Циклы Авторы Сортировка

Аяты 45-50: Фитны (смута) перед Днем воскрешения. Неожиданный приход Последнего Дня

3 114
6 ноября, 15
Аллах показывает нам две дискуссии, которые происходят между верующими и неверующими.
 
Первая дискуссия – когда верующие подробно объяснили существование Всевышнего Аллаха и представили подтверждения Его существованию через проявления мощи Всевышнего Аллаха, чтобы неверующие отказались от неверия и начали верить в Аллаха. Но неверующие отвергли это и продолжили свое неверие в Аллаха.
 
Вторая дискуссия между верующими и неверующими – когда верующие сказали неверующим, что это Аллах дал богатым их богатство, и у бедных, нуждающихся, неимущих тоже есть право на ваше богатство; верующие воззвали к неверующим, чтобы те соблюдали права бедных и неимущих, и сказали, что это то, чего Аллах хочет от них. Вместо того чтобы подчиниться велениям Аллаха, неверующие стали насмехаться над этим. Они сказали: если Аллах хочет, чтобы мы дали бедным из своего имущества, почему же тогда Он не дает им Сам напрямую?
 
Таковы две дискуссии между верующими и неверующими. Ответ неверующих верующим был явно неверным и неуместным.
 
Этот мир – дар-уль-асбаб (мир средств, способов), и люди зависят друг от друга. Ни один человек в мире не является абсолютно независимым. Он может быть богатым, иметь собственный дом, собственный источник дохода, но, чем бы они ни обладал, он все равно зависим от других людей.
 
Чтобы проиллюстрировать это, достаточно простого примера. Возьмите кусочек хлеба. Отставьте в сторону приправы и все остальное. Просто обычный кусок хлеба. А теперь посмотрите на историю его создания. Сначала земледелец подготовил землю, вспахал ее, затем взял семечко, посадил его в почву. Прошли долгие месяцы, целые времена года… И вот семечко начало давать ростки из-под земли. Ростки стали большими, сильными. Тогда пришел земледелец и снял урожай. Далее из растения удалили зерна и смололи их, получили из них муку. Потом отправились на базар, куда пришли покупатели. Кто-то купил эту муку, она перешла в другой дом, а уже там из нее изготовили хлеб. Всего один кусочек хлеба, а какая история стоит за ним! Столько работы, столько людей были вовлечены в изготовление одного кусочка хлеба! Представьте, если б Аллах обязал нас самих все делать для изготовления этого одного кусочка хлеба! Что бы с нами тогда сталось? Поэтому никто не является совершенно независимым. Мы живем в мире, где мы зависим друг от друга.
 
Поэтому неверующим совершенно неправильно было заявлять, что если Аллах хочет, чтобы они отдали что-то из своего имущества, то пусть Он сам напрямую все даст. Совершенно неправильно было задаваться вопросом, почему через их имущество должна проходить помощь бедным. Этот мир – дар-уль-асбаб. Аллах сделал его таким. Он сделал богатых средством для бедных и нуждающихся.
 
И Всевышний Аллах говорит:
 
45. وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّقُوا مَا بَيْنَ أَيْدِيكُمْ وَمَا خَلْفَكُمْ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

И не обращают они внимания, когда им говорят: «Спаситесь от того наказания, что перед вами в этом мире, и того, что придет после того, как вы умрете, чтобы вы могли получить милость».
 
Неверующим говорили, чтобы те уверовали в единственность Аллаха, Его существование и страшились тех различных наказаний, что перед ними в этом мире, и того наказания, что последует после их смерти, если они не уверуют. Неверующих призывали страшиться Аллаха, Его наказания и отказаться от неверия, чтобы они получили милость Всевышнего Аллаха. Но в ответ на это неверующие повели себя следующим образом:
 
46. وَمَا تَأْتِيهِم مِّنْ آيَةٍ مِّنْ آيَاتِ رَبِّهِمْ إِلَّا كَانُوا عَنْهَا مُعْرِضِينَ

«И какое бы знамение из знамений их Господа ни является к ним, они отворачиваются от него».
 
Различные знамения Аллаха являлись к ним: в виде пророков, наставлений, – но от всех этих знамений они отвернулись и остались в своем неверии.
 
47. وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ أَنفِقُوا مِمَّا رَزَقَكُمُ اللَّهُ قَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لِلَّذِينَ آمَنُوا أَنُطْعِمُ مَن لَّوْ يَشَاءُ اللَّهُ أَطْعَمَهُ إِنْ أَنتُمْ إِلَّا فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

И когда им говорят: «Расходуйте на нуждающихся из обеспечения, которым вас наделил Аллах», – неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении».
 
Это подводит нас к очень важному моменту: если та или иная норма шариата демонстрируется людям, они должны принять ее. Есть три обстоятельства, которые могут привести нас к неверию. Если не брать в расчет явное, открытое неверие, верующие могут потерять свою веру из-за этих трех причин: истихляль, истихфа и истихза. Эти три причины приводят к потере веры.
 
1) Под первой причиной подразумевается ситуация, когда человек отрицает то, что явно выражено в Коране или мутаватир-хадисах (то есть хадисах, цепочки рассказчиков которых настолько достоверны, что не остается никаких сомнений в истинности этих хадисов; их достоверность равна достоверности Корана), или если человек пытается сделать дозволенным (халяль) то, что явно запрещено (харам). Такое поведение приводит к потере веры. Возьмем, например, ростовщичество (риба). Это явно запрещено Кораном. Если кто-то говорит, что не верит в то, что ростовщичество – харам, называет его дозволенным, это полностью противоречит тому, о чем говорится в Коране. И, быть может, этот человек совершает намаз и многие другие действия, но такое поведение (оправдание им харама и попытка сделать его халялем) лишает его веры.
 
2) Ситуация, когда человек не принимает всерьез, презирает, не придает никакого значения тому или иному правилу, выраженному в Коране или мутаватир-хадисах. Например, если мы рассматриваем намаз, о нем явно говорится в Коране. Если человек считает его совершенно незначительным, не придает ему значения или насмехается над ним, такой человек тоже теряет свою веру.

3) И третья ситуация – когда человек насмехается над тем или иным правилом, явно выраженным в Коране и хадисах. Он теряет веру в этом случае.
 
Такой человек теряет свою веру, а значит, это приводит к далеко идущим последствиям. Если он состоит в браке, его брак прекращает свое действие, и, если он не обновит никах и продолжит жить со своей женой, его пребывание с ней будет считаться блудными отношениями. Если у жены произойдет зачатие ребенка, родившийся ребенок будет считаться незаконнорожденным в терминологии шариата.
 
Таковы последствия насмешек над той или иной нормой шариата, несерьезного к ней отношения или попыток сделать из харама халяль и оправдать харам.
 
Когда говорят о той или иной норме шариата, крайне важно принять ее и подчиниться ей. Если кто-то делает что-то неправильное, он не должен пытаться защитить свой грех. Если кто-то попытается это сделать, он потеряет свою веру. Просто примите норму шариата, согласитесь, что да, вы не правы, и это даст тауфик на раскаяние и изменение, исправление своей души.
 
Далее Всевышний Аллах говорит о том, что, когда верующие обращались к неверующим, или когда пророки обращались к народу с призывом уверовать в Судный День и говорили, что никто не пришел в этот мир, чтобы жить вечно, что каждому суждено его покинуть, призывали уверовать в жизнь после смерти, ответственность перед Аллахом, в ответ неверующие насмехались над этим и говорили слова, которые Аллах приводит в Коране:
 
48. وَيَقُولُونَ مَتَى هَذَا الْوَعْدُ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

И они говорят: «Когда сбудется это обещание, если вы правдивы?»
 
Они спрашивали о том, когда придет обещанный Судный День, о котором те так долго им говорят.
 
Всевышний Аллах ни одному пророку никогда не говорил, когда именно настанет Судный День. Он обязательно настанет, и во многих аятах Корана говорится об этом. Но когда именно он настанет, нам, людям, неизвестно. Но при этом, конечно, существуют признаки Судного Дня.
 
В одном хадисе, передаваемом Умаром ибн Хаттабом (радиаЛлаху 'анх), говорится, что как-то они, сахабы, сидели в обществе пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Неожиданно появился человек в чистой белой одежде с хорошо причесанными, ухоженными черными волосами и сел рядом с пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Глядя на него, можно было сказать, что он должен быть местным жителем Лучезарной Медины, но никто при этом не знал его. Сев рядом с пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), он задал ему несколько вопросов.
 
Первый вопрос, заданный им пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был такой: «Скажи мне, что такое вера». Второй вопрос: «Скажи мне, что такое ислам». И третий вопрос: «Скажи мне, что такое ихсан».
 
На каждый вопрос пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал ответ. Об ихсане – о том, что очень приближает человека к Всевышнему Аллаху, – он сказал, что это значит поклоняться Аллаху так, словно видишь Его, а если не получается достичь такого состояния, то будьте уверены, что Аллах видит вас.
 
Тогда последовал следующий вопрос – о том, когда настанет День воскрешения. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в ответ сказал, что так же, как и спрашивающий, он не знает этого.
 
Тогда последовал новый вопрос: «Скажи мне, каковы признаки Дня воскрешения». То есть должны иметься определенные признаки, события, ведущие к Дню воскрешения. В ответ пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) перечислил некоторые признаки.
 
Один из этих признаков заключается в том, что женщина родит госпожу, то есть мать родит дочь, которая будет настолько непослушна по отношению к матери, что она будет ее госпожой. То есть в хадисе говорится о непослушании своим родителям.
 
Второй признак, о котором сказал пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), заключается в том, что люди, чрезвычайно бедные, пасущие овец, у которых, быть может, не будет даже обуви, со временем станут такими богатыми, что они будут соревноваться друг с другом в строительстве высоких, гигантских зданий. Таков еще один признак, на который указал пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
 
Спустя несколько дней пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил Умара ибн аль-Хаттаба (радиаЛлаху 'анх), знает ли он, кем был тот, что приходил и задавал вопросы, и поведением которого (он задавал вопрос, а потом говорил, что да, ответ правильный) были удивлены сахабы. Умар (радиаЛлаху 'анх) сказал, что не знает. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Это был Джибраил, который пришел к вам, чтобы обучить вас вашей религии». (Прим. Передал Муслим)
 
Из этого хадиса мы видим, что даже Джибраил (алейхи салам) не знал, когда настанет День воскрешения, и пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) тоже не знал этого. Но есть определенные события, ведущие к этому дню и которые дают понять, что День воскрешения близок.
 
В одном хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) дал определенные ориентиры того, когда произойдет День воскрешения. Он говорит нам:
 
«Торопитесь совершать добрые дела до того, как настанет такая фитна, что человек, являвшийся утром верующим, до вечера потеряет веру и станет неверующим, или он начнет вечер верующим, а к утру станет неверующим. Он будет настолько погружен в дунья, что продаст свою религию за сущие копейки ради дунья».
 
В другом хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил еще об одном признаке Дня воскрешения:
 
«Настанет такая фитна, что сидящий будет лучше стоящего, а стоящий – лучше идущего».
 
То есть подразумевается, что, чем менее активен будет человек в те времена, тем лучше он будет. Чем меньше он действует во времена фитны, тем лучше.
 
Еще в одном хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что перед Днем воскрешения будет много лжецов. Люди будут врать. Это признак Дня Воскрешения. И пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что нужно просто держаться от них подальше.
 
В другом хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что среди признаков Дня воскрешения – то, что будет распространено невежество, знание будет удалено, употребление опьяняющих напитков и веществ станет обычным явлением, а мужчин станет меньше, чем женщин.
 
Современная статистика говорит нам о том, что женщин сейчас больше, чем мужчин. И, как говорил пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), настанет время, близкое к Дню воскрешения, когда соотношению между мужчинами и женщинами будет 1:50. И все идет именно так, как говорил об этом пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).
 
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также говорил, чтобы ждали Дня воскрешения, когда будет утрачено доверие, когда больше никому нельзя будет доверять. Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросили, как так выйдет, что будет утрачено доверие. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил, что ответственные посты будут переданы тем, кто их не заслуживает. То есть люди будут просто желать высокой должности и славы. Управляя делами какого-то человека или организации, они не будут обладать для этого умениями и квалификацией. Они просто будут стремиться к известности и славе. Когда это проявится, День воскрешения будет близок.
 
Глядя на все эти признаки, мы видим, насколько они правдивы и реальны.
 
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также говорил о распространенности музыкальных инструментов как признаке Дня воскрешения. И он также говорил, что человек, который, быть может, очень богат и располагает всеми материальными благами, будет проходить мимо кладбища, и от невероятной тоски и депрессии он взглянет на могилу и скажет ее обитателю, хотел бы я оказаться на твоем месте. Сегодня мы видим огромное количество богатых людей, профессионалов своего дела, принимающих антидепрессанты. Казалось бы, у них чего только нет, чтобы спокойно спать и радоваться жизни, а они не могут заснуть без таблеток. Это именно то, о чем говорил пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), перечисляя признаки Дня воскрешения.
 
Конечно, есть еще и большие признаки Дня воскрешения: Даджаль, пришествие имама Махди, возвращение пророка Исы (алейхи салам), произойдут многие войны, будет много землетрясений. Все это произойдет до Дня воскрешения, но когда именно он настанет, известно одному лишь Всевышнему Аллаху. Конечно, есть сообщение пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, что это будет в пятницу. Но в какую пятницу? Аллах знает лучше.
 
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал, что День воскрешения настанет только тогда, когда не останется ни единого человека в этом мире, который бы говорил: «Аллах, Аллах, Аллах», – поминал имя Аллаха.
 
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что День воскрешения наступит, когда на земле останутся худшие из людей. В тот момент не останется верующих. Все люди будут неверующими, не будут уважать друг друга, а жизнь на земле будет схожа с той, что ведут животные в джунглях.
 
И Всевышний Аллах говорит:
 

49. مَا يَنظُرُونَ إِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً تَأْخُذُهُمْ وَهُمْ يَخِصِّمُونَ


«Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который схватит их тогда, когда они будут препираться».
 
Кыямат придет очень неожиданно. В хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит, что День воскрешения придет настолько неожиданно, что два человека будут в это время заниматься торговлей: один будет покупать ткань у другого. Будет происходить продажа ткани в магазине, и продавец развернет рулон ткани, а другой, вероятно, будет рассматривать ее, и, пока они будут полностью заняты этим, еще до того как произойдет покупка и положат рулон обратно, в этот момент неожиданно настанет конец света. А кто-то другой будет занят укладкой или починкой шланга, вероятно думая, что жизнь идет своим чередом, и в этот миг неожиданно настанет конец света.
 
50. فَلَا يَسْتَطِيعُونَ تَوْصِيَةً وَلَا إِلَى أَهْلِهِمْ يَرْجِعُونَ

«Они не смогут оставить завещание и не вернутся к своим семьям».
 
Когда человек умирает, он обычно знает об этом и пытается составить завещание, сделать определенные приготовления перед смертью. Конец света же наступит настолько неожиданно, что человек просто не сможет составить завещание.
 
Если человек находится вне дома и чувствует себя нехорошо, он обычно идет домой, чтобы найти успокоение у жены и детей. Но когда настанет конец света, человек просто не дойдет до дома, он останется там, где был.

Они не смогут оставить завещание и не вернутся к своим семьям.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрагим Десаи: Толкование суры
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков