Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
1. Введение
1. Введение
Понятие денег проходило долгую эволюцию с течением времени. Золото, серебро, бумажные деньги, электр...
4 152
24 января, 19

1. Введение

4 152
24 января, 19
Предисловие
 
Материал, изложенный в тексте брошюры, является попыткой автора высказать свое мнение по поводу проблемы криптовалюты. Данное мнение не является окончательным решением по этому вопросу. Цель автора – привлечь шариатских ученых и мусульманских экономистов к обсуждению и прояснению этого явления.
 
Это уже вторая работа, написанная на тему биткоина, которая была дополнена по сравнению с предыдущей.
 
Аргументы и выводы, предложенные в документе, предназначены для целей исследования. Они не должны использоваться для выдачи фетв, поскольку основаны на промежуточных результатах (являются промежуточным выводом) и предположительны, а не окончательны.
 
Предположения, сделанные в рамках исследовательской статьи, не обязательно будут указывать на официальное мнение автора. В его выводах есть вероятность ошибок и неточностей.
 
Разрешение на проведение и публикацию исследования автору предоставили его учителя и ученые более высокого ранга.
 
Цель статьи – побудить других студентов исламского знания и ученых к обсуждению и исследованию этого вопроса.
 
Об авторе
 
Фараз Адам родился в Великобритании. После окончания колледжа он поступил в престижное учебное заведение – Даруль-Улюм в городе Лестер для углубленного изучения исламских наук. После шести лет интенсивного изучения таких наук как акыда, тафсир, хадис, фикх, усуль, арабская грамматика, синтаксис, морфология, риторика, он получил иджазы в вышеперечисленных дисциплинах.
 
Далее он продолжил обучение в ЮАР в Даруль-Ифта Махмудия, где он завершил курс обучения на муфтия под руководством муфтиев Ибрагима Десаи, Хусейна Кадодия и Имрана Вауда.
 
После окончания Даруль-Ифта в качестве муфтия, он получил диплом магистра по исламской теологии и по исламским финансам у муфтия Ибрагима Десаи.
 
Фараз Адам получил диплом магистра по исламским финансам, банковскому делу и менеджменту в Институте высшего образования Маркфилда в Университете Ньюмана. Он также является сертифицированным специалистом по исламским финансам.
 
Он является директором компании Amanah Finance Consultancy Ltd, которая предоставляет консультативные услуги в области исламских финансов организациям, религиозным ученым, управляющим активами, инвесторам и частным клиентам.
 
В 2011 году он основал сайт Darulfiqh.com – портал выдачи фетв, специализирующийся на консультационных услугах исламского финансирования.
 
Несколько лет Фараз Адам был преподавателем по исламским исследованиям в Даруль-Улюм Лестер.
 
В настоящее время он является директором Даруль-Улюм Лестер, а также работает в Национальном фонде закята, где он занимается разработкой продуктов и предоставлением услуг для плательщиков закята.
 
Муфтий Фараз Адам предоставляет консультационные услуги в области шариата ряду организаций и отдельных лиц, включая Ethica Finance, Simplyethical и I Wills Solicitors.
 
Он проводит лекции и семинары по всей Великобритании по различным аспектам ислама и специализируется на устройстве семинаров и курсов по исламским финансам и банковским услугам.
 
Аннотация
 
Понятие денег проходило долгую эволюцию с течением времени. Золото, серебро, бумажные деньги, электронные деньги – все они в свое время выполняли роль денег. Рождение технологии блокчейна[1] привело к появлению инновационной децентрализованной системы платежей, называемой биткоин[2]. Это говорит о появлении футуристической (т.е. экономики будущего – прим. переводчика) безналичной цифровой экономики.
 
При всем волнении вокруг биткоина сама его суть по-прежнему остается неясной. Это деньги? Или товар? Или что-то еще?
 
В этом исследовании были применены различные методы анализа источников исламского права для определения принципа денег в шариате. В отношении биткоина рассматривались различные научные мнения. Хотя есть мнение относительно того, что биткоин не относится к понятию маль (актив[3], имущество), как нам кажется, существует разница между биткоинами и другими производными этого понятия.
 
В этой работе приводятся доводы в пользу того, что, по нашему мнению, биткоин можно приравнять к понятию маль (имущество) с точки зрения такаввум (законной ценности), однако, он не обладает самания (атрибутами денег, платежного средства). Более того, учитывая риски, связанные с биткоином, необходимо определить, соответствует ли биткоин функциям денег с точки зрения исламской экономики. По нашему мнению, биткоин не соответствует принципам сохранения богатства в шариате.
 
Биткоин далее оценивается с точки зрения исламской морали применительно к экономике. Основная цель экономики, построенной на принципах исламской нравственности, - это финансирование и инвестиции в реальную экономику. Биткоин и инвестиции в криптовалюту не служат реальному росту экономики и не способствуют реальному увеличению богатства общества. Таким образом, был сделан вывод о том, что биткоин не идеален в качестве долгосрочных инвестиций и не должен использоваться в исламской финансовой индустрии в качестве средства обмена, если нет конкретной потребности в нем, до тех пор, пока не будет установлена регулируемая и прозрачная структура этого понятия. В настоящее время биткоины - это еще одна форма инвестиций, которая предназначена для максимизации индивидуальной прибыли (увеличения прибыли конкретного лица).
 
Тем не менее, доход от инвестиций в биткоин будет законным и согласуется с шариатом в соответствии с этим пониманием. Однако международные исламские финансовые органы и эксперты в вопросах шариата еще должны будут сказать свое слово по этому вопросу и дать наиболее точные советы.
 
1. Введение
 
В последнее десятилетие мы стали свидетелями многих событий в финансовом мире: таких как мировой финансовый кризис, экономические реформы в Китае, спад цен на нефть и глобальный сдвиг в сторону безналичной экономики. Перевод экономики в цифровое выражение стал нововведением в методах оплаты и коренным образом изменил концепцию денег.
 
Народы обменивали товары, которые у них были в избытке, на товары, которые им были нужны, еще за 9 тыс. лет до н.э. Самыми популярными товарами обмена были зерно (и другие продукты сельского хозяйства) и рогатый скот (ими обменивались кочевые и земледельческие народы). Известно, что в 1200 г. до н.э. в Китае в качестве средства обмена использовались раковины каури. После этого – в 1000 г. до н.э. там же были изготовлены бронзовые и медные изображения этих раковин. Они считаются самой ранней формой металлических денег. В Китае также использовались такие виды металлических денег, как ножи и лопаты. Первая официальная валюта была отчеканена королем Альяттом в Лидии (государство на территории современной Турции) в 6 веке до н.э. Монеты были изготовлены из кусков серебра и имели привычную нам круглую форму. Эту технику чеканки переняли и улучшили в Греции, Персии, Македонии и позже, в Римской империи. В этих государствах в качестве денег использовались такие ценные металлы как золото, серебро и бронза, в то время как в Китае использовалось железо.
 
В 118 г. н.э. в Китае появились первые известные нам банкноты, которые представляли собой кусок кожи оленя в форме квадрата белого цвета с цветными краями. С 9 по 15 век в Китае было введено в обращение так много бумажных банкнот, что их стоимость быстро обесценивалась, и начиналась инфляция.
 
В 1816 году в Великобритании золото было официально принято в качестве меры стоимости денег. Хотя в стране уже давно использовались бумажные деньги, но это был первый случай, когда их стоимость была привязана непосредственно к золоту.
 
В 1860 году компания Western Union разработала первый способ безналичных расчетов при помощи телеграфа. В 1946 году Джон Биггинс придумал Char-It Card, первую кредитную карту.
 
В 1999 году европейские банки начали предлагать первые мобильные платежные системы на примитивных смартфонах. Система электронных денег получила развитие, когда в 2008 году в Великобритании были выпущены бесконтактные платежные карты. 2008 год также стал свидетелем рождения биткоина, электронной равноценной системы обмена наличных денег. Эта эволюция платежных средств показывает глобальный сдвиг в сторону безналичной экономики. Биткоин позиционируется как альтернатива национальным валютам и реализация идей Кейнса[4] о международной валюте, не принадлежащей ни к одной нации.
 
Однако характер биткоина неясен из-за отсутствия законодательства и нормативной базы. Комиссия по ценным бумагам и биржам в Нью-Йорке предупредила участников рынка цифровых активов, что они должны подчиняться требованиям федерального закона о ценных бумагах. Банк Англии утверждает, что цифровая валюта по-прежнему сильно отличаются от стандартной валюты, такой как фунт стерлингов и доллар, поскольку она «действуют в качестве денег только в ограниченной степени и только для относительно немногих людей». Financial Conduct Authority (Орган по финансовому регулированию и надзору в Великобритании) планирует сообщить о результатах воздействия цифровых валют в конце этого года. Суть проблемы заключается в том, что власти считают, что цифровая валюта – это скорее, форма инвестиций, чем простое платежное средство.
 
Однако биткоин становится все более приемлемой и популярной формой оплаты: потребители могут покупать компьютеры Dell с помощью биткоина в США, а также подарочные карты. Билеты на театральные шоу в лондонском Вест-Энде можно купить с помощью биткоина. Peach Aviation, недорогая японская авиакомпания, позволяет оплатить проезд в биткоинах. Кроме того, биткоины напрямую покупаются и продаются на таких сайтах, как eBay.
 
Несмотря на это использование, инвесторы занимаются спекуляцией на биткоинах, что, в свою очередь, создает собственные внутренние риски. Спекуляция на них привела к тому, что биткоины ведут себя скорее, как популярные акции, а не как валюта.
 
Вся эта деятельность и инвестиции оставляют реальность биткоина неопределенной и неясной в традиционной финансовой системе, не говоря уже о исламской финансовой индустрии. В результате вопрос о том, что такое деньги, и может ли биткоин считаться деньгами, начинает занимать центральное место в дискуссиях.
 
Таким образом, в этой статье рассматривается природа биткоина, независимо от того, может ли он квалифицироваться в качестве денег в исламском праве. После этого биткоин анализируется с точки зрения управления рисками, макасид аш-шариа (целей шариата) и принципов морали исламской экономики, чтобы определить, является ли биткоин подходящим капиталовложением в соответствии с шариатом.
 
[1] Блокчейн – англ. «блок-цепочка» - выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию, в системе биткоин.
 
[2] Биткоин – от англ. «бит», единица информации и «сoin» - монета, децентрализованная платежная система, использующая одноимённую единицу для учёта операций и одноимённый протокол передачи данных. Для обеспечения функционирования и защиты системы используются криптографические методы (особые методы защиты данных от посторонних). Вся информация о транзакциях между адресами системы доступна в открытом виде.
 
[3] Слово «актив», которое часто используется в данной работе, обозначает в экономике всю совокупность имущества частного лица или предприятия. Проще говоря, актив = имущество (прим. переводчика).
 
[4] Джон Кейнс, английский экономист 20 века – прим. переводчика.
АВТОР ЦИКЛА
Шариатский взгляд на криптовалюту (биткоин)
Фараз Адам
Автор:
ФАРАЗ АДАМ
Муфтий, Лейстер (Великобритания)
Список уроков