СТАТЬИ
Виртуальный хиджаб, или все мы родом из Фейсбука
Такое мне недавно поступило задание: поднять тему поведения мусульман во всякого рода фейсбуках и вконтактах. Ну что тут сказать? В социа...
Виртуальный хиджаб, или все мы родом из Фейсбука
Такое мне недавно поступило задание: поднять тему поведения мусульман во всякого рода фейсбуках и вконтактах. Ну что тут сказать? В социальных сетях у нас все как у всех: ссоримся, миримся, радуемся, бахвалимся и иногда обмениваемся чем-то полезным. Все наши слабые места уже давно известны.
Мы знамениты виртуальными сражениями на религиозные или политические темы, которые в девяноста девяти из ста превращаются в инфернальное месиво, способное снискать признание самых оголтелых рыночных хабалок: с раздачей красочных оскорблений, пенделей, такфиров и клише. Про запретность такого досуга все уже знают и без моих сентенций.
Есть у нас еще одна проблема – личные фотографии мусульманок в хиджабах. Разные: от томных откровенно подведенных глаз и алых губ до благородных химаров с таинственно прикрытыми лицами. Как правило, под каждой такой фотографией непременно наличествуют альфа-самцы разной степени женатости, которым в одних случаях отвечают флиртом и кокетством, а в других – игнором. Неприятный сюр. Рдеют щеки.
Серьезные знающие люди сказали: с точки зрения благородного шариата все это низко и аморально, запретно и греховно. Очень запретно и очень греховно. Про это знают все, а перевоспитание тех, кто знает, но открыто грешит, требует особого таланта и особенных прав, коими я, к сожалению, не наделена.
Поэтому я бы хотела обратиться к несколько иному корпусу нашего мусульманского кибер-джамаата, в котором состоит народ более-менее восприимчивый к нормам шариата, напрямую или косвенно связанный с шариатскими знаниями (делом или просто интересом), который старается так откровенно не грешить и чаще всего даже бывает лоялен к конструктивной критике.
Колокольня моя недостаточно высока, чтобы с нее вещать про высокие мотивы и наставлять народ, однако кое-какими соображениями и личным опытом поделиться с таким джамаатом я могу.
Букв много – начну издалека.
Как выяснили психологи, «лайки», комментарии и публикации, которыми мы делимся в социальных сетях, могут казаться непоследовательными на первый взгляд, однако и бессмысленными их назвать нельзя. Наша активность в социальных сетях задействует все то, что, собственно, нас и формирует: наши пристрастия, желания, тревоги и радости. Иными словами, вся наша активность в виртуальной среде имеет цели, мотивы и даже стратегии, пусть порой и бессознательные: если мужчина добавляется к женщине (и наоборот), вторгаясь в ее частное пространство, то это всегда не просто так.
Конечно же, единичный мужской лайк на женской странице никоим образом не есть предложение о замужестве. Однако, если лайки носят регулярный характер, то отрицать некий интерес нет смысла. Каким бы исключительно деловым, поверхностным, общим он ни был, он остается интересом.
И то, что люди нерелигиозные считают квазиобщением, мнимым, неполноценным и неэффективным, для мусульман есть вполне реальные действия, за которые они будут спрошены в Судный день.
Комментарии и обсуждения в смешанных группах – это, как ни крути, общение, а лайки и предложения дружбы – это общение невербальное. И если лишний лайк, запрос в друзья или комментарий мусульманина/мусульманки на странице представителя противоположного пола, обусловленные личным интересом и серьезными планами на совместное будущее, еще можно понять (разумеется, от этого действия более дозволенными не станут, но они объяснимы), то добровольное участие в смешанном общении без таких намерений оправдать невозможно. Зачем вступать в бесцельные коммуникации, которые в 90 процентах греховны, в 9 процентах просто бесполезны, а процент какой-то пользы от них ничтожен, если ты при этом еще и удовольствия не получаешь? Для чего этот риск? Общение не перестает быть общением, даже если оно не дает фонтана дофаминов с эндорфинами в наших мозгах, женщина не перестает быть женщиной, даже если она не представляет интереса как потенциальная невеста, а мужчина не перестает быть мужчиной, даже если он для нас – фигура исключительно религиозно-образовательная с непопулярной внешностью. А для мусульман бесцельное общение с противоположным полом без родства и брака – это действие запретное.
Я не могу сказать, что ошибки, о которых я пишу, миновали мою собственную социальную жизнь. Но с некоторых пор у меня появилась возможность переоценить свое пребывание в сети и пересмотреть те принципы, на которых оно основано. И да, теперь я согласна с тем положением, что требования хиджаба – это не только лишний метр ткани на голове, не просто отсутствие личных фото в интернете, это еще и отсутствие мужчин в списке друзей и отказ от общения с ними в какой бы то ни было форме.
Если годами ранее мне казалось, что я не делаю ничего предосудительного, добавляя тех, чьи страницы приносят определенную пользу, то теперь, говоря предельно откровенно, я понимаю, что женщина вполне может читать устазов, толибов и прочих интересных личностей и без того, чтобы привлекать к себе внимание запросами «дружбы» и навязывать свое присутствие в их ленте новостей, просто подписавшись на них.
А высказывать свое мнение о том, что происходит на мужских страницах, женщина может и на своей странице или страницах других женщин-мусульманок, без активного участия «на месте событий», без встревания в сугубо мужские обсуждения.
Я, как и прочие мусульманки, в реальной жизни не встала бы рядом с мужской компанией просто от того, что мне интересна тема их разговора. Но почему-то в сети без особого стеснения наряду со всеми могла расставлять якобы скромные «точки» в мужских обсуждениях для подписки на уведомления. Хотя в принципе это и есть виртуальный аналог физического присутствия в кругу мужчин.
И тем более никто из сестер не станет встревать с задранным кверху пальцем и заносчивым тоном в реальные мужские дискуссии, чтобы выразить свое мнение, даже если там говорят что-то вопиюще несправедливое, требующее безотлагательного вмешательства. Но, опять же, в сети сестрам почему-то ничего не мешает прийти на страницу мужчины со своим мнением (бывает, что даже в воинственном расположении духа) или вести беседу с мужчиной, который высказался у нее на странице.
При этом я точно знаю, что некоторые мужчины, которые позволяют себе «дружить» и беседовать с посторонними женщинами, категорически запрещают своим собственным женам делать то же самое, если вообще позволяют им иметь аккаунты в социальных сетях. Налицо двойные стандарты, не так ли? Ты не допускаешь чужих мужчин на свою территорию (что, безусловно, правильно), но думаешь ли ты о мужьях тех женщин, с которыми ты беседуешь?
К сожалению, ошибки, которые я заметила за собой в первую очередь, совершаются и многими другими сестрами-мусульманками, замужними и незамужними. Так, типичный профайл женщины-мусульманки из этой среды может не содержать портретов, но зато всего остального: картинок с цитатами, относительно полезной литературы, личных переживаний и активного общения в комментариях – в изобилии.
И больше всего опасностей в себе таят публикации цитат, статей и книг. На самом ли деле нужны они здесь, на странице, или это способ привлечь к себе внимание и сформировать некий идеальный образ – ту себя, какой хочешь быть, но кем пока еще не стала?
Начать все можно и с искреннего желания узнавать новое и сеять разумное, доброе, вечное, но намерение – такая штука, что сохранение ее в изначально заданной директиве порой требует титанических усилий. Можно и не заметить, как публикации текстов на арабском станут результатом уже не столь высоких мотивов, а примитивного желания либо поддержать свой уже сложившийся солидный образ (безусловно, привлекательный для лиц, имеющих отношение к исламским знаниям), либо удержать приятное каждому из нас внимание определенной аудитории.
Передается, что муфтий Таки Усмани, да сохранит его Аллах, сказал как-то о Фейсбуке:
«Я точно не знаю, но мне сообщили, что люди противоположных полов общаются посредством данного сайта, что нарушает моральные и религиозные устои. Такой сайт должен быть заблокирован и запрещен!».
Я не сторонник жестких мнений ученых, запрещающих любое пребывание мусульман (обоих полов) в сети, равно как и не поддерживаю позиции тех, кто закрывает глаза на наши явные ошибки. И ни в коем случае не призываю никого закрыть или вовсе удалить свою страницу.
Из всей градации строгости хотелось бы выделить ту усредненную позицию, которую я считаю для себя правильной с определенного времени, с учетом, в первую очередь, своих собственных слабостей и пороков. Ведь, как известно, верующий – зеркало для верующего. И я очень надеюсь, что данная заметка послужит стимулом пересмотреть свои ориентиры моим дорогим сестрам-мусульманкам и избежать того, что может в дальнейшем вызвать чувство стыда и глубокое сожаление.
Итак, резюмируем честно и по пунктам. Виртуальный хиджаб – это:
Само собой разумеющееся – никаких личных фотографий: ни портретов, ни боком, ни в полумраке, ни с прикрытой ладонью половиной лица, ни с буравящим взглядом из-под никаба – без всего этого флера таинственности, который привлекает мужчин зачастую больше, чем реальная внешность, скрытая под этим флером.
Отсутствие посторонних мужчин в списке друзей. Хотите читать – подпишитесь. Нельзя подписаться – заходите и читайте.
Отказ от общения с мужчинами. Хотите что-то обсудить – поднимите тему у себя на странице и обсудите ее в женском кругу.
Не делайте общедоступных публикаций, цель которых – привлечение внимания к своей персоне, особенно мужского. Регулярно проверяйте свои намерения.
Не делитесь слишком личной информацией даже с женщинами. Мужчины могут выйти в сеть с устройств своих жен и родственниц.
По этой же причине не отправляйте своих фотографий сестрам-мусульманкам через личные сообщения.
Соблюдая эти несложные правила иншааЛлах вы обезопасите себя от того вреда, который могут в себе таить социальные сети.
Пусть Аллах простит ошибки каждому из нас и поможет нам уберечься от соблазнов этого мира и козней шайтана!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Балигат (совершеннолетие по Шариату)
По Шариату человек считается совершеннолетним, когда достигает половой (физической) зрелости. Для мальчиков совершеннолетие (булюг) насту...
Тальбина – блюдо Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Тальбина – арабская каша (ар. تلبينة). Это блюдо на молоке (лябан), и поэтому арабы назвали его «тальбина». Это очень полезное блюдо, бол...
Комментарии: 1
Правила форума