Image
Балигат (совершеннолетие по Шариату)
По Шариату человек считается совершеннолетним, когда достигает половой (физической) зрелости. Для мальчиков совершеннолетие (булюг) наступае...
867
2
3 декабря, 18

Балигат (совершеннолетие по Шариату)

867
2
3 декабря, 18
АВТОР ЦИКЛА
Балигат (совершеннолетие по Шариату)
Малика Умм Яхья
Автор:
МАЛИКА УММ ЯХЬЯ
Автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Правила (хукмы) относительно приемных детей в Исламе «Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
По Шариату человек считается совершеннолетним, когда достигает половой (физической) зрелости. Для мальчиков совершеннолетие (булюг) наступает с первой поллюцией/эякуляцией, а для девочек — с первой менструацией (хайд). Если у мальчика не происходит эякуляции, а у девочки не начинается менструация, то они будут считаться совершеннолетними с пятнадцати лунных лет.
 
Особенности женского фикха
 
Если у женщины нет менструаций и она достигла пятнадцати лунных лет, она должна совершать намаз и держать пост, не пропуская ни дня. Некоторые считают, что ей следует выделить какой-то период под условную менструацию, но это неверно. Если крови нет, она обязана молиться и поститься с пятнадцати лунных лет.
 
Менструация — это кровь, которая выходит из матки у девочки не младше девяти лунных лет и не по болезни.
 
Кровью считаются любые окрашенные выделения: черного, красного, коричневого, зеленого, желтого цвета и даже просто мутные (небелые). Достаточно лишь прожилки крови, чтобы выделения считались кровью.
 
Если у девочки младше девяти лунных лет (восьми солнечных лет и девяти месяцев) появится такая кровь, она не будет считаться менструацией по Шариату. Соответственно, совершеннолетие раньше девяти лунных лет наступить не может. Если у девочки начинается такое кровотечение после девяти лунных лет, то необязательно идти к врачу, чтобы удостовериться, что это кровотечение не связано с болезнью. По умолчанию оно считается естественным.
 
Однако по ханафитскому мазхабу у менструации есть минимум — трое суток (72 часа). Тем не менее, нет такого условия, чтобы кровь шла непрерывно. Так, например, если кровь появилась один раз в первый день в 9 утра, а потом еще раз — на четвертый день в 10 утра, то считается, что кровотечение продолжалось 73 часа, и этого достаточно, чтобы оно считалось менструацией. Следовательно, девочка достигла совершеннолетия.
 
Но женский фикх сложен, вышесказанное — всего лишь один пример, и цель этой статьи — не в том, чтобы описать в ней все аспекты расчетов. Будет лучше всего, если мать девочки или другой опекун изучит этот раздел фикха с квалифицированным специалистом и потом объяснит все девочке до ее совершеннолетия. Не откладывайте обучение на потом, ведь совершеннолетие может наступить неожиданно.
 
Матерям или другим опекунам девочек необходимо научить их вести женский календарь, записывая туда все окрашенные выделения и помечая дату и по возможности время. Это очень важно, так как женщинам обязательно записывать длительность своей менструации, чистого периода и лохий.
 
Для родителей и опекунов
 
Совершеннолетие наступает внезапно. Еще вчера ваш ребенок был просто подростком, и ему не записывались грехи. Сегодня он уже считается взрослым по Шариату и отвечает перед Аллахом за свои действия. Если не обучать ребенка религиозным обязанностям с младшего возраста, то с совершеннолетием они свалятся на него невероятным грузом.
 
Приучайте ребенка к намазу и посту с семи лунных лет, обучите девочку женскому фикху и скромности, научите мальчика читать азан. Ближе к половому созреванию расскажите ребенку, как наступает совершеннолетие, чтобы он не пропустил этот момент, потому что признаки совершеннолетия — это не то, что заметно постороннему. Непременно прочитайте с ребенком простой матн по суннитской акыде с переводом (например, такой) и расскажите о принципах ашаритской / матуридитской акыды, чтобы с половым созреванием, когда гормоны берут верх, его не увлекли столь соблазнительные радикальные течения.
 
Раньше с наступлением физической зрелости ребенок начинал полноценно участвовать в жизни общества: в двенадцать лет дети уже работали и женились. Сейчас время поменялось. Хотим мы того или нет, современные подростки (да и взрослые) куда более инфантильны, чем несколько веков назад. И в этом есть свои плюсы и свои минусы. Люди социализировались и учились ответственности рано, потому что жизнь была значительно тяжелее. У наших детей — длинное и относительно комфортное детство, поэтому юридический возраст совершеннолетия в современных обществах значительно поднялся над десятью-двенадцатью годами. Это особенность нашего общества. Тем не менее, шариатские обязанности вменяются по-прежнему с полового созревания. И в этом много мудрости, потому что — вне зависимости от культуры, воспитания и особенностей общества — здоровый человек после полового созревания способен отвечать за свои действия и придерживаться установленных законов. Но мы советуем вам учитывать, что наши дети, уже совершеннолетние по Шариату, живут в обществе, воспевающем инфантильность, и относиться к ним мягче во всем, что не касается непосредственно соблюдения религии.
 
Мы растим новое поколение мусульман. Сами мы начинали с нуля на руинах развалившегося государства, мы многое можем не успеть, но они — с дозволения Аллаха — станут лучше нас. Воспитывайте их правильно, берегите их психику с детства, чтобы дети меньше страдали от васвасов. Мы растим наше будущее — здоровых и сильных мусульман, иншаАллах.
 
Теперь очертим основные темы фикха, связанные с совершеннолетием.
 
Хиджаб
 
В основе девушкам необходимо покрываться с совершеннолетия. Однако очень рекомендуется начинать носить хиджаб раньше, чтобы привыкнуть к нему, а родителям следует приучать дочь к нормам Ислама и соблюдению религии задолго до совершеннолетия.
 
Поскольку внешне непонятно, достиг тот или иной подросток совершеннолетия или нет, взрослым женщинам рекомендуется носить хиджаб перед взрослеющими мальчиками (12-14 лет). Особенно это актуально, если вы ходите в гости к подругам, у которых сыновья — подростки.
 
После совершеннолетия девушкам не следует учиться таджвиду у устазов-мужчин и читать перед ними Коран, поскольку ни один мужчина не защищен от зарождения страсти, а голос юной девушки, красиво читающей Коран, может быть очень привлекателен.
 
وصرح في النوازل بأن نغمة المرأة عورة وبنى عليه أن تعلمها القرآن من المرأة أحب إلي من تعلمها من الأعمى ولهذا قال صلى الله عليه وسلم { التسبيح للرجال والتصفيق للنساء } فلا يجوز أن يسمعها الرجل ومشى عليه المصنف في الكافي فقال ولا تلبي جهرا ؛ لأن صوتها عورة ومشى عليه صاحب المحيط في باب الأذان وفي فتح القدير وعلى هذا لو قيل إذا جهرت بالقرآن في الصلاة فسدت كان متجها .ا هـ . وفي شرح المنية الأشبه أن صوتها ليس بعورة ، وإنما يؤدي إلى الفتنة كما علل به صاحب الهداية وغيره في مسألة التلبية ولعلهن إنما منعن من رفع الصوت بالتسبيح في الصلاة لهذا المعنى ولا يلزم من حرمة رفع صوتها بحضرة الأجانب أن يكون عورة كما قدمناه [البحر الرائق ج 1  ص 270 ايج ايم سعيد]
 
Вдобавок мы настоятельно рекомендуем родителям девушек, которые достигли совершеннолетия или в возрасте около совершеннолетия, не разрешать дочерям ночевать в чужом доме, даже если это дом их хороших подруг-мусульманок. Никто не защищен от страстей, тем более в наше порочное время. У подруг ваших дочерей есть отец, могут быть братья и дяди. Не открывайте двери греху и соблюдайте предосторожность.
 
Намаз и пост
 
Намаз становится обязателен с наступления совершеннолетия. Пропущенные после совершеннолетия намазы необходимо возместить, включая витр.
 
صَبِيٌّ احْتَلَمَ بَعْدَ صَلَاةِ الْعِشَاءِ وَاسْتَيْقَظَ بَعْدَ الْفَجْرِ لَزِمَهُ قَضَاؤُهَا (قَوْلُهُ لَزِمَهُ قَضَاؤُهَا) لِأَنَّهَا وَقَعَتْ نَافِلَةً، وَلَمَّا احْتَلَمَ فِي وَقْتِهَا صَارَتْ فَرْضًا عَلَيْهِ لِأَنَّ النَّوْمَ لَا يَمْنَعُ الْخِطَابَ فَيَلْزَمُهُ قَضَاؤُهَا فِي الْمُخْتَارِ (رد المحتار،ج2ص 76،ايج ايم سعيد)
 
Поститься обязательно с наступления совершеннолетия. Пропущенные после совершеннолетия посты необходимо возместить.
 
Однако родителям следует обратить внимание на то, что детей необходимо побуждать совершать намаз и поститься, когда тем исполнится семь лунных лет. На ребенка не ложится грех за то, что он не молится и не постится, однако с родителей будет  спрошено, как они воспитывали ребенка и приучали ли его к соблюдению религиозных обязанностей.
 
Чтобы рассчитать количество пропущенных намазов и постов, надо определиться с тем их числом, насчет которого вы уверены. Мы восполняем только те намазы и посты, которые мы точно пропустили. Если человек сомневается в количестве, то надо выбрать то, в чем он уверен.
 
Необязательно учитывать все даты, когда вы пропустили намазы. При восполнении надо каждый раз делать намерение на восполнение первого пропущенного обязательного намаза (и указать его: например, фаджр или зухр). При восполнении постов делаем намерение на восполнение поста первого пропущенного Рамадана.
 
Более подробно о восполнении намазов можно прочитать в небольшой книге “Восполнить все”.
 
Мальчик до совершеннолетия не может быть имамом для взрослых в джамаате и в обязательных, и в желательных намазах, даже если он хафиз Корана. Однако он может быть имамом для несовершеннолетних детей.
 
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) - دار الفكر-بيروت (1/ 576)
 وخنثى (وصبي مطلقا) ولو في جنازة ونفل على الأصح(ولا يصح اقتداء رجل بامرأة)
 
[رد المحتار]
... (قوله ونفل على الأصح) قال في الهداية: وفي التراويح والسنن المطلقة جوزه مشايخ بلخ ولم يجوزه مشايخنا، ومنهم من حقق الخلاف في النفل المطلق بين أبي يوسف ومحمد. والمختار أنه لا يجوز في الصلوات كلها. اهـ. والمراد بالسنن المطلقة السنن الرواتب والعيد في إحدى الروايتين، وكذا الوتر والكسوفان والاستسقاء عندهما فتح.
 
البحر الرائق - ث (1/ 381)- دار المعرفة
وَكَذَا اقْتِدَاءُ الصَّبِيِّ بِالصَّبِيِّ صَحِيحٌ
 
Хадж
 
Хадж, совершенный до совершеннолетия, не засчитывается как обязательный хадж, хотя засчитывается как желательный, а родителям ребенка тоже полагается награда. Если ребенок до совершеннолетия был в хадже, ему необходимо повторить хадж после совершеннолетия, если хадж для него обязателен. Однако если он совершил хадж после совершеннолетия вместе с родителями, то это засчитается.
 
بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع (4/ 349)
( فصل ) : وأما شرائط فرضيته فنوعان : نوع يعم الرجال ، والنساء ونوع يخص النساء أما الذي يعم الرجال ، والنساء فمنها : البلوغ ، ومنها العقل فلا حج على الصبي ، والمجنون ؛ لأنه لا خطاب عليهما فلا يلزمهما الحج حتى لو حجا ، ثم بلغ الصبي ، وأفاق المجنون فعليهما حجة الإسلام ، وما فعله الصبي قبل البلوغ يكون تطوعا .
وقد روي عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال : { أيما صبي حج عشر حجج ثم بلغ فعليه حجة الإسلام } .
 
النتف في الفتاوى (1/ 201)
أسباب وجوب الحج وأما اسباب وجوب الحج فسبعة أشياء
وثامنها بالشرط وتاسعها بالاختلاف فأما السبعة فأولها الاسلام والثاني البلوغ والثالث الحرية والرابع العقل
فان حج هؤلاء الاصناف من الاربعة في هذه الاحوال الاربعة ثم صاروا الى غيرها فعليهم ان يحجوا ثانيا
 
البناية شرح الهداية (4/ 142)
م: (وإنما شرط البلوغ والحرية؛ لقوله - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ -) ش: أي لقول النبي - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - م: «أيما عبد حج، ولو عشر حجج، ثم أعتق فعليه حجة الإسلام وأيما صبي حج ولو عشر حجج ثم بلغ فعليه حجة الإسلام» ش: هذا الحديث رواه الحاكم في " مستدركه " من حديث محمد بن المنهال، حدثنا يزيد بن زريع، حدثنا شعبة عن الأعمش عن أبي ظبيان عن ابن عباس - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قال: قال رسول الله - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «أيما صبي حج ثم بلغ الحدث فعليه أن يحج حجة أخرى، وأيما أعرابي حج ثم هاجر فعليه أن يحج حجة أخرى، وأيما عبد حج ثم أعتق فعليه حجة أخرى» وقال: حديث صحيح على شرط الشيخين، ولم يخرجاه. فإن قلت: رواه البيهقي في " سننه " ثم قال: الصواب وقفه، تفرد برفعه محمد بن المنهال عن يزيد بن زريع عن شعبة، ورواه غيره عن شعبة موقوفاً. قلت: قال الشيخ: رواه الإسماعيلي في جمعه لحديث سليمان الأعمش عن الحارث بن شريح أبي عمر، ويقال: الخوارزمي عن يزيد بن زريع به مرفوعاً فزال التفرد، وليس في رواية الحاكم عشر حجج، وذكر هذا فيه لبيان الكثرة؛ لأن العشر منتهى الآحاد، لا لبيان انحصار الحكم عليها.
وقال ابن المنذر: أجمع أهل العلم إلا من لا يعتد بخلافه أن الصبي والعبد لا يعتبر حجهما في حجة الإسلام، فإذا بلغ الصبي، وأعتق العبد ووجد إليه سبيلاً يجب عليهما، هكذا قاله ابن عباس - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا -، وعطاء، والنخعي، والثوري، ومالك، والشافعي، وابن حنبل، وأبو ثور، والأعرابي محمول على أنه حج قبل إسلامه ثم أسلم وهاجر وحج بعده، وإنما أوجب عليه الإعادة لأنه كان جاهلا بأحكام الحج وكانوا يحجون في ذي القعدة ولا يعتد به.
 
حاشية ابن عابدين (رد المحتار) (2/ 458)
الأول: شروط الوجوب وهي التي إذا وجدت بتمامها وجب الحج وإلا فلا وهي سبعة: الإسلام، والعلم بالوجوب لمن في دار الحرب والبلوغ والعقل والحرية والاستطاعة والوقت أي القدرة في أشهر الحج أو في وقت خروج أهل بلده على ما يأتي.
 
الفتاوى الهندية (5/ 447)
( ومنها البلوغ ) فلا يجب على الصبي كذا في فتاوى قاضي خان ولو أن الصبي حج إذا قبل البلوغ فلا يكون ذلك عن حجة الإسلام ويكون تطوعا
 
Юридическая ответственность
 
В основе дети до совершеннолетия не несут ответственности за свои грехи. В случае, если они совершают серьезные преступления, ребенок не несет юридической ответственности — за него отвечает его опекун (вали).
 
Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 
عن عائشة رضى الله عنها أن رسول الله -صلى الله عليه وسلم- قال « رفع القلم عن ثلاثة عن النائم حتى يستيقظ وعن المبتلى حتى يبرأ وعن الصبى حتى يكبر ».
 
“Перо (которое записывает дела) поднимается для троих: спящего, пока тот не проснется, сумасшедшего, пока тот не обретет рассудок, и ребенка, пока тот не вырастет”.
 
Брак
 
Опекун может выдать замуж девочку или женить мальчика до совершеннолетия. В момент совершеннолетия девочка имеет право расторгнуть брак, если ее выдал замуж не отец и не дед. Она должна выразить свое желание расторгнуть брак сразу, как станет совершеннолетней, при свидетелях, а потом пойти к шариатскому судье. В немусульманских странах она может обратиться к кадию, который занимается семейными делами. Мальчик же просто имеет право дать жене развод.
 
فتح القدير-المكتبة الحقانية (175/3)
 ( فَإِنْ ) ( زَوَّجَهُمَا الْأَبُ وَالْجَدُّ ) يَعْنِي الصَّغِيرَ وَالصَّغِيرَةَ ( فَلَا خِيَارَ لَهُمَا بَعْدَ بُلُوغِهِمَا ) لِأَنَّهُمَا كَامِلَا الرَّأْي وَافِرَا الشَّفَقَةِ فَيَلْزَمُ الْعَقْدُ بِمُبَاشَرَتِهَا كَمَا إذَا بَاشَرَاهُ بِرِضَاهُمَا بَعْدَ الْبُلُوغِ ( وَإِنْ زَوَّجَهُمَا غَيْرُ الْأَبِ وَالْجَدِّ فَلِكُلِّ وَاحِدٍ مِنْهُمَا الْخِيَارُ إذَا بَلَغَ ، إنْ شَاءَ أَقَامَ عَلَى النِّكَاحِ ، وَإِنْ شَاءَ فَسَخَ ) وَهَذَا عِنْدَ أَبِي حَنِيفَةَ وَمُحَمَّدٍ رَحِمَهُمَا اللَّهُ وَقَالَ أَبُو يُوسُفَ رَحِمَهُ اللَّهُ : لَا خِيَارَ لَهُمَا اعْتِبَارًا بِالْأَبِ وَالْجَدِّ
(92) حیلہ ناجزہ – دار الاشاعت
 
البحر الرائق-ایچ ایم سعید (3/ 213) 
وأما حكم المهر فإن كانت الفرقة بعد الدخول ولو حكما وجب تمامه، وإن كانت قبله فلا مهر لها، فإن كانت منها فظاهر لانها جاءت من قبلها، وإن كانت منه فسقوطه هو فائدة الخيار له وإلا فلا فائدة في إثباته له إذ هو مالك للطلاق.
 
الأصل للشيباني ط قطر- دار ابن حزم (4/ 436)
وإذا طلق الرجل امرأته قبل أن يدخل بها فلها نصف المهر إن كان سمى لها مهراً. والصغيرة والكبيرة والأمة والحرة والمدبرة وأم الولد والمكاتبة والمرأة من أهل الكتاب في ذلك كله سواء، لكل واحدة منهن نصف المهر إن كان سمى لها مهراً.
 
Дозволенность вступать в половой акт не связана напрямую с совершеннолетием. Если девочка или мальчик достигли совершеннолетия, однако половой акт навредит их физическому или психическому здоровью, не дозволено вступать с ними в интимную близость даже в законном браке, пока они не будут к этому готовы.
 
Мы настоятельно рекомендуем проявлять осмотрительность, заботиться о психическом здоровье вашего ребенка и учитывать то, что мы живем в инфантильном обществе и ранние браки чаще всего либо глубоко токсичны, либо быстро распадаются. И речь идет даже не о браках до шариатского совершеннолетия (в нашем обществе их не практикуют), но и о браках совершеннолетних.
 
Право опеки над ребенком после развода
 
Мальчик остается с матерью до возраста, когда он может сам есть, одеваться, совершать истинджа. После достижения этого возраста он должен оставаться с отцом.
 
Девочка остается с матерью до девяти лунных лет. После этого она должна оставаться с отцом (Любаб, 3/103; Ибн Абидин, 3/566).
 
Если мать выходит замуж за мужчину, который не считается изначально махрамом (близким родственником) ее детям, она теряет право опеки. Однако оно переходит не к отцу детей, а к их бабушке по материнской линии (то есть матери ее матери) до соответствующего возраста.
      
  فان لم تكن له أم فام ألام أولى من أم الأب - وفي الحاشية: قوله لم تكن له أم بان ماتت أو تزوجت باجنبي فنهى كالمعدومة
           ( الهداية - الأولين - باب حضانة الولد ومن أحق به - ص.٤٣٤ )
 
Опека над сиротой
 
Совершеннолетие имеет значение, если речь идет о приемном ребенке, которого приемная мать не кормила грудью, пока тому было меньше двух лунных лет. Если она покормила его грудью, она станет для него молочной матерью. Если молоко, которым она его кормила, появилось в результате беременности и рождения ребенка от ее мужа, то ее муж станет молочным отцом для приемного ребенка.
 
Но если ребенка не кормили грудью, то, после того как он достигнет совершеннолетия, приемному родителю противоположного ребенку пола следует вести себя с ним, как с чужим представителем противоположного пола. Проще говоря, приемная дочь после совершеннолетия должна носить хиджаб при приемном отце и не уединяться с ним, а приемная мать должна носить хиджаб при приемном сыне и не уединяться с ним.
 
Пусть Аллах сделает эту статью полезной для мусульман. Амин.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Можно ли проверять телефон жены без ее согласия?
Вопрос: Можно ли проверять телефон и what’s up жены без ее ведома и согласия. Или нужно ее спрашивать? А моя жена может просматривать мой те...
846
вчера
Image
Правда ли, что сподвижники советовались с женами Пророка (саллаллаху алейхи ...
Передается, что однажды Умар и Зейд ибн Сабит (радыАллаху анхума) обсуждали некоторый спорный вопрос относительно полного омовения после суп...
384
11 декабря, 18

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Umar Ali Kim Kim
1
МашаАллах статья, очень полезная и интересная! но я не нашел в разделе Хиджаб - какие части тела женщины в ходят для прикрытия аурата. Я считаю это тоже актуальным, если сможете то, дополните. ДжазакаЛлаху хайран.
11 декабря, 18
Avatar
Администратор Azan.ru
0
Ассаляму алейкум! Уа ийака, брат.

Более подробно о хиджабе можно прочитать в этом разделе https://azan.ru/islam/hidjab
11 декабря, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Урф: роль местных обычаев в ханафитском мазхабе
Установления Шариата можно разделить на два больших вида: установления, которые в целом не изменяются, и установления, которые меняются при ...
2 028
1
26 ноября, 18
Image
Адабы посещения Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине
Поэтому верующему, намеревающемуся отправиться в город Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), надлежит как можно больше взыва...
1 723
5
19 ноября, 18