Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
2. Философия денег в Исламе
2. Философия денег в Исламе
Ислам не признает деньги в качестве предмета торговли, за исключением некоторых особых случаев. У де...
7 140
31 января, 19

2. Философия денег в Исламе

7 140
31 января, 19
Ислам не признает деньги в качестве предмета торговли, за исключением некоторых особых случаев. У денег нет свойства собственной ценности, это лишь средство обмена. Каждая денежная единица в точности соответствует такой же денежной единице того же наименования, так что здесь нет места получению прибыли за счет обмена одной денежной единицы на другую. Прибыль образуется, если нечто, имеющее внутреннюю ценность продается за деньги или, когда один вид валюты обменивается на другой. Прибыль, полученная за счет продажи денег (одной и той же валюты) или документов, представляющих, представляет собой ростовщический процент, запрещена[1].
 
Имам Ибн Теймия (ум. в 728 г.х.) утверждал, что физическая составляющая денег никогда не должна становиться целью обладания деньгами, но цель обладания ими заключается лишь в возможности их обмена на товары с выгодой и прибылью[2]. Владелец денег должен приложить усилия, чтобы извлечь выгоду из обладания деньгами. В качестве альтернативы, он может заключить партнерское соглашение (стать партнером в чьем-то бизнесе), где будут распределяться прибыли и убытки. Если деньги предоставляются в виде займа, на него не должны начисляться проценты. Деньги – это просто единица измерения. Поэтому деньги не являются товаром в Исламе. Выгода от их обладания не гарантируется, наоборот, она зависит от результата какой-то деятельности, во время которой (деятельности) получается прибавочная стоимость[3].
 
Имам Ибн Теймия писал в другом месте:
 
«Когда валюта или деньги обмениваются между собой с намерением извлечения прибыли, это противоречит сути денег и самания (их внутренней ценности)»[4].
 
Имам Ибн Кайим (ум. в 751 г.х.) писал:
 
«Деньги никогда не составляют ценности сами по себе, они используются как средство для приобретения товара. Когда деньги начинают использоваться как товар и становятся целью сделки, вся экономическая система портится и впадает в кризис».[5]
 
Имам аль-Газали (ум. в 505 г.х.) писал:
 
«Аллах Тааля создал динар и дирхам (золотые и серебряные монеты) для распределения (богатства) и чтобы они стали справедливой мерой для различных товаров. Они есть лишь средства для всех других вещей, они ценны сами по себе, но не желательны сами для себя» (то есть, деньги не должны порождать деньги)»[6].
 
2.1. Деньги в Коране и пророческой Сунне
 
Роль денег описывается в Коране следующим образом:
 

«И не давайте (о, попечители) легкомысленным вашего имущества, которое Аллах устроил вам для поддержки» (4: 5).

 
Здесь слово кивам используется для описания понятия богатства/имущества.
 
Оно относится к тому, что поддерживает, помогает и служит пропитанием для чего-то. Это слово отражает истинную суть денег: деньги – мощное средство, которое Аллах создал, чтобы поддержать и пропитать весь мир. Это средство для достижения цели, но не самоцель. Конечная цель денег в поддержании и облегчении наших мирских дел, чтобы мы могли больше сосредоточиться на будущей жизни.
 
Исходные источники Ислама не дают каких-то определений денег или порядка денежного обращения[7]. Коран и Сунна упоминают только деньги, которые были в обращении в то время – динары и дирхамы. Во время ниспослания откровения в ходу была биметаллическая система денег (то есть, где и золото, и серебро были в равном обращении). На основании двух аятов Корана можно сделать вывод, что предыдущие общины также использовали дирхамы или серебряные монеты. Имам Абдуль-Барр утверждает, что мусульмане в пророческую эпоху использовали римские динары и персидские дирхамы (Шукри, 2007).
 
2.2. Деньги в исламской истории
 
Халиф Абдуль-Малик ибн Марван ввел в обращение первые исламский динар и дирхам в 76 году хиджры (Шукри, 2007). Во время правления династии Мамлюков (872-922 г.х./1468-1517 н.э.) были введены в обращение т.н. фулюсы – медные деньги, которые использовались для небольших коммерческих сделок. Их покупательная способность была очень ограниченной – ими пользовались только для повседневных нужд (Ван Камаль, 2006).
 
В Османской империи денежное обращение развивалось далее. Османы ввели в обращение валюту под названием каима в форме бумажных банкнот. В 1914 году османы официально объявили, что бумажные деньги являются единственным законным средством обмена (Якоб, 2013).
 
Вышеизложенные события в исламских империях подтверждают мнение, что источники ислама не устанавливают какой-то определенной формы денег, это было оставлено на усмотрение людей.
 
Ибн Теймия утверждает, что шариат не устанавливает какого-то определения или условий для валюты или денежного обращения, это было делом ‘урфа (обычаев общества) и понимания людей[8].
 
Ханафитские правоведы утверждали, что вещи или товары становятся деньгами и валютой посредством та’амуля (общественного использования) либо истиляха (общего соглашения) (Аль-Касани).
 
Имам Ахмад также считал, что денежное обращение было установлено путем договора между людьми (Ибн Кудама).
 
2.3. Деньги по мнению современных мусульманских ученых
 
Введение бумажных денег породило бум в трудах и исследованиях ученых. Д-р Асматуллах (2013) представляет мнения исламских ученых по вопросу – что же такое деньги. Он представляет три мнения о том, что исламские ученые считали деньгами:
 
Одна группа ученых считала золотые и серебряные монеты реальными/подлинными деньгами.
 
Вторая группа считала деньгами только металлические монеты, независимо, из какого металла они были отчеканены.
 
Третья группа ученых полагает, что, хотя реальные деньги – это только золото и серебро, но другие предметы также могут считаться деньгами при соблюдении определенных условий.
 
Хотя в этой статьи не рассматриваются подробно все эти моменты, мы показываем, что в исламском праве есть предпосылки к тому, чтобы рассмотреть некую вещь как деньги.
 
Якоб (2014) обратился к другому аспекту денежного обращения, которое доктор д-р Асаматуллах не рассматривал: эволюция денег. Якоб (2014) обсуждает, как развивается понимание, что такое деньги. В своей статье он подчеркивает, как бумажные деньги превратились из долгового инструмента в самостоятельную форму денег. Тем не менее, в большинстве статей на эту тему, где говорится об эволюции денег, речь идет о бумажных деньгах. Аналогично, Мани (1984) обсуждает реальность бумажных денег в своей статье. В его статье речь идет о том, должно ли денежное обращение поддерживаться правительством, чтобы считаться деньгами. В его документе предлагаются три взгляда: естественный взгляд, точка зрения правительства и психологический взгляд.
 
Эта дискуссия помогает моим исследованиям понять, как можно рассматривать цифровую валюту в соответствии с разными мнениями. Очевидно, что в нынешней литературе не говорится о правовом положении криптовалюты. Это понятно, поскольку это новое явление, которое все еще находится в первом десятилетии своего существования. Таким образом, даже обычные экономисты и практические работники разделились в понимании биткоина независимо от того, квалифицируются ли они как деньги. На сегодняшний день исследования исламских экономистов и исламских финансистов на тему исламского взгляда на биткоин не проводились.
 
Таким образом, мой документ стремится заполнить пробел в совокупности знаний и представить анализ биткоина в свете исламского права.
 
2.4. Виды денег, которые упоминаются в текстах по фикху
 
Исламские правоведы считают, что деньги бывают двух видов[9]:
 
Естественные, натуральные деньги (ас-саман аль-хилкы) – это деньги, которые служат средством обмена и имеют собственную ценность. Золото и серебро – это естественные деньги. Имам аль-Газали (ум. в 505 г.х.) описывал золото и серебро в качестве естественных денег, которые Аллах Тааля даровал человечеству в качестве меры и измерения цены вещей (аль-Газали, 2011).
 
Искусственные и общественные деньги (ас-саман аль-‘урфи) – деньги, принятые как средство обмена, когда денежная стоимость является неотъемлемой частью денег.
 
Товарные деньги[10] и декретные деньги являются обычными искусственными и потребительскими формами денег.
 
Одним из способов различения между двумя видами денежной ценности является т.н. самания, то есть, каким образом было решено, что эта вещь является деньгами. Естественные деньги обладают внутренней самания (ценностью), в то время как товарные деньги имеют внешнюю самания (т.е вложенную в них общественным договором).  Золото и серебро обладают самания по своей природе, согласно которой люди считают их ценными вещами и готовы обменивать их на другие вещи, помимо золота и серебра. Что здесь интересно отметить, так это то, что кроме своих уникальных свойств, золото и серебро не имеют в себе ничего особенного для обладания атрибутом самания. Однако, на протяжении всех веков люди придавали естественную ценность золоту и серебру, которые использовались в качестве средства обмена. Это говорит о том, что Аллах вложил в сердца людей понятие о самания (ценности) золота и серебра, и таким образом самания стала постоянным свойством золота и серебра.
 
Помимо золота и серебра, потребительские и искусственные деньги – такие, как товарные и декретные деньги – не имеют врожденного свойства самания. Хотя товарные деньги и имеют собственную ценность, у них нет самания. Люди не воспринимают товары в качестве средства обмена, скорее, это предмет обмена. С другой стороны, декретные деньги не имеют внутренней ценности, так что сами по себе не считаются обладающими самания, такое свойство им придает внешняя сила (государственное обращение), и тогда они начинают восприниматься людьми в качестве денег.
 
Таким образом, деньги можно разделить на следующие категории:
 
1) ас-саман аль-хилкы (золото и серебро) – их внутренняя (присущая им) самания и внутренняя ценность позволяет использовать их для других целей, к примеру, в ювелирном деле.
 
2) ас-саман аль-’урфи (деньги, которые стали таковыми, согласно договору в обществе):
 
A) Товарные деньги – имеют внутреннюю ценность, позволяющую использовать их для других целей, но они не имеют внутренней самания.
 
B) Декретные деньги – деньги, не имеющие внутренней ценности, поэтому они могут выполнять иных функций, кроме как быть средством обмена. У них нет внутренней самания.
 
Товарные деньги – это активы (имущество), которые используются в качестве денег, они имеют также собственную внутреннюю ценность. Другими словами, они могут служить как деньгами, так и товарами вследствие своей самоценности. Соль, животные, ракушки, зерно и т.п. вещи – все это товарные деньги. Товарные деньги являются приемлемой формой денег в шариате, когда люди приписывают самания этим товарам.
 
Декретные деньги - получают свою ценность вследствие повеления, декрета правительства (отсюда их название). Это означает, что правительство объявляет эту форму денег законным платежным средством, так что все люди и организации в стране должны принимать ее в качестве средства платежа. В противоположность товарным деньгам, декретные деньги не подкрепляются каким-либо физическим товаром. По определению, у них нет никакой внутренней ценности. Однако, ценность этой формы денег определяется отношениями между спросом и предложением. Большинство бумажных денег в мире – это декретные деньги (чистая валюта). Декретные деньги – также приемлемая форма денег в шариате после того, как правительство присваивает ценность и самания бумагам, монетам или электронным деньгам.
 
Саман, что обычно переводится как цена, это общий термин, используемый для описания любого средства обмена в продаже, независимо от того, что представляет собой средство обмена: валюту, активы или долг[11]. Каждый договор купли- продажи требует саман для действительности[12].
 
Однако, не всякий саман является валютой или деньгами. Иными словами, качество самания не приписывается всему, что используется для оплаты товаров.
 
Ибн Теймия (ум. 728 г.х.) пишет, что шариат не определяет какого-то условия или определения для денег или валюты, это было оставлено обычаям (‘урф) и пониманию людей[13].
 
Однако, ханафитские ученые утверждают, что активы или товары становятся деньгами или валютой посредством та’амуля (использования)[14] и истиляха (общественного договора).
 
Имам Ахмад (ум. в 241 г.х.) также считал, что валюта и деньги могут быть установлены путем договора между людьми[15]. Когда нечто принимается в качестве денег в шариате, на него начинают распространяться правила закята, риба и другие подобные решения.
 
Юридические следствия саман (цены)[16]:
 
1) Во время сделки цена (саман) становится долгом на покупателе.
 
2) Необязательно во время совершения сделки обладать суммой денег и ценой (саман).
 
3) Сделка не аннулируется вследствие не предоставления саман.
 
4) Саман может быть повторно согласован после сделки, кроме сделок сарф и салям.
 
Признаки саман:
 
1) Выгода от саман получается за счет расходования. Она не служит никакой иной цели, когда находится в собственном владении[17].
 
2) Саман используется в качестве стандарта для ценообразования[18].
 
3) Саман используется как средство обмена для приобретения активов (вещей), имеющих внутреннюю (собственную) ценность[19].
 
2.5. Концепция та’амуля и истиляха для установления денежного обращения
 
Понятие та’амуль относится к общественной полезности. Понятие истилях относится ко взаимному согласию. Термин истилях – это синоним понятий ‘урф и адат[20]. Та’амуль устанавливается, когда полезность чего-то становится преобладающей и считается стандартом[21] в делах и сделках. Истилях (взаимное согласие) подобно концепции та’амуля.
 
Имам Абу Ханифа (ум. в 150 г.х.) и имам Абу Юсуф (ум. в 182 г.х.) придерживались мнения, что товар может считаться деньгами по соглашению только двух сторон сделки. В то время как имам Мухаммад (ум. в 189 г.х.) считал, чтобы товар начал считаться валютой и деньгами, необходим общий и повсеместно распространенный истилях[22]. Таким образом, по мнению имама Мухаммада, только когда некий товар получит общественное признание, его можно считать деньгами[23].
 
Муфтий Таки Усмани считает, что в этом вопросе более весомой является позиция имама Мухаммада. Так что истилях может устанавливаться и отменяться всем обществом, а не только двумя сторонами сделки в одиночку[24].
 
Помимо динаров и дирхамов, другие активы, которые становились валютой без вмешательства государства, становились таковыми посредством та’амуля и истиляха[25]. В прежние времена активы и обычные металлы (не драгоценные) использовались для повседневных нужд. Так что, эти вещи, которые служили иными целям в обычной жизни, не могли считаться деньгами, пока не появлялся та’амуль (обычай использования их в качестве денег)[26]. Та’амуль и истилях были признаками того, что нечто превращается из ‘уруд (активов) в саман (деньги). Та’амуль – это естественный процесс, который требует времени для своего установления.
 
Привычка формируется после того, как промышленность, местность или рынок имеют дело с чем-то в качестве денег в течение определенного времени, устанавливая таким образом та’амуль.
 
Некоторыми из таких внешних признаков та’амуля являются:
 
• Внешнее (захир) и очевидное понимание того, что этот актив является деньгами.
 
• Люди начинают считать это деньгами единовременно.
 
• Первое описание или определение, которое приходит на ум человеку при виде этой вещи – что это деньги.
 
Самания становится второй природой и неотъемлемым признаком этой вещи.
 
• Эти активы становятся очевидной формой платежа.
 
Однако, деньги, которые были отчеканены и выпущены правительством, становятся деньгами с момента их выпуска. Естественный процесс та’амуля здесь не требуется, поскольку люди начинают считать этот актив деньгами с момента обращения[27]. Правительство устанавливает законы ‘урфа и та’амуля посредством законодательства. Поэтому муфтий Таки Усмани указывает, что ‘урф (обычай) может быть установлен посредством законодательства[28]. Отчеканенные по приказу властей монеты не были ничем иным, кроме средства обмена с момента выпуска, вследствие ‘урфа, внедренного и введенного правительством. В таком случае, естественный процесс та’амуля и формирование привычки происходит быстро вследствие приказа сверху.
 
Активы, которые становятся деньгами и приобретают качество самания посредством та’амуля, могут лишиться этого качества в случае, если вдруг они перестают использоваться в качестве денег и выходят из обращения[29]. Свойство самании отнимается у этих вещей, и они опять превращаются в товары и обычные металлы[30]. Это следует понимать относительно товарных денег, которые продолжают выполнять свою основную функцию после изъятия и выхода из обращения.
 
Самания (внутренняя ценность) динара и дирхама не может быть изъята и отобрана у этих предметов, поскольку это их внутреннее качество, вложенное в эти драгоценные металлы Самим Аллахом[31].
 
2.6. Деньги в общепринятой экономике и финансах
 
В дополнение к пониманию определения денег, следующая дискуссия предоставляет краткий и беглый взгляд на деньги в общепринятой экономике и финансах.
 
Светские юристы и экономисты имеют различное понимание денег, поскольку они затрагивают различные их аспекты. Так что, Людвиг фон Мизес в своей «Теории денег и кредита» подчеркивает различные цели юристов и экономистов[32]. Он пишет, что юристы ищут определения денег, чтобы определить, как можно погасить денежные обязательства, поскольку деньги – это средство платежа для юриста. Он утверждает, что экономисты не могут придерживаться этой точки зрения, поскольку они заняты продвижением экономической теории.
 
Манкив пишет:
 
«Деньги являются совокупностью активов в экономике, которые люди регулярно используют для покупки товаров и услуг у других людей»[33].
 
МакИчерн (2012 г) пишет:
 
«Любой товар, который имеет высокую степень приемлемости в экономике, может считаться деньгами»[34].
 
Грот (2012 г) пишет:
 
«В экономике деньги определяются как актив (средство накопления), которые функционируют как общепринятое средство обмена, т.е. они могут непосредственно использоваться для покупки любого товара. Долговая накладная (вексель) также может быть средством обмена, но он не является общепринятым и, следовательно, не является деньгами. Общепринятое средство обмена также называется средством платежа. Таким образом, деньги характеризуются тем, что это полностью ликвидный актив (То есть, имущество, которое можно использовать сразу же, без каких-либо затрат или ограничений для осуществления платежей – прим. переводчика
 
Итак, экономисты определяют деньги посредством функций, которые они выполняют. Эти функции следующие[35]:
 
1) Средство накопления
 
2) Единица учета
 
3) Средство обмена
 
4) Стандарт отсроченного платежа.
 
1) Средство накопления:
 
Средство накопления – это предмет, который люди используют для передачи покупательной способности из настоящего в будущее. Иными словами, это нечто, что, как ожидается, будет сохранять свою ценность с течением времени. Золото и серебро, которые были добыты сотни лет назад, до сих пор сохраняют свою ценность. Но скоропортящаяся пища быстро становится бесполезной, поскольку приходит в негодность. Таким образом, золото и серебро – это подходящее вложение стоимости, но скоропортящиеся продукты не годятся для этой цели.
 
2) Единица учета:
 
Единица учета – это критерий, который люди используют для установления цен и учета долгов. С ее помощью товары и услуги можно оценить, к примеру, в контрактах, меню или прейскурантах. В современной экономике единица учета обычно представляет собой национальную валюту, к примеру, фунт, доллар или рубль, но также это может быть какой-то товар. Раньше предметы оценивались с точки зрения каких-то распространенных товаров или сельскохозяйственных животных (сколько мер зерна или голов такого-то скота может стоить эта вещь).
 
3) Средство обмена:
 
Средство обмена – это вещь, которую покупатель дает продавцу, когда хочет приобрести товар или услугу. Средством обмена может быть все, что принимается в качестве платежного средства. Это нечто, что люди хотят иметь потому, что планируют обменять его на что-то еще, а не потому что оно само по себе представляет ценность.
 
4) Стандарт (мерило) отсроченного платежа:
 
Деньги служат мерой (стандартом) платежного контракта, который может быть заключен в будущем (то есть, с помощью денег люди могут планировать свои покупки, расходы и будущую прибыль). Это облегчает деятельность по долгам и кредитам.
 
Эти функции тесно связаны друг с другом. К примеру, актив менее полезен в качестве средства обмена, если завтра он не будет иметь ценности (т.е. если он не является надежным средством накопления). Известно, что в тех странах, где национальная валюта становилась плохим средством накопления вследствие высоких темпов инфляции (или гиперинфляции), в качестве альтернативного средства обмена использовалась иностранная валюта. К примеру, через пять лет после окончания Первой мировой войны в Германии цены на товары в немецких марках удвоились в 38 раз, т.е. в 1923 году стоимость одной марки была около 300 млрд марок. В результате люди в Германии в то время начали использовать другую валюту для покупки и продажи вещей (доллар, например). Национальный Банк Англии специально следит за тем, чтобы фунт стерлингов не терял своей ценности и защищает национальную валюту. Хотя средство обмена должно быть хорошим средством хранения ценностей, существует много ценных вещей, которые не могут быть хорошим средством обмена. Дома и вообще, недвижимость, к примеру, сохраняют свою ценность в течение долгого времени, но их нельзя с легкостью передать в качестве средства платежа.
 
Баланс между производством и потреблением происходит на рынке, где различные производители собираются для обмена товарами и услугами путем переговоров. Функция денег здесь состоит в том, чтобы обеспечить их взаимодействие, выступая в качестве общего средства обмена.
 
Свойства денег 
 
Экономисты выделяют шесть характеристик, которые позволяют деньгам выполнять их функции.
 
Характеристики денег следующие[36]:
 
1) Приемлемость – деньги должны везде приниматься как средство обмена.
 
2) Делимость — деньги должны без труда разделяться на небольшие части, чтобы люди могли приобретать товары и услуги по любой цене.
 
3) Портативность — деньги должно быть легко переносить.
 
4) Труднодоступность — деньги должно быть сложно достать и получить.
 
5) Долговечность — деньги должны быть в состоянии противостоять износу со стороны многих людей, которые их используют.
 
6) Стабильность/единообразие — ценность денег должна оставаться относительно постоянной в течение длительных периодов времени.
 
Виды денег
 
Экономисты разделяют деньги на следующие категории[37]:
 
1) Товарные деньги
 
Товарные деньги – это активы (имущество), которые используются в качестве денег, они имеют также собственную внутреннюю ценность. Другими словами, они могут служить как деньгами, так и товарами вследствие своей самоценности. Соль, животные, ракушки, зерно и т.п. формы – все это товарные деньги.
 
2) Декретные деньги
 
Декретные деньги получают свою ценность вследствие повеления, декрета правительства (отсюда их название). Это означает, что правительство объявляет эту форму денег законным платежным средством, так что все люди и организации в стране должны принимать ее в качестве средства платежа. В противоположность товарным деньгам, декретные деньги не подкрепляются каким-либо физическим товаром. По определению, у них нет никакой внутренней ценности. Однако, ценность этой формы денег определяется отношениями между спросом и предложением. Большинство бумажных денег в мире – это декретные деньги (чистая валюта).
 
3) Фидуциарные деньги
 
Ценность фидуциарных денег основана на уверенности, что они будут приниматься как средство обмена. В отличие от декретных денег, правительство не объявляет их законным платежным средством, это означает, что люди не обязаны принимать их в качестве средства платежа. Эмитент (тот, кто выпускает) фидуциарных денег обещает обменять их на товарные либо на декретные деньги, если этого потребует заявитель. Пока люди уверены, что это обещание в силе, они могут использовать этот вид денег, как обычные деньги. Примеры фидуциарных денег – это чеки, банкноты[38].
 
4) Электронные деньги
 
Этот термин относится к деньгам, которыми обмениваются через интернет, компьютерные сети или другие электронные системы. В электронной денежной системе не происходит реального обмена деньгами, но для обмена используется система дебета или кредита (в одном месте деньги списываются со счета и в другом начисляются на чей-то счет). Электронные деньги – это любые электронные платежные средства – любое устройство или система, которая осуществляет оплату посредством передачи электромагнитной информации. Электронные деньги могут быть валютой в том смысле, что они могут храниться в физическом «кошельке» - смарт-карте, но обычно они существуют как данные учетной записи на каком-то электронном запоминающем устройстве. Кредитные карты подпадают под определение электронных денег. Банки создают электронные деньги в рамках обычного процесса кредитования.[39] .
 
[1] Таки Усмани, М.Т. (1998), Введение в исламские финансы, Пакистан, Дар аль-Ишаат».
 
[2] مجموعالفتاوىج 29 ص 472 ط مجمع ا مالك فهد
 
[3] Банк Англии. (2014). 2014 Q1. Ежеквартальный бюллетень, 54 (1). Сануси, M. (2002). Золотой динар, бумажная валюта и денежно-кредитная стабильность: исламский взгляд. Жизнеспособность исламского динара, с.73-90.
 
[4] مجموع الفتاوى ج 29 ص 473 ط مجمع ا لك فهد
 
[5] إعلام الموقعين ج2 ص105دار الكتب العلمية ا
 
[6] إحياء علوم الدين ج 4 ص 91 ط دارا معرفة
 
[7]مجموع الفتاوى ج 19 ص 252 ط مجمع ا لك فهد
 
[8] مجموع الفتاوى ج 29 ص 473 ط مجمع ا لك فهد
 
[9] بحوث في قضايا قفهية معاصرة للمفتي تقي عثماني ط دار القلم
 
[10] Понятие товарных денег относится к активам (вещам), которые имеют внутреннюю ценность и выполняют иные функции, но превратились в приемлемое и популярное средство обмена. Это приемлемая форма денег в шариате.
 
Товарные деньги – это активы, которые используются в качестве денег и имеют свою внутреннюю ценность в некоторых других целях. Другими словами, они могут служить как деньгами, так и товарами вследствие своей внутренней полезности. Соль, животные, ракушки, зерно и т.п. вещи – все это формы товарных денег. Товарные деньги могут считаться одной из форм денег в шариате, если люди приписывают этим вещам свойство самания.
 
Декретные деньги получают ценность вследствие распоряжения – т.н. декрета - властей. То есть, когда государственные органы объявляют бумажные деньги законным платежным средством, в соответствии с чем все жители государства считают их платежным средством. В противоположность товарным деньгам, декретные деньги не подкрепляются никакой физической полезностью. Они не имеют внутренней ценности по определению. Следовательно, стоимость этих денежных средств определяется из соотношения между спросом и предложением. Большинство подобных денег в мире – это декретные деньги. Такие деньги также принимаются в качестве денег в шариате, если власти придадут свойства самания бумажным, электронным или иным деньгам.
 
[11] Хайдер, A. (2003), Дурар аль-Хуккам шарх маджалля аль-ахкам, 235, Бейрут: Дар алям аль-кутуб
 
[12] Хайдер, A. (2003), Дурар аль-Хуккам шарх маджалля аль-ахкам, 217, Бейрут: Дар алям аль-кутуб
 
[13] Ибн Теймия, (2005) Маджмуль-Фатава, 19/252, Египет: Дар ибн Хазм
 
[14] Хайдер, A. (2003), Дурар аль-Хуккам шарх маджалля аль-ахкам, 321, Бейрут: Дар алям аль-кутуб
 
[15] Ибн Кудама (1997), аль-Мугни, 4\40, Бейрут, Дар алям аль-кутуб
 
[16] تبيين الحقائق ج4 ص145 ط امدادية
 
[17] Аль-Айни (1990), аль-Биная фи шарх аль-хидая, 6/218, Бейрут, Даруль-Фикр
 
[18] البناية ج8 ص 15 ط دار الفكر
 
[19] البناية ج8 ص 15 ط دار الفكر
 
[20] محمد تقي العثماني 254طمكتبةمعارف الفرآن
 
[21] Ас-Суюты, Дж. (1983), аль-Ашбах ван-назаир, Бейрут, Даруль-Кутуб.
 
[22] المدخل الي الفقه الاسلامي واصوله ص 271
 
[23] Аль-Айни (1990), аль-Биная фи шарх аль-хидая, 7/21, Бейрут, Даруль-Фикр
 
[24] فقه البيوع ج 2ص 734طمكتبةمعارف القرآن 2
 
[25] مجمع اْلنهرج 1 ص 720 المعرة
 
[26] المبسوط ج 12 ص 183 ط المعرفة
 
[27] مجمع اْلنهرج 1 ص 720 المعرة
 
[28]فقه البيوع ج 1ص 401 مكتبةمعارف القرآن
 
[29] Аль-Айни (1990), аль-Биная фи шарх аль-хидая, 7/21, Бейрут, Даруль-Фикр
 
[30] تبيين الحقائق ج 4 ص 141ط إمدادية
 
[31] اَلختيار ج 3ص 14ط دار الكتب
 
[32] Фон Мизес, Л., Теория денег и кредита, Изд-во Йельского Университета.
 
[33] Манкив, Принципы экономики, 5-е издание, South-Western Cengage Learning; 2011.
 
[34] МакИчерн, В. (2012), Экономика, Современное введение, South-Western, Cengage Learning
 
[35] Банк Англии. (2014). 2014 Q1. Ежеквартальный бюллетень, 54 (1). Старр, Р.M, Деньги: В сделках и финансах, Департамент экономики Калифорнийского университета, Сан Диего Агарвала (2007), Основы экономики, Нью-Дели: Excel books
 
[36] Манкив, Принципы экономики, 5-е издание, South-Western Cengage Learning; 2011.
 
[37] Чорон, С. & Чорон, Х. (2011), Деньги: Все, что вы никогда не знали о вашем любой вещи – сохранить, потратить, пожелать. Chronicle Books; 1-е издание.
 
[39] Фулленкам, C. & Нсули, С.M, (2004), «Шесть головоломок в электронных деньгах и банковской деятельности, рабочий документ МВФ https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2004/wp0419.pdf
АВТОР ЦИКЛА
Шариатский взгляд на криптовалюту (биткоин)
Фараз Адам
Автор:
ФАРАЗ АДАМ
Муфтий, Лейстер (Великобритания)
Список уроков