Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
3. Правовой аспект денежного обмена
3. Правовой аспект денежного обмена
В этом разделе анализируются компоненты, необходимые для того, чтобы какая-то вещь или актив считали...
2 332
7 февраля, 19

3. Правовой аспект денежного обмена

2 332
7 февраля, 19
В этом разделе анализируются компоненты, необходимые для того, чтобы какая-то вещь или актив считались валютой (средством платежа).
 
3.1 Маль (имущество) 
 
Основной компонент для любого рассмотрения – это имущество (маль). Мусульманские правоведы определяют сделку как «обмен имуществом в материальном понимании» (Маргинани). Имущество – это то, что должно быть предметом рассмотрения контракта или сделки. Если в сделке не идет речь об имуществе, договор недействителен (батыль). Поэтому первое требование к деньгам – что они должны относиться к маль. Исламские ученые разошлись в определении того, что это такое.
 
В языковом смысле понятие маль в арабском языке относится ко всему, чем можно овладеть и что можно приобрести, будь то вещественное (айн) или правовое (манфа’а) обладание. Примерами этого являются золото, серебро, животные, растения или выгоды от таких активов как проживание в доме, пользование транспортом и т.д. (Вохидуль-Ислам, 1999). То, чем нельзя обладать, нельзя считать имуществом. К примеру, птицы в небе, рыбы в воде, деревья в лесу не относятся к маль в понятиях арабского языка, поскольку человек ими не владеет (Зухайли, 1985).
 
После кодификации исламского права (фикха) в различных школах, термин маль был введен для обозначения различных технических понятий и определений. Таким образом, факихи разных мазхабов различались в понимании маль. Вохидуль Ислам (1999) разделяет определение маль на две основные группы: понимание ханафитских правоведов и понимание большинства.
 
Если мы рассмотрим классификацию, приведенную Вахидуль-Ислам, 1999, становится ясно, что даже среди ханафитских факихов существуют различные определения маль. Однако, при тщательном изучении определений, окажется, что разница связана не с разногласиями в природе маль, но с разными способами выражения этого понятия (Вахидуль-Ислам, 1999).
 
Например, вот некоторые из общих определений:
 

1. Маль – это то, к обладанию чем стремится человеческое естество, и нечто, что можно отложить и воспользоваться в случае необходимости (Ибн Абидин).
 

2. Маль – это нечто, что было создано для блага человеческих существ. Маль приносит с собой скупость и скаредность (обладающие имуществом люди могут проявлять эти качества) (Усмани, 2014).
 

3. Маль – это то, что обычно желательно человеку, и то, что можно сохранить на время нужды (Маджалля, 2012).

 
Согласно определению ханафитских факихов, маль – это то, чего обычно желают люди и что можно сохранить на случай нужды. Это определение подразумевает, что двумя ключевыми критериями маль с точки зрения ханафитов является «желанность» и «сохранность». Первый критерий связывает маль с его лингвистическим корнем «маиль», который означает склонность или желание. Муфтий Таки Усмани описывает желанность как нечто полезное. Однако, шейх Салах Абуль-Хадж утверждает, что условие желанности исключает нежелательные предметы торговли, такие как торговля людьми и т.п[1].
 
Ибн Абидин (ум. в 1252 г.х.) представляет иное определение маль: как «нечто, что создано для блага людей, что люди хранят и к чему стремятся»[2]. Имам Лякнави (ум. в 1304 г.х.) имел аналогичную позицию по маль[3]. Что касается сохранности, Ибн Абидин утверждает, что это условие исключает возможность манфа’а (вещное право, возможность пользоваться чем-то)[4], поскольку манфа’а – это мильк (что входит в вашу собственность), а не маль. Другими словами, манфа’а – это то, что приобретается вместе с маль в результате торговли, и является вещным правом на имущество, но не самим имуществом. В частности, в договоре аренды человек получает право собственности на манфа’а, но не на маль (саму вещь), из которой извлекается маль.
 
Таким образом, неосязаемые вещи, которые могут храниться из которых извлекается польза, отличаются от манфа'a. Первые будут считаться маль, в то время как последнее (вещное право) не является маль согласно ханафитам.
 
Способность сохраняться означает нечто, что можно использовать позже. Таким что, тонкий воздух, запах или аромат, или мысль, приходящая на ум, не обладают этим качеством. Правоведы отнесли это условие к определению маль, поскольку можно хранить и использовать только цель имущества – это именно пользование им.
 
Хотя некоторые ханафитские факихи считали, что маль должен иметь физическую сущность, муфтий Таки Усмани отрицает это понимание и пишет, что Коран и Сунна не дают ясных определений маль, шариат оставил это на разумение людей. Более того, он утверждает, что некоторые фуру’ (материальные законы) в ханафитском мазхабе определяют неосязаемые вещи как маль. Он далее цитирует поздние фетвы ханафитских факихов, где говорится, что газ и электричество также считаются маль, несмотря на их неосязаемость. Таким образом, нематериальные вещи также могут считаться маль при условии, что они желанны и восстановимы. Нет необходимости для неосязаемого имущества оставаться в сохранности после использования, оно может быть нематериальным, что истощается при использовании. Ведь условие постоянности не требуется для физического имущества, к примеру, еда – это имущество, несмотря на то, что она расходуется при потреблении.
 
Юристы Шафии включили вещное право в определение маль. Заркаши утверждает, что «маль - это то, что приносит выгоду, то есть способно приносить пользу», и он продолжает тем, что маль может обладать материальной сущностью или вещным правом (аль-Заркаши). 
 
Имам Суюти пишет:
 
«Термин маль не следует иначе, кроме как в смысле некой вещи, которая имеет ценность, благодаря которой он может быть средством обмена; а уничтожающий этот предмет будет обязан выплатить компенсацию; сюда относится то, что люди обычно не выбрасывают и от чего не отказываются - как деньги и подобные им ценности» (Вохидуль ислам, 1999).
 
Из ханбалитских факихов аль-Харки утверждает, что маль - это нечто, в чем присутствует законная выгода (Вохидуль Ислам, 1999). Аль-Бухути подробно излагает это определение и заявляет, что нечто, в чем нет пользы по существу, например, в насекомых, или где есть польза, но оно является незаконным в шариате, например, вино, не может считаться маль.
 
3.2 Такаввум
 
Другое требование к маль, чтобы он мог служить средством обмена и торговли, состоит в том, что он должен быть мутакаввим (обладать правовой ценностью) для юридически обоснованной сделки (сахих)[5].
 
Понятие мутакаввим относится к вещи или предмету, который дозволено использовать в шариате[6].
 
Поэтому Али Хайдар пишет, что критерии для любого предмета, чтобы он мог подлежать обмену и торговле, следующие:
 

1. тамаввуль;
 

2. такаввум[7].

 
Понятие тамаввуль относится ко всему, что используется в качестве маль. Такаввум относится к предмету, который дозволен по шариату, в результате чего он считается ценным.
 
3.3 Самания 
 
Понятие самания относится к деньгам, обладающим двумя функциями[8]:
 
1. Независимый стандарт ценности
 
2. Единица учета
 
Первая функция самания заключается в том, чтобы с помощью денег можно было устанавливать независимую цену и оценивать товары. Валюта не становится ценной в зависимости от чего-то еще на своем рынке. Вся цель валюты и денег состоит в том, чтобы быть средством облегчения сделок без необходимости ссылаться на какой-то другой показатель или индекс. Указание на цену товара является общепринятой мерой его ценности без необходимости дополнительного ориентира. Если бы деньги требовали какого-то еще критерия оценки на местном и внутреннем рынке, это подрывает всю функцию валюты.
 
Кроме того, чтобы нечто было независимым стандартом ценности, оно требует стабильности и общего признания. Деньги – это общая система. Денежная система была установлена для обеспечения стабильности нашей мирской жизни, чтобы приносить пользу человеку. Это стандарт и мера ценности. Поэтому в древние времена деньги считались средством гармонии и порядка в мире. Поэтому Аллах говорит в Коране:
 
«И не давайте (о, попечители) легкомысленным вашего имущества, которое Аллах устроил вам для поддержки» (4:5).
 
Поэтому если деньги не имеют стабильности и страдают от постоянной неопределенности, они теряют свою главную роль и функцию. Нечто неустойчивое не может принести стабильности другим.
 
Вторая функция самания – она должна быть единицей учета. То есть, ее можно использовать для указания цен и учета долгов. Это относится к цене товаров и услуг.
 
Как обсуждалось ранее, качество самания выделяет деньги из прочих активов. Актив, у которого есть самания, считается валютой или деньгами. Самания (денежная ценность) является ключевым элементом в активе, который должен служить валютой и деньгами.
 
Именно эти три качества валюты, которые определяют деньги в исламском праве. Эти три функции подобны тем, что обычные экономисты определяют, как функции денег.
 
[1]مذكرات في فقه اْلعامالت ص 12 
 
[2] منحة الخالق ج 5ص 277ط سعيد
 
[3] عمدة الرعاية ج 5 ص 8ط دار الكتب
 
[4] Хашиа Ибн Абидин, 5/51
 
[5] دررالحكام شرح مجلةاْلحكام ج 1ص 177ط دار الجيل
 
[6] Хашия Ибн Абидин, 5/50
 
[7] مذكرات في فقه اْلعامالت ص 12
 
[8] المعاملات المالية اصالة ومعاصرة ج13 ص 255 الملك فهذ الوطنية
АВТОР ЦИКЛА
Шариатский взгляд на криптовалюту (биткоин)
Фараз Адам
Автор:
ФАРАЗ АДАМ
Муфтий, Лейстер (Великобритания)
Список уроков