Виртуальный хиджаб, или все мы родом из Фейсбука
Виртуальный хиджаб, или все мы родом из Фейсбука
Такое мне недавно поступило задание: поднять тему поведения мусульман во всякого рода фейсбуках и вконтактах. Ну что тут сказать? В социа...
5 187
1
17 декабря, 18

Виртуальный хиджаб, или все мы родом из Фейсбука

5 187
1
17 декабря, 18
АВТОР ЦИКЛА
Виртуальный хиджаб, или все мы родом из Фейсбука
Равия Умм Лайли
Автор:
РАВИЯ УММ ЛАЙЛИ
Автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Такое мне недавно поступило задание: поднять тему поведения мусульман во всякого рода фейсбуках и вконтактах. Ну что тут сказать? В социальных сетях у нас все как у всех: ссоримся, миримся, радуемся, бахвалимся и иногда обмениваемся чем-то полезным. Все наши слабые места уже давно известны.
 
Мы знамениты виртуальными сражениями на религиозные или политические темы, которые в девяноста девяти из ста превращаются в инфернальное месиво, способное снискать признание самых оголтелых рыночных хабалок: с раздачей красочных оскорблений, пенделей, такфиров и клише. Про запретность такого досуга все уже знают и без моих сентенций.
 
Есть у нас еще одна проблема – личные фотографии мусульманок в хиджабах. Разные: от томных откровенно подведенных глаз и алых губ до благородных химаров с таинственно прикрытыми лицами. Как правило, под каждой такой фотографией непременно наличествуют альфа-самцы разной степени женатости, которым в одних случаях отвечают флиртом и кокетством, а в других – игнором. Неприятный сюр. Рдеют щеки.
 
Виртуальный хиджаб, или все мы родом из Facebook
 
Серьезные знающие люди сказали: с точки зрения благородного шариата все это низко и аморально, запретно и греховно. Очень запретно и очень греховно. Про это знают все, а перевоспитание тех, кто знает, но открыто грешит, требует особого таланта и особенных прав, коими я, к сожалению, не наделена.
 
Поэтому я бы хотела обратиться к несколько иному корпусу нашего мусульманского кибер-джамаата, в котором состоит народ более-менее восприимчивый к нормам шариата, напрямую или косвенно связанный с шариатскими знаниями (делом или просто интересом), который старается так откровенно не грешить и чаще всего даже бывает лоялен к конструктивной критике.
 
Колокольня моя недостаточно высока, чтобы с нее вещать про высокие мотивы и наставлять народ, однако кое-какими соображениями и личным опытом поделиться с таким джамаатом я могу.
 
Букв много – начну издалека.
 
Как выяснили психологи, «лайки», комментарии и публикации, которыми мы делимся в социальных сетях, могут казаться непоследовательными на первый взгляд, однако и бессмысленными их назвать нельзя. Наша активность в социальных сетях задействует все то, что, собственно, нас и формирует: наши пристрастия, желания, тревоги и радости. Иными словами, вся наша активность в виртуальной среде имеет цели, мотивы и даже стратегии, пусть порой и бессознательные: если мужчина добавляется к женщине (и наоборот), вторгаясь в ее частное пространство, то это всегда не просто так.
 
Конечно же, единичный мужской лайк на женской странице никоим образом не есть предложение о замужестве. Однако, если лайки носят регулярный характер, то отрицать некий интерес нет смысла. Каким бы исключительно деловым, поверхностным, общим он ни был, он остается интересом.
 
И то, что люди нерелигиозные считают квазиобщением, мнимым, неполноценным и неэффективным, для мусульман есть вполне реальные действия, за которые они будут спрошены в Судный день.
 
Мусульманка получает лайки
 
Комментарии и обсуждения в смешанных группах – это, как ни крути, общение, а лайки и предложения дружбы – это общение невербальное. И если лишний лайк, запрос в друзья или комментарий мусульманина/мусульманки на странице представителя противоположного пола, обусловленные личным интересом и серьезными планами на совместное будущее, еще можно понять (разумеется, от этого действия более дозволенными не станут, но они объяснимы), то добровольное участие в смешанном общении без таких намерений оправдать невозможно. Зачем вступать в бесцельные коммуникации, которые в 90 процентах греховны, в 9 процентах просто бесполезны, а процент какой-то пользы от них ничтожен, если ты при этом еще и удовольствия не получаешь? Для чего этот риск? Общение не перестает быть общением, даже если оно не дает фонтана дофаминов с эндорфинами в наших мозгах, женщина не перестает быть женщиной, даже если она не представляет интереса как потенциальная невеста, а мужчина не перестает быть мужчиной, даже если он для нас – фигура исключительно религиозно-образовательная с непопулярной внешностью. А для мусульман бесцельное общение с противоположным полом без родства и брака – это действие запретное.
 
Я не могу сказать, что ошибки, о которых я пишу, миновали мою собственную социальную жизнь. Но с некоторых пор у меня появилась возможность переоценить свое пребывание в сети и пересмотреть те принципы, на которых оно основано. И да, теперь я согласна с тем положением, что требования хиджаба – это не только лишний метр ткани на голове, не просто отсутствие личных фото в интернете, это еще и отсутствие мужчин в списке друзей и отказ от общения с ними в какой бы то ни было форме.
 
Если годами ранее мне казалось, что я не делаю ничего предосудительного, добавляя тех, чьи страницы приносят определенную пользу, то теперь, говоря предельно откровенно, я понимаю, что женщина вполне может читать устазов, толибов и прочих интересных личностей и без того, чтобы привлекать к себе внимание запросами «дружбы» и навязывать свое присутствие в их ленте новостей, просто подписавшись на них.
 
А высказывать свое мнение о том, что происходит на мужских страницах, женщина может и на своей странице или страницах других женщин-мусульманок, без активного участия «на месте событий», без встревания в сугубо мужские обсуждения.
 
Я, как и прочие мусульманки, в реальной жизни не встала бы рядом с мужской компанией просто от того, что мне интересна тема их разговора. Но почему-то в сети без особого стеснения наряду со всеми могла расставлять якобы скромные «точки» в мужских обсуждениях для подписки на уведомления. Хотя в принципе это и есть виртуальный аналог физического присутствия в кругу мужчин.
 
И тем более никто из сестер не станет встревать с задранным кверху пальцем и заносчивым тоном в реальные мужские дискуссии, чтобы выразить свое мнение, даже если там говорят что-то вопиюще несправедливое, требующее безотлагательного вмешательства. Но, опять же, в сети сестрам почему-то ничего не мешает прийти на страницу мужчины со своим мнением (бывает, что даже в воинственном расположении духа) или вести беседу с мужчиной, который высказался у нее на странице.
 
Мусульманка делает наставление в интернете
 
При этом я точно знаю, что некоторые мужчины, которые позволяют себе «дружить» и беседовать с посторонними женщинами, категорически запрещают своим собственным женам делать то же самое, если вообще позволяют им иметь аккаунты в социальных сетях. Налицо двойные стандарты, не так ли? Ты не допускаешь чужих мужчин на свою территорию (что, безусловно, правильно), но думаешь ли ты о мужьях тех женщин, с которыми ты беседуешь?
 
К сожалению, ошибки, которые я заметила за собой в первую очередь, совершаются и многими другими сестрами-мусульманками, замужними и незамужними. Так, типичный профайл женщины-мусульманки из этой среды может не содержать портретов, но зато всего остального: картинок с цитатами, относительно полезной литературы, личных переживаний и активного общения в комментариях – в изобилии.
 
И больше всего опасностей в себе таят публикации цитат, статей и книг. На самом ли деле нужны они здесь, на странице, или это способ привлечь к себе внимание и сформировать некий идеальный образ – ту себя, какой хочешь быть, но кем пока еще не стала?
 
Начать все можно и с искреннего желания узнавать новое и сеять разумное, доброе, вечное, но намерение – такая штука, что сохранение ее в изначально заданной директиве порой требует титанических усилий. Можно и не заметить, как публикации текстов на арабском станут результатом уже не столь высоких мотивов, а примитивного желания либо поддержать свой уже сложившийся солидный образ (безусловно, привлекательный для лиц, имеющих отношение к исламским знаниям), либо удержать приятное каждому из нас внимание определенной аудитории.
 
Фото мусульманки в никабе в социальных сетях
 
Передается, что муфтий Таки Усмани, да сохранит его Аллах, сказал как-то о Фейсбуке:
 
«Я точно не знаю, но мне сообщили, что люди противоположных полов общаются посредством данного сайта, что нарушает моральные и религиозные устои. Такой сайт должен быть заблокирован и запрещен!».
 
Я не сторонник жестких мнений ученых, запрещающих любое пребывание мусульман (обоих полов) в сети, равно как и не поддерживаю позиции тех, кто закрывает глаза на наши явные ошибки. И ни в коем случае не призываю никого закрыть или вовсе удалить свою страницу.
 
Из всей градации строгости хотелось бы выделить ту усредненную позицию, которую я считаю для себя правильной с определенного времени, с учетом, в первую очередь, своих собственных слабостей и пороков. Ведь, как известно, верующий – зеркало для верующего. И я очень надеюсь, что данная заметка послужит стимулом пересмотреть свои ориентиры моим дорогим сестрам-мусульманкам и избежать того, что может в дальнейшем вызвать чувство стыда и глубокое сожаление.
 
Итак, резюмируем честно и по пунктам. Виртуальный хиджаб – это:
 
  1. Само собой разумеющееся – никаких личных фотографий: ни портретов, ни боком, ни в полумраке, ни с прикрытой ладонью половиной лица, ни с буравящим взглядом из-под никаба – без всего этого флера таинственности, который привлекает мужчин зачастую больше, чем реальная внешность, скрытая под этим флером.
     
  2. Отсутствие посторонних мужчин в списке друзей. Хотите читать – подпишитесь. Нельзя подписаться – заходите и читайте.
     
  3. Отказ от общения с мужчинами. Хотите что-то обсудить – поднимите тему у себя на странице и обсудите ее в женском кругу.
     
  4. Не делайте общедоступных публикаций, цель которых – привлечение внимания к своей персоне, особенно мужского. Регулярно проверяйте свои намерения.
     
  5. Не делитесь слишком личной информацией даже с женщинами. Мужчины могут выйти в сеть с устройств своих жен и родственниц.
 
По этой же причине не отправляйте своих фотографий сестрам-мусульманкам через личные сообщения.
 
Соблюдая эти несложные правила иншааЛлах вы обезопасите себя от того вреда, который могут в себе таить социальные сети.
 
Пусть Аллах простит ошибки каждому из нас и поможет нам уберечься от соблазнов этого мира и козней шайтана!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
541
14 марта, 24
5 качеств праведного друга
5 качеств праведного друга
Из книги имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) «Бидаятуль Хидая» («Начало наставления»): «Прежде всего, вам следует рассмотреть у...
2 280
3 марта, 24

Комментарии: 1

Правила форума
Amal Kanalp
Amal Kanalp
1
Ассаламу алейкум.
Есть над чем подумать, в том числе, и мне.
Хороший текст, машааЛлах, к сожалению, мне кажется, что именно его основная масса не бросится распространять.
Именно потому, что он в цель бьёт.
18 декабря, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Балигат (совершеннолетие по Шариату)
Балигат (совершеннолетие по Шариату)
По Шариату человек считается совершеннолетним, когда достигает половой (физической) зрелости. Для мальчиков совершеннолетие (булюг) насту...
22 609
2
3 декабря, 18
Тальбина – блюдо Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Тальбина – блюдо Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Тальбина – арабская каша (ар. تلبينة). Это блюдо на молоке (лябан), и поэтому арабы назвали его «тальбина». Это очень полезное блюдо, бол...
18 058
13 мая, 18