Таклид в Коране
Таклид в Коране
Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким о...
13 212
34
6 апреля, 14

Таклид в Коране

13 212
34
6 апреля, 14
АВТОР ЦИКЛА
Таклид в Коране
Мухаммад Таки Усмани
Автор:
МУХАММАД ТАКИ УСМАНИ
Муфтий, исламский ученый
Muftisays.com
Источник:
MUFTISAYS.COM

Provides a service for Muslims to ask advice of experts in belief and practice

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Основные доказательства таклида, упоминаемые в Коране

 

Первый аят

 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ
 
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (Коран 4:59).

Улуль Амр (обладающий влиянием) – это мусульманский правитель, по мнению одних, и, по мнению других, это ученые религии. Второе объяснение от Джабира ибн Абдуллаха и Абдуллаха ибн Аббаса, рахимахумаЛлах (этот тафсир Абдуллаха ибн Аббаса передает Муъамия ибн Салих от Али ибн Талха, рахматуЛлахи алейхим аджмаин, Ибн Джарир, 5, стр. 88). Цепь  передатчиков является достоверной (Аль-Иткан, 80): Муджахид, Ата ибн Абу Рабах, Ата ибн ас-Саъиб, Хасан аль-Басри, Абу аль-Алия и многие другие, рахматуЛлахи алейхим аджмаин.

Имам Рази, рахматуЛлахи алейхи, предпочел это толкование, сославшись на множество аргументов. Он сказал:
 
«Желательно в этом аяте к улуль амр (обладающие влиянием) применить значение Уляма, то есть ученые»
 
(Тафсир Кабир, 5, стр.334).
 
Имам Абу Бакр Джассас, рахимахуЛлах, не обнаружил противоречий в обоих хадисах. Скорее, оба значения действительны. Если правителям следует подчиняться в политических делах, то ученым (уляма) подчиняются в вопросах Шариата (Ахкамуль Куран; Джассас, 2, стр. 256).
 
Алляма ибн аль-Кайим сказал, что покорность правителю приведет в конце концов и к покорности ученым религии, так как правители подчиняются уляма (ученым) в вопросах религии (Илям уль-Мукин, Ибн Кайим, I, стр. 7).
 
Во всяком случае, аят призывает мусульман подчиняться Аллаху и Его Пророку, салляЛлаху аляйхи уа салям, а стало быть и тем, кто объясняют слова Аллаха и Его Посланника, аляйхиссаляту уа салям, то есть – ученым (уляма). И это подчинение называется Таклид.
 
Продололжение этого аята:
 
فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِنْ كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ
 
«Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (Коран 4:59).

Согласно вышеприведенному толкованию, это продолжение обращения к муджтахидам. Абу Бакр Джассас, рахимахуЛлах, по отношению к «улуль амр» писал «уляма»:  
 
«Слова Аллаха «если же вы станете препираться», следуют сразу же за Его словами «обладающие влиянием», это доказывает, что улуль амр (обладающие влиянием) — это люди религии. Потому что Аллах приказал всем людям подчиняться им. Затем Всевышний, сказав «Если же вы станете препираться...», приказал улуль амр обратиться с этим к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, аляйхиссаляту уа салям.
 
Этот приказ может быть направлен только ученым, поскольку основная масса является несведующей, не может соответствовать степени ученых , и не знает как обращаться к Книге Аллаха и Сунне. Такие люди не обладают знанием о том, как извлечь доказательства по новым вопросам. Отсюда следует, что данное обращение адресовано ученым».

Знаменитый ученый мухаддис Алляма Наууаб Сыддык Хасан Хан, рахматуЛлахи алейхи, так же в своем толковании подтвердил, что слова Корана в этом аяте адресованы муджтахидам:
 
«Очевидно, что оно адресовано муджтахидам. Было бы ошибкой полагать, что люди, не достигшие уровня иджтихад, могут напрямую обращаться к Корану и Сунне и выводить из спорных вопросов какие-либо решения. Скорее, первое предложение аята адресовано тем людям, которые не могут напрямую обращаться к Корану и Сунне. Их обязанность подчиняться Аллаху и Его Посланнику, спрашивая правила и толкования у улуль амр (ученых). Второе предложение аята адресовано уже муджтахидам. Им приказано обращаться Книге Аллаха и Сунне Пророка, салляЛлаху аляйхи уасалям, и делать выводы. Поэтому, в первом предложении мукаллиду (совершающему таклид) велено делать таклид, а во втором муждтахиду делать иджтихад».
 

Второй аят

 
وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ ۖ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ ۗ
 
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (Коран, 4:83).
 
Лицемеры в Медине распространяли слухи касающиеся войны и мира. Некоторые простые мусульмане попали в их ловушки, и начали передавать другим то, что слышали. Это создавало атмосферу  нопределенности. Данный аят указывает мусульманам не делать этого, а обратиться к улуль амр с вопросом о том, что они узнали. Знающие среди них хорошо изучат данный вопрос и дадут им правильный ответ.

Хотя этот аят был ниспослан о конкретной ситуации, принципы его толкования основываются на общих установках и правилах, заложенных в аяте. Соответственно, этот аят велит нам обращаться к людям, специализирующимся в изучении религии и следовать согласно их дедукции. Это и есть таклид. Имам Рази, рахимахуЛлах, писал про этот аят:
 
«Таким образом, выводы являются доказательством, и кыяс (суждение по аналогии) так же является доводом или его частью. Учитывая это, данный аят является доказательством в некоторых вопросах»
 
(Тафсир Кабир, 3, стр.272).
 
«Некоторые появляющиеся спорные вопросы невозможно понять по тексту, должен быть кто-то, кто объяснил бы их значения»
 
(Тахрик Азади-и-Фикр, Мауляна Мухаммад Исмаил, стр. 31).
 
«Истинбад (делать вывод, приходить к истине) — это доказательство»
 
(Тафсир Кабир, 3, стр. 273).

То есть, для людей является обязательным делать таклид за учеными,  касательно вопросов и приказов, с которыми они сталкиваются.

Некоторые люди возразили тем, что этот аят был ниспослан касательно войны, и потому он связан только с этой ситуацией, и не может быть применен в мирное время. Однако, мы уже ответили на это словами имама Рази, рахимахуЛлах, что опираться следует на сам текст, а не на конкретную ситуацию.

Слова Аллаха «когда до них доходит известие о безопасности или опасности....» имеют весьма общий характер. Оно включает в себя не только военные ситуации, но и все правовые вопросы тоже. В аяте нет ни одного слова, указывающего на то, что он связан только с войной. Имам Абу Бакр Джассас, рахимахуЛлах, дал более подробно тот же самый ответ и исключил все сомнения (Ахкам уль-Куран; Джассас, 2, стр. 263, глава «Подчинение Пророку»).

Поэтому известные ученые мухаддисы ссылались на этот аят в поддержку кыяса:
 
«Если мы не будем руководствоваться этим аятом в мирное время, то как мы будем ссылаться на него в действительности кыяса».
 
(Тафсир Фатх уль-Баян, Наууаб Сыддык Хасан Хан, 2, стр. 33).
 

Третий аят

 
وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنْفِرُوا كَافَّةً ۚ فَلَوْلَا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ

«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться». (Коран 9:122).
 
Данный аят утверждает, что мусульмане не должны отправляться полной группой на джихад или на другие работы. Предпочтительно, чтобы был отряд из людей, посвятивших себя приобретению правильного понимания религии. Таким образом, они могут учить правилам Шариата тех, у кого нет времени на приобретение знаний. Этот аят связывает посвящение себя изучению Шариата с обучением других людей. Так же он указывает на то, что обучаться следует у знающих, во избежание неповиновения Аллаху. Это и является таклидом.
 
Имам Джассас сказал:
 
«В данном аяте Аллах сделал обязательным для людей, чтобы они отстранились от неповиновения Аллаху и следовали словам ученых, в то время как ученые обучают их законам Шариата»
 
(Ахкам уль-Куран, Джасас, 2, стр. 262. Рухуль-Маъани 14, стр. 148).
 

Четвертый аят

 
وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلَّا رِجَالًا نُوحِي إِلَيْهِمْ ۖ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». (Св.Коран 16:43, 21:7).

Данный аят описывает принцип руководства для тех, кто не является экспертом в знании и науке, чтобы они обращались к специалистам в данной области. Это называется таклидом. Алляма Аляуси писал:
 
«Этот аят цитируется как доказательство того, что обращение к уляма (ученым) является ваджибом в случае нехватки собственных знаний».

Алляма Джалялуддин ас-Суюти, рахимахуЛлах, писал, что он сделал вывод из этого аята, что таклид разрешен для всех людей в отдельных вопросах (Рухуль-Маани, 14, стр. 148).
 
Некоторые люди утверждали, что это аят относится только к конкретной ситуации. Идолопоклонники Мекки спрашивали, почему ангел не был послан именно к ним. В ответ был ниспослан это аят:
 
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
 
Некоторые комментаторы говорят, что обладатели Напоминания — «ахлю-з-зикр», в данном аяте, — это ученые людей Писания, в то время как другие считают, что ими являются те, кто стал мусульманином во времена Пророка, салляллаху аляйхи уа салям. А другие утверждали, что это люди Корана, то есть мусульмане. Аят подразумевает, что все Пророки, аляйхим салям, были смертными, и ни один из них не был ангелом. Поэтому те, кто отрицают таклид, утверждают, что контекст аята не охватывает предмет таклида и иджтихада.
 
Наш ответ:
 
«Исходя из текста, аят свидетельствует о необходимости совершения таклида. Мы можем принять все значения «ахлю-з-зикр» (обладатели Напоминания), и тем не менее, нам было приказано обратиться к ним в непонятных нам вопросах. А это возможно лишь в том случае, когда «каждый незнающий в обязательном порядке обращается к знающему».
 
Основываясь именно на принципе следования руководствам аята, мы осознаем важность и значение таклида.
 
Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким образом, из аята мы получаем принцип, согласно которому люди, не обладающие знаниями, должны следовать тем, кто знает. Это и есть таклид.

Аль-Хатыб аль-Багдади писал, отвечая на вопрос «для кого обяателен таклид?», что «это те люди, которые не знают методов выведения шариатских решений. Им приказано делать таклид за учеными и следовать по этому пути, потому как Аллах говорит: «Спросите обладателей Напоминания»».
 
Он также передал слова Амр ибн Кайса, рахимахуЛлах, о том, что «ахлю-з-зикр» из вышеупомянутого аята являются ученые (аль-Факих уа ль-Муттаких, Хатыб Багдади, 2, стр. 68, Дар уль-Ифта, Рияд).

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 786
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24

Комментарии: 34

Правила форума
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
7
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

Маа шаа'а Ллаах!

А как объяснить тем людям, которые соглашаются с тем, что надо спрашивать у знающих, но они знающими считают только Альбани, Ибн Таймию, Усеймина и т.п., т.к. они якобы приводят не только решение, но и (любимое их слово) ДАЛИЛЬ? А вот ханафиты, мол, делают без далиля, якобы противореча достоверным хадисам.

Или самим ничего не объяснять, а чтобы имамы и ученые им объясняли, а самим своим поклонением заняться?

والله أعلم
والسلام
7 апреля, 14
Знание прежде слов и дел
Знание прежде слов и дел
4
Ассаламу алейкум уа рахматуллах.

В одной из лекций Акыда Тахауия устаз Емире Ерсин сказал такую мысль, что братья салафиты учать к хадисы и суры , чтобы доказать свое убеждения, а наши ханафиты в большинстве, к сожелению не учать. и не всегда могут донести опроверджения.
7 апреля, 14
Kanat123
Kanat123
6
Уа алейкумуссаламу уа рахматуЛлахи уа баракатух!

1. «Не собьется с пути истины народ до тех пор, пока не начнет спорить» (Ат-Тирмизи). Так тем более без знаний. Это еще наши имами могут вести диспуты, но что нам делать в этих дебрях?

2. А разве хадисы и суры учат для доказательства своих убеждений? Это уже неправильный ният. Сектанты, христиане и даже атеисты приводят доводы из Курана и Сунны для подтверждения своих ложных заблуждений. Думаю, что таким образом устаз Ерсин нас похвалил.

3. Еще ни одного саляфита не встречал, который бы приводил ясные доводы из Курана и Сунны. Они "люди мнения определенных ученых".
7 апреля, 14
Знание прежде слов и дел
Знание прежде слов и дел
5
Спорить никто не предлагет, а уж тем более без знаний. Но объяснить соседу, почему он должен следовать непонятному ему мазхабу, когда у него на работе коллега красноречиво скандирует всем нам известные громкие лозунги - вы должны доходчиво.

Ниет -очень важная вещь. Поэтому если и брать знание, то только ради Аллаха, но не ради спора.
8 апреля, 14
Знание прежде слов и дел
Знание прежде слов и дел
1
Спорить никто не предлагет, а уж тем более без знаний. Но объяснить соседу, почему он должен следовать непонятному ему мазхабу, когда у него на работе коллега красноречиво скандирует всем нам известные громкие лозунги - вы должны доходчиво.

Ниет -очень важная вещь. Поэтому если и брать знание, то только ради Аллаха, но не ради спора.
8 апреля, 14
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
2
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

Когда салафиты распространяют свою идеологие безмазхабности, приходится узнавать хадисы и аяты, поддтверждающие то или иное положение в ханафитском фикхе, но не для доказательства салафитам, а для собственного успокоения. А так мы ничего не докажем, т.к. простые мусульмане не знают методов выведения решения. Это все равно, что неученому дать данные астрономических исследований, и сказать, чтобы сделал вывод о той или иной галактике. Главное, что тяжело доказать им - так это то, что хочешь, не хочешь, будешь делать таклид. Если это, человек поймет, то, ин шаа'а Ллаах, уже будет спокойно брать фетвы ученых, но ища на это далиль.

والله أعلم
والسلام
9 апреля, 14
0
Брат, а это вам для информации:

Намаз. Как держат руки ханбалиты. Мазхаб имама Ахамада.

Заранее нужно отметить, что в Ханбалитском мазхабе имеются 2 мнения по этому поводу:

1. Ниже пупка,

2. Выше пупка и ниже груди. Какой из них мнение большинства будет приведено цитатой ученых ханабиля. Далее все по порядку:

ثم يقبض كوعه الأيسر بكفه الأيمن ويجعلها تحت سرته ومعناه ذل بين يدي ربه عز وجل”

“Затем, он должен положить свое правое запястье на левую руку и расположить (их) ниже пупка. Что означает (это показывает) смирненность перед Господом, Всемогущим (عز وجل )”
Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб “آداب المشي الى الصلاة” (“Этикет хождения на молитву”)

Ибн Каийм (ра) пишет в Бада’и аль-Фаваид, что Абу Талиб сказал ‘Я спросил Ахмада б. Ханбаля, ‘Где нужно человеку распологат руки во время молитвы?’ Он ответил, ‘Ниже пупка или же выше него” (Бада’и аль-Фаваид 3/73)

Ханбалитский ученый Алаа ад-Дин аль-Мардави пишет в своем аль-Инсааф, ‘Он должен расположить свои руки ниже пупка. Это Мазхаб (Ханбалитов) и на этом явное большинство Ханбалитский ученых’ (аль-Инсаф 1\46)

Ибн Кудама аль-Макдиси в Умдат аль-Фикх: “и он поднимал свои руки во время такбира до уровня груди или уровня ушей и распологал их обе (руки) ниже пупка…”

ويرفع يديه عند ابتداء التكبير إلى حذو منكبيه أو إلى فروع أذنيه، ويجعلهما تحت سرته، ويجعل بصره إلى موضع سجوده، ثم يقول:سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا إله غيرك
(Умдат аль-Фикх, глава “باب أداب المشى إلى الصلاة”)

Также ибн Кудама приводит в своем аль-Мукни: “Затем он кладет свою правую руку на левое запястье и располагает их ниже пупка и смотрит на место суджуда” (аль-Мугни, с. 28)

Следует сказать, что среди Уляма Ханбалитского мазхаба есть разные мнения относительно рук во время намаза, которые отметил ибн Кудама в своем аль-Кафи фи Фикх аль-Имам Ахмад:

Когда заканчивается (поднятие рук во время такбиратуль-ихрам), является Мустахабом (желательно) положить правую руку на левую, как это было передано Хульбом, который сказал “Пророк (мир ему и благославение Аллаха) возглавлял нас на молитве и о взял левую (руку) правой.” Ат-Тирмизи сказал “этот хадис Хасан.”1 Затем он расположил их ниже пупка как это пришло от Али ибн Аби Талиба, который передал “Является сунной ставить руки выше и ниже пупка на Молитве.” Передал Абу Дауд

(Передано в его Китаб ас-Салят, и также хадис от имама Ахмада в его Муснаде (1\10), также смотрите аль-Мухтар Имама Маджуддина 1\112)

И (также) из Мазхаба – мнение, что руки должны быть расположены выще пупка. И (также) из Мазхаба – (человек) может выбирать между ними (двумя мнениями)
Передает ибн Каийм в Бадаи аль-Фаваид (2\69):

ويكره أن يجعلهما على الصدر ، وذلك لما روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه نهى عن التكفير وهو وضع اليد على الصدر

“Является Макрух-ом (нежелательным) распологать (руки) на груди, это потому, что пророка (صلى الله عليه وسل) запретил ат-Такфир, а это (ат-Такфир) – ставить (руки) на грудь”

Такое же мнение приводится от Шейха ибн Теймий (рахматуллахи алейх) и многих других ученых Ханабиля (рахимахумуЛлах), но думаю этого достаточно

И в конце хотелось бы привести слова Шейха ибн Каийма (рахматуллахи алейх) из его Аун аль Ма’буд:

إن الوضع يكون تحت السرة وهو أبو حنيفة وسفيان الثوري وإسحاق بن راهويه وأبو إسحاق المروزي من أصحاب الشافعي وقد عرفت أن الحديث ضعيف لا يصلح للاستدلال . وذهب الشافعية . قال النووي وبه قال الجمهور إلى أن الوضع يكون تحت صدره فوق سرته . وعن أحمد روايتان كالمذهبين , ورواية ثالثة أنه يخير بينهما ولا ترجيح وبالتخيير قال … وعن مالك روايتان إحداهما يضع تحت صدره والثانية يرسلهما ولا يضع إحداهما على الأخرى

Ставить (руки) ниже пупка (это мнени следующих Имамов:) Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхак б. Рахавейх, Абу Исхак аль-Марзави; Согласно Шафиитам (хадис о расположении рук ниже пупка) является слабым и не может быть принят как довод. Из Шафиитов Имам ан-Навави (рахимахуЛлах) сказал: Большинство ученых на мнении, что Руки должны быть расположены Ниже Груди- Выше Пупка. И от Ахмада (б. Ханбаль, рахимахуллах) передаеются 2 мнения и согласно другому (3-му) мнению он не отдавал предпочтения какому либо из двух (2-х) (т.е. человек имеет выбор, распологать ниже пупка или выше пупка и ниже груди), от Имама Малика также имеются 2 риваята, одна из которых на том, что руки должны быть расположены Ниже Груди и второая на том, что руки должны быть свободны (ни первый и ни второй вариант, т.е. по швам)
10 апреля, 14
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
4
Dauren Almaty бан. Не утруждайте себя регистрацией на сайте. Мы Вас неоднакратно уже отправляли в бан.
11 апреля, 14
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
AbduLlaah Ibn Abbaskhan
2
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

Послушайте эти лекции по науке Усулуль-фикх (Ханафи), верней даже то, что нужно пройти, чтобы читать книги по ханафитскому усулуль-фикху. Я уже 5 или 6 раз прослушал и до сих пор все не понял. Но, альхамдулиЛляях, понял, что на сколько же нужно быть наивным, чтобы думать, что, не изучив ни одной исламской науки, человек может самостоятельно выносить решения из Корана и Сунны, или что он может понять далиль на то или иное решение. Ведь есть правила, как использовать далили, а если не знаешь правил, то и далили тебе не помогут. Если видео не удобно слушать, поищите ВКонтакте аудиовариант. С первого, с третьего раза будет сложно что-то понять, ин шаа'а Ллаах, но, ин шаа'а Ллаах, может быть с пятого с шестого что-то прояснится. И от Аллааха тауфик.

Урок №1. Вводная лекция.
Толкование книги «Мабади аль-Усуль» («Принципы основ исламского права»).
Автор: Досточтимый ученый-хадисовед, преподаватель Дар уль-Улюм Деобанд: Саид Ахмад аль-Балянбури.
Преподаватель: Абу Али аль-Ашари.
Данная книга является облегченным введением в науку Усуль аль-Фикх. В качестве структуры книги используется структура популярного ханафитского по основам исламского права "Усуль аш-Шаший".



















Просьба к тем, кто прослушает эти лекции - и к ханафитам (или шафиитам) и к безмазхабникам, - поделитесь впечатлениями, и с какого раза кто что понял?

والله أعلم
والسلام
15 апреля, 14

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Камиль хазрат Самигуллин: Знания – благо Аллаха
Камиль хазрат Самигуллин: Знания – благо Аллаха
Понимание религии – для чего Всевышний Аллах создал человека, почему мы должны поклоняться только Ему и исполнять Его требования, как мы ...
8 988
9
3 апреля, 14
Как стать лучшим мусульманином?
Как стать лучшим мусульманином?
Вопрос: В определенные периоды жизни, сталкиваясь с какими-либо трудностями, я начинаю пренебрегать всеми благими делами. Что мне следует...
23 666
12
26 января, 14