СТАТЬИ
Таклид в Коране
Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким о...
Таклид в Коране
Основные доказательства таклида, упоминаемые в Коране
Первый аят
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (Коран 4:59).
Улуль Амр (обладающий влиянием) – это мусульманский правитель, по мнению одних, и, по мнению других, это ученые религии. Второе объяснение от Джабира ибн Абдуллаха и Абдуллаха ибн Аббаса, рахимахумаЛлах (этот тафсир Абдуллаха ибн Аббаса передает Муъамия ибн Салих от Али ибн Талха, рахматуЛлахи алейхим аджмаин, Ибн Джарир, 5, стр. 88). Цепь передатчиков является достоверной (Аль-Иткан, 80): Муджахид, Ата ибн Абу Рабах, Ата ибн ас-Саъиб, Хасан аль-Басри, Абу аль-Алия и многие другие, рахматуЛлахи алейхим аджмаин.
Имам Рази, рахматуЛлахи алейхи, предпочел это толкование, сославшись на множество аргументов. Он сказал:
«Желательно в этом аяте к улуль амр (обладающие влиянием) применить значение Уляма, то есть ученые»(Тафсир Кабир, 5, стр.334).
Имам Абу Бакр Джассас, рахимахуЛлах, не обнаружил противоречий в обоих хадисах. Скорее, оба значения действительны. Если правителям следует подчиняться в политических делах, то ученым (уляма) подчиняются в вопросах Шариата (Ахкамуль Куран; Джассас, 2, стр. 256).
Алляма ибн аль-Кайим сказал, что покорность правителю приведет в конце концов и к покорности ученым религии, так как правители подчиняются уляма (ученым) в вопросах религии (Илям уль-Мукин, Ибн Кайим, I, стр. 7).
Во всяком случае, аят призывает мусульман подчиняться Аллаху и Его Пророку, салляЛлаху аляйхи уа салям, а стало быть и тем, кто объясняют слова Аллаха и Его Посланника, аляйхиссаляту уа салям, то есть – ученым (уляма). И это подчинение называется Таклид.
Продололжение этого аята:
فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (Коран 4:59).
Согласно вышеприведенному толкованию, это продолжение обращения к муджтахидам. Абу Бакр Джассас, рахимахуЛлах, по отношению к «улуль амр» писал «уляма»:
«Слова Аллаха «если же вы станете препираться», следуют сразу же за Его словами «обладающие влиянием», это доказывает, что улуль амр (обладающие влиянием) — это люди религии. Потому что Аллах приказал всем людям подчиняться им. Затем Всевышний, сказав «Если же вы станете препираться...», приказал улуль амр обратиться с этим к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, аляйхиссаляту уа салям.
Этот приказ может быть направлен только ученым, поскольку основная масса является несведующей, не может соответствовать степени ученых , и не знает как обращаться к Книге Аллаха и Сунне. Такие люди не обладают знанием о том, как извлечь доказательства по новым вопросам. Отсюда следует, что данное обращение адресовано ученым».
Знаменитый ученый мухаддис Алляма Наууаб Сыддык Хасан Хан, рахматуЛлахи алейхи, так же в своем толковании подтвердил, что слова Корана в этом аяте адресованы муджтахидам:
«Очевидно, что оно адресовано муджтахидам. Было бы ошибкой полагать, что люди, не достигшие уровня иджтихад, могут напрямую обращаться к Корану и Сунне и выводить из спорных вопросов какие-либо решения. Скорее, первое предложение аята адресовано тем людям, которые не могут напрямую обращаться к Корану и Сунне. Их обязанность подчиняться Аллаху и Его Посланнику, спрашивая правила и толкования у улуль амр (ученых). Второе предложение аята адресовано уже муджтахидам. Им приказано обращаться Книге Аллаха и Сунне Пророка, салляЛлаху аляйхи уасалям, и делать выводы. Поэтому, в первом предложении мукаллиду (совершающему таклид) велено делать таклид, а во втором муждтахиду делать иджтихад».
Второй аят
وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ ۖ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ ۗ
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (Коран, 4:83).
Лицемеры в Медине распространяли слухи касающиеся войны и мира. Некоторые простые мусульмане попали в их ловушки, и начали передавать другим то, что слышали. Это создавало атмосферу нопределенности. Данный аят указывает мусульманам не делать этого, а обратиться к улуль амр с вопросом о том, что они узнали. Знающие среди них хорошо изучат данный вопрос и дадут им правильный ответ.
Хотя этот аят был ниспослан о конкретной ситуации, принципы его толкования основываются на общих установках и правилах, заложенных в аяте. Соответственно, этот аят велит нам обращаться к людям, специализирующимся в изучении религии и следовать согласно их дедукции. Это и есть таклид. Имам Рази, рахимахуЛлах, писал про этот аят:
Хотя этот аят был ниспослан о конкретной ситуации, принципы его толкования основываются на общих установках и правилах, заложенных в аяте. Соответственно, этот аят велит нам обращаться к людям, специализирующимся в изучении религии и следовать согласно их дедукции. Это и есть таклид. Имам Рази, рахимахуЛлах, писал про этот аят:
«Таким образом, выводы являются доказательством, и кыяс (суждение по аналогии) так же является доводом или его частью. Учитывая это, данный аят является доказательством в некоторых вопросах»(Тафсир Кабир, 3, стр.272).
«Некоторые появляющиеся спорные вопросы невозможно понять по тексту, должен быть кто-то, кто объяснил бы их значения»(Тахрик Азади-и-Фикр, Мауляна Мухаммад Исмаил, стр. 31).
«Истинбад (делать вывод, приходить к истине) — это доказательство»(Тафсир Кабир, 3, стр. 273).
То есть, для людей является обязательным делать таклид за учеными, касательно вопросов и приказов, с которыми они сталкиваются.
Некоторые люди возразили тем, что этот аят был ниспослан касательно войны, и потому он связан только с этой ситуацией, и не может быть применен в мирное время. Однако, мы уже ответили на это словами имама Рази, рахимахуЛлах, что опираться следует на сам текст, а не на конкретную ситуацию.
Слова Аллаха «когда до них доходит известие о безопасности или опасности....» имеют весьма общий характер. Оно включает в себя не только военные ситуации, но и все правовые вопросы тоже. В аяте нет ни одного слова, указывающего на то, что он связан только с войной. Имам Абу Бакр Джассас, рахимахуЛлах, дал более подробно тот же самый ответ и исключил все сомнения (Ахкам уль-Куран; Джассас, 2, стр. 263, глава «Подчинение Пророку»).
Поэтому известные ученые мухаддисы ссылались на этот аят в поддержку кыяса:
«Если мы не будем руководствоваться этим аятом в мирное время, то как мы будем ссылаться на него в действительности кыяса».(Тафсир Фатх уль-Баян, Наууаб Сыддык Хасан Хан, 2, стр. 33).
Третий аят
وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً ۚ فَلَوْلَا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ
«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться». (Коран 9:122).
Данный аят утверждает, что мусульмане не должны отправляться полной группой на джихад или на другие работы. Предпочтительно, чтобы был отряд из людей, посвятивших себя приобретению правильного понимания религии. Таким образом, они могут учить правилам Шариата тех, у кого нет времени на приобретение знаний. Этот аят связывает посвящение себя изучению Шариата с обучением других людей. Так же он указывает на то, что обучаться следует у знающих, во избежание неповиновения Аллаху. Это и является таклидом.
Имам Джассас сказал:
«В данном аяте Аллах сделал обязательным для людей, чтобы они отстранились от неповиновения Аллаху и следовали словам ученых, в то время как ученые обучают их законам Шариата»(Ахкам уль-Куран, Джасас, 2, стр. 262. Рухуль-Маъани 14, стр. 148).
Четвертый аят
وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلَّا رِجَالًا نُوحِي إِلَيْهِمْ ۖ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». (Св.Коран 16:43, 21:7).
Данный аят описывает принцип руководства для тех, кто не является экспертом в знании и науке, чтобы они обращались к специалистам в данной области. Это называется таклидом. Алляма Аляуси писал:
«Этот аят цитируется как доказательство того, что обращение к уляма (ученым) является ваджибом в случае нехватки собственных знаний».
Алляма Джалялуддин ас-Суюти, рахимахуЛлах, писал, что он сделал вывод из этого аята, что таклид разрешен для всех людей в отдельных вопросах (Рухуль-Маани, 14, стр. 148).
Некоторые люди утверждали, что это аят относится только к конкретной ситуации. Идолопоклонники Мекки спрашивали, почему ангел не был послан именно к ним. В ответ был ниспослан это аят:
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
Некоторые комментаторы говорят, что обладатели Напоминания — «ахлю-з-зикр», в данном аяте, — это ученые людей Писания, в то время как другие считают, что ими являются те, кто стал мусульманином во времена Пророка, салляллаху аляйхи уа салям. А другие утверждали, что это люди Корана, то есть мусульмане. Аят подразумевает, что все Пророки, аляйхим салям, были смертными, и ни один из них не был ангелом. Поэтому те, кто отрицают таклид, утверждают, что контекст аята не охватывает предмет таклида и иджтихада.
Наш ответ:
«Исходя из текста, аят свидетельствует о необходимости совершения таклида. Мы можем принять все значения «ахлю-з-зикр» (обладатели Напоминания), и тем не менее, нам было приказано обратиться к ним в непонятных нам вопросах. А это возможно лишь в том случае, когда «каждый незнающий в обязательном порядке обращается к знающему».
Основываясь именно на принципе следования руководствам аята, мы осознаем важность и значение таклида.
Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким образом, из аята мы получаем принцип, согласно которому люди, не обладающие знаниями, должны следовать тем, кто знает. Это и есть таклид.
Аль-Хатыб аль-Багдади писал, отвечая на вопрос «для кого обяателен таклид?», что «это те люди, которые не знают методов выведения шариатских решений. Им приказано делать таклид за учеными и следовать по этому пути, потому как Аллах говорит: «Спросите обладателей Напоминания»».
Аль-Хатыб аль-Багдади писал, отвечая на вопрос «для кого обяателен таклид?», что «это те люди, которые не знают методов выведения шариатских решений. Им приказано делать таклид за учеными и следовать по этому пути, потому как Аллах говорит: «Спросите обладателей Напоминания»».
Он также передал слова Амр ибн Кайса, рахимахуЛлах, о том, что «ахлю-з-зикр» из вышеупомянутого аята являются ученые (аль-Факих уа ль-Муттаких, Хатыб Багдади, 2, стр. 68, Дар уль-Ифта, Рияд).
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Камиль хазрат Самигуллин: Знания – благо Аллаха
Понимание религии – для чего Всевышний Аллах создал человека, почему мы должны поклоняться только Ему и исполнять Его требования, как мы ...
Как стать лучшим мусульманином?
Вопрос: В определенные периоды жизни, сталкиваясь с какими-либо трудностями, я начинаю пренебрегать всеми благими делами. Что мне следует...
Комментарии: 34
Правила форума