Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
9. Обязательна ли централизация денег в Исламе?
9. Обязательна ли централизация денег в Исламе?
До времени правления халифа Абдуль-Малика ибн Марвана, исламское правительство не контролировало обр...
2 149
25 апреля, 19

9. Обязательна ли централизация денег в Исламе?

2 149
25 апреля, 19
До времени правления халифа Абдуль-Малика ибн Марвана, исламское правительство не контролировало обращение и чеканку денег – у него не было собственного монетного двора. Во время правления Умара ибн Хаттаба (радыАллаху анху) были упорядочены сплав, содержание и вес серебряных монет. В 74 году хиджры халиф Абдуль-Малик установил денежную систему и исламский дирхам[1]. Более того, были устроены собственные монетные дворы, которые взяли под контроль обращение монет, и улучшили качество и состав монет[2].
 
Таким образом, в первые десятилетия ислама денежное обращение было децентрализовано и предоставлено человеческим обычаям. Однако, можно утверждать, что мусульмане использовали деньги, выпускавшиеся правительственной властью – византийские динары и персидские дирхамы.
 
Ханафитские правоведы утверждали, что денежное обращение может устанавливаться как из общей практики (та’амуль), так и по распоряжению правительства[3]. Они рассуждали таким образом: централизованный выпуск денег дает ориентир и точку отсчета продавцам и покупателям, что облегчает рыночные сделки.
 
Шафиитские правоведы писали, что нежелательно кому-то, помимо правительства, чеканить монету и выпускать деньги, поскольку это функция правительства. Более того, это дает защиту от подделки денег и коррупции[4].
 
Ханбалитские правоведы четко заявляли, что султану не дозволяется запрещать принятые среди людей деньги, так как это наносит им ущерб, если им не будет дана взамен адекватная компенсация[5].
 
Принимая во внимание пользу и вред для людей, имам Суюты (ум. в 911 г.х.) также утверждает, что нежелательным будет, если правительство отменяет или изымает из оборота деньги, которые обычно используют люди[6].
 
Аль-Бухути (ум. в 1051 г.х.) пишет, что причина, по которой правительство может взять под контроль оборот денег, состоит в общественной пользе, в облегчении для людей их дел и сделок[7].
 
Из вышесказанного ясно, что исламские правоведы и экономисты предпочитали централизованное денежное обращение по следующим причинам:
 
  1. Доверие к валюте
     
  2. Наличие нормативной базы  
     
  3. Система защиты
     
  4. Широкое распространение
     
  5. Легкость в вопросах ценообразования и совершения сделок
     
  6. Стандарт для совершения сделок.
 
Таким образом, если децентрализованная система денежного обращения соответствует этим условиям, нет причин запрещать эту систему с точки зрения шариата. Если правительство и правящая власть способны обеспечить эти условия, их власть будет эффективной в вопросе денежного обращения. Как мы понимаем, классические ученые предпочитали централизованную систему обращения. Но в Коране и Сунне ничего не сказано об этом вопросе, это оставляется на усмотрение людей, как об этом пишет имам Ибн Теймия. Это общий признак для всех законов, которые являются изменяемыми, подвижными и регулируемыми[8].
 
Учитывая тот факт, что централизованная система денежного обращения не обязательна, шейх Абдуллах аль-Мани пишет:
 
«Деньги – это то, что люди согласились считать таковыми, будут ли они установлены государственной властью, либо появятся из общей практики»[9].
 
Таким образом, деньги могут быть определены путем централизации и децентрализации. Если децентрализованная система может обеспечить преимущества, подобные преимуществам централизованной системы, средство обмена может стать деньгами через общественную практику и широкое признание.
 
[1] مطالبأوليالنهىفي شرح غايةاْلنتهى ج
 
[2] Зарра-Неджад, M. (2004), Краткая история денег в исламе и оценка ценности Дирхама и Динара, Ахваз: Университет Шахида Чамрана
 
[3] مجمع اْلنهرج 1ص 720 اْلعرفة
 
[4] الحاوي للفتاوى ج 1ص 119ط دار الفكر
 
[5] 3ص 184-185ط اْلكتب اإلسالم   مطالبأوليالنهىفي شرح غايةاْلنتهى ج
 
[6] الحاوي للفتاوى ج 1ص 119ط دار الفكر
 
[7] كشاف القناع ج 2ص 232ط دار الكتب العلمية
 
[8] اْلدخل لدراسةالفقهاإلسالمي للدكتور صالح أبو الحاج
 
[9] الورق النقدي حقيقتهتاريخهقيمته حكمه 70
АВТОР ЦИКЛА
Шариатский взгляд на криптовалюту (биткоин)
Фараз Адам
Автор:
ФАРАЗ АДАМ
Муфтий, Лейстер (Великобритания)
Список уроков