под Его властью.

Аят 2

Во втором аяте Аллах говорит:

 

2. الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ

 

«(Он,) кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас (относительно того,) кто окажется лучше в деяниях. И Он – Могущественный, Прощающий»


Во втором аяте Аллах разъясняет нам цель Жизни, зачем Он создал нас, зачем Он создал смерть и жизнь. Цель этого – в испытании нашего ихляса (искренности), преданности и верности Аллаху. Аллах создал нас не для того, чтобы увидеть, сколько мы знаем, а чтобы увидеть, сколько мы реально сделаем. Главное – то, с каким сердцем мы совершаем наши действия и представляем их пред Аллахом.

Есть три важных понятия:

Первое – это знания (ильм). Они имеют большое значение,ведь, если у нас есть знания, мы можем совершать действия. Например, если человек болен, но не знает, где найти врача, то даже все деньги этого мира не спасут его. Но если он знает, где находится врач, и у него есть деньги, он сможет пойти к нему. Так же и в Исламе: чтобы исполнить и претворить в жизнь законы шариата, нам необходимо знать, в чем они заключаются. Поэтому Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что поиск религиозных знаний – обязанность каждого мусульманина. Мы должны знать, как совершать омовение, намаз и другие религиозные действия.

Второе – это действия (а’маль), совершение поступков в соответствии с шариатом. Наличия одних лишь знаний не достаточно. У шайтана тоже есть знания, но он не действует в соответствии с ними.

Третье и самое важное – это совершение всего, что мы делаем, с искренностью (ихлясом) ради довольства Аллаха. Есть высказывание о том, что все люди погублены, за исключением алимов (знающих людей), и что все алимы тоже загублены, за исключением тех алимов, что действуют в соответствии со своими знаниями, и что все те, кто действуют в соответствии со своими знаниями, тоже погублены, за исключением тех из них, у кого есть ихляс (искренность). И те, кто заявляют, что у них есть ихляс, они принимают большой вызов. Человеку очень трудно определить, совершено ли сделанное им исключительно ради довольства Аллаха. А это то, ради чего нас создал Аллах, испытание нашего ихляса, чтобы все, что мы делаем,было исключительно ради довольства Аллаха. Именно по этой причине имам Бухари (рахматуллахи алейхи) самым первым хадисом в своем сборнике поставил следующее высказывание:

«Поистине, все дела (оцениваются и награждаются) по намерениям».

Если мы посмотрим на жизни наших праведных предшественников, мы увидим, что их самым выдающимся качеством был ихляс. Что бы мы ни делали, мы должны делать это ради довольства Аллаха. Когда мы идем на рынок, мы должны делать это для довольства Аллаха и с правильным намерением. Когда муж идет к своей жене, чтобы удовлетворить свою страсть, он должен делать это ради довольства Аллаха. Когда мы кушаем и пьем, мы тоже должны делать это ради довольства Аллаха. Все, что мы делаем, должно совершаться нами для довольства Аллаха. Тогда мы обнаружим баракат в своих действиях.

Хазрат, шейх Закария (рахматуллахи алейхи) рассказывал о случае с праведником, жившим на берегу одного моря в Индии. Одному человеку понадобилось по важному делу попасть на другой берег. Но море было очень неспокойным. И этому человеку порекомендовали пойти к праведнику и попросить того совершить дуа за него. Он последовал совету, отправившись к праведнику, жившему на берегу этого моря. Он объяснил ему свою ситуацию и попросил его о дуа. Праведник сказал, чтобы тот шел к морю и сказал морю, что меня послал такой-то человек, который никогда не спал со своей женой, никогда не ел и не пил, и что он велит тебе успокоиться. Человек сделал, что ему сказали, море успокоилось, и он смог добраться до пункта назначения. Жена прослышала о том, что сказал ее муж, и немедленно пошла к нему. Она спросила его: «Откуда у тебя, по-твоему, семеро детей? Посмотри, какой ты здоровый, сколько ешь и пьешь! Если ты говоришь, что не спал со мной, откуда взялись семеро детей? Если ты заявляешь, что не ел, откуда взялось твое здоровье?!» В ответ он объяснил жене свои слова: «Когда бы я ни подходил к тебе, я это делал ради довольства Аллаха. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что у всего есть свое право, и у человека есть право по отношению к жене. Когда бы я ни сближался с тобой для удовлетворения своей страсти, у меня всегда было при этом еще и намерение угодить Аллаху. Когда бы я ни ел, я делал это ради довольства Аллаха, чтобы совершить больше ибадата».

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) также сказал, что у тела тоже есть право над человеком. Поэтому все,что мы делаем, мы должны делать с намерением добыть довольство Аллаха.

Во время своего правления Абу Бакр (радиаллаху анху) совершал много работы по социальному обеспечению. Он помогал бедным, пожилым, сиротам и многим другим людям. Однажды, когда вместе с Абу Бакром (радиаллаху анху) находился Умар (радиаллаху анху), к халифу пришли несколько человек. Одной из нужд, об удовлетворении которой они просили, была помощь одной пожилой женщине. Ей нужен был слуга, который бы помог ей с уборкой дома и приносил бы ей воды из колодца. Однако нужного человека не нашлось. Умар (радиаллаху анху) сказал себе, что сам пойдет к ней, сделает уборку и принесет воды из колодца. Он не стал говорить о своем намерении Абу Бакру (радиаллаху анху). Когда Умар (радиаллаху анху) подошел к ее дому и постучал в дверь,женщина спросила: «Кто там?» «Ваш слуга», – ответил Умар (радиаллаху анху). Вы можете себе представить?! Умар (радиаллаху анху), приближенный к Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи уа саллям), ставший впоследствии повелителем правоверных, лидером мусульман, представляется женщине как ее слуга! Пожилая женщина тогда спросила о цели его визита. Он ответил: «Я пришел помочь Вам, ведь Вы просили, чтобы кто-то пришел и помог по дому». Женщина ответила, что вся работа уже сделана. Умар (радиаллаху анху) спросил: «Кто сделал это?» Она ответила: «Не знаю. Кто-то пришел и предложил все сделать». Умар (радиаллаху анху) ушел. На следующий день он снова пришел, постучал в дверь и предложил выполнить необходимую работу. Женщина снова сказала, что все уже сделано. Умар (радиаллаху анху) спросил о том, кто это сделал. Женщина сказала, что это был тот же человек, что приходил вчера. Умар (радиаллаху анху) захотел узнать, кто же этот искренний человек, который приходил еще до него, делал всю работу, да так, что никто об этом и не знает. На третий день Умар (радиаллаху анху) снова пришел, спрятался в уголке,чтобы посмотреть, кто же этот человек. Он увидел, как человек без обуви медленно направлялся к дому женщины. К его удивлению, когда он присмотрелся, он понял, что это не кто иной, как Абу Бакр Сиддик (радиаллаху анху)! Субханаллах! Абу Бакр (радиаллаху анху) даже не сказал Умару (радиаллаху анху), что собирается прислуживать этой женщине. Таков был ихляс (искренность), с которым сахабы совершали свои поступки, только лишь чтобы добыть довольство Аллаха.

У Аиши (радиаллаху анха) была такая привычка, что каждый раз, когда к ее дверям подходил нищий, она направляла к нему свою прислугу, чтобы что-нибудь тому подать. Далее она становилась за занавеской, чтобы услышать слова, произносимые нищим. Служанка заметила это и спросила о причине такого поступка. Аиша (радиаллаху анха) пояснила: «Когда нищий делает за меня дуа, я отвечаю: «Да дарует Аллах тебе ту же награду!» Причина, по которой я так поступаю, – в том, что, если я не отвечу, то в День Воскрешения не получу награды за то, что подала нищему». Таков был ихляс!

Однажды, во время военных действий, Али (радиаллаху анху) захватил пленного и уже готовился убить врага, когда тот плюнул ему в лицо, тем самым очень разозлив Али (радиаллаху анху). Он отошел и не стал убивать врага. Враг был удивлен: как же так, тот готовился его убить, но после такого поступка не стал этого делать. Он спросил Али (радиаллаху анху): «Почему ты освободил меня?» Али (радиаллаху анху) ответил, что, когда он одолел его, это было ради довольства Аллаха, и убийство было бы ради Аллаха, но после плевка он бы убил его не ради довольства Аллаха, а из-за своего гнева.

Халид бин Валид (радиаллаху анху) был командующим во время сражения при Ярмуке. Умар (радиаллаху анху) послал ему письмо, где говорилось, что, как только Халид (радиаллаху анху) получит письмо, он снимается с должности командующего армией муджахидов (воинов, ведущих джихад), и у него есть выбор: либо, уйдя с должности, продолжать джихад, либо вернуться в Лучезарную Медину. Как только Халид (радиаллаху анху) прочел письмо, он снял с себя обязанности эмира муджахидов, и другой человек стал командующим и эмиром. Халид (радиаллаху анху) остался среди обычных муджахидов и продолжил джихад. Его спросили о том, как такое возможно, как он, эмир и командующий, так легко ушел со своей должности, при этом нисколько не беспокоясь об этом. Он ответил, что когда был назначен командующим, его пребывание здесь имело цель и смысл, и когда он ушел с поста командующего и стал обычным сражающимся муджахидом, его пребывание здесь тоже имело цель и смысл, и он всегда был сосредоточен на ридване (довольстве) Аллаха.

Это лишь крохотная часть примеров того, как сахабы (радиаллаху анхум) вели свою жизнь с единственной целью добыть довольство Аллаха. Нам нужно помнить об этом,извлечь уроки из этих примеров, чтобы постараться стать лучше и очистить свои намерения – чтобы каждый наш поступок совершался нами исключительно ради довольства Аллаха. Нам нужно привить себе ихляс и каждое действие совершать с искренностью.

Как же нам привить себе ихляс? Есть три важных момента:

1) Между нашим поведением на людях и поведением дома не должно быть никакой разницы. Не должно получаться так,что на людях мы показываем, что совершаем нафль-намаз и другие действия, а при этом дома не читаем даже фард-намаз. Если б вы совершали свои действия ради довольства Аллаха, вы бы делали их как на людях, так и дома. У факиха Абу Ляйса Самарканди (рахматуллахи алейхи) однажды спросили о том, как нужно совершать намаз и как привить себе ихляс. Он ответил: «Вы видите пастуха, совершающего свой намаз? Вокруг него – овцы, и он совершает намаз среди них. Ждет ли он похвалы от овец? Нет! Мы должны вести себя так же. Когда мы совершаем ибадат на людях, мы не должны ждать похвалы и восторга со стороны людей. Совершайте свои действия только лишь ради довольства Аллаха».

2) Не ждите похвалы от людей и не стремитесь к ней. Что бы вы ни делали, не ожидайте похвалы от других. Будь это милостыня или помощь нуждающимся, не надейтесь на похвалу людей, делайте это исключительно ради довольства Аллаха. Не заботьтесь об улучшении своей репутации. Кари Таиб сахиб (рахматуллахи алейхи) говорил, что репутация – словно мяч: иногда взмывает ввысь, а временами падает вниз. Бывает, люди хвалят вас, и вы чувствуете себя выше, а, бывает, людям нет до вас дела, или они смотрят на вас сверху вниз, и вы чувствуете себя ниже.

3) Пусть осуждение со стороны людей не заботит вас. Если вы делали что-то хорошее, не должно получиться так, что теперь,из-за осуждения людей, вы бросаете это. Если вы делаете это ради довольства Аллаха, вы продолжите совершать благородные дела, не заботясь о том, что люди плохо говорят о вас за вашей спиной или осуждают вас. Вы продолжите то, что делали ради довольства Аллаха. Если же вы забросили то,что делали, это показывает, что вы совершали это ради довольства людей, а не ради Аллаха.

Остальные аяты суры «Мульк» приводят доказательства и подтверждения четырем заявлениям, приводимым Аллахом в первом аяте, в основном о существовании Аллаха и Его мощи. Аллах сделал чрезвычайно легким для нас Его признание. Мы можем признать Его посредством размышлений о созидательной мощи Аллаха. Все, что нам нужно, – это задуматься о том, как Аллах создал все.

Французский философ Декарт прекрасно претворил это в жизнь. Его философия заключалась в размышлении. Он говорил: «Я мыслю, следовательно, я существую». Он основал все свое существование на мышлении. И размышления над творением Аллаха привели его к принятию Ислама. Поэтому нам очень важно думать и размышлять над тем, что создал Аллах. Тогда вы увидите, насколько отлажено и великолепно сотворенное Аллахом, как различные творения Аллаха гармонично сосуществуют с невероятной уверенностью. С абсолютной уверенностью можно сказать, что за сотворенным существует Тот, кто все это отрегулировал.

Во времена Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи) должен был состояться спор между ним и атеистами о существовании Аллаха. Место и время диспута было оговорено. Однако в назначенное время имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) не явился. Он появился позже, и атеисты спросили о том, что задержало его, почему он явился позже положенного. Он ответил, что ему нужно было перейти на другой берег реки, и он увидел нечто чрезвычайно странное и уникальное в своем роде: дерево упало, его ветки отделились от ствола, затем ствол сам по себе оказался обработан и спустился в реку. И вот так имам увидел чудесную лодку, на которую сел и приплыл сюда. Атеисты сказали, что думали о нем как об умном человеке, а он им рассказывает, что дерево само по себе упало и само сделало из себя лодку! Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) ответил, что если дерево не может само по себе превратиться в лодку, то как весь мир может сам по себе появиться?! У всего и вся должен быть свой создатель. И совершенно точно, что у этого мира есть Создатель.

У имама Шафии (рахматуллахи алейхи) спросили о том, как он пришел к признанию Аллаха. Он ответил, что признал Аллаха через лист тутовника. Одна и та же земля, одно и то же дерево, один и тот же лист, но когда его ест корова, у нее получается навоз; когда его съедает газель, у нее образуется мускус; когда его ест червь, у того получается шелк. Одна и та же земля,одно и то же дерево, один и тот же лист, но посмотрите на его изменения, когда он попадает внутрь! Кто создал все эти изменения? Это не кто иной, как Аллах.

Имам Абу Ахмад ибн Ханбаль (рахматуллахи алейхи) разъясняет нам мощь Аллаха. Он говорит, что смотрит на крепость, и со стороны она выглядит совершенно закрытой: нигде не видно ни дверей, ни окон, – и вдруг дверь одного из входов распахивается и оттуда выходит прекраснейшее дитя. Эта крепость символизирует утробу матери. Аллах создает ребенка в утробе матери, где дитя растет без вмешательства извне. Это все возможно только через мощь Аллаха.

Как-то раз одна женщина взбивала молоко и занималась при этом зикром Аллаха. Мимо нее проходил человек, который услышал ее слова и спросил о том, чье имя она произносит. Она ответила, что произносит имя Аллаха. Человек спросил ее: «Как Вы можете доказать существование Аллаха?» Она ответила:«Видите это молоко? Оно сейчас не взбивается. Почему так?» Он сказал: «Потому что Вы перестали взбивать его». Тогда она просто ответила: «Если за процессом взбивания молока стою я, то представьте все устройство мира и Того, кто стоит за созданием этого мира и всего внутри него. Это не кто иной, как Аллах».

Иными словами, Аллах сделал очень легким для нас осознание Его существования.

АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрагим Десаи: Толкование суры «Аль-Мульк»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков