Шейх Сайф аль-Асри: Четыре мазхаба - совокупность школ сподвижников
Шейх Сайф аль-Асри: Четыре мазхаба - совокупность школ сподвижников
Сегодня мы живём в рамках суннитских мазхабов, мазхабов Ахлю Сунна: ханафитском, маликитском, шафиитском и ханбалитском. Исламский мир пр...
11 674
21 августа, 15

Шейх Сайф аль-Асри: Четыре мазхаба - совокупность школ сподвижников

11 674
21 августа, 15
АВТОР ЦИКЛА
Шейх Сайф аль-Асри: Четыре мазхаба - совокупность школ сподвижников
Сайф Али аль-Асри
Автор:
САЙФ АЛИ АЛЬ-АСРИ
Доктор Шариатских наук, специалист в науке фикх, усуль-Фикх, а также по науке акида
Garib Media
Перевод:
GARIB MEDIA

Исламский видео-портал

Различие между мазхабами Ашари и Матуриди
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам.
 
Любимые и уважаемые мои братья, мы посвятим это время разговору об очень важном вопросе, который связан с наукой Исламского права (фикх). Но для начала, необходимо сказать о том, почему он так важен. Сегодня мы живём в рамках суннитских мазхабов, мазхабов Ахлю-с-Сунны: ханафитском, маликитском, шафиитском и ханбалитском. Исламский мир принадлежит этим четырём мазхабам. Разумеется, эти четыре мазхаба ничто иное, как юриспруденция и понимание, вытекающие из шариатских текстов. Мазхабы, в своей сути, это применение слов Аллаха:
 
«...его от них узнали бы те, которые могут исследовать его...»,
 
а также слов:
 
«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания».
 
В этом и заключается суть мазхабов.

Но как мы пришли к такому положению дел? Коран ниспосылался благородному Пророку, мир ему и благословение Аллаха, – величайшему и самому любимому для нас человеку, и он выносил правовые заключения из того, что ему было известно. Поэтому, люди жили, пребывая между Книгой Аллаха, Могуществен Он и Велик, и Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и благородный Пророк, мир и благословение Аллаха ему, пребывал среди них. Когда с ними приключалась беда, они спрашивали у Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Когда у них возникало какое-либо дело, они обращались к Пророку, мир и благословение ему. Был ли кто-либо занимающийся иджтихадом, во времена Пророка, мир ему и благословение? Выносили ли решения сподвижники на основе своих взглядов и своего иджтихада? Ответ на этот вопрос – да.

В этих случаях, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, либо указывал на их правоту, либо предупреждал их об ошибке, которая была допущена. Так, например, как-то один из них был в пути, и оказался в состоянии осквернения. Он попытался сделать очищение землей, словно извиваясь в ней, предполагая, что он должен довести пыль до всех участков тела, подобно тому, как это необходимо при полном ритуальном омовении (гусль). И он подумал, что такое очищение должно было происходить таким же образом, как и полное омовение. Когда же он пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, он разъяснил ему, что достаточно было бы «чтоб ты сделал своими ладонями так-то...», – и разъяснил ему исполнение таяммума, и что таяммум, будь то малое очищение или большое, заключается в протирании области лица и рук.
 
Прошло время, наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, умер, но он оставил нам Книгу Аллаха и свою Благородную Сунну, и побудил нас, чтобы мы возвращались к имамам верного руководства, благоразумным и способным выносить решения из Корана и Сунны, и сказал:
 
«Вам надлежит придерживаться моей Сунны и Сунны Праведных Халифов, идущих прямым путем после меня! Держитесь за это коренными зубами!».
 
Сподвижники, и во главе них халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, занимались иджтихадом в понимании шариатских текстов, и либо приходили к единому мнению, либо разногласили, подобно тому, как разошлись мнениями Абу Бакр и Умар в некоторых тонкостях наследования. И тем не менее, остальные сподвижники обращались к тем сподвижникам, которые понимали значения аятов и хадисов, и цели шариата. Их спрашивали. Поэтому, например, когда, разошлись во мнениях 70 человек из числа сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то они обратились к мнению Ибн Аббаса, как это пришло в некоторых преданиях. Таким образом, одни из них обращались к другим за пониманием шариатских текстов, и это при том, что они были чистокровными арабами, сподвижниками Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тем не менее... Одни из них обращались к другим, к обладателям знания среди них, к ученым иджтихада.
 
Эпоха сподвижников — была эпохой построения шариатского государства, военных действий и т.д., и не была эпохой написания и составления книг. Отсюда, все книги, что написаны в науке хадисоведения или толкования Корана, или по любой другой науке, были написаны после этого поколения. Однако сподвижники обучали других и посвящали этому часть своей жизни этому. Так, например, Ибн Аббас имел школу, и у него были ученики. Тоже самое делал Абдуллах ибн Умар, а также Абдуллах ибн Масуд в Куфе, пока не заполнил её знанием, и таким образом возникли эти школы, которые основали и сформировали сподвижники, да будет доволен ими Аллах и их ученики.
 
Их учениками были табиины и они передали знание поколению, следующему за ними. Затем, после всего этого, Всевышний Аллах создал для этой религии мужчин, которые возьмут на себя ответственность за нее, будут размышлять о ней и изучать.
 
Так вот, среди них и были Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад, которые стали во главе этих правовых школ, которые, в сущности, были ничем иным, как совокупностью школ сподвижников. Так, школы Абдуллаха ибн Умара и Абдуллаха ибн Аббаса в Мекке и Медине, служили тем, к чему обращался Имам Малик в своём иджтихаде; да, он вывел новый иджтихад, произвёл извлечение доводов по новому, однако его обращения и основы восходили к этим сподвижникам. Подобно тому и Имам Абу Ханифа: в своём большинстве его иджтихад идёт от школы Ибн Масуда.
 
Таким образом, четыре мазхаба были теми рамками, которые вбирали в себя иджтихад сподвижников, табиинов и тех, кто были после них. Следовательно, четыре мазхаба не являются далёкими от Корана и Сунны, а напротив – это понимание Корана и Сунны, и они - суть понимания праведных предшественников: сподвижников, табиинов и тех, кто следовал за ними.
 
Именно поэтому, в целом, все исламские учёные из числа мухаддисов, толкователей Корана, языковедов — все они придерживались этих мазхабов, без какого-либо фанатизма. И если человек придерживался определённого мазхаба, например, был шафиитом, он брал иджтихад мазхаба Имама Шафии, затем брал иджтихад крупных учёных мазхаба аш-Шафии и по такому принципу происходило становление и закрепление суннитских мазхабов. И они относились к друг другу с любовью и уважением. Поистине, эти мазхабы были милостью для Уммы.

Я прошу у Могущественного Аллаха для нас и для вас счастья и успеха... Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
1 457
13 апреля, 24
Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Вопрос: В настоящее время среди разных мечетей проводятся соревнования по крикету. Каждая команда должна заплатить регистрационный взнос ...
1 336
22 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: Понятие бид’а в шариате и его категории
Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: Понятие бид’а в шариате и его категории
Вопрос: Не могли бы вы объяснить значение понятия бид’а и его категории — разделяется ли понятие бид’а на хорошее и плохое, согласно мнен...
13 477
5
3 апреля, 15
Правила такыя согласно акыде Ахлю-с-Сунна
Правила такыя согласно акыде Ахлю-с-Сунна
Вопрос: Пожалуйста, объясните, что такое «такыя», каковы правила такыя в ханафитском мазхабе, и в каких случаях дозволено ее практиковать...
10 319
31 марта, 15