СТАТЬИ
Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: Понятие бид’а в шариате и его категории
Вопрос: Не могли бы вы объяснить значение понятия бид’а и его категории — разделяется ли понятие бид’а на хорошее и плохое, согласно мнен...
Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: Понятие бид’а в шариате и его категории
Вопрос: Не могли бы вы объяснить значение понятия бид’а и его категории — разделяется ли понятие бид’а на хорошее и плохое, согласно мнению классических ученых по фикху?
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Понятие «бид’а» имеет два определения: одно из них языковое и другое – шариатское определение.
- В языковом значении бид’а означает введение чего-то нового, независимо от того, относится ли это к религиозным вопросам или к мирским делам, считает ли человек совершение этого дела частью религии или нет.
- С религиозной точки зрения, бид’а означает внесение чего-то нового в религию, чего не было во время Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), праведных халифов (да будет доволен ими Аллах) и первых поколений мусульман, с целью получения большего вознаграждения за поклонение; и если, несмотря на потребность в этом деле во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников, о нем не упоминалось в устной форме, и оно не осуществлялось практически, прямо или косвенно (см. Имам Баркави «Ат-Тарика аль-Мухаммадийя», имам Шатыби «Аль-Итисам», имам аль-Лакнави «Икамат аль-Хужжа»).
Из приведенного выше определения бид’а становится ясно, что новые технологии и понятия, которые не считаются частью религии, а касаются мирских дел, такие как современные средства передвижения – автомобили, самолеты и т.д., не могут считаться бид’а, поскольку никто не вводит их в поклонение с целью получения вознаграждения. Новшества в мирских вещах не попадают в категорию запретных и греховных новшеств, так что они полностью дозволены, пока они не противоречат иным постановлениям шариата.
Кроме того, действия и практики, которые производились (устно, практически, явно или неявно) во времена благословенного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников и первых поколений мусульман (да будет доволен ими Аллах), также не могут считаться бид’а.
Кроме того, (какое-то новое) действие, в котором не было особой нужды во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), его сподвижников и первых мусульман, но после, в нем появилась необходимость в нуждах достижения определенной религиозной цели, также не попадает под определение бид’а.
Примерами этому служат: создание религиозных учреждений, написание книг по религиозным наукам, появление новых религиозных дисциплин с целью лучшего понимания Корана и Сунны, использование современных средств передвижения для поездок в хадж и прочее.
В связи с приведенным выше определением бид’а также становится ясно, что введение чего-то в религию, в чем была такая же необходимость (для достижения некоей цели) в первые века Ислама, но это не было введено, будет считаться бид’а и тем самым, запретно.
Еще один аспект нужно помнить в отношении бид’а, что существуют определенные действия поклонения, которые в шариате считаются желательными (мандуб) или сильно желательными (сунна), но без указания конкретной процедуры или метода для этих действий. За некоторые виды поклонения была обещана награда, но конкретный метод совершения этих действий не был предписан, а оставлен на усмотрение верующих.
В таких действиях следует придерживаться общего разрешения, данного шариатом. Если же некто будет утверждать, что необходимо предпочесть какой-то конкретный метод совершения этого действия, или что один какой-то метод лучше прочих, то это становится запретным новшеством.
Классификация бид’а
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Остерегайтесь нововведений; все, что введено (в религию) есть нововведение, а всякое нововведение есть заблуждение» (Передано имамом Ахмадом в «Муснаде», 4/126-127, имамы Абу Дауд, Тирмизи и Ибн Маджа передали в своих сборниках Сунан с достоверным иснадом).
В свете приведенного выше хадиса, ученые утверждают, что с точки зрения шариатского определения каждое бид’а предосудительно и греховно. Когда действие попадает в приведенное выше шариатское определение бид’а, то его нельзя назвать правильным и дозволенным. Все нововведения неправильны, и таким образом, запретны.
Имам Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Тот, кто вводит (в религию) нечто новое, утверждая, что это хорошее (действие) (хасана) и передается от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), тот выступает против его пророческой (миссии), поскольку Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию…» Все, что не было частью религии в тот день, не может быть частью религии сегодня» (Аль-И’тисам, 1/48).
Однако бид’а можно разделить на категории с точки зрения языкового определения. Как сказано выше, бид’а (в языке) означает введение чего-то нового - любая новая вещь может быть названа бид’а (с языковой точки зрения).
Согласно такому мнению, новшества могут быть обязательными, желательными и запретными. Когда ученые разделяют новшества на категории, они делают это именно с языковой точки зрения.
Таким образом, такие новшества, как изучение наук арабского языка, необходимых, чтобы понимать Коран и Сунну (грамматика, синтаксис и тому подобные), наук по хадису (методы различения подлинных и ложных хадисов), строительство исламских школ, а также современные технологии, такие как электричество, автомобили, самолеты и т.д., несмотря на то, что считаются новшеством в языковом смысле, не будут считаться новшеством в шариате, поэтому все вышеперечисленное считается дозволенным.
Имам аль-Лакнави объясняет это, приводя цитату из Ат-Тарика аль-Мухаммадийя имама аль-Биркави:
«Спрашивается, как мы можем примирить утверждение Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), что каждое новшество есть заблуждение, и разделением бид’а (которое ввели ученые) на обязательное, желательное и запретное? Мы скажем, что слово бид’а имеет языковое значение: в общем, это все новое, что появилось, независимо от того, относится ли это к области поклонения или связано с жизнедеятельностью человека. Понятие бид’а также имеет определение в шариате, где более конкретно сказано, что под ним понимается введение (в религию) или удаление из религии того, чего не было во времена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников, устно, практически, прямо или косвенно. Таким образом, шариатское понятие бид’а не включает в себя мирские дела, а ограничено лишь определенными убеждениями и действиями» (Икама аль-Худжжа, с. 21-22).
Таким образом, разделение бид’а на различные категории совершается с языковой точки зрения, что не включает в себя шариатское определение бид’а. Именно с этой точки зрения, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал о совершении намаза таравих в джамаате: «Какое прекрасное бид’а!».
Кроме того, такие действия, которые не попадают под шариатское определение бид’а, какие как строительство религиозных школ, будут считаться бид’а лингвистически, но не все новшества в языковом смысле предосудительны.
Кроме того, нужно помнить, что действия, которые появились во времена праведных халифов, других сподвижников и их последователей (да будет доволен ими всеми Аллах), не могут считаться бид’а.
Большой ханафитский факих и ученый по хадису имам Абдульхай аль-Лакнави посвятил целую главу в поддержку этого мнения в своем знаменитом трактате «Икамат аль-худжжа аля ан аль-иксар фи ат-тааббуд лейса бид’а».
Он пишет:
«Действия, которые вводились с одобрения сподвижников (да будет доволен ими Аллах), но которых не было во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), такие как введение второго азана для джума-намаза, двадцать ракаатов таравих-намаза и т.д., не могут считаться бид’а в шариате.
Есть много доказательств (этого мнения), и вот некоторые из них:
- Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Держитесь моей сунны и сунны моих праведных халифов». (Абу Дауд, Ахмад, Тирмизи и другие с достоверным иснадом).
- Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Следуйте по стопам двух моих последователей, Абу Бакра и Умара» (Ахмад, Тирмизи и Ибн Маджа с надежным иснадом)».
См. для более подробной информации: «Икамат аль-Худжжа» имама аль-Лакнави с примечаниями шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудда, с. 25-58.
А Аллах знает лучше.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Правила такыя согласно акыде Ахлю-с-Сунна
Вопрос: Пожалуйста, объясните, что такое «такыя», каковы правила такыя в ханафитском мазхабе, и в каких случаях дозволено ее практиковать...
Человек, который предполагал, что он следует "Корану и Сунне"
Человек, который предполагал, что он следует "Корану и Сунне", попытался сказать мне, что такой то хадис слабый. Я спросил его: Как зовут...
Комментарии: 5
Правила форума