Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Аяты 1-10: Две основные причины следования неверным жизненным путем: упрямство и сознательное невежество
Аяты 1-10: Две основные причины следования неверным жизненным путем: упрямств...
Сура «Я-син» – мекканская, то есть была ниспослана пророку (саллаллаху алейхи уа саллам) до его пере...
7 005
6 октября, 15

Аяты 1-10: Две основные причины следования неверным жизненным путем: упрямство и сознательное невежество

7 005
6 октября, 15

Введение

 
В тафсирах (комментариях) Священного Корана суры подразделяются на два вида: мекканские и мединские.

Под мекканскими главами (сурами) Корана подразумеваются главы, ниспосланные пророку Мухаммаду صلى الله عليه وسلم до его переселения в Лучезарную Медину.

Сура «Я-син» – мекканская, то есть была ниспослана пророку (саллаллаху алейхи уа саллам) до его переселения в Медину. В суре «Я-син» 5 руку и 83 аята.

Это великая сура, обладающая необычайной мощью. В хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, как минимум, о пяти ее названиях:
 
  • В одном хадисе мы видим, что ее называют «Азыма». Слово «азыма» означает нечто великое, огромное и мощное.
     
  • В Торе, ниспосланной Мусе (мир ему), имелось предсказание о суре «Я-син». В Торе эта сура именовалась «Мугимма» (مُعِمَّة). Слово «мугимма» означает нечто очень широкое, очень общее; то, что объемлет благо этого и следующего миров. Можно представить, насколько значима и сильна эта сура, если о ней говорилось в Торе, ниспосланной Мусе (мир ему)!
     
  • Другое название суры «Я-син» – «Кадыя» (قَاضِيَة), то есть удовлетворяющая нужды человека: когда человек произносит суру «Я-син», то с баракатом чтения этой суры Всевышний Аллах удовлетворяет нужды этого человека.
     
  • Еще одно название суры «Я-син» – «Мудафиа» (مُدَافِعَة), то есть с баракатом этой суры Всевышний Аллах убирает трудности и невзгоды от человека.
     
  • Пятое название суры «Я-син» – «Шариф». Читая суру «Я-син», человек становится благородным перед Всевышним Аллахом. Макыль ибн Ясар (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллам):

يس قلب القرآن
 

"Сура «Я-син» – сердце Корана"

 
Для жизни и существования чего бы то ни было необходимо сердце. Если в сердце есть жизнь, человек активен. Если же сердце безжизненно, человек оказывается выведенным из строя. У Священного Корана тоже есть сердце. Это сердце – сура «Я-син». Мы собираемся прочитать и понять то, как действует Коран, что является его сердцем.

Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) разъяснял, почему пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что сура «Я-син» – сердце Корана. Просматривая суру «Я-син», можно заметить, что Всевышний Аллах очень часто говорит в ней о смерти. Всевышний Аллах говорит о жизни после смерти и ответственности перед Ним. Будучи верующими, мы верим, что наша смерть не просто приведет к разложению наших тел в могиле, а верим в то, что однажды мы будем воскрешены из могил и предстанем перед Всевышним Аллахом, чтобы дать ответ за все наши дела и поступки. Чем лучше мы это понимаем, чем больше осознаем то, что не можем делать все, что заблагорассудится, что за все, на что мы будем смотреть своими глазами, что будем слушать своими ушами, и за все места, где мы будем ходить, нам придется отвечать в День воскрешения, и за все наши мысли, за все то, что скрываем в своих сердцах, – за все мы понесем ответ в День воскрешения.

В суре «Я-син» Всевышний Аллах постоянно напоминает нам о понятии ответственности перед Аллахом. И это служит фоном, основой и фундаментом ислама. Именно этим имам Газали (да смилуется над ним Аллах) объясняет слова пророка صلى الله عليه وسلم о том, что сура «Я-син» – сердце Священного Корана.

В одном хадисе Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передавал слова пророка (саллаллаху алейхи уа саллам):

"Произнесение суры «Я-син» около умирающего делает смертные муки легкими для него".
 
С баракатом чтения этой суры душа умирающего легко покинет тело.
 
В другом хадисе пророк صلى الله عليه وسلم говорил, что тому, кто читает суру «Я-син» с искренностью (ихлясом) ради довольства Всевышнего Аллаха, в тот момент, когда он произносит ее с этим намерением, Всевышний Аллах простит все его грехи.
 
Еще из одного хадиса следует, что, если человек произносит суру «Я-син», она вступится за него в День воскрешения. Более того, пророк صلى الله عليه وسلم говорил, что, если вы постоянно произносите суру «Я-син», в День воскрешения сура «Я-син», которую вы произносили, встанет и вступится за вас и не только за вас, а за столько человек, сколько есть в племени Рабиа, а Рабиа – это название огромного арабского племени.
 
Да дарует Всевышний Аллах всем нам тауфик, хидаят и возможность ежедневно произносить суру «Я-син» и применять ее содержание во всех сферах нашей жизни!
 
Муфтий Ибрагим Десаи
 

Аяты 1-10

 
Аллах говорит:
 
بسم الله الرحمن الرحيم

1. يس

«Я-син».
 
2. وَالْقُرْآنِ الْحَكِيمِ

«Клянусь Кораном, наполненным мудростью!»
 
3. إِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ
 
«Воистину, ты – один из посланников»
 
4. عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

«на прямом пути».

Слово «я-син» относится к «аль-хуруф аль-мукаттаат»: это определенные буквы, сочетания букв – например, алиф-лям-мим, алиф-лям-ра, алиф-лям-мим-сод, ха-мим. Их значение известно только Аллаху и Его пророку (салляллаху алейхи уа саллям). И никто, кроме Аллаха и Его пророка (салляллаху алейхи уа саллям), не знает их значения. Некоторые комментаторы Священного Корана считают, что Я-син – это одно из имен Всевышнего Аллаха, а другие полагают, что Я-син – это одно из имен пророка (салляллаху алейхи уа саллям).
 
После слова «я-син» Всевышний Аллах клянется мудрым Кораном. Сам Аллах клянется Кораном! Одно из качеств Корана заключается в том, что в нем содержится мудрость. И Аллах говорит:
 
«Клянусь Кораном, наполненным мудростью!»
 
Когда пророк (салляллаху алейхи уа саллям) стал открыто заявлять о своей пророческой миссии, начал говорить людям, что он – пророк Аллаха, что Аллах послал его провозгласить то, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что он – Его пророк, что нельзя поклоняться идолам, язычники Мекки ответили ему, что он не является пророком Аллаха, не был послан Аллахом, и что он – обычный человек, такой же, как они. В ответ на это Аллах защищает авторитет, достоинство и факт наличии миссии посланника у пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и говорит:
 
إِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Воистину, ты (Мухаммад) – один из посланников…»
 
Аллах заверяет его, что, воистину, он – один из посланных пророков, находится на прямом пути, а значит, те, кто последует по его пути, тоже будут ведомы прямым путем.
 
5. تَنزِيلَ الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ

«Он (Коран) ниспослан Могущественным, Милосердным…»
 
Азиз – одно из качеств Аллаха, означающее, что Аллах – Самый Могущественный. И Аллах – Рахим, то есть Самый Милосердный.
 
6. لِتُنذِرَ قَوْمًا مَّا أُنذِرَ آبَاؤُهُمْ فَهُمْ غَافِلُونَ

«…чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они не ведают.»
 
В данном аяте Всевышний Аллах разъясняет причины, по которым Он выбрал и назначил Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) пророком и посланником. Он говорит, что послал его, чтобы тот мог предупредить тот народ, чьи ближайшие предки не были предупреждены, и они не внимательны к исполнению велений Всевышнего Аллаха и послушанию Ему. Мы знаем, что к предкам арабов Аллах послал Ибрахима (мир ему), а также его сына Исмаила (мир ему), но между эпохой Ибрахима (мир ему) и временем пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) прошло очень, очень много времени. И не было пророка в это время, поэтому Аллах говорит, что из предков (близких предков) арабов не было пророка, который бы пришел к ним, предупредил и наставил на истинный путь, поэтому пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был послан к этому народу, чьи ближайшие предки не были предупреждены. А поскольку их не предупредили, они отклонились от истинного пути.
 
Далее Всевышний Аллах разъясняет критерий нахождения человека на истинном пути, то есть что приводит человека к истинному пути, и что приводит его к отклонению от него. Каждому человеку Всевышний Аллах дал мозг и ум. Именно посредством мозга и ума, которыми обладает человек, он может отличить правильное от неправильного. Всевышний Аллах разъясняет успешный райский путь и ошибочную адскую тропу. Каждому человеку Аллах дал способность выбрать верный путь и идти райской дорогой. И каждому человеку Он дал способность уйти с неправильного пути и спасти себя от адского огня.
 
Так почему же мы видим, что так много людей идут не той дорогой? Почему существуют неверующие? Разве не может Аллах сделать каждого верующим? Всевышний Аллах говорит нам о двух причинах, двух простых причинах отклонения людей: либо они упрямы, либо решили быть невежественными. Это две причины, по которым люди не веруют или отклонились.
 
Знание Аллаха – всеобъемлющее и всестороннее. Оно совершенно и абсолютно. Всевышний Аллах заранее знает обо всем и вся. Аллах заранее знает, что произойдет в будущем. Но тот факт, что Аллах заранее знает о том, что произойдет в будущем, не означает, что Он навязал Свою волю людям. Наличие знания о чем-то не означает, что Аллах заставляет человека делать добро или зло. Каждому человеку Аллах даровал мозг, ум, а также возможность выбора правильного и возможность выбора неправильного. Таким образом, если тот или иной человек выберет верный путь, то, хотя Аллах и знает заранее об этом, человек по своей воле выбрал верный путь, поэтому человек будет вознагражден. А если человек пошел по неверной дороге, то, хотя Аллах и знает заранее, что тот пойдет этим путем, этот человек по своей воле выбрал ошибочную тропу и поэтому будет наказан.
 
Таким образом, Аллах излагает две причины, по которым люди идут ошибочным путем. Первая – упрямство, а вторая – осознанный выбор в пользу невежества. Аллах приводит примеры для этих двух причин. Он говорит:
 
7. لَقَدْ حَقَّ الْقَوْلُ عَلَى أَكْثَرِهِمْ فَهُمْ لَا يُؤْمِنُونَ

«Относительно большинства из них сбылось Слово, и они не уверуют».
 
То есть решение по большинству людей уже установлено. Это решение установлено в соответствии со знанием Аллаха о людях, об их будущем, о том, что есть многие люди, которые не уверуют. Но это основано на Абсолютном Знании Всевышнего Аллаха. Он заранее знает, что определенные люди не уверуют.
 
Из двух примеров людей, которые далеки от религии и отклонились от верного пути, первым является следующий:
 
8. إِنَّا جَعَلْنَا فِي أَعْنَاقِهِمْ أَغْلَالًا فَهِيَ إِلَى الْأَذْقَانِ فَهُم مُّقْمَحُونَ

«Воистину, Мы наложили на их шеи оковы, и они доходят до их подбородков, и их головы задраны».
 
Если вы возьмете большой зажим, обернете его вокруг шеи человека, и если этот зажим столь велик, что доходит прямо до самого подбородка, то понятно, что человек не сможет взглянуть вниз, его голова всегда будет задрана. Так Аллах объясняет, что если человек уже выбрал себе неправильный путь, и все его мысли забиты этим путем, то он даже не сможет посмотреть вниз или на себя самого. Такой человек упрямо идет по ошибочной тропе. Ему нужно бы задуматься, быть честным с собой, искать истину. Но, будучи упрямым, он выбрал себе неверный путь и продолжает по нему идти. И вот такую аналогию приводит Аллах.
 
Второй пример – тех людей, что пошли не тем путем, но сделали это из-за своего осознанного выбора быть невежественными. И Аллах говорит:
 
9. وَجَعَلْنَا مِن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدًّا وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدًّا فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لَا يُبْصِرُونَ

«Мы установили преграду перед ними и преграду позади них, и (тем самым) они окружены Нами; так что они не видят».
 
Аллах приводит пример человека, находящегося в здании. С четырех сторон его окружают стены. Понятно, что он не знает, что происходит за этими стенами. Так же и люди, следующие неверной дорогой: они решили не выходить в поисках истины. Они остаются в своих четырех стенах, будто это и есть все в их жизни, и Аллах осуждает это. Это пример невежественного поведения.
 
Первый приведенный пример был о поведении упрямца. И если у человека есть эти два качества, то есть он упрям и невежественен, то ему никогда не достичь истины. Ему нужно выйти из этих двух оков, выйти на истинный путь и стать ближе к Аллаху.
 
Это девять аятов суры «Я-син». Очень важно произносить эти девять аятов во время опасности и трудностей. Было время, когда пророка (салляллаху алейхи уа саллям) притесняли и преследовали в Мекке. Не миновала эта участь и его сподвижников (сахабов). Многие из них эмигрировали в Эфиопию (Абиссинию). Немало сахабов позже переселились в Лучезарную Медину. Наконец, пророк (салляллаху алейхи уа саллям) решил, что ему нужно покинуть Мекку и направиться в Медину. Каким-то образом враги пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и сахабов прослышали о его планах. Некоторые из сахабов уже отбыли в Медину, и если б пророк уехал, он бы создал там мощное укрепление и атаковал мекканцев – такой ход мыслей был у местных язычников. Поэтому они решили покончить с ним до его отъезда.
 
И вот пророка (салляллаху алейхи уа саллям) выходит из дома прямо на глазах у своих врагов, берет пригоршню песка и бросает ее в их сторону и читает первые девять аятов суры «Я-син». Он проходит прямо перед своими врагами, но из-за бараката суры «Я-син» Аллах ослепил врагов. И вот так пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прошел перед ними, затем повернул к дому Абу Бакра (радиаллаху анху) и покинул Мекку.
 
Имам Куртуби (рахимахуЛлах), знаменитый корановед, говорит, что с ним тоже случилось подобное. Мы знаем, что он жил в Испании и там был известным специалистом по Корану. И люди разыскивали его, желая взять под арест. Он находился в крепости, когда увидел, как два всадника направлялись в его сторону. Он пошел по одной стороне крепости, прочитал первые девять аятов суры «Я-син» и неожиданно увидел, как два всадника говорят друг другу, что нужно оставить имама в покое, поскольку тот выглядит словно дьявол. И они ускакали прочь. Он говорит, что Аллах ослепил их и уберег, защитил его.
 
Поэтому, когда человеку что-то угрожает, и ему требуется защита против гнета и преследований, нужно помнить, что эти девять аятов доказали свою большую эффективность в таких случаях.
Далее Аллах говорит:
 
10. وَسَوَاءٌ عَلَيْهِمْ أَأَنذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنذِرْهُمْ لَا يُؤْمِنُونَ

«Им все равно, предостерег ты их или не предостерег. Они не веруют».
 
Упрямцы, гордецы и те, кто не желает знать правду, они настроили свой ум на то, что просто будут следовать принятому ими неверию. И Аллах говорит, что нет разницы, предупреждаешь ли ты их или нет. Если предупредишь их, это окажется тщетным, а если не предупредил, то не проиграл от этого, ведь они настроились на то, что не будут следовать истине и не будут верить. Они – те, кто не уверует.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрахим Десаи: Толкование суры «Я-cин»
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков